МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Эмоции в жизни человека

    но может возникнуть и в ответ на похвалу.

    Так же как и с остальными эмоциями. Для разных людей ситуации,

    вызывающие стыд, различны. То, что вызывает у одного стыд, другого

    будоражит, третий сердится и становится агрессивным, у кого-то появится

    страх и сострадание. Даже один и тот же человек в одной ситуации лишь

    испытывает стыд, а при несколько изменившихся условиях даст другую

    реакцию.

    Так как эмоции- продукт эволюционно-биологического наследства,

    естественно сделать вывод о том, что каждая эмоция выполняет врожденно

    адаптивную функцию в развитии человечества. Приспособительную роль

    некоторых эмоций понять довольно легко, но роль стыда не так очевидна.

    Стыд, возможно, выполняет некоторые жизненно важные функции для индивида.

    Прежде всего стыд делает человека сенситивным к чувствам и оценкам

    окружающих, что направлено на сближение сообщества. Избегание стыда может

    быть довольно мощным мотивом поведения. Сила его определяется тем,

    насколько высоко человек ценит свое достоинство и честь. Угроза стыда даже

    заставляет множество людей рисковать своей жизнью. Кроме того, причиной

    закрепления стыда в эволюции была его роль в развитии навыков и умении,

    необходимых для выживания индивида и общества. Во избежании стыда от

    осознания своей бесполезности индивид развивает свои способности. Индивиды

    с более высокими и разносторонними способностями содействуют процветанию и

    усилению жизнеспособности общества. Увеличивая чувствительность индивида к

    мнениям и чувствам других, стыд способствует социальной ответственности.

    Кроме того эмоция стыда играет роль в регуляции сексуальных отношений и в

    облегчении развития умения и компетентности.

    Противоборство и победа над стыдом могут увеличивать чувство

    личностной идентичности и свободы. Для борьбы со стыдом люди используют

    защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения. Часто

    переживаемый стыд может вести к страданию и депрессии.

    Установки в отношении стыда очень широко варьируются в разных

    культурах.

    Должным образом преодоленный стыд может играть положительную роль в

    саморазвитии и самоусовершенствовании. Поскольку он привлекает внимание к Я

    или некоторым аспектам Я, размышления по поводу переживания стыда могут

    увеличить самопознание Я (6, стр. 339-367).

    Внутренние компоненты эмоций

    Как и любое психическое явление, наши чувства связаны с

    психологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет

    в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает

    деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживаниях

    изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение,

    изменяется тонус кровеносных сосудов, понижается или повышается кровяное

    давление и т.п. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек

    краснеет, при других – бледнеет. При положительных эмоциях приток крови к

    коже увеличивается. Она краснеет и теплеет. Кроме того, меняется ритм

    дыхания (человек задыхается от волнения), нарушается функционирование

    секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, холодный

    пот от страха). Изменяется также тонус мышц тела.

    Многие из этих реакций организма непроизвольны. Именно на

    физиологических изменениях, происходящих при переживаниях, основан принцип

    действия полиграфа (так называемый детектор лжи). Понятие «детектор лжи»

    условное, потому что данный прибор измеряет не уровень правды, а то,

    насколько эмоционально важен для человека тот или иной вопрос или

    прозвучавшее слово.

    В связи с тем, что физиологические проявления испытываемых эмоций

    легко поддаются самонаблюдению, их с давних времен принимали за причину

    чувств. Особенно чутко реагирует на все изменения эмоционального состояния

    наше сердце, но изменения происходят и в дыхательной, и в пищеварительной,

    и в секреторных системах.

    Однако то, что принималось за причину, является лишь следствием.

    Указанные системы человеческого организма подчиняются деятельности

    симпатической нервной системы, возбуждение которой ведет к выделению

    надпочечниками гормона адреналина. Именно адреналин вызывает изменения в

    работе органов и систем организма и приводит их в состояние готовности к

    экстренной трате энергии. Это проявляется в том, что происходит отток крови

    от внутренних органов, усиленное кровоснабжение скелетной мускулатуры,

    задержка работы органов пищеварения. В кровь выбрасывается большое

    количество сахара- одного из главнейших источников мышечной энергии.

