МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экспериментальное исследование особенностей психических состояний специалистов Бухгалтерский учет и аудит студентов 3 курса

    Экспериментальное исследование особенностей психических состояний специалистов Бухгалтерский учет и аудит студентов 3 курса

    Крымский экономический институт

    Киевского национального экономического университета

    Кафедра общественных дисциплин

    Курсовая работа

    По дисциплине «Психология деятельности»

    На тему: «Экспериментальное исследование особенностей психических состояний

    специалистов «Бухгалтерский учет и аудит» студентов 3 курса».

    Студента III курса

    Группы 33

    Цырульникова А. И.

    Научный руководитель:

    Доцент Варфоломеева О. В.

    Симферополь, 2000 г.

    Содержание.

    Введение

    2

    1. Психические состояния.

    3

    1.1. Исторический аспект изучения проблемы психических состояний.

    4

    2. Структура психического состояния.

    8

    3. Психические состояния и психические свойства.

    15

    2. Экспериментальное исследование особенностей психических состояний

    специалистов «Бухгалтерский учет и аудит» студентов 3 курса.

    18

    2.1. Методика диагностики депрессивных состояний.

    -

    2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества.

    21

    3. Методика измерения уровня тревожности.

    25

    4. Методика диагностики самооценки.

    28

    Заключение.

    32

    Резюме.

    33

    Список использованной литературы.

    34

    Введение.

    Данная работа посвящена проблеме психического состояния в ее наиболее

    общей форме. Вряд ли можно переоценить значение этой проблемы как для

    психологической теории - так и для психологической практики.

    Каждый взрослый человек является субъектом деятельности с одной

    стороны, а с другой - психические состояния тесно связаны с категорией

    деятельности, теснее, пожалуй, чем со всеми остальными психологическими

    категориями. Этот факт находит отражение в моей работе и определяет объект

    исследования: субъект деятельности.

    Основной результат: диагностика основных параметров психического

    состояния.

    Предметом специального внимания и психологии являются психические

    состояния людей в условиях стресса. В зависимости от причин различают

    стрессы физиологический и психологический. Физиологический стресс вызывают

    механические, физические и т. п. воздействия — сильный звук, повышенная

    температура воздуха, вибрация.

    Психологический стресс может возникнуть в условиях дефицита времени

    или информации при высокой личной значимости достижения успеха в

    деятельности, в ситуациях угрозы, опасности.

    При этом происходит мобилизация защитных сил организма для поиска

    выхода из экстремальной ситуации. Если эмоциональное напряжение,

    возникающее при стрессе, не превышает приспособительных возможностей

    организма человека, стресс может оказать положительное, мобилизующее

    влияние на его активность. В противном случае стресс ведет к дистрессу —

    исчерпыванию энергоресурсов организма, развитию целого ряда физических и

    даже психических заболеваний.

    1. Психические состояния.

    Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток времени

    зависят от того, какие именно особенности психических процессов и

    психических свойств личности проявляются в течение этого периода, т. е. от

    его психического состояния — характеристики психической деятельности за

    определенный промежуток времени.

    При этом психические процессы, психические состояния, психические

    свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.

    Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а

    повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности.

    Виды психических состоянии выделяют в зависимости от таких параметров:

    — влияния на личность (положительные и отрицательные, стенические и

    астенические);

    — преобладающих форм психики (эмоциональный, полевые,

    интеллектуальные);

    — глубины (глубокие, поверхностные);

    — времени протекания (кратковременные, длительные и пр.);

    — степени осознанности.

    Возможности саморегуляции психических состояний определяются

    индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его

    привычками в организации своих действий, складывающимися в процессе

    воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознательной

    саморегуляции психических состояний является принятие человеком цели и

    программы овладения приемами соответствующих действий. Например, выделяют

    следующие приемы управления эмоциональными состояниями и выхода из стресса:

    • понижение субъективной значимости события, переоценка значимости

    ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловеческими ценностями;

    • разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физической

    нагрузке;

    • переключение внимания, концентрирование его не на значимости

    результата, а на анализе причин, технических деталях проблемы и т. п.;

    • предварительная разработка запасных стратегий, путей отступления,

    учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряженности снижает

    интеллектуальный контроль за поведением;

    • по возможности, активизация чувства юмора;

    • овладение приемами аутогенной (от греч. autos — сам, genos —

    происхождение) тренировки, основанной на нервно-мышечной релаксации (от

    лат. relaxatio — уменьшение напряжения) и самовнушении;

    • использование систем специальной тренировки, в которой сами

    факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обучения,

    например в компьютерных играх.

    1.1.Исторический аспект изучения проблемы психических состояний.

    История психического состояния (ПС) как научной категории довольно

    полно отражена в ряде работ. Мы только остановимся на некоторых моментах.

