МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Факторы, влияющие на девиантное поведение современного человека

    Факторы, влияющие на девиантное поведение современного человека

    Министерство Образования Российской Федерации

    Чувашский Государственный Университет

    им. И.Н. Ульянова.

    Факторы, влияющие на девиантное

    поведение современного человека.

    Выполнил:

    Студент РТЭ 31-00

    Лимонов А.А.

    Научный руководитель:

    Чебоксары 2002 г.

    ПЛАН:

    стр.

    I. Порядок как социальное явление 3

    II. Отклоняющееся (девиантное) поведение 4

    III. Природа отклоняющегося поведения 5

    IV. Основные группы отклоняющегося поведения 8

    V. Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение 10

    VI. Список используемой литературы

    15

    Порядок как социальное явление.

    В ежедневном будничном ритме жизни[pic]все кажется знакомым,

    привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспечивает эту

    надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствует

    определённым нормам.

    Но если кто-то нарушил нормальный ход жизни, мы естественно

    ощущаем, что всё общество основано на приятном, заведённом порядке, основу

    которого составляет процесс воспроизводства ценностно-норматвного механизма

    социальной жизни, обеспечивающий нормальное (т.е. соответствующее принятым

    нормам) поведение людей.

    Проблема порядка имеет важное значение для понимания организации

    социальной жизни. Сделаем акценты на следующих моментах.

    1. Порядок - это регулярное (непрерывное) самовоспроизводство

    ценностно-нормативного механизма, и прежде всего практических образцов

    поведения - норм, а также средств социального контроля. При этом имеются в

    виду и нормы (правовые и нравственные), и обычаи, и ритуалы, т.е. порядок

    включает в себя все основные нормативные элементы, инструменты социального

    регулирования. Поэтому нарушение порядка - это нарушение не только правовых

    норм, но и важнейших обычаев, нравов и т.д. Однако роль правовых норм в

    воспроизводстве порядка особенно важна.

    2. Основу порядка, на наш взгляд, составляют не все виды

    норм, а прежде всего нормы-правила, нормы дозволения, включая запрещающие

    нормы.

    Порядок регулирует, гарантирует, охраняет самое важное для всего

    общества - признанные наиболее необходимыми нормы поведения людей.

    Правовые нормы и есть не что иное, как норма дозволенного

    поведения. Но регуляция дозволенного осуществляется не только в правовых,

    но и в нравственных, традиционно-шаблонных формах

    3. Ради надёжной предсказуемости нормального поведения

    людей, т.е. ради порядка, люди должны жертвовать частью своей свободы,

    независимости, должны вести себя не так, как им вздумается, а так, как

    дозволено. Власть силой авторитета или насилия, используя санкции, может

    гарантировать воздержание индивида от поведения, не соответствующего

    принятым нормам.

    4. Порядок, регулируя социальное поведение с точки зрения

    дозволенного, оставляет достаточную свободу человеку. Ведь непривычное

    может укладываться в рамки дозволенного порядком.

    Общество может менять свои представления о дозволенном,

    расширить или сужать зону позволительного.

    Отклоняющееся (девиантное) поведение.

    Отклонение в поведении личности, социальных групп от установленного

    порядка вещей порождает такое социальное явление как отклоняющееся

    (девиантное) поведение.

    Социология рассматривает нарушение заведенного порядка прежде

    всего как болезнь всего общества, его социальных взаимосвязей, структуры.

    Аномия - это «крушение норм», «безнормность», которые

    характеризует состояние общества, его социальных структур. Это серьёзный

    социальный недуг общества, не имеющего и не соблюдающего общепринятых норм

    поведения.

    «Аномия заявляет о себе присутствием прежде всего разнообразного

    и постоянно расширяющегося спектра социальных девиаций. К числу легко

    наблюдаемых и определяемых «индикаторов» аномии можно отнести рост

    преступности, социальный хаос, «смятение душ», неясность жизненных целей,

    резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, связанных

    с данной социальной системой, возростание значимости материальных

    ориентаций, как противоположных нравственным и духовным и т.д.

    Итак, именно аномия как социальная болезнь общества порождает

    массовое девиантное поведение. При этом сама аномия, безнормность возникает

    в виду отсутствия единых ценностей, норм, что приводит к дезорганизации

    всех общественных связей и структур. Это с наибольшей силой проявляется при

    глубоком ценностно-нормативном кризисе всего общества.

    Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица,

    некоторые социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с

    существующими в обществах требованиями и нормами поведения.

    Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает

    постепенно. Более того, в социологии есть понятие «первичная девиация»,

    когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а

    человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие

    отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными

    действиями и до поры до времени могут не замечаться.

    Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация),

    когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек

    открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с

    определенной реакцией на его действия.

    При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать

    индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются

    нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае

    отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой

    социальной группы – преступной шайки или изуверской секты, которые создают

    некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с

    принятыми нормами.

    Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое

    отклонение считать девиантным поведением.

    В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под

    данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной

    группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно

    соответствовали нормам и правилам.

    Природа отклоняющегося поведения

    Негативные явления свидетельствуют о наличии исторических предпосылок,

    объективных и субъективных условий, о противоречивости общественного

    развития, в котором тесно переплелись как трудности становления и развития,

    так и деформация экономических, социальных, политических и духовных

    процессов.

    Отклоняющееся поведение людей, во-первых, существует потому, что новая

    социальная система возникает не на пустом месте, а вырастает из ряда

    элементов прежней, разрушенной системы – идет ли речь о людях или об

    элементах производительных сил, духовной или материальной культуры. Во-

    вторых, процесс развития новой социальной системы обычно неравномерен, а

    это порождает диспропорцию в соотношении ее элементов и приводит к

    отставанию некоторых из них и тем или иным дефектам функционирования. В-

    третьих, может наблюдаться неполная адаптация развивающейся системы к

    внешним и внутренним условиям ее существования. Говоря иными словами,

    социальное, культурное или техническое развитие может подчас не поспевать

    за вновь возникающими общественными, духовными или экономическими

    потребностями. В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов случайные события.

    Все это в совокупности и служит конкретным источником различных негативных

    явлений.

    Рассмотрим эти причины подробнее.

    Отклоняющееся поведение опосредуется главным образом экономическими

    отношениями. Оно не находится в прямой зависимости от их состояния.

    Взаимосвязь более сложна и многопланова. Но о том, что она существует,

    говорит вся история развития общества.

    Основное, что не следует упускать из виду, это существование различных

    форм социального неравенства. Как показывает жизненная практика, те или

    иные формы неравенства продолжают существовать, причем вызваны они не

    объективно обусловленными различиями, а деформированными общественными

    отношениями: принадлежностью к власти, причастностью к теневой экономике,

    которая, по подсчетам специалистов, обладает огромным финансовым капиталом:

    так, в середине 90-х годов называлась цифра в 150-200 млрд. долларов.

    В условиях «дикого капитализма», в которых находится Россия середины

    90-х годов, эти причины стали еще нагляднее и явственнее. Более того,

    имеются утверждения, что вся экономика России приобрела криминальный

    характер, когда теневая экономика вытесняет официальную, а масштабы

    социального неравенства поражают воображение и позволяют сравнивать

    ситуацию в стране с режимом бывших колониальных стран Африки.

    Если ранее важным источником этих отклонений являлась дефицитность

    экономики, то в настоящее время – деформированность. Но и в том и в другом

    случае они оскорбляют и унижают людей, приносят убытки, а еще более

    социальные издержки, ибо ничто так не волнует людей, как попранная

    справедливость. Показательны в этом случае данные исследования ВЦИОМ в мае-

    июле 1996 года по всероссийской выборке, которые говорят о том, что только

    19% опрошенных согласны (полностью или частично), что люди вознаграждаются

    за свой труд, только 8% разделяют мнение, что «ум и профессиональное

    мастерство вознаграждаются», и еще меньше – 4% - что люди получают то, в

    чем они нуждаются.

    Источником отклоняющегося поведения в советский период были

    противоречия между квалифицированным и неквалифицированным, престижным и

    непрестижным трудом, создавшие предпосылку для противоречивых действий

    людей. Конечно, это не значит, что неквалифицированный труд прямо и

    непосредственно влечет за собой отклонения. И среди тружеников низкой

    квалификации подавляющее большинство жило и живет с чувством общественного

    долга, ответственности. Вместе с тем криминологические исследования в 70-80-

    х годах фиксировали тесную взаимосвязь между содержанием труда и преступным

    поведением. Лиц с высокой производственной квалификацией среди преступников

    было в 6 раз меньше, чем работников этой квалификации в общей структуре

    населения. Так, в индустриальных и урбанизированных регионах преступная

    активность лиц, выполняющих работу вручную, превышала соответствующий

    показатель для тех, кто трудился с помощью машин и механизмов, в 3,2 раза,

    а для занятых ремонтом и наладкой – в 26 раз.

    В середине 90-х годов эти противоречия были вытеснены другими

    причинами, которые порождаются массовой безработицей. Именно безработица

    стала питательной средой для формирования групп с отклоняющимся поведением

    – бомжей, бродяг, наркоманов и преступников. Эти язвы, которые были и

    ранее, но базировались на других причинах, стали настолько

    распространенными, что на них нельзя не обратить внимания.

    Источником возникающих отклонений является несовпадение реального

    процесса развития общества и осуществления людьми права на поиск и риск.

    Очевидно, что 130 тыс. осужденных за хозяйственные преступления (1991 г.)

    представляли собой сложный конгломерат побудительных мотивов: от

    добровольного желания помочь в решении экономических проблем до корысти и

    стяжательства.