    Но указанные процессы не объясняют всего многообразия эмоций, реакции

    симпатической нервной системы носят стереотипны характер и бывают одинаковы

    при различных эмоциях. Более того, аналогичные реакции наблюдаются и в

    некоторых состояниях, не связанных прямо с эмоциями (при мышечной работе,

    холоде и т. д.). исследования показали, что в случае отключения всей

    симпатической системы внешние признаки эмоций сохраняются. В то же время в

    опытах С. Шехтера при введении испытуемым адреналина оказалось, что если

    они знали об этом, то эмоциональной реакции не было, а если не знали,

    реакция зависела от искусственно созданной ситуации и могла быть как

    гневом, так и радостью. По мнению Шехтера совершенно очевидно, что для

    возникновения эмоций необходима физиологическая активация, но только

    восприятие ситуации определяет направленность эмоции. Поэтому деятельность

    симпатической нервной системы нужно рассматривать лишь как следствие

    процессов, происходящих в головном мозге.

    В отличие от животных человек может осознавать свои эмоции и чувства и

    вызвавшие их причины. Ведущую роль в протекании чувств играет кора больших

    полушарий головного мозга. И.И, Павлов показал, что именно кора регулирует

    протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления,

    происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры,

    управляет ими.

    Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся

    основой чувств, распространяется на нижележащие подкорковые центры.

    Электрофизиологические исследования показали огромное значение для

    эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Так,

    эмоциональный настрой, эмоциональные переживания и соответствующие им

    органические изменения возникают в одном и том же центре – таламусе. Ф.Бард

    показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а

    гипоталамус и центральная часть лимбической системы.

    В экспериментах Л. Олдаса с вживлением электродов в различные участки

    мозга изучалось поведение крысы при раздражении электротоком задней части

    гипоталамуса. Ученый предположил, что крысы будут избегать того участка

    клетки, где они подвергаются воздействию тока. Однако оказалось, что не все

    крысы вели себя так, как ожидал экспериментатор. Одна из них постоянно

    возвращалась к тому участку клетки, где на неё воздействовали током. Тогда

    Олдс, полагая, что эта крыса менее чувствительна, чем другие, увеличил силу

    тока. Но чем сильнее были разряды, тем быстрее крыса возвращалась к тому

    месту, где она их получала, т.е. оказалось, что крыса сама стремилась

    получить электрический стимул вместо того, чтобы избегать его

    После вскрытия мозга животного Олдс обнаружил, что электрод по ошибке

    был вживлен не в то место и вызвал «реакцию удовольствия». Тогда были

    проведены дополнительные исследования с вживлением электродов в найденный

    центр. Животных поместили в клетки, где они сами могли подвергать себя

    воздействию тока, нажимая на рычаг

    Результаты ошеломили ученых. Крысы стремились непрерывно нажимать на

    рычаг, перенося самые сильные разряды. Иногда они были настолько сильными,

    что отбрасывали крысу к стенке клетки. Но как только крыса приходила в

    себя, она снов бросалась к рычагу, чтобы получить новый разряд, подобны

    предыдущему. Некоторые животные нажимали на него 100 раз в минуту, а

    средняя частота за сутки составила 200 раз в час.

    Если возникала потребность во сне, крысы дремали несколько минут, а

    потом сразу же снова принимались за стимуляцию. Они предпочитали обходиться

    без пищи, бросали свои выводки, только бы нажимать на рычаг.

    Раздражение других участков мозга вызывало у животных ощущение сильной

    боли, отрицательные эмоции и стремление избежать такого воздействия. Их

    назвали «болевыми центрами» или «центрами страдания». Используя «центр

    умиротворения» физиолог Дельгадо вышел на арену вместо тореадора и

    остановил несущегося на него быка, воздействуя с помощью пульта

    дистанционного управления на вживленные в его мозг электроды.

    Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций были

    получены при изучении функциональной асимметрии мозга. Было установлено,

    что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и

    поддержанием положительных эмоций, а правое – отрицательных.

    Следует также отметить роль ретикулярной формации как структуры,

    активизирующей эмоциональную жизнь человека. Получая из различных органов

    чувств нервные стимулы, ретикулярная формация посылает их после переработки

    в большие полушария головного мозга. Выступая аккумулятором энергии,

    ретикулярная формация способна повышать и понижать активность мозга,

    усиливать, ослаблять или затормаживать ответы на раздражители.

    Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая

    сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при

    непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами,

    мыслями. Благодаря речи мы осознаем свои чувства. С помощью речи мы можем

    вызвать те или иные чувства и у других людей. Связи второй сигнальной

    системы являются физиологической основой высших человеческих чувств –

    интеллектуальных, моральных, эстетических. Неразрывная связь второй

    сигнальной системы с первой обеспечивает сознательную регуляцию чувств и

    общественный характер их внешних проявлений (3, стр.29-33; 6, стр.65, 99-

    115).

    Психологические теории эмоций

    Всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными

    физиологическими изменениями в организме. На протяжении истории развития

    данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки

    связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и

    показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные

    эмоциональные процессы, действительно различны.

    Теория эмоции как организмического возбуждения.

    Психологи в течении длительного времени пытались решить вопрос о

    природе эмоций. В XVIII – XIX вв. учёные не имели единой точки зрения.

    Однако самой распространённой была теория, что органические проявления есть

    следствие психических явлений. Наиболее строгую формулировку этой теории

    дал немецкий психолог И.Д.Гербарт (1776 – 1841), считавший, что важнейшим

    психологическим фактором является представление, образ. Наши чувства как бы

    проявляют связь, которая устанавливается между нашими представлениями.

    Между нашими представлениями складываются отношения противоборства и

    конфликта. Причём каждое из представлений стремится «победить» все

    остальные. При этом возникающие чувства рассматривающие чувства

    рассматриваются Гербартом как реакция на противоречия, имеющиеся между

    представлениями. Так, образ умершего хорошо знакомого человека,

    сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь это

    эмоциональное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает

    соответствующие физиологические реакции: слёзы, бледность и другие

    органические изменения, присущие проявлению скорби.

    Этой же линии придерживался и другой известный психолог В.Вундт (1832

    – 1920). По его мнению, эмоции – это прежде всего внутренние изменения,

    характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений

    и, в некоторой степени, обратным влиянием – представлений на чувства.

    Органические и физиологические процессы – это лишь следствие эмоций (3,

    стр.9).

    Эволюционная теория Ч.Дарвина.

    Такой подход можно обнаружить уже у Ч.Дарвина (1809 – 1882). В 1872

    он опубликовал книгу «О выражении эмоций у человека и животных», которая

    явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и

    психологических явлений, в частности организма и эмоций. Многие

    закономерности, установленные великим учёным, до сих пор сохраняют свою

    актуальность. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных

    состояний, в экспрессивно-телесных движениях существует много общего у

    антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории

    эмоций, которая получила название эволюционной.

    Дарвин считал, что большая часть эмоциональных реакций объясняется

    двумя типами явлений: либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает

    врага, а страх даёт дополнительные ресурсы при бегстве), либо просто тем,

    что они являются не исчезнувшими ещё движениями, оставшимися от предыдущей

    стадии эволюции (рудиментами). Так, если при страхе руки становятся

    влажными, то это значит, что некогда у наших обезъяноподобных предков такая

    реакция при опасности облегчала хватание за ветви деревьев. Ч.Дарвин

    показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ эволюционируют

    так же, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвёл

    Э.Клапаред, писавший: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной

    причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не

    испытывает эмоции страха» (Клапаред Э. Чувства и эмоции. – 1928).

