Экспериментальный метод в психологии
различными критериями: во-первых, возрастными различиями, поскольку
известно, что в среднем эмоциональная устойчивость возрастает по мере
развития ребенка; а во-вторых, критерием, установленным в испытаниях на
достижение, например: ухудшение результатов при выполнении задачи на
ловкость движений в условиях, когда ошибки вызываются сильным шумом.
Гипотеза, имеющая общее значение, проверяется только на частных
типичных случаях. Только новые эксперименты позволяют доказать типичность
случаев и общий характер данной зависимости. Мы снова встретимся с этой
проблемой на стадии обработки результатов. Практически повторение
экспериментов, разнообразие ситуаций дают возможность постепенно проверять
общий характер какого-либо закона: вот почему наука развивается только
благодаря усилиям многочисленных исследователей, осуществляющих очень
многие и часто очень близкие друг другу эксперименты. В каждом эксперименте
проверяется лишь одна какая-то зависимость между частными ситуациями, даже
если вначале гипотеза была более многообещающей. Между мыслью исследователя
и его экспериментами, идущими от общего к частному, существует,
следовательно, диалектическое движение. Гипотеза никогда полностью не
проверяется, но приближение становится все большим и большим. Это скорее
относится к гуманитарным наукам, нежели к наукам биологическим или
физическим, где легче выделить типичный случай.
б) Проверка может быть прямой или косвенной: проверка является
прямой, когда оба члена гипотетического отношения могут стать объектом
прямого наблюдения. Таким был вышеприведенный пример, когда эффект
установки прибавлялся к эффекту частоты при определении порога узнавания.
Но очень часто гипотеза является более сложной и предполагает существование
промежуточной переменной, которая не может стать объектом прямой проверки.
Так, гипотезы о природе колбочек, связанных с цветным зрением, до
сих пор могут быть только объектом косвенных проверок. Самая правдоподобная
гипотеза должна исходить из всех известных фактов. По мере развития наших
знаний поле нашего выбора постепенно сужается. В примере с цветным зрением
прямая проверка станет возможной тогда, когда это позволят успехи
гистологии и биохимии.
Другие гипотезы, в частности те, которые вводят факторы или черты
личности, мотивации, общие признаки какого-либо поведения, например силу
навыка у Халла, всегда будут в принципе доступны лишь косвенной проверке,
то есть проверке, основанной на тех следствиях, которые можно из них
вывести. Теоретическая гипотеза становится все более и более правдоподобной
по мере того, как увеличивается число предсказанных ею фактов.
в) Проверка практически всегда частична. Мы уже дважды подчеркивали
этот аспект, но нужно еще раз к нему вернуться. В физиологии возможно
доказательство. Удаление, рассечение, повреждение органов позволяют
определить точную функциональную роль какой-либо части организма. В
психофизиологии животных можно приблизиться к этому идеалу. В психологии он
недостижим. Поведение зависит, как мы видели, от двух типов переменных:
ситуации и личности. Но в каждом этом типе число переменных очень велико,
и, несмотря на все предосторожности (о которых мы будем говорить в
следующем параграфе), наблюдаемое поведение зависит только с одной стороны
от данной переменной. Проверка прогноза выражается чаще всего посредством
статистического критерия: гипотеза проверена, например, на уровне 0,05, —
это означает, что есть только пять шансов из 100, что установленное
различие (или корреляция) не относится к частным признакам используемой
выборки наблюдений. Это означает, что данная переменная играет какую-то
роль, но в связи с другими переменными, усиливающими или ослабляющими ее
действие.
Частичная проверка какой-либо гипотезы исключает противоположную
гипотезу, но не роль других переменных, которые могут играть дополнительную
роль. Так, в теории научения одни авторы смогли проверить значение
ассоциаций, возникающих между различными сигналами какой-нибудь ситуации, и
создали основу гипотез, обозначаемых S — S. Другие исследователи доказали
важность связей, устанавливающихся между сигналами ситуации и ответом
посредством так называемого процесса подкрепления. Эти гипотезы,
обозначаемые S — R, конечно, не исключают первых. Процессы научения
включают, по нашему мнению, эти сложные аспекты, причем главную роль играют
то одна, то другая система в зависимости от ситуаций.
