МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Этика общения с умирающим больным

    ведут себя так, словно все в наибольшем порядке. Однако постепенно Иван

    Ильич признает, что «не в слепой кишке, не в почке дело, а в жизни и…

    смерти». С прогрессированием процесса (из описания можно сделать вывод, что

    речь идет, очевидно, о злокачественной опухоли), он все чаще ищет убежища в

    прошлом, всё чаще возвращается к впечатлениям детских лет, перед ним

    постоянно всплывают воспоминания, впечатления прошлого. Иван Ильич ест

    сливы и вспоминает тотчас о тех сливах, что ел в детстве, и вкус тех слив

    наполняет его рот. Глядя на сафьян дивана, он вспоминает а сафьяновом

    портфеле отца разорванном в детстве, о наказании, и о пирожках, которые

    принесла мать. Толстой мастерски изображает многочисленные проявления

    регрессии личности во время заболевания, в том числе и воспоминания детских

    лет, и желание больного, чтобы с ним нянчились, чтобы его пожалели, как

    ребенка. Буфетный мужик Герасим – единственный человек, кто испытывает к

    нему чувство, подобное жалости к ребенку, он самоотверженно ухаживает за

    барином. И это единственное утешение больного. «Ему хотелось, чтобы его

    приласкали, поцеловали, поплакали бы над ним, как ласкают и утешают детей.

    Он знал, что он важный член, что у него седеющая борода, и что потому это

    невозможно: но ему все-таки хотелось этого. И в отношения с Герасимом было

    что-то близкое этому, и потому отношения с Герасимом утешали его. Ивану

    Ильичу хочется плакать, хочется, чтоб его ласкали и плакали над ним, и вот

    приходит товарищ, член Шебек, и вместо того, чтобы плакать и ласкаться,

    Иван Ильич делает серьезное, строгое, глубокомысленное лицо и по инерции

    говорит свое мнение о значении кассационного решения и упорно настаивает на

    нем». Боль и страдания нарастают: « Все то же. То капля надежды блеснет, то

    взбушуется море отчаяния, и все боль, все боль, все тоска и все одно и то

    же»… Больного мучают ужасные сны: «Ему казалось, что его с болью суют куда-

    то в узкий черный мешок и глубокий, и все дальше просовывают и не могут

    просунуть. И это ужасное для него дело совершается со страданием. И он и

    боится, и хочет провалиться туда, и борется, и помогает. И вот вдруг он

    оборвался, и упал, и очнулся». Агония длится три дня. Три дня он, не

    переставая, кричит от мук. Он чувствует, насколько в тягость окружающим,

    жалеет их, и своими последними словами выражает эту жалость. В конце

    концов побеждает смерть, страдалец сдается. Гениальный писатель выражает

    это удивительной оговоркой умирающего: «Он хотел сказать еще «прости», но

    сказал «пропусти»…

    Сегодня Ивана Ильича положили бы в больницу и начали бы о нем

    заботиться. Быть может, его вылечили бы - и Толстой не написал бы своей

    новеллы…

    Конечно, желательно умирать, не чувствуя этого, но надлежит также,

    чтобы и другие этого не чувствовали и не замечали. Смерть слишком явная,

    слишком шумная или театральная, особенно если она сохраняет при этом

    достоинство, вызывает у окружающих эмоции, плохо совместимые с

    профессиональной жизнью каждого, и прежде всего медицинского персонала.

    Сознавая это или нет, врачи и медсестры выработали свое понимание того, что

    исследователи Глейзер и Стросс называют acceptable style of facing death,

    «приемлемый стиль того, как встречать смерть». Для больничного персонала,

    да и для всего общества лучше всех умирает тот, кто не кажется умирающим.

    Человеку тем легче скрыть, что он умирает, чем меньше он сам подозревает об

    этом. Его неведение в наши дни еще необходимее, чем во времена Ивана

    Ильича. Неведение может даже стать важным фактором выздоровления, а для

    лечащего персонала условием эффективности его действий.

    То, что мы сегодня называем прекрасной смертью, - смерть в неведении –

    точно соответствует тому, что в далеком прошлом считалось несчастьем и

    проклятьем: смерть внезапная, непредвиденная, к которой человек не успел

    подготовиться. Однако умирание в больнице зачастую длится долго, и умный

    пациент способен по действиям и поведению врачей и медсестер понять, что

    его ждет. Поэтому лечащий персонал инстинктивно, неосознанно вынуждает

    больного, который от них зависит и хочет им угодить, разыгрывать неведение.

