МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экспериментальный метод в психологии

    различными критериями: во-первых, возрастными различиями, поскольку

    известно, что в среднем эмоциональная устойчивость возрастает по мере

    развития ребенка; а во-вторых, критерием, установленным в испытаниях на

    достижение, например: ухудшение результатов при выполнении задачи на

    ловкость движений в условиях, когда ошибки вызываются сильным шумом.

    Гипотеза, имеющая общее значение, проверяется только на частных

    типичных случаях. Только новые эксперименты позволяют доказать типичность

    случаев и общий характер данной зависимости. Мы снова встретимся с этой

    проблемой на стадии обработки результатов. Практически повторение

    экспериментов, разнообразие ситуаций дают возможность постепенно проверять

    общий характер какого-либо закона: вот почему наука развивается только

    благодаря усилиям многочисленных исследователей, осуществляющих очень

    многие и часто очень близкие друг другу эксперименты. В каждом эксперименте

    проверяется лишь одна какая-то зависимость между частными ситуациями, даже

    если вначале гипотеза была более многообещающей. Между мыслью исследователя

    и его экспериментами, идущими от общего к частному, существует,

    следовательно, диалектическое движение. Гипотеза никогда полностью не

    проверяется, но приближение становится все большим и большим. Это скорее

    относится к гуманитарным наукам, нежели к наукам биологическим или

    физическим, где легче выделить типичный случай.

    б) Проверка может быть прямой или косвенной: проверка является

    прямой, когда оба члена гипотетического отношения могут стать объектом

    прямого наблюдения. Таким был вышеприведенный пример, когда эффект

    установки прибавлялся к эффекту частоты при определении порога узнавания.

    Но очень часто гипотеза является более сложной и предполагает существование

    промежуточной переменной, которая не может стать объектом прямой проверки.

    Так, гипотезы о природе колбочек, связанных с цветным зрением, до

    сих пор могут быть только объектом косвенных проверок. Самая правдоподобная

    гипотеза должна исходить из всех известных фактов. По мере развития наших

    знаний поле нашего выбора постепенно сужается. В примере с цветным зрением

    прямая проверка станет возможной тогда, когда это позволят успехи

    гистологии и биохимии.

    Другие гипотезы, в частности те, которые вводят факторы или черты

    личности, мотивации, общие признаки какого-либо поведения, например силу

    навыка у Халла, всегда будут в принципе доступны лишь косвенной проверке,

    то есть проверке, основанной на тех следствиях, которые можно из них

    вывести. Теоретическая гипотеза становится все более и более правдоподобной

    по мере того, как увеличивается число предсказанных ею фактов.

    в) Проверка практически всегда частична. Мы уже дважды подчеркивали

    этот аспект, но нужно еще раз к нему вернуться. В физиологии возможно

    доказательство. Удаление, рассечение, повреждение органов позволяют

    определить точную функциональную роль какой-либо части организма. В

    психофизиологии животных можно приблизиться к этому идеалу. В психологии он

    недостижим. Поведение зависит, как мы видели, от двух типов переменных:

    ситуации и личности. Но в каждом этом типе число переменных очень велико,

    и, несмотря на все предосторожности (о которых мы будем говорить в

    следующем параграфе), наблюдаемое поведение зависит только с одной стороны

    от данной переменной. Проверка прогноза выражается чаще всего посредством

    статистического критерия: гипотеза проверена, например, на уровне 0,05, —

    это означает, что есть только пять шансов из 100, что установленное

    различие (или корреляция) не относится к частным признакам используемой

    выборки наблюдений. Это означает, что данная переменная играет какую-то

    роль, но в связи с другими переменными, усиливающими или ослабляющими ее

    действие.

    Частичная проверка какой-либо гипотезы исключает противоположную

    гипотезу, но не роль других переменных, которые могут играть дополнительную

    роль. Так, в теории научения одни авторы смогли проверить значение

    ассоциаций, возникающих между различными сигналами какой-нибудь ситуации, и

    создали основу гипотез, обозначаемых S — S. Другие исследователи доказали

    важность связей, устанавливающихся между сигналами ситуации и ответом

    посредством так называемого процесса подкрепления. Эти гипотезы,

    обозначаемые S — R, конечно, не исключают первых. Процессы научения

    включают, по нашему мнению, эти сложные аспекты, причем главную роль играют

    то одна, то другая система в зависимости от ситуаций.