    Первое более-менее систематическое изучение ПС начинается в Индии 2-3

    тысячелетия до н. э., предметом которого было состояние нирваны. Философы

    Древней Греции тоже затрагивали проблему ПС. Развитие философской категории

    "состояние" произошло в работах Канта и Гегеля.

    Систематическое изучение ПС в психологии, пожалуй, началось с У.

    Джемса, который трактовал психологию как науку, занимающуюся описанием и

    истолкованием состояний сознания. Под состояниями сознания здесь разумеются

    такие явления, как ощущение, желания, эмоции, познавательные процессы,

    суждения, решения, хотения и т.д.

    Дальнейшее развитие категории ПС связано в основном с развитием

    отечественной психологии. Первой отечественной работой, посвященной ПС,

    является статья О.А. Черниковой 1937 г., выполненная в рамках психологии

    спорта и посвященная предстартовому состоянию спортсмена. Кроме нее в

    рамках психологии спорта в дальнейшем ПС исследовали Пуни А.Ц., Егоров

    А.С., Васильев В.В., Лехтман Я.Б., Смирнов К.М., Спиридонов В.Ф.,

    Крестовников А.Н. другие.

    Общепсихологическую разработку ПС получило, начиная со статьи

    Н.Д. Левитова 1955 году. Ему же принадлежит и первая монография по ПС.

    После его работ психология стала определяться как наука о психических

    процессах, свойствах и состояниях человека.

    Параллельно с психологией ПС затрагивались и смежными дисциплинами. По

    этому поводу И.П. Павлов писал: "эти состояния есть для нас первостепенная

    действительность, они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливают

    прогресс человеческого общежития". Кроме того, видный отечественный

    физиолог считал, что единственным предметом для психологии и может быть

    только ПС.

    Дальнейшая разработка ПС в рамках физиологии связана с именем Купалова

    П.С., показавшего, что временные состояния формируются внешними

    воздействиями по механизму условного рефлекса. Кроме этого, как он и

    показал, можно образовывать условные рефлексы и на определенные состояния

    коры.

    Установка в теории установки тоже рассматривается как ПС. Согласно

    концепции Д.Н. Узнадзе установка как готовность к действию является

    состоянием именно личности в целом - целостно-личностным состоянием, а не

    каким-либо частным психическим процессом.

    В. Н. Мясищев рассматривал ПС как один из элементов структуры

    личности, в одном ряду с процессами, свойствами и отношениями.

    ПС нашли свое место в психологии и смежных дисциплинах. Б.Ф. Ломов

    писал: "Психические процессы, состояния и свойства существуют не вне живого

    человеческого организма, не как экстрацеребральные функции. Они являются

    функцией мозга, сформировавшегося и развившегося в процессе биологической

    эволюции и исторического развития человека. Поэтому выявление законов

    психики требует исследования работы мозга и нервной системы, более того,

    всего человеческого организма в целом".

    В соответствии с принципом единства психического и биологического, а

    также требованиями объективной оценки ПС, дальнейшее исследование ПС

    проводилось в двух направлениях: исследование функционального состояния и

    эмоционального состояния, т.е. исследования тех состояний, в которых ярко

    выражен и поддается объективной диагностике (в первую очередь диагностике

    физиологических параметров) интенсивностный показатель. Категория

    функционального состояния обязано привнесением в психологию понятия

    "функциональная система". Функциональное состояние - психофизиологическое

    явление со своими закономерностями, которые заложены в архитектуре особой

    функциональной системы. Множество состояний, определяющих заданный уровень

    функциональных возможностей, образует диагностическую единицу, обычно

    называемую функциональным состоянием. Хорошее определение состояния, данное

    Е.П. Ильиным, тоже базируется на понятии "функциональная система".

    Состояние - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние

    воздействия, направленная на получение полезного результата. Довольно

    расплывчатое понятие "эмоциональное состояние" обозначает обычно довольно

    долго длящуюся эмоцию.

    Довольно часто можно видеть как эмоции и эмоциональное состояние

    определяются одно из другого. Длительность проявления, инертность

    эмоционального состояния - одно из характерных свойств эмоций.

    Не отрицая, но и не утверждая правомерность таких понятий, заметим,

    что во многом они собой подменяют категорию параметров ПС и во многом

    морально и концептуально устарели.

    В дальнейшем развитии категории ПС особую роль можно отдать появлению

    классификаций ПС и некоторых методик диагностики ПС, о которых упомянем

    ниже.

    1.2. Структура психического состояния.

    Психофизиологические состояния и соответствующие им структуры, для

    сравнения которых возможна единая шкала, будем называть интенсивными, а те

    состояния и структуры, для которых такое сопоставление невозможно, -

    экстенсивными. Не допуская возможности делить состояния на интенсивные и

    экстенсивные, мы используем понятия интенсивности и экстенсивности для

    разделения характеристик ПС.

