МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Феноменология духа в сказках в свете аналитической психологии Юнга

    Феноменология духа в сказках в свете аналитической психологии Юнга

    Южнославянский институт

    Николаевский филиал

    Киевского института «Славянский университет»

    Кафедра культурологии

    и социальных наук

    РЕФЕРАТ

    ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА В СКАЗКАХ В СВЕТЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЮНГА

    Выполнил: Конев Е. П.

    Проверил: Яблонко В.

    Я.

    Николаев, 2002

    План

    1. Введение

    2. О понятии «дух»

    3. Феноменология психических проявлений

    4. Феноменология духа

    5. Феноменология духа в сказках

    1) дух в сказках

    2) териоморфная символика духа в сказках

    3) проблема трёх и четырёх

    6. Заключение

    Литература

    ВВЕДЕНИЕ

    Непоколебимое «правило игры» естествознания – полагать свой предмет

    известным лишь постольку, поскольку изыскание в данной области в состоянии

    представить нечто научно достоверное. Однако в этом смысле достоверным

    является лишь то, что может быть доказано фактами. Предметом такого

    изыскания служит природное явление. В психологии к важнейшим феноменом

    относится высказывание, и в особенности его формальный и содержательный

    способы проявления, причём – принимая во внимание сущность психики –

    последнему принадлежит, быть может, даже наибольшее значение.

    Соответственно первостепенная задача – это описание и упорядочение

    происходящего, после чего следует скрупулёзное исследование его

    закономерностей в их жизненном проявлении. Вопрос о субстанции наблюдателя

    возможен в естествознании только там, где обретается архимедова точка

    опоры. У психики отсутствует такая внешняя точка зрения, потому что только

    психика может наблюдать психику. Вследствие этого невозможно познание

    психической субстанции, по крайней мере, нашими нынешними средствами.

    Вместе с тем отнюдь не исключено, что, и атомная физика будущего не сможет

    нам дать такую архимедову точку. Пока что наши самые хитроумные измышления

    в состоянии констатировать лишь то, что можно выразить следующим образом:

    так ведёт себя психика. Честный исследователь – вежливо или благоговейно –

    оставит в стороне вопрос о субстанции. Юнг полагает, что совсем нелишне

    уведомить о необходимом, равно как и добровольном самоограничении

    психологии, с тем, чтобы понять отнюдь не всегда постигаемую

    феноменологическую точку зрения современной психологии. Эта точка зрения не

    исключает наличия веры, убеждённости и переживаний уверенности всевозможных

    видов, но опровергает их возможную ценность. Сколь бы ни было велико их

    значение как для индивидуальной, так и для коллективной жизни, но всё же

    психологии не достаёт всех средств, чтобы доказать их достаточность в

    научном смысле. Можно лишь сожалеть о такой несостоятельности науки, но

    вместе с тем нельзя заставить её «прыгнуть выше собственной головы».

    О ПОНЯТИИ «ДУХ»

    «Дух силен

    радостью».

    Лукреций

    Немецкое слово «дух» обладает столь большой областью применения, что

    требуется некоторое усилие, дабы вообразить, что же под всем этим имеется в

    виду. Духом обозначается тот принцип, который составляет противоположность

    материи. Под ним подразумевают некую имманентную субстанцию или

    существование, которые на самой высокой и универсальной ступени называются

    «Богом». Эту имматериальную субстанцию представляют себе также в качестве

    носителя феномена психики или даже жизни. Такое понимание идёт вразрез с

    противопоставлением духа – природе. В этом случае понятие духа сведено к

    сверх- или противоестественному, оно утрачивает субстанциональную связь с

    душой и жизнью. Подобное ограничение объясняет точку зрения Спинозы,

    согласно которой дух есть атрибут Единой Субстанции. Но ещё дальше идёт

    гилозоизм, который рассматривает дух как свойство вещества.

    Материализм рассматривает первичность материи и рассматривает психику,

    сознание, дух, идею как нечто производное; идеализм разных видов и толков,

    наоборот, утверждает первенство и независимость идеи, духа, сознания,

    психики. И с тех пор как Декарт резко противопоставил друг другу материю и

    дух как две различные субстанции, психофизическая проблема приобрела

    особенную остроту.