    Часто именно благодаря сопоставлению гипотез и попыткам синтеза их

    наука достигает своих самых замечательных успехов. Об этом свидетельствует

    как физическая, так и психологическая теории.

    Независимая и зависимая переменная.

    Экспериментирование имеет своей целью проверить существование какой-

    либо связи между двумя рядами фактов. Основной принцип остается всегда

    одним и тем же. Изменение данного, и наблюдение за тем, как сказывается это

    изменение на поведении.

    Фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой

    переменной; фактор, изменение которого вызывает независимая переменная,

    называется зависимой переменной. Мы будем постоянно пользоваться этой

    терминологией.

    Спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.

    Это различие, введенное Клодом Бернаром, очень полезно в

    психологии. Спровоцированный эксперимент является самым частым и самым

    классическим. Исследователь воздействует на независимую переменную и

    наблюдает результаты. Эксперимент называется экспериментом, на который

    ссылаются, когда изменение независимой переменной осуществляется без

    вмешательства экспериментатора. Так обстоит дело с мозговыми повреждениями,

    вызванными ранениями или болезнями, с различиями в культурном уровне,

    связанными с неравенством условий жизни, или с биологическим тождеством

    однояйцевых близнецов. К этим случаям нужно отнести и все те случаи, когда

    в той или иной форме проис ходит изменение в личности и когда оно может

    быть использовано как независимая переменная. Эти случаи очень ценны, так

    как экспериментатор не может вводить переменные, действие которых было бы

    медленным (система воспитания), и не имеет права экспериментировать на

    человеке, если его эксперимент может вызвать серьезные или необратимые

    физиологические или психологические нарушения. Эксперимент может быть

    одновременно экспериментом, на который ссылаются, для одной переменной и

    спровоцированным — для другой.

    Эксперимент и лаборатория.

    Эксперимент должен доказать какую-либо гипотезу. Поэтому он

    сопровождается стремлением проверить как можно большее число переменных и

    как можно точнее зарегистрировать ответы-действия испытуемых. Вполне

    очевидно, что этот идеал легче достигается в лаборатории, где оборудование

    и помещение специально приспособлены для этой цели. Лаборатория не

    предполагает, однако, сложного оборудования, помещающегося в особых

    зданиях. Роль лаборатории часто может выполнить спокойная комната в школе,

    госпитале или казарме. Существуют даже грузовики-лаборатории. Лаборатория

    разными способами создает искусственную среду. Ее целью не является,

    впрочем,— за исключением особых случаев — создание или воссоздание

    естественных условий и миниатюрных жизненных ситуаций. Подход

    экспериментатора — аналитический, он старается создать ситуации, как можно

    больше выявляющие влияние изучаемой им переменной. Он действует так же, как

    физик или биолог. Если на стадии наблюдения он часто должен прибегать к

    естественному наблюдению, чтобы доискаться до первопричины, то, напротив, в

    эксперименте он должен установить какую-либо зависимость, стараясь

    устранить все влияния, ее маскирующие. Лаборатория полезна только тогда,

    когда удается привести в действие средства, изолирующие какое-либо явление.

    На этой стадии научной работы такой аналитический подход не таит в

    себе никакой опасности. Она, видимо, появляется только тогда, когда

    экспериментатор неосмотрительно захотел бы перенести свои лабораторные

    результаты в повседневную жизнь, в которой действуют те самые переменные,

    влияние которых нейтрализовал эксперимент. Не следует забывать, что

    эксперимент предназначен для создания науки и что практические выводы не

    вытекают из него механически.

    Однако не всякий эксперимент может быть проведен в лаборатории, в

    частности в социальной психологии или в прикладной психологии. В этих

    случаях экспериментатор может изменять какую-либо переменную, но должен

    сохранять нормальными все остальные условия жизни людей. Так, можно

    применять в одном или нескольких классах новые педагогические методы и

    спустя какое-то время определять их эффективность, сравнивая эти классы с

    другими, где это изменение не было введено. Можно также изменять в

    некоторых конторах отношение руководителей к персоналу и путем сравнения

    оценивать результаты и т. д.

