МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Факторы развития агрессивности в детском возрасте

    лишения», т.е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека.

    С.Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не

    может.

    2. потери (deprivation) — утрата предметов или объектов, ранее

    удовлетворявших потребности. Примеры: смерть близкого человека; сгорел дом,

    в котором долго жили

    3. конфликт — одновременное существование двух несовместимых друг с

    другом побуждений. Пример «внешнего конфликта»: человек, который любит

    женщину, остающуюся верной своему мужу. Пример «внутреннего конфликта»:

    человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется

    представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать

    или сестру [6].

    Теория социального научения

    В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой

    усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение

    соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет

    изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

    Эта теория была предложена Балдурой и представлена в работе в виде

    таблицы (см. таблица1, приложение), объясняющей усвоение, провоцирование и

    регуляцию агрессивного поведения.

    Кроме того, названная теория утверждает, что человек научается и более

    эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем

    совершенней становятся эти действия. Вместе с тем существенное значение

    имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении

    агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно

    повторяющийся неуспех — силу тенденции торможения.

    Другим важным элементом этой теории является социальное подкрепление.

    Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить

    определенную реакцию. Если говорить о социальном подкреплении, следует

    иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение,

    контролируемое другими людьми. Это может быть похвала и выговор, улыбка и

    насмешка, дружеские и враждебные жесты. Различают две формы подкрепления:

    Положительное подкрепление — это любой стимул, который, следуя за

    реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.

    Отрицательное подкрепление — это стимул, устранение которого усиливает

    реакцию.

    Вместе с тем существует и множество самих способов подкрепления. К

    наиболее распространенным относятся поощрение и наказание. Таким образом, в

    практике воспитания чаще всего используются четыре разновидности

    подкрепления:

    1. если вслед за реакцией ребенка следует положительное подкрепляющее

    средство, то результат — положительное поощрение. Например, когда родитель

    или педагог постоянно хвалят ребенка за хорошее, примерное поведение;

    2. если положительное подкрепление устраняется после той или иной

    реакции ребенка, то результат — отрицательное наказание. Например, когда

    ребенок, привыкший к похвале за школьные успехи, вдруг не услышал ее после

    полученной отличной отметки. Он привык к похвале, а на этот раз ее не было.

    И в результате отсутствие похвалы воспринимается ребенком как наказание;

    3. если за реакцией следует отрицательное подкрепление, то результат —

    положительное наказание. К примеру, подросток, испытывающий недостаток

    внимания и любви со стороны родителей, совершает кражу и получает от них

    сильную трепку. Эта трепка и есть положительное наказание: он, наконец,

    привлек внимание родителей.

    4. если отрицательное подкрепляющее средство устраняется после реакции,

    то результат — отрицательное поощрение. Например, учащийся, которого

    педагог в течение года сильно критиковал за слабую учебу, в последней

    четверти повысил свою успеваемость, за что педагог не похвалил его, но и не

    сказал ничего плохого. Поэтому отказ от критики рассматривается ребенком

    как поощрение[1].

    Что касается исследуемой проблемы, то существуют неопровержимые

    доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при

    этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем в

    аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное

    подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует

    привычку агрессивно реагировать на различные раздражители. Следовательно,

    наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую

    степень агрессивности как личностной черты. Точно так же наблюдение и

    подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень

    враждебности.

    В настоящее время теория социального научения является одной из

    наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, особенно если

    есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

    Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего

    детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в

    импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению

    взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева,

    сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

    Согласно Б.Споку, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут

    считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то

    неприятное ему.

    Как отмечает Е.Гаспарова , на втором году жизни возрастает активность

    ребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возратает

    независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости -

    знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки маленького человека

    настоять на своем, вопреки желанию родителей.

    Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью,

    обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом,

    зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения.

    Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям

    открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы

    агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие

    виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии. Опыт работы с

    детьми этого возраста показывает, что подавляющее большинство детей 1,5—2-

    летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это,

    только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или

    плачем. Это наводит на размышления о том, что ребенок включает собственные

    вещи, в том числе и игрушки, во внутренние границы «Я» и рассматривает их

    как части самого себя. Естественно, что ребенок будет воспринимать просьбу

    мамы «Дай поиграть свою машинку этому мальчику!» почти как эквивалентную —

    «Оторви руку и дай ее поносить другому ребенку!». Понятно, что реакция

    будет вполне предсказуемой.