Часто именно благодаря сопоставлению гипотез и попыткам синтеза их
наука достигает своих самых замечательных успехов. Об этом свидетельствует
как физическая, так и психологическая теории.
Независимая и зависимая переменная.
Экспериментирование имеет своей целью проверить существование какой-
либо связи между двумя рядами фактов. Основной принцип остается всегда
одним и тем же. Изменение данного, и наблюдение за тем, как сказывается это
изменение на поведении.
Фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой
переменной; фактор, изменение которого вызывает независимая переменная,
называется зависимой переменной. Мы будем постоянно пользоваться этой
терминологией.
Спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.
Это различие, введенное Клодом Бернаром, очень полезно в
психологии. Спровоцированный эксперимент является самым частым и самым
классическим. Исследователь воздействует на независимую переменную и
наблюдает результаты. Эксперимент называется экспериментом, на который
ссылаются, когда изменение независимой переменной осуществляется без
вмешательства экспериментатора. Так обстоит дело с мозговыми повреждениями,
вызванными ранениями или болезнями, с различиями в культурном уровне,
связанными с неравенством условий жизни, или с биологическим тождеством
однояйцевых близнецов. К этим случаям нужно отнести и все те случаи, когда
в той или иной форме проис ходит изменение в личности и когда оно может
быть использовано как независимая переменная. Эти случаи очень ценны, так
как экспериментатор не может вводить переменные, действие которых было бы
медленным (система воспитания), и не имеет права экспериментировать на
человеке, если его эксперимент может вызвать серьезные или необратимые
физиологические или психологические нарушения. Эксперимент может быть
одновременно экспериментом, на который ссылаются, для одной переменной и
спровоцированным — для другой.
Эксперимент и лаборатория.
Эксперимент должен доказать какую-либо гипотезу. Поэтому он
сопровождается стремлением проверить как можно большее число переменных и
как можно точнее зарегистрировать ответы-действия испытуемых. Вполне
очевидно, что этот идеал легче достигается в лаборатории, где оборудование
и помещение специально приспособлены для этой цели. Лаборатория не
предполагает, однако, сложного оборудования, помещающегося в особых
зданиях. Роль лаборатории часто может выполнить спокойная комната в школе,
госпитале или казарме. Существуют даже грузовики-лаборатории. Лаборатория
разными способами создает искусственную среду. Ее целью не является,
впрочем,— за исключением особых случаев — создание или воссоздание
естественных условий и миниатюрных жизненных ситуаций. Подход
экспериментатора — аналитический, он старается создать ситуации, как можно
больше выявляющие влияние изучаемой им переменной. Он действует так же, как
физик или биолог. Если на стадии наблюдения он часто должен прибегать к
естественному наблюдению, чтобы доискаться до первопричины, то, напротив, в
эксперименте он должен установить какую-либо зависимость, стараясь
устранить все влияния, ее маскирующие. Лаборатория полезна только тогда,
когда удается привести в действие средства, изолирующие какое-либо явление.
На этой стадии научной работы такой аналитический подход не таит в
себе никакой опасности. Она, видимо, появляется только тогда, когда
экспериментатор неосмотрительно захотел бы перенести свои лабораторные
результаты в повседневную жизнь, в которой действуют те самые переменные,
влияние которых нейтрализовал эксперимент. Не следует забывать, что
эксперимент предназначен для создания науки и что практические выводы не
вытекают из него механически.
Однако не всякий эксперимент может быть проведен в лаборатории, в
частности в социальной психологии или в прикладной психологии. В этих
случаях экспериментатор может изменять какую-либо переменную, но должен
сохранять нормальными все остальные условия жизни людей. Так, можно
применять в одном или нескольких классах новые педагогические методы и
спустя какое-то время определять их эффективность, сравнивая эти классы с
другими, где это изменение не было введено. Можно также изменять в
некоторых конторах отношение руководителей к персоналу и путем сравнения
оценивать результаты и т. д.
