МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Эмоции и чувства

    нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в

    сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное,

    представление.

    Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиологической точки

    зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и

    торможения. В состояния аффекта страдает прежде всего тормозной процесс,

    возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны

    мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания.

    Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную

    автономию, что выражается в бурных примитивных реакциях. "Человек

    выявляется своими инстинктами, какой он есть, без социальной покрышки

    при помощи больших полушарий".

    Аффект вызывает резкое нарушение уравновешенности нервных процессов,

    "сшибку" нервных процессов, сопровождается сдвигами в системе нервных

    связей, значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельности

    вегетативной нервной системы и сердечной деятельности, в психомоторной

    регуляции (жестикуляции, специфические мимические выражения, резкий крик,

    плач и т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и

    сопровождается частичной амнезией - расстройством памяти.

    Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние,

    вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

    • на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая

    деятельность, нарушается ориентировка в действительности;

    • на второй - перевозбуждение сопровождается резкими, плохо

    контролируемыми действиями;

    • на заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает

    состояние депрессии, слабости.

    Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное

    человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в

    начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно

    сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного

    поведения.

    К числу приемов преодоления аффекта относятся: произвольная задержка

    двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую

    деятельность.

    Однако самое важное условие преодоления отрицательных аффектов

    -моральные качества личности, ее воспитание. Аффект возникает при дефиците

    адаптивных средств поведения. Люди с неуравновешенными процессами

    возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность

    может быть преодолена путем самовоспитания.

    Аффект может возникать и в результате воспоминаний о травмирующем

    событии (следовой аффект), а также вследствие накопления чувств.

    Аффективные действия эмоционально-импульсивны, то есть побуждаются

    чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю

    личность чувство само по себе и является побуждением к действию.

    Действия в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанных

    конкретных целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами,

    случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление

    хаотичных действий при аффекте - стремление устранить травмирующий

    раздражитель.

    Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии

    возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.

    Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию

    предварительного осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то

    именно по данному признаку его нельзя считать совершенным в состоянии

    аффекта.

    Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта -

    болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным

    помрачением сознания и парализацией воли.

    Приведем схему различительных признаков физиологического и

    патологического аффектов:

    |Физиологический аффект |Патологический аффект |

    |1. Высшая интенсивность возбуждения |1. Сверхинтенсивность |

    | |перевозбуждения |

    |2. Соответствие вызвавшей причине |2. Несоответствие вызвавшей причине |

    |3. Значительная дезорганизация |3. Полная дезорганизация сознания, |

    |сознания ("сужение" сознания") |умопомрачение |

    |4. Несдержанность в действиях |4. Полная потеря способности |

    | |отдавать отчет в своих действиях |

    |5. Несвязанность ассоциативных идей,|5. Бессвязное хаотическое сочетание |

    |доминирование одного представления |идей |

    |6. Сохранение отдельных воспоминаний|6. Амнезия |

    Аффективные состояния могут проявляться в различных формах. Рассмотрим

    некоторые из них.

    Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность,

    выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник

    как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро

    приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность

    организма.

    Многие из врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя в условиях

    цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх - астеническая

    эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает

    масковидное выражение.

    В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд:

    крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела,

    сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение

    пульса, повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает

    выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение

    адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический

    синдром страха).

    Социально обусловленные причины страха - угроза общественного

    порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т.

    п. - вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники

    страха.

    Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, - ужас.

    Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх),

    оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим

    количеством адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением

    ("двигательная буря").

    В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его

    оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

    Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безусловно-

    рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте самосохранения.

    Поэтому такие действия в ряде случаев не образуют состава преступления.

    Страх - пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко

    исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более

    слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный

    характер - гнев.

    В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто

    импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при

    недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие.

    Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии

    гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет

    малоконтролируемые действия.

    Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выражаются и

    в меньшей степени эмоционального напряжения.

    Фрустрация (от лат. frustratio - неудача, обман) - конфликтное

    отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд,

    неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения

    высокозначимых целей.

    Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против

    фрустратора - источника фрустрации. В случае неустранимости причин

    фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное

    состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией

    психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).

    Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может

    устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек

    ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда

    возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).

    ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА

    Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений.

    Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от

    параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

    Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением

    биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с

    личностными, социально значимыми ценностями.