    В некоторых случаях молчание превращается в безмолвное соучастие, в других

    случаях страх делает невозможной никакую коммуникацию между умирающим и

    теми, кто за ним ухаживает. Пассивность больного поддерживается

    успокаивающими препаратами, особенно в конце, когда страдания становятся

    невыносимыми. Морфий снимает боль, но он же притупляет сознание, повергая

    умирающего в желанное для всех неведение своей участи.

    Противоположностью «приемлемого стиля умирания» является смерть плохая,

    безобразная, лишенная какой бы то ни было элегантности и деликатности. В

    одном случае больной, который знает, что умирает, восстает против

    неизбежности, кричит, становится агрессивен. Другой случай - его лечащий

    персонал боится не меньше - это когда умирающий принимает свою смерть,

    сосредотачивается на ней, отворачивается к стене, становится безучастен к

    окружающему миру, перестает общаться с людьми. Медперсонал отталкивает это

    отталкивание, как бы устраняющее его и делающее ненужными его усилия.

    Психология медсестры.

    Деятельность, поведение сестры, постоянно находящейся среди

    больных, в связи с этим чрезвычайно важно. Проведенные исследования

    показали, что у сестер очень сильны впечатления, чувства, связанные с

    умирающими больными и самим фактом их смерти. Автор собрал письменные

    работы ста сестер, посвященные умирающим больным. Эти работы подтвердили,

    что все, что связано со смертью больных, представляет серьезную психическую

    нагрузку для сестер. Причем они по-разному реагируют на смерть больных,

    вызывающую такое сильное психическое напряжение. На основе работ сестер

    можно было видеть, что часть их (38%) вместе со своими больными надеется,

    верит, ждет: а вдруг… Вдруг все-таки можно помочь.

    Состояние эмоционального и физического истощения медицинского

    персонала, занятого помощью умирающим, получило в литературе название

    «синдрома выгорания». В докладе Комитета экспертов ВОЗ, посвященному

    паллиативному лечению, после рекомендаций, касающихся проблемы отбора

    персонала для оказания такой помощи, говорится: «Медицинский персонал,

    вероятнее всего, сможет найти эмоциональную поддержку внутри тех

    коллективов, члены которых проявляют высокую степень взаимного уважения,

    имеют четко определенные и всеми поддерживаемые цели и где власть

    соответствует ответственности».

    «Привыкнуть к смерти никогда нельзя. Я знала, что состояние

    больного критическое и что вскоре он умрет. Ведь его болезнь неизлечима.

    Состояние изо дня в день ухудшалось, и все-таки, когда я входила в палату,

    все эти факты переставали для меня существовать. У постели больного я

    думала только о том, что, быть может, еще не все потеряно, быть может он

    еще выздоровеет, снова будет веселым и бодрым. Я была просто неспособна

    смириться с действительностью. Меня постоянно занимала мысль, от которой я

    не могу освободиться и сейчас: «Ну, почему же люди должны умирать!?» - вот

    отрывок из написанного одной из сестер.

    Другая часть сестер (23%) пытается отстранить от себя страхи, как

    только больного коснется дыхание смерти. Рационально мыслящие перекладывают

    ответственность на самих больных (12%): «Только они сами виноваты с своей

    смерти («зачем столько пил?», «почему не соблюдал предписаний врача?»). И

    наконец (27%) сестер вообще не занимает этот вопрос, страха смерти они

    «никогда не чувствовали», не отмечали. Одним словом – реакция отрицания.

    Многие становятся медицинскими работниками в результате впечатлений,

    полученных еще в детстве. Они восхищаются борьбой и победами врачей и

    сестер над смертью, видят в них всемогущих магов, и сами хотят стать такими

    же. Но часто эти ожидания не оправдываются, появляются сломленность,

    подавленность, сопровождающие «поражение». Особенно явны уныние и

    подавленность у работающих с тяжелобольными (отделения интенсивной

    терапии, онкологические отделения и пр.). Из письменных работ сестер

    выясняется, что почти половина их особенно заботлива по отношению к

    умирающим, неизлечимым больным, а другая половина их ухаживает за такими

    больными по обязанности, механически выполняя свои задачи. Отсюда следует,

    что с самими сестрами надо заниматься, нужно обсуждать их впечатления,

    помочь им сформулировать в словах свои переживания, ослабить их психическое

    напряжение. Особенно важно это для тех, кто относится ко второй группе,

    чтобы механически работающие сестры, не желающие принимать к сведению

    состояния своих больных, могли стать умирающим лучшей опорой.