    Динамическая связь между духом и материей отражена в ацтекской

    мифологии как напряжённость между двумя божествами – Тескатлипокой

    (Дымящимся Зеркалом), символизирующим материю, и Кецелькоатлем (Пернатым

    Змеем), представляющим дух.

    Всеобще распространённым является воззрение, согласно которому дух

    рассматривается как более высокий, а душа – как более низменный принцип

    деятельности, у некоторых алхимиков – наоборот – дух слывёт за ligamentum

    anima et corporis, при этом последний определённо мыслился как spiritus

    vegetativus (в последующем как дух жизни и нервов). Точно также всеобщим

    является мнение, будто дух и душа по существу являются одним и тем же, а

    поэтому могут быть разделены лишь произвольно.

    Объяснительная психология, привлекающая к себе в настоящее время столь

    значительную долю внимания и труда, устанавливает систему причинной связи,

    предъявляющую притязание на то, чтобы сделать понятными все явления

    душевной жизни. Она хочет объяснить уклад душевного мира, с его составными

    частями, силами и законами, точно так, как химия или физика объясняют

    строение мира телесного. Объяснительная психология, стремится подчинить

    явления душевной жизни некоторой причинной связи при посредстве

    ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Мысль – смелости

    чрезвычайной, – она заключала бы в себе возможность неизмеримого развития

    наук о духе до строгой системы причинного познания, соответствующей системе

    естественных наук. Если всякое учение о душе стремится осознать причинные

    соотношения в душевной жизни, то отличительным признаком объяснительной

    психологии является её убеждение в возможности вывести вполне законное и

    ясное познание душевных явлений из ограниченного числа однозначно

    определяемых элементов. При посредстве одних лишь гипотез, высшие душевные

    процессы сводятся к ассоциациям. Путем одних лишь гипотез самосознание

    выводится из психических элементов и процессов, происходящих между ними.

    Ничем, кроме гипотез, мы не располагаем относительно причинных процессов,

    благодаря которым благоприобретенный душевный комплекс постоянно влияет,

    столь могущественно и загадочно, на наши сознательные процессы заключения и

    желания. Науки о духе должны, считает Дильтей, исходя от наиболее общих

    понятий учения о методе и испытывая их на своих особых объектах, дойти до

    определенных приёмов и принципов в своей области, совершенно так же, как

    это сделали в своё время науки естественные. Первейшим отличием наук о духе

    от естественных служит то, что в последних факты даются извне, при

    посредстве чувств, как единичные феномены, между тем как для наук о духе

    они непосредственно выступают изнутри, как реальность и как некоторая живая

    связь. Отсюда следует, что в естественных науках связь природных явлений

    может быть дана только путем дополняющих заключений, через посредство ряда

    гипотез. Для наук о духе, наоборот, вытекает то последствие, что в их

    области в основе всегда лежит связь душевной жизни, как первоначально

    данное. «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем» - говорит

    Дильтей. Во внутреннем опыте даны также процессы воздействия, связи в одно

    целое функций как отдельных членов душевной жизни.

    В современной науке явилась дилемма в чрезвычайной степени усилившей

    дух скептицизма и чисто внешней, бесплодной эмпирики, а также углубившей

    разделение жизни и знания: или науки о духе пользуются представляемыми

    психологией основаниями и приобретают тем самым гипотетический характер,

    или же они пытаются разрешить свои задачи, отказавшись от научно

    обоснованного и систематизированного взгляда на факты душевной жизни и

    опираясь лишь на двусмысленную и субъективную психологию повседневной

    жизни. А объяснительная психология сообщает свой вполне гипотетический

    характер также теории познания и наукам о духе. Правда, в ряду наук теория

    познания занимает совершенно иное место, нежели науки о духе. Ей никоим

    образом не может быть предпослана психология.

