МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Факторы развития агрессивности в детском возрасте

    оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования, вандализм и

    другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои

    агрессивные импульсы в физическом насилии.

    Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной

    культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей

    к ребенку. Например, известный этнограф и социолог М.Мид, изучая

    примитивные сообщества, оставшиеся на более ранних этапах цивилизации,

    сделала очень интересные наблюдения.

    В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило,

    формируются отрицательные черты личности. В частности стиль взаимодействия

    со взрослыми сводится к следующему: с первых дней жизни ребенка мать резко

    отлучает его от груди и надолго уходит работать общение с матерью

    происходит очень редко, главным образом во время утреннего и вечернего

    кормления, большую часть времени ребенок проводит в одиночестве, опекаемый

    лишь случайно подошедшими взрослыми. Дальнейшее воспитание остается

    достаточно суровым: в основном используются частые наказания при отсутствии

    поощрений, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у

    взрослых осуждения. В результате формируются такие качества как

    тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и

    жестокость[9].

    Совершенно другая картина наблюдается в сообществах, где вся структура

    жизни построена на взаимопомощи и кооперации, а идеалом личности является

    мягкость в общении, альтруистическое отношение к другим. Эти культурные

    установки проецируются и на воспитание детей. С первых дней жизни ребенок

    окружается заботой и вниманием родителей или родственников. Общение

    взрослых и детей позитивно окрашено, наказания редки. Единственной

    особенностью поведения, которая вызывает строгость и недовольство

    родителей, является агрессивность. Драки и ссоры между детьми немедленно

    пресекаются. Детей учат конструктивному поведению, например, вымещать гнев

    преимущественно на неодушевленных предметах. Очень схожие факты наблюдали и

    другие исследователи[4].

    Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на

    социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора.

    Первый — это образец отношений и поведение родителей. Были получены

    данные, что в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность

    агрессивных проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями

    неагрессивных детей. Более того, отношение родителей к поведению ребенка

    также различно. Если отцы больше утешают девочек, когда те огорчены, чаще

    их одобряют, чем мальчиков, то матери более снисходительны и терпимы к

    сыновьям и разрешают им чаще проявлять агрессию в отношении родителей и

    других детей, чем девочкам.

    Другим важным фактором является характер подкрепления агрессивного

    поведения со стороны окружающих. В частности, была установлена связь между

    родительским наказанием и агрессией у детей. Также было обнаружено, что

    мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, были высоко

    агрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя

    проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям. Если же

    рассмотреть особенности родительских наказаний, то установлено, что отцы

    предпочитают физические наказания, а матери - непрямые или более

    психологические воздействия и на сыновей, и на дочерей. В целом же данные

    ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают

    физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания

    воспитывают у мальчиков и большее сопротивление.

    Представляет интерес зависимость между реакцией родителей на раннее

    проявление агрессивности со стороны детей и агрессивностью, проявляемой ими

    в более зрелом возрасте. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное

    поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на

    сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по

    отношению к взрослому, чем по отношению к своему сверстнику, особенно если

    последний действительно заслужил это.

    Таким образом, предполагается, что в подростковом, юношеском или более

    позднем возрасте выросший ребенок будет чувствовать себя спокойнее,

    проявляя агрессивность лишь по отношению к сверстнику или равному по

    статусу человеку, а не по отношению к какому-либо авторитетному лицу

    (педагогу, руководителю, начальнику). Более того, у него, вероятнее всего,

    будет формироваться и укрепляться чувство вины всякий раз, когда он проявит

    агрессивные чувства или действия против старшего либо сверстников того же

    возраста.

    Р.Сире, Е.Маккоби и Х.Левин отмечал что в социализации агрессии

    присутствуют два важных момента:

    1. снисходительность (степень готовности родителей прощать поступки

    ребенка);

    2. строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка.

