МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Феномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни

    созидаются, и Ты обновляешь лице земли".

    В Псалмах и книгах пророков смерть определяется такими понятиями, как

    "тишина", "молчание", "страна забвения", "прах", "бездна". "Что пользы в

    крови моей, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить Тебя?" (Пс.

    29,10). "В смерти нет памяти о Тебе; во гробе кто славит Тебя?" (Пс. 6,6).

    "Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве умершие восстанут и будут

    славить Тебя? Разве во гробе будет возвещена милость Твоя и верность Твоя в

    преисподней? Разве познают во мраке чудеса Твои и правду Твою в земле

    забвения?" (Пс. 87,11-13). "Не мертвым хвалить Господа и не нисходящим в

    страну молчания" (Пс. 113, 25). "Потому что ад не исповедует Тебя. Смерть

    не будет хвалить Тебя, нисходящие в могилу не могут возвещать Твою истину"

    (Ис. 38, 18).

    В этих цитатах очень характерно проявлено ветхозаветное отношение к смерти.

    Пророки трактуют ее прежде всего как уничтожение возможности любого

    действия даже во славу Господню. Но все же есть и надежда на воскресение;

    о ней говорится в книге Исайи (26,19), в книге Иова (19,25) и особенно у

    Иезекииля (37,9-14). Даниил говорит, что "многие из спящих в прахе земли

    пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и

    посрамление" (12,2).

    Однако для христиан понятие смерти не исчерпывается чисто физическим

    смыслом, возвращением в прах. В православной богословской энциклопедии

    архимандрита Никифора, написано: "Смерть бывает двоякая: телесная и

    духовная. Телесная смерть состоит в том, что тело лишается души, которая

    оживляла его, а духовная в том, что душа лишается благодати Божией, которая

    оживляла ее высшею духовною жизнею. Душа также может умереть, но не так,

    как умирает тело. Тело, когда умирает, теряет чувства и разрушается; а

    душа, когда умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства,

    но не разрушается, не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и

    страдания. Смерть вошла в мир через грех наших прародителей. Все люди

    родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как из зараженного

    источника естественно течет зараженный поток, так от родоначальника,

    зараженного грехом и потому смертного, естествен- но происходит зараженное

    грехом и потому смертное потомство". (19С.37).

    О смерти как наказании за грехопадение говорится во многих книгах

    Священного писания. Подробные рассуждения на эту тему содержатся, например,

    в "Послании к римлянам Святого апостола Павла": "Посему, как одним

    человеком грех; вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех

    человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире;

    во грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от

    Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который

    есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если

    преступлением одного подверглись смерти, многие, то тем более благодать

    Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа,

    переизбыточествует для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо

    суд за одно преступление - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от

    многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала

    посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар

    праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

    Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою

    одного всем человекам оправдание к жизни" (Римл. 5.12-18).

    Размышляя об особенностях православного восприятия смерти, архимандрит

    Киприан в работе "О молитве за усопших" писал: "Кроме мучений и власти ада,

    еще нечто смущает нас в смерти: это невыясненность той нашей жизни. С

    моментом телесной смерти для души перерыва не будет: душа, как жила до

    последней минутки земной жизни, так и будет продолжать жить до Страшного

    Суда... В Православии нет смерти, ибо смерть лишь узкая межа между жизнью

    здесь и жизнью в будущем веке, смерть есть лишь временное разлучение души и

    тела. Нет смерти ни для кого, ибо Христос воскрес для всех. Там вечность,

    вечный покой и вечная память у Бога и в Боге.( 19С.104).

    Не мусульманский рай с гуриями перед нашими очами, не тусклая и нудная

    нирвана не противное и скучное перевоплощение,- а тихие райские обители,

    немерцающий Свет в невечернем Дне Христова Царства. Вечное приобщение

    блаженства, вечная литургия, где херувимскую поют не человеческие голоса, а

    лики самих херувимов и серафимов".

    С точки зрения ислама…

    Подобно другим мировым религиям, ислам утверждает, что физическая кончина

    не является итогом человеческого существования. Смерть переводит душу и

    тело в иные ипостаси.

    В послекораническое время в исламе сложилось представление, что между

    смертью и Судным днем, когда Аллах будет окончательно решать судьбы всех

    людей, существует промежуточное состояние "барзах" ("преграда"). (Коран,

    23:100/102). В этом промежутке тела умерших все еще обладают способностью

    чувствовать, хотя и находятся в могилах, а души умерших попадают либо на

    небеса (души мусульман), либо в колодец Барахут в Хадрама-уте (души

    неверных).