    При анализе условий и причин отклонений нельзя сбрасывать со счетов

    противоречия интересов различных слоев и групп населения. Современное

    общество несвободно от обострений и столкновений интересов, которые могут

    возникать в процессе взаимодействия различных социальных институтов,

    социальных групп, общества и государства.

    Несвоевременное и неадекватное разрешение противоречий накладывает

    отпечаток на сознание и поведение людей. На почве пренебрежения

    общественными интересами произрастают разрыв между словом и делом,

    социальная апатия. Видя бесхозяйственность, махинации, приписки,

    безразличие руководства к материальным ценностям, люди начинают пассивно

    относиться к призывам, ищут пути облегчить свой труд за счет общества.

    Источником отрицательных явлений становятся ошибки и извращения в

    управлении, нарушения законности, принципов демократии и справедливости.

    Рассматривая отклоняющееся поведение, нельзя обойти вопрос о

    социальной наследственности. Она не имеет ничего общего с биологическим

    объяснением Чезаре Ломброзо, который, по его мнению, обнаружил связь между

    криминальным поведением и определенными физическими чертами человека.

    Социальная наследственность не ограничивается рамками биологических

    процессов, а распространяется на многие другие, в том числе и на

    социальные. С социальной наследственностью связано воспроизводство как

    позитивных, так и негативных сторон образа жизни людей.

    Механизм социального наследования не лишен противоречий. Одно из них

    заключается в том, что предметом преемственности становится не только

    нормальный, но и порочный жизненный опыт, который посредством социальной

    информации передается от поколения к поколению.

    И наконец, отклоняющееся поведение связано с неадекватным отражением в

    сознании части людей процесса развития и функционирования общественных

    отношений. Можно выделить два вида такого несоответствия. Во-первых,

    взгляды и настроения, сложившиеся на предыдущем этапе общественного

    развития, нередко вступают в противоречия с новыми условиями. Во-вторых, в

    ходе практической деятельности возникают и оживляются представления,

    которые односторонне трактуют смысл и направленность преобразований.

    Моральные коллизии можно разделить на внешние (между людьми) и

    внутренние (когда у человека происходит борьба мотивов). Внешние коллизии

    свидетельствуют о расхождении направленности ценностей ориентаций (вплоть

    до их противоположности), которые проявляются в общественных отношениях как

    столкновение различных моральных систем. Источником межиндивидуальных

    раздоров могут быть и различия в нравственных позициях, обусловленные

    несовпадением уровней личной культуры, конкретных жизненных целей и выбора

    средств их достижения.

    Природа внутренних конфликтов иная. Они определяются противоречивостью

    индивидуального морального сознания. Чаще всего это столкновение между

    мотивами общественного долга и мотивами, выражающими групповые, семейные,

    личные интересы. Внутренние коллизии могут перерастать во внешние

    конфликты.

    Анализ отклонений отклоняющегося поведения предполагает выделение

    типологических групп, имеющих как общие черты, так и специфические

    особенности. В литературе были предприняты попытки классифицировать

    негативные явления в сознании и поведении людей (Г.Г.Заиграев, С.М.Ковалев,

    В.П.Киселев, Б.М.Левин, С.И.Плаксий и др.).

    Помимо вышеуказанных (деление на первичную и вторичную девиации, на

    индивидуальные и коллективные формы отклоняющегося поведения) классификацию

    данного вида поведения можно осуществить по сферам жизнедеятельности людей.

    В соответствии с этим в производственно-трудовой сфере проявляются

    экономические хищения, стяжательство, бесхозяйственность и т.д.; в сфере

    распределения – стремление урвать от общества побольше, взяточничество,

    социальный паразитизм; в сфере политической жизни – карьеризм, бюрократизм,

    аполитичность, национализм, экстремизм; в сфере быта и образа жизни –

    нищенство, пьянство, потребительство, пренебрежительное отношение к

    семейному долгу; в сфере духовной жизни – бескультурье, эрзацкультура,

    снобизм в культуре, мещанство; в сфере общения – хамство, эгоизм, бездушное

    отношение к людям, грубость, клевета, высокомерие, нечестность и т.д.

    Иногда отклоняющееся поведение типологизируют по другому основанию –

    противоправное и аморальное, - исходя из того, что нормы, стандарты и

    правила определяются двумя главными регуляторами жизнедеятельности людей:

    нравственностью и правом. Конечно, граница между ними условна, тем не менее

    ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося

    поведения.

    Основные группы отклоняющегося поведения

    При анализе негативных сторон жизни социологи в большинстве случаев

    оперируют такими понятиями, как пьянство, взяточничество, бюрократизм,

    злоупотребление служебным положением, потребительство, преступления против

    личности, блат, бродяжничество, недобросовестное отношение к труду и своим

    обязанностям, хищения, безответственное отношение к браку и семье,

    бесхозяйственность. По данным исследований всех возрастных категорий,

    наибольшую тревогу вызывают масштабы распространения негативных явлений

    среди молодежи.

    Со второй половины 80-х годов увеличились масштабы противоправной

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.