    Чувства - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От

    биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением -

    формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей.

    "Значение для меня" в чувствах трансформируется в "значение для нас".

    Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в

    эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации - несформированность

    базовых чувств индивида, его ситуативная зависимость от стихии низших

    эмоций.

    Чувства человека иерархически организованы - у каждого индивида есть

    доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они

    регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.

    Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности.

    Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные

    чувства.

    Праксические чувства (от греч. praxis - опыт, практика) - чувства,

    возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов

    чувств столько, сколько видов деятельности.

    Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и

    средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась

    потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и

    к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и

    совершенствует себя, свои психические и физические возможности.

    Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством,

    поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое

    напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои

    потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с

    достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям

    неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием.

    Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему

    поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или

    несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом

    в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и

    несправедливости.

    Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения

    называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их

    реализация - нравственностью.

    Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой

    саморегуляции - "нравственный закон внутри нас". Поведение человека

    формируется и модифицируется через формирование его доминирующих

    нравственных чувств, его сверхсознания.

    Регуляционная роль нравственных чувств первична - они могут

    подстраивать под себя и доводы разума.

    Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить

    нравственности - моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву

    чувств". Нравственный человек - не человек, боящийся плохого поступка, а

    человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

    Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа.

    Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся

    принудить всех к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя

    лишь массовые социальные отклонения.

    Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои

    человеческие обязанности. Нравственное поведение не может быть основано

    только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных

    нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в

    свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом.

    Не угрозы и запрета формируют нравственную личность; она формируется в

    гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной

    ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный

    долг.

    Чувство долга - это осознание и принятие человеком социальных

    обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

    Совесть - способность личности к нравственному самоконтролю, критерий

    ее нравственного самосознания.

    Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по отношению

    к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в

    целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

    Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют

    основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства

    связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

    Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуациях, - это

    утверждение индивидом своей человеческой сущности.

    Эстетические чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий) -

    восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде,

    придание прекрасному ценностного значения.

    Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и

    явлений, художественное достоинство произведений искусства -один из

    основных показателей психической развитости индивида, его способности

    дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

    Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его

    способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном

    прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от

    нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно

    связано с непосредственно чувственным отражением соответствия

    действительности ее высшим эталонам.

    Прекрасно, по определению Н.Г. Чернышевского, то существо, в котором

    мы видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек

    способен отражать меру совершенства вещей - правильность, гармоничность,

    целесообразность их формы, изящество в звуковых, цвето-световых и

    пластических отношениях, наслаждаться этой гармонией.

    Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами

    искусства. Искусство - образное отражение сущностных сторон

    действительности - рассчитано на способность человека понимать

    символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на

    воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится

    средством формирования идеальных устремлений человека.

    Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается

    конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект,

    осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез.

    Художественный образ является стимулом, вызывающим функционирование тех

    чувств, на которые способен данный индивид. Эстетическая реакция содержит

    элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией,

    духовный отклик на нее.

    Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над

    обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от

    греч. katharsis - очищение) - духовное перерождение через эмоциональное

    потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный

    потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.

    Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и

    безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное,

    комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных

    несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии -

    смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-

    Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией -

    смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.

    Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими

    страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права

    эстетическое чувство трагического. Чувство трагического - возвышенно-

    патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного.

    Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением

    жизненной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.

    Интеллектуальные чувства. Радость познания - одно из самых сильных

    чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно

    океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских

    потребностей.

    Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с

    особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами -

    любопытством и любознательностью.

    Любопытство - направленность сознания на снятие неопределенности с той

    или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу,

    необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих - во всех

    этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния

    любопытства.

    Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения,

    оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень

    человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен.

    Любознательность - устойчивое состояние познавательной направленности

    личности.

    Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека -

    неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость

    познания, все более глубокого и широкого освоения действительности.

    ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ

    Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем

    закономерностям формирования и функционирования условного рефлекса.

    Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной

    степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из

    закономерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.

    Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длительно

    действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и

    повсюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха.

    Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпочитается привычным

    надоевшим воздействиям.

    Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства.

    Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным

    воздействиям (к плохому запаху, неприглядным картинам, неуютной обстановке

    и т. п.). Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они

    сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.

    Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных

    раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют.

    Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно

    противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации.

    Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее

    судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его

    злоключений. Это контраст чувств.

    Одна из закономерностей чувств - их суммация. Чувства, систематически

    вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в

    результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уважение к

    родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных переживаний

    (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аффекту, очень сильной

    реакции по поводу внешне незначительного события. В результате суммации

    чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным событиям.

    Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной

    деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.

    Одна из закономерностей эмоций - их переключаемость. Эмоции, не

    удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие

    объекты (всем знакомо явление "возмещения зла на слабом").

    В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, возникает

    внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца - алкоголика любовь к

    семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности

    принять алкоголь). Конфликт между противоположными чувствами изживается

    различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным"

    предлогом, искажением отдельных представлений.

    Эмоции и чувства имеют внешнее выражение - экспрессию. Внешне эмоции и

    чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика,

    жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, темпа речи. Вглядитесь в

    картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант

    очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств - мук

    и страдания, горести и печали, юмора и веселья.

    Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц

    (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедлением и

    неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей,

    опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к

    уголкам рта.

    Иное выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая,

    плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном состоянии.

    Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоциональные

    выражения. При этом активность левого полушария отражается на правой части

    лица, а активность правого полушария - на его левой части. Левая и правая

    части лица по-разному выражают реакции на эмоциональные факторы. Работа

    правого полушария выражается в эмоциональной непосредственности левой

    половины лица. Здесь можно увидеть "истинное" чувство. На правой же

    половине лица эмоции выражаются более проконтролированным левым

    ("рациональным") полушарием.

    Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудиментом) тех

    действий, которые у наших далеких предков имели биологическое значение -

    использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при

    гневе, пригибание головы при страхе, вздрагивание при испуге.

    Однако многие внешние выражения эмоций нельзя считать рудиментом. Они

    - механизм общения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям понять

    друг друга, создают внеречевую (паралингвистическую) коммуникацию.

    Мимика человека воспитывается социальной средой и служит средством

    адаптации к ней. Человек путем непроизвольного подражания усваивает от

    окружающих людей типовые схемы, образы выражения печали, страха, надежды,

    гнева, ненависти и любви, принятые в данном социуме.

    Эмоционально выразительные движения лица служат первым средством

    общения между матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей по

    выражению их лица. Выразительные движения придают живость и энергию нашей

    речи. Они раскрывают наши мысли и намерения иногда более явно, чем слова.

    Подавление внешнего проявления эмоций приводит к их смягчению. "Тот,

    кто дает волю бурным телодвижениям, усиливает свою ярость; тот, кто не

    сдерживает проявление страха, будет испытывать его в усиленной степени;

    тот, кто, будучи подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ

    восстановить душевное равновесие" (2. - 919-920 с.)

    Человек не идет на поводу у эмоций. Волевыми усилиями он может

    регулировать свое эмоциональное состояние. Наряду с этим эмоции остаются

    мощным фактором регуляции поведения даже в структуре волевого действия.

    Высшие эмоции органически включаются в волевую регуляцию человеческого

    поведения. Так, чувство долга обеспечивает достижение сознательно

    поставленных социально значимых целей.

    Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны,

    побуждается эмоциями, но, с другой, - противостоит текущим эмоциям. Волевые

    действия совершаются вопреки конкурирующим эмоциям. Человек действует,

    превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

    Эмоции доминируют там, где сознательная регуляция поведения

    недостаточна, но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую

    значимость имеют эмоции.

    В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический

    потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого

    наиболее значима и вероятна.

    Эмоции социализированного индивида несут регуляционную "вахту" в

    содружестве с разумом. Волевая регуляция не снимает эмоциональной

    регуляции, она обеспечивает баланс эмоций и разума, уравновешенность

    объективного и субъективного в психической деятельности человека.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Анохин П.К. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Москва,

    1966. – 420 с.

    2. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Т5 – М.:

    Москва, 1953. – 1020 с.

    3. Дельгадо Х.М.Р. Мозг и сознание. – М., 1971.

    4. Еникеев. Общая психология: учебник для вузов. – М.: Приор, 2000

    – 400 с.

    5. Олдз Дж. Выявление подкрепляющих систем головного мозга методом

    самораздражения. Механизмы мозга. – М., 1965.

    6. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т3 – М.: Москва, 1973г. –

    450 с.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.