    В исламе есть специальный термин "азаб ал-кабр" - "могильное наказание",

    означающий малый суд над людьми сразу после смерти - своего рода

    предварительное следствие: ("Мы накажем их дважды, потом они будут

    возвращены к великому наказанию" (Коран, 9:101/102). Могила в этом плане -

    аналог христианского чистилища) где определяется превентивное воздаяние -

    наказание или награда. Если умершему положена награда, то могила становится

    преддверием (лугом) райского сада, если наказание - преддверие (ямой) ада.

    Похороненного в могиле допрашивают два ангела - Мункар и Накир; они же,

    исполняя волю Аллаха, оставляют тела праведных наслаждаться покоем до Дня

    воскресения, грешников наказывают мучительным давлением, а иноверцев лупят

    что есть силы: "Если бы ты видел, как завершают жизнь тех, которые не

    веровали, ангелы- они бьют их по лицу и по спинам: "Вкусите наказание

    пожара!" (Коран, 8:50/52).

    Когда Аллах решит, что наступило время для последнего Суда, то все мертвые

    будут воскрешены и предстанут перед Богом. Праведники после Суда обретут

    вечное блаженство в раю - ал-Джанне (в буквальном переводе "сад"). Из

    Корана можно почерпнуть следующие характеристики ал-Джанна: ?там реки из

    воды непортящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется и реки из

    вина, приятного для пьющих, и реки там из меду очищенного", там сады

    "темнозеленые",и "плоды, пальмы н гранаты". Попавшие в рай носят "одеяния

    зеленые из сундуса и парчи, и украшены они ожерельями из серебра", возлежат

    на "ложах расшитых", "не увидят они там ни солнца, ни мороза, близка над

    ними тень". Голод они утоляют "плодами из тех" что они выберут, и мясом

    птиц из тех, что пожелают", поит их Господь "напитком чистым", "чашей,

    смесь в которой с имбирем", "из текущего источника - от него не страдают

    головной болью и ослаблением". В качестве прислуги у праведных будут

    "мальчики вечно юные"., обходящие хозяев "с сосудами из серебра и кубками

    хрусталя", а в качестве жен обитателям рая будут даны "девственницы, мужа

    любящие, сверстницы", "черноокие, большеглазые, подобные жемчугу

    хранимому". Кроме этих чернооких дев (гурий), у праведников сохранятся и их

    земные жены: "Войдите в рай вы и ваши жены, будете ублажены!" (Коран,

    47:15/16-17; 55:46-78; 76:11-38/37; 76;11-22; 43:70). Возраст попавших в

    рай, согласно послекораническему преданию, будет един для всех - 33 года.

    Тех же, кто попадет в ад-джаханнам, разумеется, ждет совершенно иная

    судьба. Им предстоят невероятные муки: "А те, котрые несчастны,-в огне, для

    них там - вопли и рев". "Мы сожжем их в огне! Всякий раз, как сготовится их

    кожа. Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания". "Огонь

    обжигает их лица, и они в нем мрачны", "одеяния их из смолы". Питаться

    грешники вынуждены плодами адского дерева заккум, которые "точно головы

    шайтанов", пить - кипяток, который "рассекает их внутренности", или гнойную

    воду: "Он лакает ее, но едва проглатывает, и приходит к нему смерть со всех

    мест но он не мертв, "позади его - суровое наказание. В перерывах между

    огненными пытками обитателей джаханнама будет мучить столь же ужасный холод

    (Коран, 11:106/108; 4:56/59; 23:104/106, 14:50/51; 37:62/60-66/64; 56:52-

    54; 37:67/85; 14:16/19-17/20). Добавлю еще, что в зависимости от количества

    и качества проступков грешники помещаются в разных Уровнях (кругах)

    джаханнама.

    Сам джаханнам, по одним представлениям, находится в чреве "готового лопнуть

    от гнева" животного, по другим - в глубочайшей пропасти, в которую ведут

    семь ворот (Коран, 89:23/24; 67:7-8; 15:44; 39:72).

    Среди мусульманских богословов нет единого мнения о времени пребывания

    людей в джаханнаме. Сунниты считают, что для грешников мусульман, благодаря

    заступничеству Мухаммеда, срок мучений будет ограничен, а вот неверующих

    ждут муки вечные.

    1.4 Отражение отношения к смерти в

    художественной литературе.

    Выше нами было рассмотрено отношение к смерти с различных сторон, т.к.

    философия, медицина, психология, а также религия. Однако, хотелось бы

    отметить, что и в литературе данной проблеме уделяется большое внимание.

    Несметное количество поэтов, писателей, литераторов выражали свои мысли и

    чуства по отношению к смерти. У каждого из них они выражаются по – своему

    красиво и в тот же момент ужасно.