    Умирание в больнице.

    В больницах следует уделять большое внимание и вопросу о размещении

    умирающего в палате. Часто смерть является огромным потрясением для

    остальных больных. Смерть одного из больных в палате таит в себе опасность

    «психической инфекции». Неожиданная смерть еще более глубоко потрясает

    соседей по палате. Трехдневная агония умирающего не оставляет без

    воздействия даже самых сильных духом больных. Смерть больного сопряжена и

    с различными административными мероприятиями, которые лишь усугубляют

    напряженность в палате, «мертвую тишину» в ней. Невозможно определить

    словами то настроение, которое в таких случаях охватывает больных в палате

    умершего, глубоко раня их. Бояться те, у кого подобное заболевание,

    озабочены и те, « кто еще не дошел до этого» и безусловно тяжелую травму

    получают невротики. Можно привести не один пример того, когда у невротиков

    после пережитой ими смерти соседа по палате отмечалось ухудшение

    психического состояния. Поэтому очень важно вовремя изолировать умирающего.

    Уход за такими больными в небольших палатах более интенсивен, что

    благоприятно и для самих тяжелобольных и для окружающих: не наносится вред

    остальным больным.

    Наряду с обычными болеутоляющими средствами и симптоматическим

    лечением для утоления мучительного беспокойства, страхов или агонии

    применяют и современные психотропные препараты.

    Смерть в больнице не должна нарушать обычного хода вещей и потому

    должна быть скромной, незаметной, «на цыпочках».

    Сообщение близким о смерти больных телеграммой – дело естественное.

    Все, что принадлежало умершему, не просто предметы, подлежащее

    инвентаризации, но и дорогая память для близких, поэтому такт по отношению

    к ним требует бережного сохранения этих вещей. Близкие, родственники

    умершего требуют заботы, сочувствия, особого внимания. Прежде всего следует

    быть готовым к проявлениям сильных аффектов, уметь не только стерпеть их,

    но и помочь тем, кого постигло несчастье. Не раз приходится наблюдать

    проявление гнева, агрессивности, несправедливыми обвинениями и

    многочисленными формами огорченности. Все они могут быть частными

    проявлениями реакции на смерть близких людей.

    Трудным является вопрос о роли священника. Мы считаем правильной ту

    сложившуюся в некоторых больницах практику, когда посещение умирающего

    священником, отпущение грехов перед смертью (если речь идет о верующем)

    необязательно: больной имеет право выбора. Появление священника может

    вызвать страх, панику. Естественно, приходится встречаться и с такими

    больными, которые несмотря ни на что желают исповедаться перед смертью и

    получить отпущение грехов, это их успокаивает.

    Рассказывает митрополит Антоний Сурожский: «Я помню умирание молодого

    солдата, который оставлял после себя жену, ребенка, ферму. Он мне сказал:

    «Я сегодня умру. Мне жаль покидать жену, но тут ничего не поделаешь. Но мне

    так страшно умирать в одиночестве». Я сказал ему, что этого не произойдет:

    я буду сидеть с ним, и пока он будет в состоянии, он сможет открывать глаза

    и видеть, что я здесь, или разговаривать со мной. А потом он сможет взять

    меня за руку и время от времени пожимать ее, чтобы убедиться, что я здесь.

    Так мы сидели, и он ушел с миром. Он был избавлен от одиночества при

    смерти».

    Паллиативная помощь. Хосписы.

    В последнее время все большую силу в общественном мнении приобретает

    тенденция, в соответствии с которой умирание рассматривается как

    естественная и закономерная фаза человеческой жизни, имеющая

    самостоятельную ценность и значимость. Речь идет о том, чтобы пациенту была

    дана возможность и в эти месяцы и годы вести содержательную, наполненную

    жизнь, то есть не об одном лишь медикаментозном воздействии, но и о целом

    комплексе мер социальной и психологической поддержки.

    Умирающие испытывают страх перед смертью, болью, зависимостью от других

    при удовлетворении самых элементарных нужд (еда, питье, поддержание чистоты

    и т.п.), испытывают глубокую печаль и тоску. Основатель современных

    хосписов англичанка С. Саундерс еще в 1948 г. пришла к простой мысли:

    умирающему пациенту можно и нужно помочь. Сложившаяся с тех пор система так

    называемой «паллиативной помощи» умирающим стала реализацией этой простой и

    гуманной цели.