Но сразу же обнаруживается, что подобные эксперименты — а они
вполне заслуживают этого названия — оставляют множество неконтролируемых
переменных. Так, в наших примерах не контролируется та или иная переменная:
личность учителей или руководителей, характер классов или групп, установки,
которые продолжительные эксперименты создают в изучаемых группах. Напомним
о превратностях и злоключениях экспериментов на заводе Хаузорн. Однако
увеличение числа экспериментов, проведенных на основе одной и той же
гипотезы, может повысить ценность реализуемых проверок.
Эксперимент и оборудование.
Классическим признаком психологической лаборатории является
оснащенность ее оборудованием. Какую же роль играет оно в лаборатории?
Оборудование является средством контроля за изменениями независимых
переменных и определения значений или свойств зависимой переменной, то есть
ответов испытуемого.
Оборудование может быть очень сложным, но может быть и очень
простым. Особенно в области речи можно провести много исследований с
помощью бумаги, карандашей и хронометра. Напомним, однако, три переменные
психологического отношения, чтобы указать кратко природу и роль
оборудования при изучении психологии человека.
А) Ситуация. Цель — максимальное уточнение ситуации и ее
переменных. Сюда относятся все приборы, предназначенные для измерения или
создания контролируемых физических переменных среды: люксметр, децибелметр,
аудиометр, а также ольфактометр, ареометр и т. д.
Исследования по восприятию применяют разные типы аппаратов
предъявления. Приведем в качестве примера тахистоскопы, предназначенные для
контроля продолжительности времени экспозиции.
Для изучения памяти также необходимы аппараты с целью контроля
времени предъявления и интервалов следования: цилиндры с нанесенными на них
стимулами, движущимися перед окошком; проекционные аппараты и т. д.
Сенсомоторные исследования и исследования проблем обучения также
пользуются оборудованием, которое даже определяет задание.
Мы уже говорили, что при изучении речи и символического мышления
оборудование сводится к минимуму. Иногда лаборатория оборудуется таким
образом, чтобы создать искусственные условия обитания: «поворачивающиеся
комнаты» Уиткина, лаборатории для изучения сна Клейтмана, а ныне—помещения,
воспроизводящие условия жизни астронавтов, где одновременно с
физиологическими исследованиями проводятся некоторые психологические
исследования.
Б) Личность. Когда нужно контролировать переменные личности, самым
распространенным экспериментальным материалом являются всякого рода тесты
(Пишо, 1949).
Когда изучаются физиологические изменения, лаборатория превращается
в клинику, так же как при исследовании фармакодинамики.
В) Ответ. В данном случае основная роль оборудования состоит в
регистрации ответов.
Когда пользуются физиологическими показателями, прибегают к
существующим регистрирующим аппаратам ЕЕG, ЕDG, ЕMG. Кино фиксирует мимику
и сложные действия, магнитофон — вербальные ответы. Целый ряд аппаратов
служит для измерения длительности феноменов: обычные хронометры, хроноскопы
(Гиппа, Д'Арсонваля), ныне электронные. Очень часто пользуются полиграфом с
синхронным мотором, позволяющим регистрировать время стимуляции (или
стимуляций) и ответа (или ответов) и т. д.
Наконец, часто достаточно простого листа записей, сделанных
испытуемым или экспериментатором.
Значение эксперимента определяется не ценностью используемого
оборудования, а богатством гипотез и точностью необходимого контроля.
Однако часто этот контроль невозможен без оборудования, и во многих случаях
успехи эксперимента зависят от успехов техники.
Изоляция и контроль независимых переменных.
До сих пор мы рассуждали, не ставя под сомнение классический
принцип экспериментирования: принцип вариации только одной из переменных
при сохранении постоянными всех остальных. Это правило поднимает множество
проблем, и мы постепенно увидим, как они решаются на практике. Организация
эксперимента и обработка его результатов как раз и преследуют цель
обеспечить строжайшее соблюдение этого правила.
Однако можно подвергнуть сомнению даже сам этот принцип. Можно ли
изолировать одну переменную? В теоретическом плане вопрос этот неразрешим,
но столетие экспериментирования доказало, что это возможно, если принять
все необходимые предосторожности и проверять полученные результаты в
сходных условиях. Иногда оказывается, что то, что принимали за независимую
переменную, вовсе не является таковой, и поведение испытуемого объясняется
другими переменными. В этом состоит классическая трудность
экспериментирования, знакомая также физико-химическим и биологическим
наукам.