    В этом отношении представляет огромный интерес, представленная в начале XIV

    века, объемная и законченная картина жизни за смертью – «Божесивенная

    комедия» Данте Алигьери ( 1265-1321). В своем «подлинном откровении», он

    использует мифологические образы античного Аида, а также христианские

    представления о загробном мире, заимствуя многое у Фомы Аквинского,

    Аристотеля и римско-католической традиции, тем самым создав продуманную

    концепцию потустороннего существования.(2С.691).

    Его потусторонний мир распадается на три основные части – Ад, Чистилище и

    Рай. Дантовский Ад ( инферно ) представляет собой подземную воронкообразную

    пропасть, которая, сужаясь, достигает центра земного шара. Ее склоны

    опаясаны девятью концентрическими уступами, «кругами Ада», каждому из

    которых соответствуют свои грехи, причем чем тяжелее грех, тем в более

    глубоком круге и более тяжкими муками он искупается.

    В первом кругу Ада Данте помещает некрещенных младенцев и добродетельных

    нехристиан. Во втором кругу Ада несут наказание сладострастники, в третьем

    – чревоугодники, в четвертом – скупцы и расточители, в пятом – гневные, в

    шестом – еретики, в седьмом – насильники. Седьмой круг разделен на три

    пояса, в которых соответственно размещены насильники над ближним,

    насильники над собою и насильники над божеством

    и над естеством. Восьмой круг представляет широкий кольцеобразный уступ

    адской воронки, опоясанный крутой стеной обрыва. Он изборожден десятью

    концентрическими рвами, которые отделены друг от друга валами. В его центре

    зияет глубина широкого и темного колодца, на дне которого лежит последний,

    девятый круг Ада, ледяное озеро Коцит. В Злых Щелях караются обманщики,

    сводники и обольстители, льстецы, святокупцы, прорицатели, лицемеры, воры и

    т.д. В озеро Коцит вмерзли обманувшие доверевщихся им, то есть предатели.

    Этот последний круг Ада разделен без видимых границ на четыре

    концентрических пояса. В первом вместе с Каином казнятся предатели родных,

    во втором – предатели родины и единомышленников, в третьем – предатели

    друзей и сотрапезников и, в четвертом – предатели благодетелей. Именно там,

    в центре четвертого круга, по грудь возвышается изо льда Люцифер, в трех

    пастях которого казнятся те, чей грех, по мысли Данте, ужаснее всех

    остальных: предатели величества Божеского ( Иуда ) и величества

    человеческого ( Брут и Кассий, убившие Юлия Цезаря ).

    Второе царство, Чистилище, Данте изображает в виде огромной горы,

    возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного

    конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют предчистилище, а

    верхняя опоясана семью уступами. На плоской вершине горы Данте помещает

    пустынный лес Земного Рая. Судьба души в Чистилище может быть облегчена, а

    срок пребывания ее там сокращен «добрыми делами» ( молитвами и

    пожертвованиями ) в память умершего оставшимися на земле родными и

    близкими.

    У подножия горы Дантова Чистилища толпятся умершие под церковным

    отлучением, на уступах Предчистилища – нерадивые. В первом круге Чистилища

    Данте расположил гордецов, во втором - -завистников, в третьем – гневных, в

    четвертом – унылых, в пятом – скупцов и расточителей, в шестом –

    чревоугодников, в седьмом – сладострастников. В Чистилище душа может

    очиститься от гибельных пристрастий и привычек и приобрести новое

    вдохновение на пути, ведущем вверх, к раю. Поэтому семь кругов Чистилища

    соответствуют семи смертным грехам. Пройдя своими кругами, очистившиеся

    души выводятся в подобие земного рая на вершине чистилища. Теперь душа

    достигла плоскости земной добродетели, но еще не достойна высших пределов

    рая.

    Путешествие души поэта через рай к небесам символизируется остановками

    путников на различных астрономических телах, своего рода «путевых станциях»

    для душ, пребывающих в царстве радости, но еще далеких от небесного

    совершенства. Эти этапы представляют собой главные человеческие

    добродетели: справедливость, благоразумие, умеренность, стойкость, веру,

    надежду, милосердие. Первое небо Рая Данте распологает на Луне, второе -–на

    Меркурии, третье – на Венере, четвертое – на Солнце, пятое – на Марсе,

    шестое – на Юпитере, седьмое – на Сатурне, восьмое – Звездное небо, девятое

    – кристальное небо. Над девятью небесами Птоломеевой системы Данте согласно

    церковным учениям помещает десятое, недвижный Эмпирией ( греч.: пламенный

    ), обитель божества. Пройдя все этапы, душа в экстазе достигает Эмпирия,

    где исчезают понятия времени и пространства.