    Для интенсивных характеристик ПС типичной является классификация

    состояний коры И.П. Павлова. На одном конце стоит возбужденное состояние,

    чрезвычайное повышение тонуса раздражения, когда делается невозможным или

    очень затрудненным тормозной процесс. За ним идет нормальное, бодрое

    состояние, состояние равновесия между раздражительным и тормозным

    процессами. Затем следует длинный, но тоже последовательный ряд переходных

    состояний к тормозному состоянию. Из них особенно характерны: уравнительное

    состояние, когда все раздражители, независимо от их интенсивности, в

    противоположность бодрому состоянию, действуют совершенно одинаково;

    парадоксальное, когда действуют только одни слабые раздражители или

    сильные, но только едва, и, наконец, ультрапарадоксальное, когда действуют

    положительно только ранее выработанные тормозные агенты - состояние, за

    которым следует полное тормозное состояние. Эта шкала несет тонический

    "энергетический" характер. В психологии "энергетические" шкалы связаны в

    основном с проблемой функциональных состояний, имеется огромное количество

    методов, позволяющих оценить тонус человека.

    Второй вид интенсивных характеристик касается эмоциональных состояний.

    Один вариант - по степени активности аппарата эмоций. Второй вариант - по

    уровню удовлетворенности. Хотя в этом случае немаловажную роль играют

    экстенсивные характеристики, делались неоднократные попытки создать единую

    шкалу. На наш взгляд, наиболее релевантным способом является биологический:

    оценка содержания нейрогормонов. В последнее время внимание биологов очень

    занимает проблема эндорфинов и энкефалинов - "эссенций счастья". К примеру,

    есть данные о выраженном влиянии эндорфинов на депрессию и шизофрению.

    В структуре подкорки выделены системы arousal-1 и arousal-2,

    отвечающие соответственно за возбуждение-торможение и за положительные

    эмоции - отрицательные эмоции. Ниже приводится рисунок отражающий

    соотношение этих систем на примере четырех состояний (Таблица 1). Сходный

    результат выявили зарубежные психологи, предложив двухфакторную концепцию

    состояния: позитивный аффект (активность-деактивность) и негативный аффект

    (неприятность-приятность).

    |Состояние |Система | |

    | |arousal-1 |Arousal-2 |

    |Тревога |+ |- |

    |Депрессия |- |- |

    |Гипоманиакальное состояние |+ |+ |

    |Эйфория |- |+ |

    Таблица 1. Взаимоотношение систем неспецифической активности мозга при

    разных эмоциональных состояниях человека (по Г.Ю. Волынкиной, Н.Ф.

    Суворову).

    Примером экстенсивной характеристики ПС может служить разделение

    состояний двух систем: низшей (ведающей анализом и синтезом конкретной

    информации) и высшей (ведающей анализом и синтезом абстрактной информации).

    При общем ослаблении нервной системы у лиц с доминированием низшей системы

    будет наблюдаться картина истерии; с доминированием высшей - психастении.

    Согласно концепции Е.П. Ильина качественный характер состоянию придают

    особенности личности (в первую очередь волевые качества). В особое

    значение придается вниманию, как наиболее глобальной характеристикой

    деятельного состояния человека. Производится также разделение состояний на

    внешние (присущие объекту как целому) и внутренние (присущие элементам

    объекта). Если первые вполне допустимо описать только количественно, то

    вторые - как количественно, так и качественно.

    Интересную концепцию предлагает Чирков В.И. С диагностическими целями

    он выделяет в ПС пять факторов: настроение, оценка вероятности успеха,

    мотивация (уровень ее), уровень бодрствования (тонический компонент) и

    отношение к работе (деятельности). Эти пять факторов он объединяет в три

    группы: мотивационно-побудительная (настроение и мотивация), эмоционально-

    оценочная (оценка вероятности успеха и отношение к работе) и активационно-

    энергетическая (уровень бодрствования).

    Особняком стоят классификации состояний на основе системного подхода,

    разделяющие ПС по тому или иному признаку. Некоторые психологи разделяют ПС

    на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на

    праксические и мотивационные, на аффективные (удовольствие-неудовольствие),

    которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-

    активация). Кроме этого предлагается разделение состояний на состояния

    индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния

    индивидуальности. На наш взгляд, классификации позволяют хорошо понять

    конкретное ПС, описать ПС, но по отношению к прогностической функции

    классификации несут слабую нагрузку. Однако нельзя не согласиться с

    требованиями системного подхода рассматривать ПС на разных уровнях, разных

    аспектах. Так предлагается рассматривать в трех измерениях:

    1. Социально-психологический, психологический, физиологический

    психофизиологический и уровни;

    2. Субъективные и объективные характеристики ПС;

    3. Индивидуальные, особенные и общие характеристики ПС.

    Подводя итоги этого параграфа, можно прийти к следующим выводам:

    1. Среди интенсивных характеристик большинство авторов выделяют

    следующие параметры ПС:

    - уровень бодрствования,

    - уровень удовлетворенности,

    - уровень эмоциональности,

    - уровень мотивированности,

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.