Динамика межличностных конфликтов в трудовом коллективе
осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями:
доминироиание-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-
аналитичность.
Для представления основных социальных ориентаций Т.Лири разработал
условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по
горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации:
доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти
секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям.
Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются
результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь
этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в
индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и
горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных
показателей от центра окружности указывает на адаптивность или
экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8
типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей
интенсивности. Методика построена так, что суждения направленные на
выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым
образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество
определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого
типа.
Т.Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого
поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для
самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В
соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для
ответа.
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на
четыре степени выраженности отношения:
|0-4 балла – низкая |Адаптивное поведение |
| | |
|5-8 балла – умеренная | |
|9-12 баллов – высокая |Экстремальное до патологии поведение |
| | |
|13-16 баллов – экстремальная | |
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с
помощью специального «ключа» к опроснику.[1] Полученные баллы
переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга
соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы
векторов соединяются и образуют личностный профиль (29, 54-56).
2. Тест «Определение направленности личности» (30, 30)
(ориентационная анкета).
В настоящее время для определения направленности личности
используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б.Бассом в
1967 г.
Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых
возможны 3 варианта ответов, соответствующие 3 видам направленности
личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей
степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один,
который, наоборот, наиболее далек от его мнения или наименее
соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее»
- 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27
пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.2
Оборудование: бланки опросников, ручка/карандаш, компбютерная
программа «Statistica 5.0».
Инструкция:
Инструкции к Тесту1 и Тесту2 представлены в приложении.
Предварительное исследование: в 2002 г. перед непосредственным
исследованием проводилось предварительное лонгитюдное наблюдение за
данной группой испытуемых, в частности за их личностными качествами в
различных жизненных ситуациях, в том числе и экстремальных. По итогам
наблюдения, самые ярко выраженные конфликты были между начальником
(испытуемый1) и подчиненными (испытуемые 3, 4 и 5), а в частности между
испыт.3 и 4. Также наблюдалось неадекватное (казалось) недовольство со
стороны начальника по отношению к испыт.7. Конфликт между начальником и
испыт.3 и 4 представлял серьезную угрозу их взаимоотношениям так, что
испыт.3 и 4 были на грани увольнения. В последствии образовалась острая
конфликтная ситуация между указанными выше конфликтующими сторонами, и
весь коллектив был на грани распада.
В прошлом 2003 г. проводилось исследование коллектива на указанном
выше этапе развития конфликтных отношений. Впоследствии том же году из
группы ушло два сотрудника (исп.3 и 4), но пришло трое (исп.3. 4 и 8 за
2004 г.), увеличив состав группы до 8 человек и полностью изменив
ситуацию повышенной конфликтности в коллективе.
В данной работе приводятся результаты исследования за 2003 и
2004гг., также анализ причин повышенной конфликтности в группе в 2003г.
и ее отсутствия в 2004 г.
3.2. Эмпирическое исследование конфликтных взаимоотношений в
коллективе.
1. Тест «диагностика межличностных отношений» Т.Лири1:
Октанты (восемь типов отношения к окружающим): I. Авторитарный тип
(или доминирование). II. Эгоистический (уверенность в себе). III.
Агрессивный (консерватизм). IV. Подозрительный (скептицизм). V.
Подчиняемый (уступчивость). VI. Зависимый (зависимость). VII.
Дружелюбный (консерватизм). VII. Альтруистический (отзывчивость).
4 варианта ответов: 1. Я-реальный. 2. Я-идеальный. 3. Он-реальный.
4. Он-идеальный.
Результаты представлены в табл….
Общие результаты двух тестов см. в приложении.
Таблица 1.
Номера октант по максимальной и минимальной степени выраженности
(2003г.)
Для Я-реального:
|Степени |Испытуемые |
|выраженности | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|max |VI, I |VII, III, V |V, VI, II, |II, III |VIII, VII |VII, VIII, VI|VII, VIII, V |
| | | |III | | | | |
|min |V, IV |VI, IV |I |VIII, I, VI |I, IV |IV |IV, II |
Сводная таблица 1.2.