Если практика отвечает на этот вопрос утвердительно, то тем не
менее не всегда легко изолировать одну переменную. В таком случае возможны
два способа. Один состоит в том, чтобы нейтрализовать действие одной или
нескольких переменных, которые нельзя считать постоянными, и мы укажем
конкретные средства достижения этого. Другой, более новый, состоит в
планировании эксперимента при нескольких переменных, причем дисперсионный
анализ позволяет определить соответственный вес каждой в результатах. А
контроль за другими переменными? Когда речь идет о переменных, относящихся
к ситуации, можно к этому стремиться, но личность — не робот, изо дня в
день и даже из года в год выполняющий стереотипные задачи. Внимание,
мотивация, резервы субъекта меняются. Эти изменения объясняют, почему время
от времени варьируют — правда, в определенных пределах — ответы субъекта, и
мы увидим, как статистика позволяет отделить в хорошо поставленном
эксперименте существенное от второстепенного.
Мы собираемся теперь аналитически рассмотреть проблемы, поднимаемые
изменениями независимой (ситуация или личность) и зависимой (ответ)
переменной.
Вариации ситуаций.
Ситуация имеет два главных аспекта: окружающую среду, то есть те
условия, в которых испытуемый должен что-то делать, и задачу, определяемую
экспериментальным материалом, с которым испытуемый должен действовать в
соответствии с данными ему указаниями (инструкцией).
Создание равноценных групп.
Эта проблема является трудной и фундаментальной. Две группы никогда
не могут быть абсолютно равноценными. Как же в таком случае можно достичь
достаточной равноценности?
Основное правило состоит в следующем: две группы должны быть
равноценными по крайней мере в отношении изучаемых проблем: группы детей
одного возраста, пола или одного и того же уровня умственного развития,
сходные патологические случаи и т. д.
Первый вопрос, требующий решения и иногда предварительных
экспериментов, состоит в том, чтобы определить основные переменные,
равноценность которых следует проверить. Является ли такой переменной
интеллектуальный уровень? Социально-экономический уровень? Характер?
Когда решен этот первый вопрос, нужно найти правильные критерии
(иногда тесты) для определения равноценности, а эта проблема становится все
труднее по мере перехода от биологических переменных к социальным или к
переменным личности.
На практике часто действуют следующим образом. Для того чтобы
составить равноценные группы, начинают с уже однородной во многих
отношениях популяции: детей данного возраста, одного и того же квартала,
студентов определенной специальности на данном уровне, рабочих одной и той
же специальности и т. д. Преимущество, существующее вначале, утрачивается в
конце. Полученные результаты будут относиться только к изученной популяции.
Однако редкие исследования имеют возможность использовать две равноценные и
репрезентативные выборки популяции данной страны. И даже в этом случае
полученные результаты не могут быть, по-видимому, экстраполированы с
Франции, например, на Китай.
Исходя из этой популяции, можно действовать несколькими способами в
зависимости от искомой степени равноценности.
А) Испытуемых выбирают в данной популяции наугад. Если эта
популяция достаточно однородна в отношении изучаемых переменных, можно
надеяться, что неизбежные индивидуальные различия компенсируются. Этот
метод тем плодотворнее, чем многочисленнее созданные группы и однороднее
популяция. Однако мы чуть было не совершили грубую ошибку, когда обратились
с целью измерения оптико-геометрических иллюзий к пансионерам студенческого
общежития, являющимся студентами различных специальностей. Оказалось, что
эту популяцию нельзя считать однородной; и, в самом деле, студенты
естественных и гуманитарных специальностей дали совершенно различные
результаты (Фресс и Вотрей, 1956).
В) Если известны переменные, требующие проверки, можно проверить
равноценность групп с этой точки зрения. Самым простым примером является
пример, на который мы ссылались выше, то есть когда существует однородность
или сходство между испытанием, на основании которого устанавливается
Страницы: 1, 2, 3
|