    Глава 2

    Психологическое отношение к смерти

    2.1. Страх смерти

    Трудно найти в Жизни человека хотя бы ещё несколько таких же огромных по

    своему значению событий, как процесс умирания и Смерть, разве что ещё

    рождение. Многие ли из вас готовы умереть прямо сейчас, полно и просто

    расширяясь за собственные пределы, ничего не изменяя и не предпринимая,

    просто взять и с радостью уйти, не держась ни за что и ни за кого?

    Мало таких людей, которые правильно понимают и воспринимают Смерть.

    Большинство из нас находятся в стадии глубокой пячки или, в лучшем случае,

    пробуждения от сна-иллюзии. Пока не умрёт Иллюзия, подлинная бессмертная

    Природа человека не может проявиться ни в его Жизни, ни в его Смерти.

    Одним из самых обычных проявлений активности нашего астрального тела

    является СТРАХ ВООБЩЕ, и СТРАХ СМЕРТИ, как одно из многочисленных его

    частных проявлений. Страх - это самое сложное и самое опасное из всех

    человеческих ощущений. Он никогда не живёт в человеке в одиночку, а всегда

    окружён целым роем других опасных гадов, не менее разлагающих всё наиболее

    ценное в духовном мире человека.(6С.117).

    Страх обладает способностью очень быстро заражать всё вокруг, наполняя

    атмосферу своими тончайшими вибрациями, каждая из которых по своей

    смертоносности не уступит яду гюрзы. Кто заражён этими ужасными вибрациями,

    тот уже подавлен как активное, разумное и свободно мыслящее существо. Страх

    вносит в Душу разлад и дисгармонию.

    Мысль только тогда может жить, чутко улавливая тончайшие интуитивные

    озарения, когда всё Существо человека гармонично, когда все силы его

    организма находятся в устойчивом равновесии. Лишь тогда - через своё

    сознательное - вы сможете попасть в то сверхсознательное, где обитает и

    творит ваша Божественная Сущность. Если же Мысль будет затиснута в

    парализующие тиски страха, вы ни за что не сможете раскрепостить свой Дух и

    оторвать своё Сознание от сосредоточенного внимания на низшей своей

    природе.

    Но мало кто знает, что каждый раз, испытывая страх, мы, сами того не

    подозревая, провоцируем в своей Жизни такие предельные психические

    ситуации, которые впоследствии ещё больше усиливают в нас это чувство и,

    таким образом, создают истинную опасность для нашей Жизни. Френсис Бэкон

    как-то по этому поводу сказал: "Люди страшатся смерти, как малые дети -

    потёмок, и как у детей этот врождённый страх усиливается сказками, так же

    точно и страх смерти".( 6С.152).

    Да, человек боится Смерти. На Востоке говорят, что Смерти следует взглянуть

    в глаза, надо глубоко заглянуть в самую её сущность, потому что именно

    глубоко, бесстрашно заглядывая в собственную Смерть, вы сможете преодолеть

    её. Заглянувший в Смерть, становится вне Смерти.(22С.147).

    Если вы сумеете сделать это, если вы сумеете встретить Смерть, то вы

    узнаете, что в вас есть НЕЧТО, находящееся за пределами власти Смерти.

    Избегая Смерти, вы остаётесь под её властью. Встречая Смерть лицом к лицу,

    вы преодолеваете её.(27С.311).

    Наш страх перед Смертью, как и перед другими, пусть даже и значительно

    менее опасными жизненными проблемами, постоянно существует в нашем

    подсознании, потому что Смерть будет оставаться для нас самым сильным и

    таинственным из всех переживаний до тех пор, пока мы не побываем в ней.

    Загадку Смерти мы разрешаем только лишь при умирании.

    Страх перед Смертью многообразен. Самые смелые из нас полагают, что не

    ведают его, до тех пор, пока, к своему изумлению, не обнаружат его внутри

    себя. Страх - это не какая-нибудь абстракция, он не существует сам по себе,

    вне связи с другим. Он проявляется лишь по отношению к чему-либо.

    Корни страха - в основе, в ткани самой Материи, во взаимодействии пар

    противоположностей - Духа и Материи. Страх является, по преимуществу,

    действием или следствием принципа Ума, ментальной активности человека. Но

    дело вовсе не в том, что человек обладает Умом; если бы он правильно

    использовал свой Разум, он мог бы искоренить в себе все виды страха. Истоки

    страха в том, что называется "Космическим Злом".(14С.263).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.