    Действительно, каждый замечал, что один и тот же проступок, совершённый в

    ситуации, когда об этом кто-то знает или когда об этом никто никогда не

    узнает, вызывает разные переживания (7, стр.27-79, 328-345; 6, стр.52; 5,

    стр.445).

    Теория Джеймса – Ланге.

    Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи

    известного американского психолога У.Джеймса «Что такое эмоция?». У.Джеймс

    (1842 – 1910) и независимо от него Г.Ланге сформулировали теорию, согласно

    которой возникновение эмоций связано с изменениями, происходящими как в

    произвольной двигательной сфере, так и в сфере, не подчиняющейся сознанию

    (в сердечной, сосудистой, секреторной деятельности). То, что мы ощущаем при

    этих изменениях, и есть эмоциональные переживания. По Джеймсу, «мы печальны

    потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что

    смеёмся». Если попытаться объяснить наши переживания с позиций этой теории,

    то окажется, что мы говорим неправильно. Так, вместо того, чтобы сказать:

    «Я увидел большую собаку, испугался и побежал», надо говорить, поменяв

    последовательность событий: «Я увидел большую собаку, побежал и испугался».

    Если Джеймс связывал эмоции с широким кругом различных физиологических

    изменений, то Ланге – только с изменениями сосудистой системы (просвет

    сосудов). Таким образом, периферические органические изменения, которые

    обычно рассматривались как следствие эмоций, стали считать их причиной.

    Отсюда становится понятным упрощённый подход к регуляции эмоций. Считалось,

    что нежелательные отрицательные эмоции, например горе, можно подавить, если

    специально совершать действия, характерные для достижения положительных

    эмоций. И действительно, даже при «выжатой из себя» улыбке, намеренно

    напрягая мускулы лица, вы стимулируете нервные окончания в мышцах и

    соответствующих центрах мозга – центрах бодрого настроения. Однако теория

    Джеймса – Ланге не объясняла всего многообразия эмоциональных проявлений и

    поэтому вызвала ряд возражений. А ещё эта теория заложила камень для

    построения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях, хотя в

    этом отношении она была шагом назад по сравнению с учением Дарвина и тем

    направлением, которое непосредственно из него развилось (3, стр.10-11; 6,

    стр.62-63; 5, стр.446).

    Альтернатива к теории Джеймса – Ланге.

    Экспериментальные атаки на теорию Джеймса – Ланге велись в двух

    направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны

    психологических лабораторий. Так, например, американский физиолог У.Кеннон,

    который был представителем физиологической лаборатории, обратил внимание на

    тот факт, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, тем не

    менее очень схожи. Человек бледнеет и при страхе, и при печали, а краснеет

    и в радости, и в гневе. Поэтому одних внешних изменений не достаточно,

    чтобы удовлетворительно объяснить многообразие человеческих эмоций.

    Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джеймс и Ланге связывали

    возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой

    малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние

    возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

    Кроме того, если у человека в эксперименте специально, искусственно

    вызывали подобные органические изменения, то они далеко не всегда

    сопровождались переживаниями.

    Телесные изменения при эмоциях, по Кеннону, имеют важное биологическое

    значение. Их главная задача – предварительная настройка всего организма к

    ситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергии. В связи с

    этим большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как

    психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию.

    Положения Кеннона были развиты П.Бардом, который показал, что на самом

    деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними,

    возникают почти одновременно (3, стр.11; 6, стр.63; 5, стр.446).

    Теория когнитивного диссонанса.

    Отдельно стоит группа теорий, объясняющих природу эмоций через

    интеллектуальные или, как их ещё называют, когнитивные факторы. Среди них

    следует отметить теорию когнитивного диссонанса, предложенную американским

    исследователем Л.Фестингером в 1957 г. Исходное положение: диссонанс есть

    отрицательное состояние, возникающее в ситуации, когда человек имеет

    разные, противоречивые друг другу сведения, мнения, знания об одном и том

    же объекте. Так, когда о вашем лучшем друге говорят плохо, вы испытываете

    отрицательные эмоции и хотите доказать, что это не так.

    Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты

    деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. И если вашего друга

    похвалили, вы испытываете чувство гордости за него. Состояние диссонанса

    субъективно переживается как дискомфорт, внутреннее неудобство, от которого

    человек стремится избавиться. Для этого у каждого человека есть только два

    выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности,

    или попытаться получить новую информацию, которая устранила бы противоречие

    и согласовалась с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие

    эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина

    соответствующих действий и поступков.

    В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко

    используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в

    различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве

    основного мотива соответствующих действий и поступков (3, стр.12; 6,

    стр.164; 5, стр.450).

    Информационная теория П.В.Симонова.

    К подобному типу подходов можно отнести и информационную концепцию

    эмоций психофизиолога П.В.Симонова. Согласно его теории, эмоциональные

    состояния определяются имеющимися у человека желанием или, как говорит

    Симонов. Силой актуальной потребности. С одной стороны, и оценкой, которую

    он даёт вероятности её удовлетворения. – с другой. Эту оценку вероятности

    человек производит на основе врождённого и ранее приобретённого опыта.

    Причём эмоция возникает тогда, когда имеется рассогласование между тем, что

    необходимо знать для удовлетворения желания, и тем, что на самом деле

    известно. То есть мы постоянно вольно или невольно сопоставляем необходимую

    нам информацию (о средствах, времени, ресурсах), которая потребуется для

    удовлетворения желания, с информацией, имеющейся у нас в данный момент.

    Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений,

    необходимых для защиты. На этой основе была разработана формула эмоций:

    Э = ( П (Ин ( Ис),

    где: Э – эмоция (её сила и качество);

    П – потребность (в формуле она берётся с отрицательным знаком «(»);

    Ин – информация, необходимая для удовлетворения существующей

    потребности;

    Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек

    располагает в данный момент (то, что известно).

    Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет

    потребности (П = 0), то эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не

    возникает и в том случае, когда человек, испытывающий какое-либо желание,

    обладает полной возможностью для его реализации (Ин = Ис). Если вероятность

    удовлетворения потребности велика, то проявляются положительные чувства (Ис

    > Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает

    возможность удовлетворения потребности (Ис < Ин). При этом максимум

    положительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребности

    человек испытывает, когда Ин = 0 или Ис = 0.

    Таким образом, внутри нас как бы находится манометр, показания

    которого зависят от того, какая информация имеется о том, что требуется для

    удовлетворения потребности, и о том, чем мы располагаем, и в зависимости от

    их соотношения мы испытываем различные эмоции.

    В своей книге «Что такое эмоция?» П.В.Симонов описывает такую

    ситуацию: «Томимый жаждою путник движется по раскалённым пескам. Он знает,

    что только через три дня пути может встретиться с источником. Удастся ли

    пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдруг, завернув за выступ

    скалы, человек видит колодец, не отмеченный на карте. Бурная радость

    охватывает усталого путника. В тот момент, когда перед ним блеснуло зеркало

    колодца, путник стал обладателем исчерпывающих сведений о возможности

    утолить жажду. И это в ситуации, когда прогноз в лучшем случае предсказывал

    три дня тяжелейших скитаний».

    Однако не все эмоциональные проявления укладываются в эту концепцию.

    Например, к какой категории чувств – положительным или отрицательным – вы

    отнесёте удивление? Или представьте себе ситуацию, когда вы,

    проголодавшись, приходите в гости. Вы видите накрытый стол с большим

    количеством еды и у вас улучшается настроение. Хотя в данной ситуации вы

    вполне уверены, что и как будете есть, т.е. Ин = Ис и эмоция должна быть Э

    = 0 (3, стр.12-14;5, стр.452).