    При этом снисходительность рассматривалась как поведение родителя до

    совершения поступка (ожидания родителя, предостерегательная тактика в

    отношении появления агрессии и др.), а строгость наказания — после

    совершения поступка (сила наказания за проявленную агрессию).

    Гипотеза была такова: поскольку снисходительность сама по себе не

    способствует возникновению тревоги и чувства вины, можно ожидать, что

    агрессивность ребенка окажется пропорциональной снисходительности матери.

    Иными словами, чем больше снисходительность родителя, тем больше

    агрессивность ребенка. Если считать, что наказания подавляют нежелательное

    поведение, то можно ожидать, что, чем строже наказывается агрессия, тем

    меньше она проявляется. Однако на практике такие предположения оказались

    сильно упрощенными. Эти психологи на основе ответов матерей, прибегавших к

    разным методам воспитания ребенка и затем оценивших уровень детской

    агрессивности, получили результаты, которые представлены ниже в таблице.

    Эти данные показывают, что наиболее снисходительные (группа С) и

    наиболее требовательные (группа В) родители имели детей, чей уровень

    агрессивности мало различался. Родителями наименее агрессивных детей

    оказались те из них (группа А), кто не был ни снисходительным, ни склонным

    к применению наказаний. Их позиция заключалась в осуждении агрессии и

    доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае

    проступка[10].

    Родители наиболее агрессивных детей (группа D) вели себя так, как будто

    любое поведение детей приемлемо, не показывая своего отрицательного

    отношения к агрессивным поступкам, однако когда ребенок совершал поступок —

    он бывал строго наказан. Здесь напрашивается вывод, что суровое наказание в

    неопределенной ситуации вызывает у ребенка враждебность (т.к. он не

    понимает за что его наказали) и дальнейшую агрессивность. Кроме того,

    склонный к наказанию родитель, хотя и не намеренно, подает ребенку пример

    агрессивного поведения. Ребенок постепенно привыкает к тому, что агрессия —

    это нормальный путь преодоления фрустрации. Строгость родителя, если она

    последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к

    подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителя, но вне дома

    ребенок будет вести себя иначе (см. таблица2, приложение).

    Таким образом, формирование агрессивных тенденций, которые затем могут

    наблюдаться и более поздних ступенях развития, происходит несколькими

    путями:

    1.Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно либо

    показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим

    и к окружающей среде. Определено, что дети, наблюдающие агрессивность

    взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек,

    которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, обычно

    воспринимают эту форму поведения.

    2.Родители наказывают детей за проявление агрессивности. В ряде

    исследований было установлено, что:

    а) родители, которые очень резко подавляют агрессивность у своих детей,

    воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в

    более зрелые годы;

    б) родители, которые не наказывают своих детей за проявление

    агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;

    в) родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как

    правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих

    агрессивное поведение[1].

    Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства

    Особенности переживания чувства горя у детей

    Детский опыт переживания горя практически в точности повторяет

    переживание горя взрослыми. Тем не менее реакции детей проявляются иначе и

    часто отличаются от тех, которые ожидают от них взрослые. Поэтому мнение,

    что дети не переживают так сильно, как взрослые, во многом ошибочно. Этому

    способствует неправильное представление взрослых о детях, будто бы не

    обладающих опытом горя и эмоциональной болью. Такое мнение, на первый

    взгляд, не безосновательно. Действительно, дети часто смешивают переживания

    чувств и мыслей. Кроме того, они испытывают значительные затруднения, чтобы

    выразить их. Но несмотря на то, что маленькие дети не в состоянии выразить

    свои чувства, им свойственны такие же сильные чувства и мысли, какие бывают

    характерны и для взрослых.

    Как для взрослых, так и для детей горе является индивидуальным опытом.

    То, как дети переживают несчастье, зависит от их личности и возраста.