    Дильтей направляет акцент на то, что всякая попытка создать опытную

    науку о духе без психологии также никоим образом не может повести к

    положительным результатам. И эмпирика, отказывающаяся от того, чтобы

    обосновать происходящее в области духа на понимаемых связях духовной жизни,

    по необходимости бесплодна. Тут приходится иметь дело с определенными

    комплексами душевной жизни, так как в ней зарождается и укрепляется

    сознание божества. И подобно тому, как развитие отдельных наук о духе

    связано с разработкой психологии, так и соединение их в одно целое

    невозможно без понимания душевной связи, в которой они соединены. Вне

    психической связи, в которой коренятся их отношения, науки о духе

    представляют собою агрегат, связку, но не систему. Какое бы грубое

    представление об их связи между собой мы ни взяли, оно покоится на каком-

    либо грубом представлении о связи душевных явлений. Но совершенно очевидно,

    что духовные факты, составляющие материал теории познания, не могут быть

    связаны между собой иначе, как на фоне какого-нибудь представления душевной

    связи.

    У Афанасьева определена «внутренняя архитектура» человека, состоящая

    из четырёх психических модулей или функций (укажу две интересующие нас), в

    которой представлены, в частности, эмоции как душа и воля как дух. Здесь

    душа понимается как более низменное, нежели дух, как качество. Исходя из

    этой концепции, душа суть присуща животным. Что не будет являться

    справедливым по отношению к человеку, в своей идеации душа.

    В идеалистическом учении о крылатой природе души, Платон рассматривал

    человека, как состоящего из бессмертной души и смертного тела. Определяя

    при этом – душа человека – маленькая частица «вселенской души», и сначала

    она парит в «занебесной области», по которой разлита «сущность», «истина» -

    великое первоначало всего мира. У Платона душа выступала эманацией

    «сущности».

    Гроф в своих работах отождествляет понятия «душа» и «дух». Хотя при

    этом брал во внимание концепции разных культур разного времени.

    Достоверные и убедительные переживания сознательного отождествления с

    животными, растениями и даже с неорганическими материалами и процессами

    позволяет легко понять верования анимистических культур, рассматривавших

    всю Вселенную как существо, наделённое душой. С позиции этих культур не

    только животные и растения, но и Солнце, луна, звёзды, горы, реки являются

    живыми существами.

    В рассказах людей, с которыми работал Гроф, он искал упоминаний о

    таких состояниях сознания, которые воспринимались как достижение предельных

    рубежей человеческого духа. Гроф старался выяснить, какие именно

    переживания выражают ощущение встречи с высшим вселенским принципом.

    Люди, у которых были переживания Абсолюта, полностью удовлетворившие

    их духовные изыскания, как правило, не видели никаких специфических

    фигуративных образов. Когда они чувствовали, что достигли цели своих

    мистических и философских поисков, их описания высшего принципа были

    чрезвычайно абстрактны и поразительно сходны. Всех, кто рассказывал о таком

    абсолютном откровении, объединяло удивительное сходство в эмпирических

    характеристиках этого состояния. Они говорили о переживании Высочайшего,

    которое превосходит все ограничения аналитического ума, все рациональные

    категории и все узкие места обычной логики.

    У Вундта дух считается «внутренним бытиём, если при этом никакая связь

    с внешним бытиём не принимается во внимание».

    Единство души и тела, с точки зрения Спинозы, основывается на том, что

    тело индивида является объектом его души. «Что душа соединена с телом, это

    мы доказали из того, что тело составляет объект души».

    Самым знаменитым христианским мыслителем, говорившем о

    предсуществовании души и о мировых циклах, был Ориген (186 – 253), один из

    величайших Отцов Церкви всех времён. В своих трудах, особенно в книге «De

    Principiis» («О началах», Origenes Adamantius 1973), он высказал мнение

    относительно того, что определённые духовные переходы можно объяснить

    только в свете перевоплощения. Его учения были осуждены Вторым собором,

    созванным в Константинополе императором Юстинианом в 553 году, и признаны

    ересью. Однако некоторые учёные полагают, что следы этого учения можно

    найти в писаниях св. Августина, св. Григория и даже св. Франциска

    Ассизского.