Номера октант по максимальной и минимальной степени выраженности
(2004г.)
Для Я-реального:
|Степени |Испытуемые |
|выраженности | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|max |I, III |V |II, V |VIII, VII |VII, VIII |VII, VIII |VII, V, VIII |
|min |V, IV |VI |IV | IV |I, IV |IV |I |
Сводная таблица 2.
Показатели по основным факторам (2003г.)
|Факторы |Испытуемые |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|доминирование |7,8 |8,8 |-4,8 |1,9 |-1,5 |4,6 |-0,2 |
|дружелюбие |2,8 |4,1 |1,8 |-11,3 |8,9 |17,8 |8,9 |
Сводная таблица 2.2.
Показатели по основным факторам (2004г.)
|Факторы |Испытуемые |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|доминирование |11,9 |3,6 |3,2 |5,9 |2,3 |0,2 |-4,2 |
|дружелюбие |-4,7 |-1,7 |-2,4 |7,9 |15,7 |14 |8,9 |
Формулы определения показателей по основным факторам:
доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I – V) + 0,7(VIII + II – VI) Дружелюбие
= (VII – III) + 0,7(VIII - II – IV + VI)
Дискограммы
2003 г.
2004 г.
Испыт.1 Испыт.1
Испыт.2 Испыт.2
Испыт.3 Испыт.3
Испыт.4 Испыт.4
Испыт.5 Испыт.5
Испыт.6 Испыт.6
Испыт.7 Испыт.7
Испыт.8
2. Тест «Определение направленности личности».
Обозначения:
- направленность на себя – Я
- направленность на общение –О
- направленность на дело –Д
Таблица ответов (2003г.):
|Направленности |Количество баллов |
| |Исп.1|Исп.2|Исп.3 |Исп.4 |Исп.5 |Исп.6 |Исп.7 |
|Я |4 |4 |10 |19 |8 |14 |13 |
|О |35 |40 |40 |20 |31 |34 |29 |
|Д |42 |37 |31 |42 |42 |33 |39 |
Таблица ответов (2004г.):
|Направленности |Количество баллов |
| |Исп.1|Исп.2|Исп.3 |Исп.4 |Исп.5 |Исп.6 |Исп.7 |
|Я |3 |6 |14 |7 |8 |16 |14 |
|О |33 |27 |28 |37 |31 |29 |30 |
|Д |45 |48 |39 |37 |42 |36 |37 |
Сводная таблица (2003):
Сводная таблица (2004):
Баллы в порядке возрастания для «Я»:
|Количество |Испытуемые | |Количество |Испытуемые |
|баллов | | |баллов | |
|4 |2 | |3 |1 |
|4 |1 | |6 |2 |
|8 |5 | |7 |4 |
|10 |3 | |8 |5 |
|13 |7 | |11 |8 |
|14 |6 | |14 |3 |
|19 |4 | |14 |7 |
| | | |16 |6 |
Количество баллов для «О»
|Количество |Испытуемые | |Количество |Испытуемые |
|баллов | | |баллов | |
|20 |4 | |27 |2 |
|29 |7 | |28 |3 |
|31 |5 | |29 |6 |
|34 |6 | |30 |7 |
|35 |1 | |31 |5 |
|40 |2 | |32 |8 |
|40 |3 | |33 |1 |
| | | |37 |4 |
Количество баллов для «Д»
|Количество |Испытуемые | |Количество |Испытуемые |
|баллов | | |баллов | |
|31 |3 | |36 |6 |
|33 |6 | |37 |4 |
|37 |2 | |37 |7 |
|39 |7 | |38 |8 |
|42 |5 | |39 |3 |
|42 |1 | |42 |5 |
|42 |4 | |45 |1 |
| | | |48 |2 |
Количественный анализ полученных данных.
Применение количественной обработки данных обоих тестов
используется в данной работе с целью выявления значимой связи между
параметрами этих тестов и, следовательно, более глубокого анализа
имеющихся данных. Это поможет понять взаимосвязь тех или иных
параметров, их изменение и влияние на внешнюю ситуацию конфликтности
в коллективе.