    Вопреки представлениям некоторых людей не существует никакого нижнего

    возрастного предела детскому переживанию горя. Шведские психологи

    У.Фориндер и Л.Полфелдт утверждают, что для ребенка, еще недостаточно

    владеющего речью, но уже потерявшего кого-то из близких, горе приобретает

    исключительно физический и эмоциональный характер, становится опытом

    дословесным. Ребенок не может преодолеть свою беду, выговариваясь: у него

    нет ни своих, ни «чужих» слов. Утрата и горе в раннем возрасте разрушают

    душу изнутри, например физическим переживанием, не затрагивая интеллект,

    даже когда ребенок позже, став старше, научится ради преодоления своих

    проблем пользоваться логикой и речью. Совсем маленький ребенок, переживая

    горе, как бы отделяется от внешнего мира. Физическое отсутствие значимой

    для ребенка личности оставляет в нем психологическую пустоту.

    Дети младшего возраста (до 5 лет) осознают и объясняют мир, учитывая

    мнения и действия окружающих их взрослых. Ребенок не в состоянии понять

    значения слов «смерть», «всегда» или «никогда больше не вернется». Он не

    понимает этих абстрактных слов (понятий), ему также трудно понять

    абстрактные объяснения причин смерти. Ребенок осознает и воспринимает

    только конкретные действия и события.

    Возможно, ребенок будет искать умершего человека, но в конце концов

    откажется от своих попыток и смирится. Легко неправильно понять эти реакции

    у маленьких детей и воспринять их как отрицание происшедшего. Скорее, эти

    реакции являются выражением недостаточного опыта. Дети не понимают, что

    смерть окончательна, и поэтому думают, что тот, кто умер, может вернуться

    или что можно пойти к нему или к ней в гости. Они будут реагировать на

    утрату, становясь надоедливыми и раздражительными, или — в более тяжелых

    случаях — крайне замкнутыми.

    Дети, так же как и взрослые, принимают действительность постепенно и

    колеблются между отрицанием и принятием того, что произошло. Детям

    дошкольного возраста нужно еще и еще раз повторять, что тот, кто умер, ушел

    и не придет обратно. Дети должны знать, что умерший человек больше не

    дышит, что его сердце не бьется, он не может говорить, что умерший не может

    думать и не чувствует никакой боли.

    Дети, потерявшие кого-либо из родных, испытывают сильные и зачастую

    новые для себя чувства. Их пугает то, что они не могут объяснить своих

    реакций на переживаемое, поэтому они нуждаются во взрослых, чтобы последние

    помогли им разобраться в происходящем. В этом случае наилучшей помощью

    травмированному ребенку будет та, когда другой взрослый «включится» в его

    ситуацию и постепенно выстроит надежную эмоциональную связь с ребенком,

    таким образом продолжая внезапно прервавшийся диалог. Этот новый контакт

    может стать впоследствии прочной базой, благодаря которой ребенок будет в

    состоянии сам справиться с постигшим его несчастьем.

    4-6-летний ребенок думает, что его мысли могут оказывать влияние на

    окружающий мир. Он живет иллюзией своего всемогущества, и ему трудно

    отделить фантазии от реальности. У детей в этом возрасте сильно развито

    воображение, причем свои мечты им трудно выразить словесно; дети не всегда

    уверены, существуют ли их фантазии на самом деле во внешнем мире, или они

    живут только в их собственном сознании. Это обстоятельство делает механизм

    детского горя более сложным в сравнении со взрослым[2].

    Когда ребенок становится старше, то он уже знает, что один из родителей

    или оба родителя умерли и никогда не придут. Да, ребенок до сих пор

    скучает, тоскует без родителей, но ему также грустно без тех приятных

    фантазий, которые не состоялись. Эти мечты не могут долго защищать от

    тяжелых мыслей, и ребенок должен найти новые пути борьбы с ними.

    Младшие школьники (7-9 лет) часто задумываются о смерти. В этом

    возрасте постепенно развивается понимание, что смерть окончательна и что

    все жизненные функции прекращаются, когда человек умирает. Потом они

    начинают понимать, что смерть неизбежна, что все — и они в том числе —

    когда-то умрут.