    Но сразу же обнаруживается, что подобные эксперименты — а они

    вполне заслуживают этого названия — оставляют множество неконтролируемых

    переменных. Так, в наших примерах не контролируется та или иная переменная:

    личность учителей или руководителей, характер классов или групп, установки,

    которые продолжительные эксперименты создают в изучаемых группах. Напомним

    о превратностях и злоключениях экспериментов на заводе Хаузорн. Однако

    увеличение числа экспериментов, проведенных на основе одной и той же

    гипотезы, может повысить ценность реализуемых проверок.

    Эксперимент и оборудование.

    Классическим признаком психологической лаборатории является

    оснащенность ее оборудованием. Какую же роль играет оно в лаборатории?

    Оборудование является средством контроля за изменениями независимых

    переменных и определения значений или свойств зависимой переменной, то есть

    ответов испытуемого.

    Оборудование может быть очень сложным, но может быть и очень

    простым. Особенно в области речи можно провести много исследований с

    помощью бумаги, карандашей и хронометра. Напомним, однако, три переменные

    психологического отношения, чтобы указать кратко природу и роль

    оборудования при изучении психологии человека.

    А) Ситуация. Цель — максимальное уточнение ситуации и ее

    переменных. Сюда относятся все приборы, предназначенные для измерения или

    создания контролируемых физических переменных среды: люксметр, децибелметр,

    аудиометр, а также ольфактометр, ареометр и т. д.

    Исследования по восприятию применяют разные типы аппаратов

    предъявления. Приведем в качестве примера тахистоскопы, предназначенные для

    контроля продолжительности времени экспозиции.

    Для изучения памяти также необходимы аппараты с целью контроля

    времени предъявления и интервалов следования: цилиндры с нанесенными на них

    стимулами, движущимися перед окошком; проекционные аппараты и т. д.

    Сенсомоторные исследования и исследования проблем обучения также

    пользуются оборудованием, которое даже определяет задание.

    Мы уже говорили, что при изучении речи и символического мышления

    оборудование сводится к минимуму. Иногда лаборатория оборудуется таким

    образом, чтобы создать искусственные условия обитания: «поворачивающиеся

    комнаты» Уиткина, лаборатории для изучения сна Клейтмана, а ныне—помещения,

    воспроизводящие условия жизни астронавтов, где одновременно с

    физиологическими исследованиями проводятся некоторые психологические

    исследования.

    Б) Личность. Когда нужно контролировать переменные личности, самым

    распространенным экспериментальным материалом являются всякого рода тесты

    (Пишо, 1949).

    Когда изучаются физиологические изменения, лаборатория превращается

    в клинику, так же как при исследовании фармакодинамики.

    В) Ответ. В данном случае основная роль оборудования состоит в

    регистрации ответов.

    Когда пользуются физиологическими показателями, прибегают к

    существующим регистрирующим аппаратам ЕЕG, ЕDG, ЕMG. Кино фиксирует мимику

    и сложные действия, магнитофон — вербальные ответы. Целый ряд аппаратов

    служит для измерения длительности феноменов: обычные хронометры, хроноскопы

    (Гиппа, Д'Арсонваля), ныне электронные. Очень часто пользуются полиграфом с

    синхронным мотором, позволяющим регистрировать время стимуляции (или

    стимуляций) и ответа (или ответов) и т. д.

    Наконец, часто достаточно простого листа записей, сделанных

    испытуемым или экспериментатором.

    Значение эксперимента определяется не ценностью используемого

    оборудования, а богатством гипотез и точностью необходимого контроля.

    Однако часто этот контроль невозможен без оборудования, и во многих случаях

    успехи эксперимента зависят от успехов техники.

    Изоляция и контроль независимых переменных.

    До сих пор мы рассуждали, не ставя под сомнение классический

    принцип экспериментирования: принцип вариации только одной из переменных

    при сохранении постоянными всех остальных. Это правило поднимает множество

    проблем, и мы постепенно увидим, как они решаются на практике. Организация

    эксперимента и обработка его результатов как раз и преследуют цель

    обеспечить строжайшее соблюдение этого правила.

    Однако можно подвергнуть сомнению даже сам этот принцип. Можно ли

    изолировать одну переменную? В теоретическом плане вопрос этот неразрешим,

    но столетие экспериментирования доказало, что это возможно, если принять

    все необходимые предосторожности и проверять полученные результаты в

    сходных условиях. Иногда оказывается, что то, что принимали за независимую

    переменную, вовсе не является таковой, и поведение испытуемого объясняется

    другими переменными. В этом состоит классическая трудность

    экспериментирования, знакомая также физико-химическим и биологическим

    наукам.

