МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Физическое Я и мотивация аффилиации

    Физическое Я и мотивация аффилиации

    Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

    Факультет психологии

    Кафедра социальной психологии

    Физическое Я и мотивация аффилиации

    Дипломная работа

    Студентки 4 курса с/о

    Смирновой Д.А.

    Научный руководитель

    канд. психол. наук

    Тихомандрицкая О.А.

    Москва 2002 г.

    Содержание

    | |Стр.|

    |Введение |3 |

    | | |

    | | |

    |Глава 1. Я-концепция и физическое Я |6 |

    | | |

    |§1. Я-концепция: понятие, структура и функции |6 |

    | | |

    |§2. Физическое Я в структуре Я-концепции |16 |

    | | |

    | | |

    |Глава 2. Социальная мотивация личности |30 |

    | | |

    |§1. Мотивы и мотивация |30 |

    | §1.2. Социальные мотивы |33 |

    | | |

    |§2. Мотив аффилиации |36 |

    | | |

    | | |

    |Глава 3. Изучение взаимосвязи физического Я и мотивации |43 |

    |аффилиации | |

    | | |

    |§1. Программа эмпирического исследования |43 |

    | | |

    |§2. Анализ и обсуждение результатов |46 |

    | | |

    |Выводы |60 |

    | | |

    |Заключение |62 |

    | | |

    |Библиография |64 |

    | | |

    |Приложения |67 |

    Введение

    Традиционно в психологии телесное или физическое Я рассматривается как

    одна из составляющих Я-концепции человека. Выбор именно этого аспекта

    самосознания в качестве специального объекта изучения основывается на

    нескольких отправных моментах. Во-первых, проблема телесности остается

    относительно малоизученной областью в социальной психологии, где она в

    основном замыкается на вопросы межличностной перцепции, аттракции и

    невербальной коммуникации. Проблемы, касающиеся построения образа

    собственного тела, самооценки внешности, телесных состояний изучаются

    главным образом в рамках клинической психологии и психиатрии. Между тем,

    физический образ Я является неотъемлемым элементом картины мира в сознании

    человека и в огромной степени опосредует восприятие им социальной

    реальности. Во-вторых, психическая жизнь человека заключена в телесную

    оболочку, с которой находится в отношениях постоянного взаимодействия и

    взаимовлияния. Эта проблема, известная в психологии как психофизическая или

    психосоматическая, не может оставаться без внимания и в социальной

    психологии, занимающейся изучением человеческой психики на уровне отдельной

    личности или группы. В-третьих, и с точки зрения здравого смысла вполне

    очевидно, что наше тело и его проявления являются тем, что доступно

    непосредственному наблюдению в межличностном общении, чем мы в буквальном

    смысле соприкасаемся с миром и с помощью чего познаем его. Поэтому этот

    фактор всегда имманентно присутствует, какой бы аспект социально-

    психологической реальности мы не изучали.

    Центральной темой данной работы будет рассмотрение той роли, которую

    физический образ Я играет в целостном представлении человека о самом себе и

    в характере его взаимодействия с другими людьми. От момента рождения до

    старости тело человека претерпевает существенные трансформации, и этот

    процесс неизбежно сопровождается изменениями образа Я. В психологической

    литературе значительное место отводится изучению роли детских переживаний и

    раннего телесного опыта в развитии личности. Много внимания уделяется также

    подростковому возрасту – подчеркивается, в частности, значимость

    физического Я для формирования самоотношения. Значительно менее изученным

    является вопрос о том, какие особенности самосознания свойственны более

    зрелым возрастам, и какую роль здесь играет восприятие и оценка своего

    телесного образа.

    Другим аспектом изучаемой проблемы является характер связи между

    физическим Я человека и его социальной мотивацией. В психологии выделяют

    два основных социальных мотива – мотив аффилиации и мотив власти. Нас в

    данном контексте будет интересовать именно мотив аффилиации, основным

    содержанием которого, говоря кратко, является присущее человеку стремление

    к контакту с другими людьми. Представляется вполне вероятным, что

    собственный телесный образ, в частности, такой важный его компонент, как

    внешность, может оказывать существенное влияние на ожидания человека

    относительно успешности или неуспешности будущего взаимодействия, а вслед

    за этим и на его реальное поведение в отношении других людей. В

    эмпирическом исследовании мы попытаемся проверить гипотезу о наличии

    взаимосвязи между самооценкой внешности и мотивацией аффилиации,

    представленной двумя тенденциями: стремлением к принятию и страхом

    отвержения.

    Итак, основной проблемой данной работы является выявление характера

    связи между физическим Я человека и социальной мотивацией. Исследование

    проводилось на группе респондентов, состоящей из женщин в возрасте от 25 до

    40 лет. В фокусе анализа было измерение оценки респондентами своей

    внешности и соотнесение полученных данных с уровнем мотивации аффилиации.

    Также изучались особенности построения образа Я респондентами с низкой и

    высокой самооценкой внешности в двух временных модальностях – настоящем и

    будущем – с целью выявления роли в нем физического Я.

    В первой части работы речь идет о Я-концепции человека и том месте,

    которое занимает в ней физическое Я. Вторая глава посвящена обсуждению

    вопроса социальной мотивации личности, в частности, мотивации аффилиации. В

    третьей части приводится описание программы и результатов проведенного

    эмпирического исследования.

    Глава 1. Я-концепция и физическое Я

    §1. Я-концепция: понятие, структура и функции

    Прежде всего, целесообразно развести понятия «самосознание» и «Я-

    концепция». В данной работе мы будем их употреблять как синонимичные,

    поскольку они относятся к одному кругу явлений, хотя и имеют разную историю

    и традицию. Термин «самосознание» более принят в отечественной психологии и

    обозначает сложную психическую структуру, включающую в себя в качестве

    особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых,

    сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-

    третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых,

    определенную систему социально-нравственных самооценок (Мерлин, 1996).

    Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но

    формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности

    появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные

    внешними предметами, и ощущения, связанные с собственным телом. Сознание

    «Я» возникает примерно в возрасте трех лет, когда ребенок начинает

    утверждать свою автономию и независимость. Осознание своих психических

    качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и

    юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, развитие

    одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

    И.С. Кон определяет самосознание как «совокупность психических

    процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта

    деятельности…, а его представление о себе самом складывается в определенный

    «образ Я» (Кон, 1978; с.9). Благодаря самосознанию человек осознает себя

    как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Таким

    образом, он становится существом не только для других, но и для себя.

    Самосознание можно определить также как «осознание и оценку человеком

    своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и

    интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и

    своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности,

    формирующийся вместе со становлением последней» (Спиркин, 1972; с.149).

    Основным значением самосознания, по мнению А.Г. Спиркина, следует считать

    «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного

    существования, сознание самого себя, или своего «Я» (там же; с.143).

    В современной психологической литературе выделяется несколько подходов

    к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех

    итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении

    представлений человека о самом себе, или Я-концепции. Это понятие менее

    нейтральное, чем самосознание, за счет включения в себя оценочного

    компонента. Я-концепция есть динамическая система представлений человека о

    самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических,

    интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное

    восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р. Бернс так

    определяет это понятие: «Я-концепция - это совокупность всех представлений

    человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую

    Я-концепции часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую,

    связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют

    самооценкой, или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не

    просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает,

    как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем»

    (Бернс, 1986; с.30).

    Я-концепция формируется у человека в процессе социального

    взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического

    развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное

    внутренним изменениям и колебаниям психическое образование. В современной

    социальной психологии выделяются две основные позиции, связанные с решением

    вопроса о факторах формирования Я-концепции: первая из них акцентирует

    внимание на процессе активного взаимодействия человека со своим социальным

    окружением («Я» как средство для удовлетворения требований социального

    мира), вторая изучает процессы включения в «Я» отраженных оценок и суждений

    других людей («Я» как средство конструирования социального мира). В первом

    подходе на авансцену выдвигаются такие механизмы формирования Я-концепции,

    как социальная категоризация и самонаблюдение, во втором – социальное

    сравнение и интроекция чужих оценок и мнений (Белинская, Тихомандрицкая,

    2001).

    Таким образом, Я-концепция не только формируется под определяющим

    влиянием социального взаимодействия, но и исключительно в нем проявляется и

    реализуется: «Социальные взаимодействия определяют наши представления о

    себе, а сложившаяся в итоге Я-концепция обусловливает характер дальнейших

    взаимодействий человека со своим социальным окружением» (Белинская,

    Тихомандрицкая, 2001; с.217). Этот аспект чрезвычайно важен с точки зрения

    нашей гипотезы о связи физического Я как составляющей Я-концепции и

    социальной мотивации личности: представление о себе, сформированное в ходе

    контактов со значимыми другими, в дальнейшем начинает оказывать влияние на

    направленность поведения личности по отношению к своему социальному

    окружению.

    С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом,

    выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

    1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.

    Согласно теории когнитивного диссонанса, человек испытывает

    потребность в поддержании внутренней гармонии. Новый опыт,

    вступающий в противоречие с представлениями человека о самом себе,

    может приводить к ситуации психологического дискомфорта.

    Существенным фактором восстановления внутренней согласованности

    является то, что индивид думает о самом себе.

    2. Я-концепция как интерпретация опыта. Я-концепция действует как

    своего рода внутренний фильтр, который определяет характер

    восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр,

    ситуация получает значение, соответствующее представлениям человека

    о себе.

    3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет

    представление человека о том, что, по его мнению, должно произойти.

    К примеру, люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и

    другие будут относиться к ним таким же образом (Бернс, 1986).

    Данная функция, с нашей точки зрения, соотносит Я-концепцию с

    проблематикой социальной мотивации личности: ожидание тех или иных

    реакций со стороны других на себя и свои действия формирует у

    индивида преимущественную ориентацию «к людям» или «от людей». Наша

    гипотеза заключается в том, что представление о своем физическом

    облике играет в этом процессе существенную роль.

    Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из

    центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее

    универсального определения, ни единства в терминологии. Понятия, которые

    одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие

    используют для обозначения ее отдельных элементов. Наиболее удобной

    является схема, предложенная Р. Бернсом: с одной стороны, она наиболее

    полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает

    терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы (см.

    рис. № 1) .

    На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На

    ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные

    грани индивидуального самосознания. Здесь Р. Бернс ссылается на У. Джемса,

    который рассматривал глобальное, личностное Я (Self) как двойственное

    образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).

    Такое разделение возможно потому, что человек с одной стороны обладает

    сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов

    действительности. По Джемсу, I и me есть две стороны одной целостности,

    всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, а

    другая - содержание этого опыта («эмпирическое Я»).

    Однако не следует забывать об условности такого разграничения,

    которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью.

    Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание

    психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в

    реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют

    единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в

    процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку,

    поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и

    процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в

    психологическом плане они существуют слитно (Выготский, 1984).

    Глобальная Я-концепция

    Аспекты,

    выделенные Я-сознающее

    Я-как-объект

    Джемсом (процесс)

    (содержание)

    непрерывное

    взаимодействие

    Компоненты самооценка

    установки или приятие

    образ Я

    себя

    тенденции

    поведения

    Я-концепция как

    совокупность

    установок “на себя”

    реальное Я

    идеальное Я зеркальное Я

    Модальности или или

    или

    представление

    представление представление

    о том, каков я о том, каким

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.