    Надо так же отметить, что чисто психологических теорий эмоций, не

    затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом

    деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований,

    в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как

    психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в

    организме, и нередко психологические и физиологические характеристики

    эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг

    для друга объяснением. Кроме того ряд теоретических вопросов, например,

    вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не

    может быть решён без обращения к физиологическим составляющим эмоций.

    Как правило, теории эмоций мало что могут сказать о роли эмоций в

    развитии личности и об их влиянии на мысль и действие. Большинство

    исследований эмоций было связано лишь с одним из компонентов эмоционального

    процесса. Хотя некоторые теории разрабатывают отдельные аспекты

    взаимоотношений эмоции и разума, действий и личности, многое еще необходимо

    сделать как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

    Заключение

    Целостное определение эмоций должно учитывать характер её переживания,

    включать неврологический и экспрессивный компоненты. Эмоции возникают как

    результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть

    обусловлены как внутренними, так и внешними событиями. Интенсивные

    эмоциональные состояния привлекают внимание не только учёных, но наука об

    эмоциях не должна останавливаться на изучении преходящих состояний.

    Существуют устойчивые индивидуальные различия в частоте, с которой люди

    испытывают различные эмоции, и эти различия могут анализироваться в

    терминах эмоциональных черт или эмоциональных порогов.

    Непротиворечивые межкультурные факты подтверждают сформулированный сто

    с лишнем лет назад тезис Дарвина о врождённости и универсальности эмоций,

    как внутрииндивидуальных процессов. Это означает, что эмоции имеют

    врождённые нейронные программы, универсально понимаемую экспрессию и общие

    переживаемые качества.

    Эмоции удобно подразделять на положительные или отрицательные на

    основе особенностей их переживания и сенсорных характеристик. Однако любая

    эмоция (например, радость, страх) может быть положительной или

    отрицательной, если критерий для классификации основывается на адаптивности

    или дезадаптивности эмоций в конкретной ситуации.

    Эмоции влияют на человека в целом, и каждая эмоция влияет на субъект

    по-разному. Эмоции воздействуют на уровень электрической активности мозга,

    степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной,

    кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие

    окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от

    творческих к меланхолическим и наши действия от неловких и неадекватных к

    искусным и целесообразным.

    Эмоция может рассматриваться как изменённое или особое состояние

    сознания. Она может существовать относительно независимо от других

    состояний сознания, но обычно взаимодействует с ними и влияет на

    сосуществующие состояния или процессы в сознании.

    Область эмоций сложна и междисциплинарна. Социальные психологи сделали

    вклад в изучение эмоций как невербальной коммуникации. Психологи личности

    подсказали пути, по которым эмоции могут соотноситься с другими

    мотивационными конструктами, такими, как Я-концепция и психологические

    потребности, и увеличила наше знание о связи аффективных состояний с

    функционированием личности. Клиническая психология и психиатрия

    способствовали пониманию роли сложных комбинаций эмоций в психопатологии и

    акцентировали необходимость психотерапевтического анализа эмоций.

    Неврологические науки содействовали получению знаний о роли различных

    мозговых механизмов эмоций, а биохимия и психофармакология показали

    важность гормональной и нейрогуморальной сфер в эмоциональных процессах и

    эмоциональном поведении (6, стр.29).

    Список литературы

    1. А.Н. Леонтьев. Потребности, мотивы и эмоции. – Москва, 1971 г.

    2. В.Г. Крысько. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – Москва,

    Владос - пресс, 2001 г.

    3. Е.И. Рогов. Эмоции и воля. – Москва, Владос, 2001 г.

    4. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией

    А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – Москва, Издательство

    политической литературы, 1985 г.

    5. Р.С. Немов. Психология. Общие основы психологии. – Москва, Владос,

    ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002 г.

    6. Кэррол Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского – Москва,

    Издательство Московского Университета, 1980 г.

    7. Ч. Дарвин. О выражении эмоций у человека и животных. –

    Санкт-Петербург, Питер, 2001 г.

    -----------------------

    [1] Цифра обозначает порядковый номер книги в списке литературы.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.