    По нашему мнению, конфликты между детьми, связанные с обладанием вещами

    и игрушками, возникают, когда эти границы пересекаются, т.е. несколько

    детей «кладут глаз» на одну и ту же игрушку или один из детей пытается

    расширить свои границы путем экспансии (захвата) чужих игрушек.

    Подтверждением могут стать результаты длительного наблюдения за тремя

    мальчиками двух, четырех и семи лет. Было замечено, что наибольшее число

    конфликтов, связанных с агрессивным поведением, наблюдалось между младшим,

    старшим и средним ребенком, в то время как между младшим и старшим

    конфронтация была минимальна. Обратил на себя внимание и тот факт, что

    конфликты возникали только по поводу обладания определенными игрушками.

    Удивительно, что были игрушки, вокруг которых совершенно не возникало

    конфликтов.

    Как отмечает И.А.Фурмнов, что в этом возрасте усиливается

    “исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой

    системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных

    обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и

    родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию -

    ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами,

    приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт

    отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта

    приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные

    тенденции.

    К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В

    этот период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают

    М.Д.Лисина, В.С.Мухина, Л.Д.Кошелева, начинает формироваться опыт

    взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного

    поддержания и развертывания действий, направленных на другого.

    А. Фромм, указывает на существование феномена “перенесения”, который в

    три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть

    его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать

    свою злость на мать и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо

    более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом

    прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К

    тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с

    применением угроз и наказаний.

    В дальнейшем проявления агрессивности во многом связаны с процессами

    поло-ролевой идентификации ребенка. В частности, использование техники

    «Doll—play», когда ребенок играет в куклы, представляющие членов семьи,

    позволило установить, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью

    к куклам, чем игра девочек. Наибольшая агрессия у мальчиков наблюдалась к

    кукле «отца», а наименьшая — к кукле «матери», у девочек — наоборот. Было

    также замечено, что мальчики, имеющие отца, проявляют больше агрессивности,

    чем мальчики, выросшие без отца. В семьях, где нет отца, основы мужских

    черт у сыновей возникают медленнее и мальчики — менее агрессивны и более

    зависимы [1].

    Влияние ближайшего окружения и процессов осознания собственной половой

    принадлежности на формирование агрессивных форм поведения очень хорошо

    можно проследить, если сравнить поведение мальчиков и девочек. В частности,

    отмечается, что если в 2-летнем возрасте в арсенале средств проявления

    агрессивности мальчиков и девочек примерно в одинаковой пропорции

    встречаются плач, визг и взаимные шлепки, то к 4 годам фрустрация, неудачи

    вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью дерутся, а

    девочки визжат [7].

    Сторонники различных психологических школ объясняют это по-разному.

    Психоаналитическое направление, опирающееся на постулат о врожденности

    тенденций к агрессивному поведению и проявлению гнева, доказывает, что у

    мальчиков эти тенденции проявляются в большей степени, чем у девочек. В

    рамках бихевиористического направления также отмечается большая

    агрессивность мальчиков по сравнению с девочками, но это объясняется

    разными для первых и вторых социально одобряемыми моделями поведения. На

    основе анализа ряда экспериментальных исследований было установлено, что в

    первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных

    эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и

    интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек — убывают. Комментируется

    это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики,

    боятся их проявить из-за страха наказания, в то время как к агрессии

    мальчиков окружающие относятся более благосклонно. С возрастом эти модели

    закрепляются: число проявлений агрессии в поведении девочек постепенно

    сокращается, и они становятся менее агрессивными, даже если в раннем

    детстве были очень драчливы.

