Физическое Я и мотивация аффилиации
Физическое Я и мотивация аффилиации
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова
Факультет психологии
Кафедра социальной психологии
Физическое Я и мотивация аффилиации
Дипломная работа
Студентки 4 курса с/о
Смирновой Д.А.
Научный руководитель
канд. психол. наук
Тихомандрицкая О.А.
Москва 2002 г.
Содержание
| |Стр.|
|Введение |3 |
| | |
| | |
|Глава 1. Я-концепция и физическое Я |6 |
| | |
|§1. Я-концепция: понятие, структура и функции |6 |
| | |
|§2. Физическое Я в структуре Я-концепции |16 |
| | |
| | |
|Глава 2. Социальная мотивация личности |30 |
| | |
|§1. Мотивы и мотивация |30 |
| §1.2. Социальные мотивы |33 |
| | |
|§2. Мотив аффилиации |36 |
| | |
| | |
|Глава 3. Изучение взаимосвязи физического Я и мотивации |43 |
|аффилиации | |
| | |
|§1. Программа эмпирического исследования |43 |
| | |
|§2. Анализ и обсуждение результатов |46 |
| | |
|Выводы |60 |
| | |
|Заключение |62 |
| | |
|Библиография |64 |
| | |
|Приложения |67 |
Введение
Традиционно в психологии телесное или физическое Я рассматривается как
одна из составляющих Я-концепции человека. Выбор именно этого аспекта
самосознания в качестве специального объекта изучения основывается на
нескольких отправных моментах. Во-первых, проблема телесности остается
относительно малоизученной областью в социальной психологии, где она в
основном замыкается на вопросы межличностной перцепции, аттракции и
невербальной коммуникации. Проблемы, касающиеся построения образа
собственного тела, самооценки внешности, телесных состояний изучаются
главным образом в рамках клинической психологии и психиатрии. Между тем,
физический образ Я является неотъемлемым элементом картины мира в сознании
человека и в огромной степени опосредует восприятие им социальной
реальности. Во-вторых, психическая жизнь человека заключена в телесную
оболочку, с которой находится в отношениях постоянного взаимодействия и
взаимовлияния. Эта проблема, известная в психологии как психофизическая или
психосоматическая, не может оставаться без внимания и в социальной
психологии, занимающейся изучением человеческой психики на уровне отдельной
личности или группы. В-третьих, и с точки зрения здравого смысла вполне
очевидно, что наше тело и его проявления являются тем, что доступно
непосредственному наблюдению в межличностном общении, чем мы в буквальном
смысле соприкасаемся с миром и с помощью чего познаем его. Поэтому этот
фактор всегда имманентно присутствует, какой бы аспект социально-
психологической реальности мы не изучали.
Центральной темой данной работы будет рассмотрение той роли, которую
физический образ Я играет в целостном представлении человека о самом себе и
в характере его взаимодействия с другими людьми. От момента рождения до
старости тело человека претерпевает существенные трансформации, и этот
процесс неизбежно сопровождается изменениями образа Я. В психологической
литературе значительное место отводится изучению роли детских переживаний и
раннего телесного опыта в развитии личности. Много внимания уделяется также
подростковому возрасту – подчеркивается, в частности, значимость
физического Я для формирования самоотношения. Значительно менее изученным
является вопрос о том, какие особенности самосознания свойственны более
зрелым возрастам, и какую роль здесь играет восприятие и оценка своего
телесного образа.
Другим аспектом изучаемой проблемы является характер связи между
физическим Я человека и его социальной мотивацией. В психологии выделяют
два основных социальных мотива – мотив аффилиации и мотив власти. Нас в
данном контексте будет интересовать именно мотив аффилиации, основным
содержанием которого, говоря кратко, является присущее человеку стремление
к контакту с другими людьми. Представляется вполне вероятным, что
собственный телесный образ, в частности, такой важный его компонент, как
внешность, может оказывать существенное влияние на ожидания человека
относительно успешности или неуспешности будущего взаимодействия, а вслед
за этим и на его реальное поведение в отношении других людей. В
эмпирическом исследовании мы попытаемся проверить гипотезу о наличии
взаимосвязи между самооценкой внешности и мотивацией аффилиации,
представленной двумя тенденциями: стремлением к принятию и страхом
отвержения.
Итак, основной проблемой данной работы является выявление характера
связи между физическим Я человека и социальной мотивацией. Исследование
проводилось на группе респондентов, состоящей из женщин в возрасте от 25 до
40 лет. В фокусе анализа было измерение оценки респондентами своей
внешности и соотнесение полученных данных с уровнем мотивации аффилиации.
Также изучались особенности построения образа Я респондентами с низкой и
высокой самооценкой внешности в двух временных модальностях – настоящем и
будущем – с целью выявления роли в нем физического Я.
В первой части работы речь идет о Я-концепции человека и том месте,
которое занимает в ней физическое Я. Вторая глава посвящена обсуждению
вопроса социальной мотивации личности, в частности, мотивации аффилиации. В
третьей части приводится описание программы и результатов проведенного
эмпирического исследования.
Глава 1. Я-концепция и физическое Я
§1. Я-концепция: понятие, структура и функции
Прежде всего, целесообразно развести понятия «самосознание» и «Я-
концепция». В данной работе мы будем их употреблять как синонимичные,
поскольку они относятся к одному кругу явлений, хотя и имеют разную историю
и традицию. Термин «самосознание» более принят в отечественной психологии и
обозначает сложную психическую структуру, включающую в себя в качестве
особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых,
сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-
третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых,
определенную систему социально-нравственных самооценок (Мерлин, 1996).