    Латинское слово «pallium» означает «оболочка», «покрытие». Когда уже

    невозможно прервать или даже замедлить развитие болезни, когда достаточно

    скорая смерть пациента становится неизбежной, медик-профессионал обязан

    перейти к тактике паллиативного лечения, то есть купирования, смягчения ее

    отдельных симптомов.

    Понятие «паллиативное лечение» не исчерпывается только клиническим

    содержанием, оно включает в себя новые социально-организационные формы

    лечения, оказания поддержки умирающим пациентам, новые решения моральных

    проблем и, если угодно, новую «философию медицинского дела». Различные

    формы организации паллиативной медицины - это патронажная служба помощи

    на дому, дневные и ночные стационары, выездная служба («скорая помощь») и

    стационар хосписов, специализированные отделения больниц общего профиля и

    т.д. Действенность помощи умирающим определяется комплексным подходом к

    решению их проблем, бригадным характером деятельности участвующих в этом

    деле врачей-специалистов, медицинских сестер, психологов, а также

    представителей духовенства, добровольцев, получивших специальную

    подготовку. Незаменима при этом роль близких родственников и друзей

    пациента, которые, однако, и сами нуждаются в квалифицированных советах и

    руководстве.

    Когда врач и его коллеги владеют всем арсеналом средств и методов

    паллиативной помощи, они имеют моральное право сказать умирающему: «Мы

    поможем тебе пройти через ЭТО».

    Умирающий пациент, избавленный с помощью грамотного паллиативного

    лечения от боли, имеющий возможность общаться с семьей и друзьями,

    способный даже в последние дни своей жизни на высшие духовные проявления,

    наверное, вполне искренне может сказать, что он счастлив.

    Хоспис - это учреждение, в котором умирающие больные получают

    психологический и медицинский уход, облегчающий им дни и недели,

    предшествующие смерти. Хоспис предназначен не просто для облегчения

    неизбежной смерти: он помогает жить (не существовать, а жить!) до конца.

    Основными принципами воздействия на больных в хосписе являются:

    . различные современные варианты эффективной анальгезии,

    . воздействие на психику умирающих больных, устраняющее страх

    смерти, для чего используются медикаменты, психотерапевт,

    священник и т.п.,

    . доброжелательные контакты больных между собой, с родственниками и

    друзьями, с миром искусства и литературы.

    Вот примечательные слова медицинской сестры хосписа, которые приводят в

    своей книге «Путь к смерти. Жить до конца» Р. и В. Зорза: «Я получаю много

    радости от того, что я помогаю больным; я стараюсь, чтобы им было удобно,

    спокойно. Вот смотришь иногда на больного, страдающего, несчастного, а

    потом он засыпает спокойный, умиротворенный - так приятно это видеть,

    знать, что это я помогла ему заснуть. На это не жаль своих трудов».

    …Врачи и медсестры в хосписах устанавливают значительно больше целей, чем

    их коллеги в больницах. Для пациентов, близких к смерти, надежда

    концентрируется больше на «бытии», чем на «деятельности», и на отношениях с

    окружающими и с Богом. Когда остается совсем мало надежды, вполне реально

    надеяться на не одинокую смерть, спокойную смерть.

    Этические ориентиры общения с умирающими больными:

    Задавайте «открытые» вопросы, которые стимулируют самораскрытие

    больного.

    Используйте молчание и «язык тела» как общение: смотрите больному в

    глаза, слегка наклонившись вперед, время от времени нежно, но уверенно

    касайтесь его или ее руки.

    Особенно прислушивайтесь к таким мотивам, как страх, одиночество, гнев,

    самообвинение, беспомощность. Стимулируйте их раскрытие. Настаивайте на

    четком выяснении этих мотивов и сами старайтесь добиться их понимания.

    Предпринимайте практические действия в ответ на услышанное.

    Чаще прикасайтесь к руке умирающего. Психологи установили, что

    человеческое прикосновение – это мощный фактор, изменяющий практически все

    физиологические константы, начиная от пульса и кровяного давления, до

    ощущения самоуважения и изменения внутреннего ощущения формы тела.

    «Прикосновение – это первый язык, которому мы учимся, входя в мир» (Д.

    Миллер).

    Служение больному «присутствием» имеет мощный психологический эффект

    даже когда у вас нечего ему сказать. Родственники или друзья могут просто

    тихо сидеть в комнате, не обязательно близко к кровати больного. Очень

    часто больные говорят, как это успокаивает и умиротворяет, когда

    просыпаешься и видишь невдалеке знакомое лицо. «Даже когда я иду Долиной

    Смерти, я не убоюсь, потому что ты со мной».

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.