    Клизовский полагает, что все существующее состоит из различных

    сочетаний Духа и Материи. Космическое творчество для своего проявления

    требует наличия этих двух извечных факторов — фактора активного, или Духа,

    и фактора пассивного, или пластической Материи. На одной стороне находится

    Великий Дух, который в своём потенциале содержит всю Вселенную, со всем,

    что будет на ней обитать, на другой стороне — первичная Материя, которая

    содержит в себе все нужные элементы для создания новой, более совершенной

    Вселенной. Материя есть основа творчества, фундамент и корень будущего

    бытия Вселенной, которую Божественное Начало приводит в движение,

    оживотворяя каждую создаваемую форму бытия элементом Жизни — зерном

    Божественного Духа. «Монада есть аспект Вселенского Духа, как определённая

    совокупность тональностей Его Бытия и Сознания. Являясь частью Целого, Его

    единичной потенцией, она в своей истинной природе не может иметь не только

    сознания, но и самой идеи о себе как личности, ибо принадлежит иному,

    высшему плану. В силу этого монада до эмалирования своего сознания во вне

    своей Небесной Природы представляет собой чистейшую абстракцию, не имеет

    реального бытия, не обладает и сознанием; в этом виде своём она является

    лишь безличной частицей Космического Божественного Самосознания».

    «Природа (в человеке) должна стать соединением Духа и Материи, прежде

    чем он станет тем, что он есть; и Дух, скрытый в Материи, должен быть

    пробужден к жизни и сознанию постепенно. Монада должна пройти через свои

    минеральные, растительные и животные формы, прежде чем Свет Логоса сможет

    пробудиться в животном человеке. Потому до такого пробуждения он не может

    быть назван человеком, а должен быть рассматриваем как монада, пленённая в

    вечно меняющихся формах» (Е. П. Блаватская. Тайная Доктрина, т. II).

    «Чтобы стать самосознающим, Дух должен пройти через все циклы бытия до

    своего высочайшего достижения, т. е. самосознания здесь, на земле, в

    человеке. Дух, сам по себе, несознательная, отрицательная абстракция1. Его

    чистота присуща ему, а не добыта заслугами; потому, чтобы стать высочайшим

    Дхьяни-Чоханом2, для человеческого эго необходимо достигнуть полного

    самосознания на человеческой ступени, которое синтезируется для нас в

    человеке» (там же, т. I). «Сознание человека и индивидуальность неразрывно

    между собою связаны, и даже более того, в отдельности представляются

    понятиями, лишенными смысла, ибо индивидуальность

    1 Ибо дух без монады — ничто. — Прим. А. Клизовского

    2 Архангелом. — Прим. А. Клизовского.

    есть природа сознания, сознание всегда индивидуально. Сознание и

    индивидуальность, утверждающие самое бытие монады как таковой, рождаются с

    началом утверждения монады как первообраза присущего ей относительного

    мира. Будучи по природе своей частью Вселенского Духа, монада своим

    сознанием являет аспект Космического Божественного Сознания; утверждая себя

    как самостоятельную независимую субстанцию второго рода, монада тем самым

    утверждает присущее ей сознание»1.

    У большинства авторов дух ограничен некоторыми психическими

    возможностями, функциями или свойствами, такими, как мыслительные

    способности и разум в противоположность более «душевным» наклонностям. У

    них дух означает совокупность феноменов рационального мышления,

    соответственно, интеллекта (включая волю, память, фантазию, созидательную

    силу и устремления, обусловленные идеалами). При более широком толковании

    слово «дух» означает «одухотворённое бытиё». При этом имеется в виду

    многообразное, разностороннее, изобретательное, блистательное, остроумное и

    неожиданное функционирование рассудка. Кроме того, духом называют некоторую

    установку или принцип, например, воспитание в «духе Песталоцци» или «дух

    Веймара есть непреходящее немецкое наследие». Особый случай – это дух

    времени, который представляет собой принцип или мотив, характеризующий

    определённые воззрения, мнения и поступки, коллективные по своей природе.

    Существует ещё более широкий, так называемый объективный дух, под которым

    понимают общее состояние всех культурных творений человечества, в

    особенности интеллектуального и религиозного характера.

    Как показывает словоупотребление, дух, понимаемый как установка, имеет

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.