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но
формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности
появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные
внешними предметами, и ощущения, связанные с собственным телом. Сознание
«Я» возникает примерно в возрасте трех лет, когда ребенок начинает
утверждать свою автономию и независимость. Осознание своих психических
качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и
юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, развитие
одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
И.С. Кон определяет самосознание как «совокупность психических
процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта
деятельности…, а его представление о себе самом складывается в определенный
«образ Я» (Кон, 1978; с.9). Благодаря самосознанию человек осознает себя
как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Таким
образом, он становится существом не только для других, но и для себя.
Самосознание можно определить также как «осознание и оценку человеком
своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и
интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и
своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности,
формирующийся вместе со становлением последней» (Спиркин, 1972; с.149).
Основным значением самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать
«просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного
существования, сознание самого себя, или своего «Я» (там же; с.143).
В современной психологической литературе выделяется несколько подходов
к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех
итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении
представлений человека о самом себе, или Я-концепции. Это понятие менее
нейтральное, чем самосознание, за счет включения в себя оценочного
компонента. Я-концепция есть динамическая система представлений человека о
самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических,
интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное
восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс так
определяет это понятие: «Я-концепция - это совокупность всех представлений
человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую
Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую,
связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют
самооценкой, или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не
просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает,
как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем»
(Бернс, 1986; с.30).
Я-концепция формируется у человека в процессе социального
взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического
развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное
внутренним изменениям и колебаниям психическое образование. В современной
социальной психологии выделяются две основные позиции, связанные с решением
вопроса о факторах формирования Я-концепции: первая из них акцентирует
внимание на процессе активного взаимодействия человека со своим социальным
окружением («Я» как средство для удовлетворения требований социального
мира), вторая изучает процессы включения в «Я» отраженных оценок и суждений
других людей («Я» как средство конструирования социального мира). В первом
подходе на авансцену выдвигаются такие механизмы формирования Я-концепции,
как социальная категоризация и самонаблюдение, во втором – социальное
сравнение и интроекция чужих оценок и мнений (Белинская, Тихомандрицкая,
2001).
Таким образом, Я-концепция не только формируется под определяющим
влиянием социального взаимодействия, но и исключительно в нем проявляется и
реализуется: «Социальные взаимодействия определяют наши представления о
себе, а сложившаяся в итоге Я-концепция обусловливает характер дальнейших
взаимодействий человека со своим социальным окружением» (Белинская,
Тихомандрицкая, 2001; с.217). Этот аспект чрезвычайно важен с точки зрения
нашей гипотезы о связи физического Я как составляющей Я-концепции и
социальной мотивации личности: представление о себе, сформированное в ходе
контактов со значимыми другими, в дальнейшем начинает оказывать влияние на
направленность поведения личности по отношению к своему социальному
окружению.
С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом,
выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:
1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.
Согласно теории когнитивного диссонанса, человек испытывает
потребность в поддержании внутренней гармонии. Новый опыт,
вступающий в противоречие с представлениями человека о самом себе,
может приводить к ситуации психологического дискомфорта.
Существенным фактором восстановления внутренней согласованности
является то, что индивид думает о самом себе.
2. Я-концепция как интерпретация опыта. Я-концепция действует как
своего рода внутренний фильтр, который определяет характер
восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр,
ситуация получает значение, соответствующее представлениям человека
о себе.
3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет
представление человека о том, что, по его мнению, должно произойти.
К примеру, люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и
другие будут относиться к ним таким же образом (Бернс, 1986).
Данная функция, с нашей точки зрения, соотносит Я-концепцию с
проблематикой социальной мотивации личности: ожидание тех или иных
реакций со стороны других на себя и свои действия формирует у
индивида преимущественную ориентацию «к людям» или «от людей». Наша
гипотеза заключается в том, что представление о своем физическом
облике играет в этом процессе существенную роль.
Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из
центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее
универсального определения, ни единства в терминологии. Понятия, которые
одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие
используют для обозначения ее отдельных элементов. Наиболее удобной
является схема, предложенная Р. Бернсом: с одной стороны, она наиболее
полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает
терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы (см.
рис. № 1) .
На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На
ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные
грани индивидуального самосознания. Здесь Р. Бернс ссылается на У. Джемса,
который рассматривал глобальное, личностное Я (Self) как двойственное
образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).
Такое разделение возможно потому, что человек с одной стороны обладает
сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов
действительности. По Джемсу, I и me есть две стороны одной целостности,
всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, а
другая - содержание этого опыта («эмпирическое Я»).
Однако не следует забывать об условности такого разграничения,
которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью.
Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание
психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в
реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют
единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в
процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку,
поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и
процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в
психологическом плане они существуют слитно (Выготский, 1984).
Глобальная Я-концепция
Аспекты,
выделенные Я-сознающее
Я-как-объект
Джемсом (процесс)
(содержание)
непрерывное
взаимодействие
Компоненты самооценка
установки или приятие
образ Я
себя
тенденции
поведения
Я-концепция как
совокупность
установок “на себя”
реальное Я
идеальное Я зеркальное Я
Модальности или или
или
представление
представление представление
о том, каков я о том, каким
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|