С помощью программы «Statistica», для математической обработки
данных использовался непараметрический критерий – коэффициент
ранговой корреляции rs Спирмена для выявления степени согласованности
изменений. Этот метод позволяет определить тесноту и направление
корреляционной связи между двумя признаками или профилями признаков.
Ограничения коэффициента ранговой корреляции: по каждой переменной
должно быть представлено не менее 5 наблюдений, верхняя граница
выборки не более 40. В данном исследовании мы имеем 7 наблюдений
2003г. и 8 за 2004г.
Гипотеза Н1 о наличии значимой связи между двумя переменными
подтвердилась для следующих признаков:
Для Я-р.
Для Я-и.
|Октанты |II |VII | |Октанты |VI |VII |
|III |r=0,8246|_ | |VIII |,7052 |,7138 |
| | | | | |p=,003 |p=,003 |
| |p=0,000 | | | | | |
|VIII |_ |,7393 | |
| | |,002 | |
Для Он-р.
Между Я-и. и Он-р.
|Октанты |II |III |IV |VII | |Октанты |Он-р. |
|I |,8535 |,8293 |,8143 |_ | |Я-и. |VIII |
| |p=,000|p=,000|p=,000| | | | |
|III |_ |1 |,7743 |_ | |V |,7708 |
| | | |p=,001| | | |p=,001 |
|VI |_ |_ |_ |,7724 | |
| | | | |p=,001| |
Для Я-и. и Он-и.
|Октанты |Он-и. |
|Я-и. |III |IV |V |VI |VII |VIII |
|III |,8726 |_ |,7285 |_ |_ |_ |
| |p=,000| |p=,002| | | |
|IV |_ |,7752 |_ |_ |_ |_ |
| | |p=,001| | | | |
|V |_ |_ |_ |_ |_ |,7437 |
| | | | | | |p=,001|
|VI |_ |_ |_ |,8191 |_ |,7333 |
| | | | |p=,000 | |p=,002|
|VII |_ |_ |_ |,8181 |,8866 |,8184 |
| | | | |p=,000 |p=,000|p=,000|
|VIII |_ |_ |_ |_ |,7577 |,8594 |
| | | | | |p=,001|p=,000|
Для Он-р. и Он-и. Для Я-р. и «Я»
Для Я-и. и «Я»
Для Я-и. и «О»
|Октанты |«О» |
|Я-и. | |
|V |,7160 |
| |p=,003 |
|VI |,5433 |
| |p=,036 |
|VII |,6428 |
| |p=,010 |
|VIII |,6934 |
| |p=,004 |
Из приведенных табличных данных значимых корреляций можно выделить
наибольшие из них: высокая корреляция между октантами VII и VIII, что
является вполне логичным, т.к. деятельность группы направлена на
альтруистическую деятельность и работу с большими группами людей; также
между октантами I и II, III и IV, что может свидетельствовать о том,
что существует некий стереотип руководителя (т.к. большинство
испытуемых – сотрудники, которые определяли реальное и идеальное «Я»
своего руководителя), который влияет на объективность оценки
конкретного человека. Что касается значимых связей между параметрами
Теста1 и Теста2, выявлены следующие: отрицательная корреляция между
направленностью «Я» и I и VII, что говорит о том, что в группе
авторитарность и конформизм противоположны направленности на себя
(«Я»); также между «О» и V, VI, VII, VIII, что говорит о том, что
степени подчиняемости, зависимости, конформизма и альтруистичности
соответствует степень направленности на общение («О»). По данным таблиц
видно, что наибольшая корреляция прослеживается именно между Я-и.
(Тест1) и направленностью. Это может означать, что представление
человека об идеале и направленность его поведения взаимосвязаны. Так,
идеал человека выражается в стремлении к этому идеалу, которое, в свою
очередь, отражается в деятельности, в ее направленности.
Качественный анализ полученных данных.
Тест 2.:
Сравнивая табличные данные, можно выделить max и min значения по
каждой направленности, а также их соотношения у разных испытуемых:
2003 г.:
2004 г.:
Я : max - 19 баллов (исп.4). Я : max - 16
баллов (исп.6).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|