МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Факторы развития агрессивности в детском возрасте

    Факторы развития агрессивности в детском возрасте

    Содержание:

    Введение………………………………………………………………………………….…3

    1. Теории и подходы к проблеме агрессивности…………………………………………5

    1.1 Происхождение и развитие агрессивности……………..…………………………….5

    1.2 Социализация агрессивности………………………………………………………....13

    2. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства

    ..16

    2.1 Особенности переживания чувства горя у детей………………………………...16

    3. Диагностика агрессивности в младшем школьном возрасте ………………………..21

    Заключение…………………………………………………………………………………24

    Литература………………………………………………………………………………….25

    Приложение………………………………………………………………………………...26

    Введение

    Условия жизни в современном обществе требуют от людей большей

    твердости, большей жесткости, а иногда и жестокости. Таковы условия

    выживания. Законы животного мира, где выживает сильнейший, начинают

    распространяться и на мир людей. И, конечно же, такое положение вещей

    больнее всего бьёт по психике самых слабых, особенно детей. Ужасающие

    случаи жестокого обращения с детьми имели место всегда. Но сейчас волна

    ожесточения захватывает все больше и больше именно детские сердца, что

    находит своё выражение в участившихся случаях детского агрессивного

    поведения по отношению друг к другу, к родителям, педагогам, животным, себе

    самому. Проблема детской агрессии все чаще и чаще волнует родителей,

    учителей, психологов, врачей. К чему это может привести современное

    общество, учитывая тот бесспорный факт, что дети - это будущее общества,

    будущее государства, будущее страны. В психологии тема агрессии и

    агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков.

    Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены,

    проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие

    психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения,

    разрабатывают технику его коррекции.

    Для начала необходимо знать, что агрессия заложена в животных и в

    человеке природой. Агрессивное поведение - это способ реагирования на

    внешнюю угрозу. Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения

    выживания вида. Проблема есть тогда, когда агрессивное проявление никак не

    связано с угрозой, когда оно становится постоянным и неизменным способом

    реагирования. Агрессия не возникает как отдельно взятое явление, она лишь

    тем или иным способом проявляется во внешний мир.

    Если проанализировать все многообразие западных концепций, то можно

    выделить, пожалуй, три наиболее значимых из них. Первая включает теории, в

    которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство

    индивида. Вторая — описывает агрессию как поведенческую реакцию на

    фрустрацию. Третью составляют концепции, рассматривающие агрессивность как

    характеристику поведения, формирующуюся в результате научения

    (бихевиоральные теории).

    За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных

    действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над

    людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями

    агрессии и агрессивности, вызывают серьезное беспокойство. Особенно острой

    в настоящий момент является проблема роста детской преступности.

    Большинство психологов и педагогов оказались совершенно неподготовленными

    ни теоретически, ни практически к решению проблем детской агрессивности.

    Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» долгое

    время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной

    психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и

    представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований.

    Но даже в тех случаях, когда обсуждались проблемы детской

    агрессивности, ей однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это

    связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения,

    привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным

    смыслом и привели к отрицанию социально одобряемой агрессии. Действительно,

    если рассматривать чрезмерные проявления агрессии или развитие

    агрессивности по типу акцентуации, то такие черты личности, как

    доминантность, конфликтность, неспособность к социальной кооперации, могут

    вызывать негативное отношение.

    Однако его никак нельзя признать справедливым. Во-первых, агрессия

    является неотъемлемой динамической характеристикой активности и

    адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане личность должна

    неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может

    оказывается качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном

    случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности

    поведения.

    При этом нужно признать: агрессивные реакции часто ситуативны и имеют

    рационально-избирательную направленность. Направленность агрессии от

    особенностей мотивационно-потребностной сферы человека, системы его

    ценностей и ориентации. Поэтому, вероятно, уместно разделение на

    конструктивную и деструктивную агрессивность, где только последняя несет в

    себе потенциал враждебности, злобности, жестокости.