    Если практика отвечает на этот вопрос утвердительно, то тем не

    менее не всегда легко изолировать одну переменную. В таком случае возможны

    два способа. Один состоит в том, чтобы нейтрализовать действие одной или

    нескольких переменных, которые нельзя считать постоянными, и мы укажем

    конкретные средства достижения этого. Другой, более новый, состоит в

    планировании эксперимента при нескольких переменных, причем дисперсионный

    анализ позволяет определить соответственный вес каждой в результатах. А

    контроль за другими переменными? Когда речь идет о переменных, относящихся

    к ситуации, можно к этому стремиться, но личность — не робот, изо дня в

    день и даже из года в год выполняющий стереотипные задачи. Внимание,

    мотивация, резервы субъекта меняются. Эти изменения объясняют, почему время

    от времени варьируют — правда, в определенных пределах — ответы субъекта, и

    мы увидим, как статистика позволяет отделить в хорошо поставленном

    эксперименте существенное от второстепенного.

    Мы собираемся теперь аналитически рассмотреть проблемы, поднимаемые

    изменениями независимой (ситуация или личность) и зависимой (ответ)

    переменной.

    Вариации ситуаций.

    Ситуация имеет два главных аспекта: окружающую среду, то есть те

    условия, в которых испытуемый должен что-то делать, и задачу, определяемую

    экспериментальным материалом, с которым испытуемый должен действовать в

    соответствии с данными ему указаниями (инструкцией).

    Создание равноценных групп.

    Эта проблема является трудной и фундаментальной. Две группы никогда

    не могут быть абсолютно равноценными. Как же в таком случае можно достичь

    достаточной равноценности?

    Основное правило состоит в следующем: две группы должны быть

    равноценными по крайней мере в отношении изучаемых проблем: группы детей

    одного возраста, пола или одного и того же уровня умственного развития,

    сходные патологические случаи и т. д.

    Первый вопрос, требующий решения и иногда предварительных

    экспериментов, состоит в том, чтобы определить основные переменные,

    равноценность которых следует проверить. Является ли такой переменной

    интеллектуальный уровень? Социально-экономический уровень? Характер?

    Когда решен этот первый вопрос, нужно найти правильные критерии

    (иногда тесты) для определения равноценности, а эта проблема становится все

    труднее по мере перехода от биологических переменных к социальным или к

    переменным личности.

    На практике часто действуют следующим образом. Для того чтобы

    составить равноценные группы, начинают с уже однородной во многих

    отношениях популяции: детей данного возраста, одного и того же квартала,

    студентов определенной специальности на данном уровне, рабочих одной и той

    же специальности и т. д. Преимущество, существующее вначале, утрачивается в

    конце. Полученные результаты будут относиться только к изученной популяции.

    Однако редкие исследования имеют возможность использовать две равноценные и

    репрезентативные выборки популяции данной страны. И даже в этом случае

    полученные результаты не могут быть, по-видимому, экстраполированы с

    Франции, например, на Китай.

    Исходя из этой популяции, можно действовать несколькими способами в

    зависимости от искомой степени равноценности.

    А) Испытуемых выбирают в данной популяции наугад. Если эта

    популяция достаточно однородна в отношении изучаемых переменных, можно

    надеяться, что неизбежные индивидуальные различия компенсируются. Этот

    метод тем плодотворнее, чем многочисленнее созданные группы и однороднее

    популяция. Однако мы чуть было не совершили грубую ошибку, когда обратились

    с целью измерения оптико-геометрических иллюзий к пансионерам студенческого

    общежития, являющимся студентами различных специальностей. Оказалось, что

    эту популяцию нельзя считать однородной; и, в самом деле, студенты

    естественных и гуманитарных специальностей дали совершенно различные

    результаты (Фресс и Вотрей, 1956).

    В) Если известны переменные, требующие проверки, можно проверить

    равноценность групп с этой точки зрения. Самым простым примером является

    пример, на который мы ссылались выше, то есть когда существует однородность

    или сходство между испытанием, на основании которого устанавливается

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.