    Они уже хорошо понимают, что целый ряд основных жизненных обстоятельств

    изменить невозможно. Однако, наблюдая и осмысливая их, детям еще далеко до

    того, чтобы управлять подобными ситуациями. И эта беспомощность может

    вызвать у них чувства тревоги и тоски.

    Даже в поведении 10-12-летних детей, переживших потерю близкого, можно

    наблюдать как бы фрагментарность поведения: для них характерно

    периодическое чередование состояний грусти и развлечений, игр. Но это лишь

    психологическая защита ребенка от состояния тревоги и страдания.

    Представление о смерти становится более абстрактным только к 10 годам:

    тогда дети лучше понимают, какие последствия несет за собой смерть, и

    больше думают о том, что происходит после смерти. Они задумываются над

    смыслом того, что произошло, и заняты мыслями о несправедливости смерти.

    Обычно дети 10 лет и старше не хотят говорить о том, что произошло,

    потому что это слишком мучительно. Иногда им нужно достаточно долгое время,

    прежде чем они смогут говорить о смертном случае. Это может произойти

    потому, что понимание смерти приходит постепенно. Внезапно у них может

    возникнуть желание говорить о смерти, даже если в течение долгого времени

    они казались абсолютно равнодушными. Особенно часто этим «грешат» мальчики,

    которым часто бывает трудно показать свои чувства, вызванные смертным

    случаем, так как это противоречит их представлениям о мужской роли.

    Но тем не менее желание поговорить о смерти — явление позитивное, это

    возможность нового и более зрелого переживания и понимания данного явления.

    То, как мыслят старшие подростки и юноши, похоже на способ мышления

    взрослых. Но часто период переходного возраста — нелегкое время для

    переживания горя. Психологические защитные механизмы ослаблены, подросток

    изучает себя. («Кто я?»). Ему необходимы ролевые модели поведения

    взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе. Потеря матери

    или отца в это время, возможно, бывает невыносимой. Весь мир становится

    ребенку чужим, когда он переживает сильное горе из-за потери значимого для

    себя человека. «Я»-концепция, т.е. система представлений ребенка о самом

    себе, рушится, и иногда это приводит к упадку сил. Разрушенная Я-концепция

    нуждается в восстановлении. Ребенку следует помочь, чтобы он четко осознал

    значение того, что случилось до и после перенесенной им травмы, а что

    является новым, отличным от его прежней жизни[2].

    Когда дети узнают о смертном случае, у них, как и у взрослых, может

    возникнуть чувство нереальности и сомнения. Иногда они вообще не показывают

    никаких сильных чувств. Иногда их реакция выражается протестом, слезами и

    озлобленностью.

    В первое время после смертного случая у детей чаще всего наблюдается

    сильный страх разлуки со взрослыми (они всегда хотят быть рядом со своими

    родителями), у них могут быть проблемы со сном, агрессивность,

    раздражительность или другой тип деструктивного поведения, привлекающий к

    себе внимание,— замкнутость и стремление к изоляции, печаль, тоска, чувство

    потери, мучительные воспоминания и фантазии.

    Таким образом, дети переживают горе не каким-то определенным образом, а

    реагируют на него по-разному. Вот несколько самых распространенных реакций.

    Тревожность. Смерть легко вызывает страх, что может произойти еще одна

    катастрофа. Поэтому дети разных возрастов часто высказывают свои опасения,

    что может что-нибудь случится с близкими им людьми. Дети также могут

    испытывать страх, что сами умрут. В результате такой постоянной тревоги,

    бдительности и напряжения у ребенка могут возникать боли в животе, плечах,

    шее и голове.

    Маленькие дети могут постоянно прижиматься к родителям или

    присматривающим за ними взрослым, выдавая этим свой страх быть разлученными

    с ними. При крайней степени тревоги они могут не отпускать взрослых ни на

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.