    Особенно сильно на поведение детей влияют различные психические травмы

    детства. Дети очень сильно переживают потерю родителей. Их опыт переживания

    горя практически в точности повторяет переживание горя взрослыми. Тем не

    менее реакции детей проявляются иначе и часто отличаются от тех, которые

    ждут от них взрослые. Поэтому мнение, что дети не переживают так сильно,

    как взрослые, во многом ошибочно. Действительно, они часто смешивают

    переживания чувств и мыслей. Кроме того, они испытывают значительные

    затруднения, чтобы выразить их. Но несмотря на то, что маленькие дети не в

    состоянии выразить свои чувства, им свойственны такие же сильные чувства и

    мысли, какие бывают характерны и для взрослых.

    Данная курсовая посвящена рассмотрению различных сторон агрессивности и

    проявление ее в различных жизненных ситуациях.

    Теории и подходы к проблеме агрессивности

    Происхождение и развитие агрессивности

    Теория влечения

    В теории, объясняющей природу агрессивности, существует три отличных

    друг от друга подхода. Все они отражают воззрения конкретных исследователей

    и психологических школ разного времени.

    Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что

    агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В

    человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный(либидо) и

    инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на

    упрочнение, сохранение и вопроизведение жизни. Энергия же второго типа

    направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все

    человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих

    инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что

    существует острый конфликт между сохранением жизни и ее разрушением,

    другие механизмы служат цели направлять энергию танатоса вовне, в

    направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то

    это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос

    косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на

    других. Эту теорию можно отобразить следующей схемой (см. схема1,

    приложение).

    Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З.Фрейда

    связывается со стадиями детского развития. В частности, отмечается, что

    фиксация на оральной стадии развития может привести к формированию таких

    агрессивных черт характера, как наклонность к сарказму и сплетням. Фиксация

    на анальной стадии может привести к формированию упрямства, иногда

    переходящего в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к

    гневу и мстительности.

    Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, который

    придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией

    З.Фрейда.

    Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного

    инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у

    других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим

    источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме

    спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с

    течением времени. Таким образом развертывание явно агрессивных действий

    является совместной функцией:

    1. Количества накопленной агрессивной энергии.

    2. Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

    Впрочем, следует отметить, что модель К.Лоренца в основном базируется

    на часто неоправданном переносе результатов исследований, полученных на

    животных, на человеческое поведение.

    Однако большинство психологов не разделяют такого фатального взгляда на

    человеческое поведение. Во-первых, хотя ими и не отрицается, что

    человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни,

    но осуждается ограниченность представлений о природе человека как о чем-то

    неизменном. Во-вторых, расходятся мнения и в отношении того, является

    агрессия инстинктом или же она лишь поставляет энергию, позволяющую «Я»

    эффективно осуществлять «принцип реальности», преодолевать препятствия на

    пути к удовлетворению других влечений. Поэтому считается, что агрессивность

    — это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим

    или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты.

    Агрессия является механизмом, благодаря которому эти инстинктивные

    тенденции направляются на другие объекты, и в первую очередь на людей, в

    основном, с целью их покорения или завоевания.

    Впоследствии даже многие психоаналитики отошли от «жестких схем»

    фрейдовой концепции и стали рассматривать не только биологическую, но и

    социальную сторону агрессии. Например, согласно А.Адлеру, агрессивность

    является неотъемлемым качеством сознания, организуюшим его деятельность.

    Агрессия понимается в более широком контексте напряжения противостоящих

    начал: жизни и смерти, субъекта и объекта, тезиса и антитезиса, любви и

    войны. Универсальным свойством живой материи является соревновательность,

    борьба за первенство, стремление к превосходству. В сознании заложена

    интенция триумфа.

    Другой представитель психоанализа Э.Фромм рассматривал два совершенно

    разных вида агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия,

    которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и

    затухает как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид

    представляет «злокачественная» агрессия — это деструктивность и жестокость,

    которые свойственны только человеку и определяются различными

    психологическими и социальными факторами[4].

    Фрустрационная теория

    Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется выше

    описанной. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а

    не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

    Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

    Агрессия всегда является результатом фрустрации.

    В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

    1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения

    цели;

    2. Сила препятствия на пути достижения цели;

    3. Количества последовательных фрустраций.

    Чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее

    препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет

    толчок к агресивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой,

    то их сила может быть совокупной и это может вызвать агресивную реакцию

    большей силы.

    Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда

    есть следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой

    агрессию. Схема «фрустрация—агрессия» базируется на четырех основных

    понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.

    Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием,

    как "акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда

    организму".

    Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной

    реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению

    желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и

    количества целенаправленных действий, после которых наступает фрустрация.

    Как, например, родитель-аккуратист и педант приучает своего маленького

    ребенка поддерживать порядок в детской комнате. Как правило, это ни к чему,

    кроме появления состояния фрустрации и агрессивных реакций у родителя, не

    приводит, и на голову ребенка, как из рога изобилия, сыплются

    саркастические замечания, обвинения, выговоры и наказания.

    Торможение — это тенденция ограничить или свернуть действия из-за

    ожидаемых отрицательных последствий. В частности установлено, что

    торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого

    наказания. Вероятно, поэтому родители, практикующие наказания своих детей

    за плохие отметки в школе, почти всегда по внешней активности и настроению

    ребенка безошибочно определяют, какую отметку он получил в школе: ребенок

    приходит домой с чувством вины и стремится уединиться.

    Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является

    дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека,

    воспринимаемого виновником этого торможения, и усиливающая побуждение к

    другим формам агрессии.

    Замещение — это стремление участвовать в агрессивных действиях,

    направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника

    фрустрации. Ребенок, который не может наказать или «отшлепать»

    провинившегося старшего брата, со злостью рвет его коллекцию марок. Или

    разозленный поведением родителей старший брат бьет ни в чем не повинного

    младшего. Возможен и другой пример из школьной жизни: когда мальчикам

    запрещают драться с девочками, они исподтишка дергают их за косички[1].

    Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является

    эффект катарсиса, заимствованный из психоанализа. Катарсис (в буквальном

    смысле «очищение эмоций») — это процесс освобождения возбуждения или

    накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой

    идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных

    тенденций приводит к временному либо длительному облегчению, в результате

    чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к

    агрессии.

    Представление о том, что акты агрессии снижают вероятность проявления

    агрессивности в дальнейшем, не является открытием. З.Фрейд и другие

    психоаналитики придают большое значение эффекту катарсиса, часто объясняя

    им потребность человека очиститься от агрессивных тенденций. В частности

    существуют данные, которые свидетельствуют о том, что если человек, являясь

    объектом агрессии, не может ответить тем же то у него поднимается кровяное

    давление, тогда как при непосредственном агрессивном ответе оно значительно

    снижается. Однако многие экспериментальные данные не позволяют однозначно

    оценить эффективность катарсиса: установлено, что в ряде случаев

    агрессивное поведение понижает дальнейшие агрессивные проявления, а в ряде

    случаев, наоборот, повышает.

    Как и предыдущая концепция, фрустрационная теория не избежала замечаний

    в свой адрес. Основной огонь критики пришелся на гипотезу о жесткой

    взаимопредопределенности самой схемы «фрустрация—агрессия». Было замечено,

    что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом

    ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники фрустрационной теории

    согласились и несколько видоизменили свою позицию. Представителем такой

    модифицированной формы теории обусловливания агрессии фрустрацией является

    Л.Берковитц.

    В концептуальную схему «фрустрация—агрессия» Л.Берковитц ввел три

    существенные поправки:

    1. фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но

    она стимулирует готовность к ним;

    2. даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих

    условий;

    3. выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий

    воспитывает у индивида привычку к подобным действиям [5].

    В заключение следует отметить, что в процессе своего развития

    фрустрационный подход претерпел значительные изменения и разделился на два

    относительно самостоятельных течения. Сторонники первого течения остались

    приверженцами фрустрационно-агрессивной гипотезы и продолжают в основном

    исследовать условия, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению

    агрессивных действий. К таким важным, на их взгляд, условиям относятся:

    сходство—несходство агрессора и жертвы, оправданность—неоправданность

    агрессии, уровень агрессивности как личностной характеристики человека.

    Сторонники второго течения создали собственную концепцию фрустрации, в

    основу которой положен анализ фрустрационный ситуаций, классификации и

    типологии реакций на фрустрацию. Так, С.Розенцвейгом выделяются три типа

    причин, вызывающих фрустрацию:

    1. лишения (privation) — отсутствие необходимых средств для достижения

    цели или удовлетворения потребности. В качестве иллюстрации «внешнего

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.