    Исследования показывают, что если взять наиболее простые и часто

    встречаемые формы детской агрессии, как-то реакции обидеть или ударить, то

    у детей в возрасте от 3 до 11 лет можно наблюдать в среднем по 9

    агрессивных актов в час. 29% из них составляют непосредственные ответные

    реакции на нападение противоположной стороны. Причем эта доля остается

    практически постоянной, изменяется лишь в зависимости от пола и составляет

    33% у мальчиков и 25% у девочек. С возрастом происходит также смена форм

    агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста

    более «социализированных» форм, таких как оскорбление или соперничество[8].

    Здесь можно отметить существование половозрастных различий в способах

    выражения агрессивности мальчиками и девочками восьми, одиннадцати и

    пятнадцати лет. Так, было обнаружено, что девочки двух старших возрастных

    групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения, в

    отличие от мальчиков, использующих прямые способы агрессивного поведения.

    Выявлено, что способность к использованию непрямых способов агрессивного

    поведения формируется у девочек к 11-летнему возрасту. А в целом в

    возрастной группе 11 лет дети наиболее высоко оценили себя по уровню

    агрессии.

    Вышеизложенное подтверждается и данными других экспериментальных

    исследований. В частности, изучалось влияние социализации на соотношение

    вербальной (замечания, выговоры, угрозы, сплетни, оскорбления,

    обвинения/критика) и физической (нападения, драки) агрессии детей

    различного возраста. Результаты показывают, что у дошкольников и младших

    школьников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у

    мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек —

    вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция

    изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того, они

    чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем

    девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная

    особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей все больше

    приобретает враждебную окраску[1].

    Впоследствии при переходе от младшего школьного к юношескому возрасту

    соотношение таких поведенческих реакций, как физическая, вербальная,

    косвенная агрессия и негативизм, существенно меняется. У мальчиков на

    протяжении всех возрастных этапов устойчиво доминируют физическая агрессия

    и негативизм, а у девочек — негативизм и вербальная агрессия. В возрастном

    аспекте следует отметить общее нарастание агрессивных и негативистских

    тенденций как мальчиков, так и у девочек. Вместе с тем примечательно

    временное снижение физической и вербальной агрессии у мальчиков к 16 годам,

    а также косвенной агрессии и негативизма к 14 и 16 годам. У девочек —

    ослабление реакций физической и вербальной агрессии отмечается в 14-летнем

    возрасте, а косвенная агрессия и негативизм имеют постоянные тенденции к

    нарастанию.

    Существуют и половые различия в силе проявления агрессивных реакций.

    Мальчики отличаются преобладанием реакций физической агрессии, в то время

    как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения

    агрессии: вербальной, косвенной и негативизму. Возможно, это связано с тем,

    что агрессия мальчиков направлена «наружу», а девочек — «вовнутрь» [3].

    Традиционные представления о мужской и женской агрессивности

    сказываются и на дальнейшем поведении: и мальчики, и девочки в той или иной

    степени научаются подавлять собственные агрессивные побуждения, однако

    мальчики все же имеют больше возможностей для свободного проявления

    агрессивности.

    Кроме того, если в процессе развития ребенок не научается

    контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это грозит

    преимущественной ориентацией на сверстников — в подростковом возрасте и

    склонностью к разгульному поведению — в юношеском. Так, например,

    установлено, что спонтанное выражение гнева и совершение насилия в

    отношении окружающих в ° лет приводит к использованию физической силы

    против других лиц, скитанию по улицам, влечению в компании, поиску

    удовольствий в курении, принятии алкоголя и общении с противоположным полом

    — в 14 лет, а в дальнейшем в 20 лет — к деструктивным поступкам, конфликтам

    с родителями, потребности во встречах с друзьями, выпивке, курении и

    половых связях.

    Социализация агрессивности

    Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический

    организм, и его основной заботой в этот момент является собственный

    физический комфорт. Через некоторое время ребёнок становится человеческим

    существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями,

    целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с

    неповторимым индивидуальным видением мира. Человек достигает этого

    состояния с помощью процесса, называемого социализацией. В ходе этого

    процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация - это

    процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким

    образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность

    данного индивида как личности.

    Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю

    собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в

    определенном сообществе, цивилизации. Совершенно ясно, что «природный»

    агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте. Просто в

    результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные

    импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие остаются весьма

    агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.