МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Физическое Я и мотивация аффилиации

    я о том, как меня

    хотел бы быть видят другие

    Аспекты физическое физическое

    физическое

    социальное

    социальное социальное

    умственное умственное

    умственное

    эмоциональное эмоциональное эмоциональное

    Рисунок № 1. Структура Я-концепции (Бернс, 1986; с.62)

    В Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что

    позволяет рассматривать ее как совокупность установок, направленных на

    себя. В составе установки обычно выделяют три главных элемента:

    - убеждение, или когнитивная составляющая установки;

    - эмоциональное отношение к этому убеждению, или оценочная

    составляющая;

    - соответствующая реакция, которая может выражаться в поведении, или

    поведенческая составляющая.

    Применительно к Я-концепции эти три элемента установки

    конкретизируются следующим образом:

    Образ Я - представление индивида о самом себе. По сути, это

    самоописания через тот или иной набор отдельных черт, любые ролевые,

    атрибутивные или статусные характеристики. Как отмечает И.С. Кон, «образ Я

    включает в себя социальные компоненты, источником которых является

    взаимодействие индивида с другими людьми» (Кон, 1978; с.34)

    Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может

    обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я

    могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или

    осуждением.

    Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия,

    которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой (Пантилеев, 1991).

    Каждая из самоустановок может быть рассмотрена в четырех основных

    аспектах: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я и, по

    меньшей мере, в трех модальностях (см. рис. № 1):

    1. Реальное Я - установки, связанные с представлениями человека о том,

    какой он на самом деле: как он воспринимает себя, свои актуальные

    способности, свой актуальный статус.

    2. Зеркальное Я - установки, связанные с представлениями человека о том,

    как его видят другие. Эта модальность была предложена в начале 20 в.

    социологом Ч. Кули, согласно которому представление человека о самом

    себе («идея Я»), «складывается под влиянием мнений окружающих и

    включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому

    лицу, представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную

    с этим самооценку, чувство гордости или унижения» (Кон, 1978; с.35)

    3. Идеальное Я - установки, связанные с представлением человека о том,

    каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая

    совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть

    у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Противоречие между

    реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий

    саморазвития личности.

    Социально-психологическое понимание “Я” как заданного и осознаваемого

    лишь в контексте принципиально изменчивого социального взаимодействия,

    позволяет рассматривать Я-концепцию как гибкое, далеко не статичное

    образование. Таким образом, встает вопрос о границах изменчивости “Я”,

    попытки ответа на который в современной социальной психологии во многом

    связаны с введением понятия “возможного Я”. Так, американский психолог М.

    Розенберг предлагает следующую классификацию Я-образов: он выделяет

    “настоящее Я” (каким индивид видит себя в действительности в данный

    момент); “динамическое Я” (каким индивид поставил себе целью стать);

    “фантастическое Я” (каким следует быть исходя из усвоенных индивидом

    моральных норм и образцов); “будущее” или “возможное Я” (тип личности,

    каким, как кажется индивиду, он может стать); “идеализированное Я” (каким

    приятно видеть себя; этот образ может включать в себя компоненты и

    “настоящего”, и “идеального” и “будущего Я”); наконец, целый ряд “фальшивых

    Я” – образов и масок, которые индивид выставляет, чтобы скрыть за ними

    некоторые слабости своего “реального Я” (Кон, 1978). В этой структуре

    “возможное Я” понимается как представление человека о том, каким он мог бы

    стать, но при этом рассматривается наряду с другими структурными элементами

    Я-концепции без выделения принципиальной значимости именно этой

    составляющей.

    Для нашего исследования этот вопрос чрезвычайно важен, так как

    физическое Я человека подвергается существенным изменениям в течение жизни

    и не может не оказывать влияния как на отдельные аспекты, так и на его Я-

    концепцию в целом. Кроме того, помимо рефлексии реальных (в частности,

    возрастных) трансформаций образа Я, человек обладает способностью

    экстраполировать представление о себе во времени, что во многом определяет

    его реальное будущее поведение: “Одним из важнейших моментов эволюции

    психики является расширение границ временной ориентации. У животных они

    находятся в пределах, обусловленных актуальной для удовлетворения

    потребностей ситуацией, тогда как в сознании человека могут быть

    представлены интервалы времени, выходящие далеко за пределы его жизни”

    (Головаха, Кроник, 1984; с.29).

    Можно предположить, что каждый человек с большей или меньшей степенью

    осознанности “носит” в себе свой “образ Я в будущем”, что позволяет ему в

    определенной степени планировать события своей жизни и переструктурировать

    соответственно различные аспекты Я-концепции: “Способность личности

    регулировать, организовывать свой жизненный путь как целое, подчиненное ее

    целям, ценностям, есть высший уровень и подлинное оптимальное качество

    субъекта жизни” (Абульханова-Славская, 1991; с.40).

    Как отмечают H. Markus и P. Nurius, “только лишь некоторая часть целей

    индивида может быть помещена во временную перспективу недели или даже

    месяца. Главная часть ежедневной активности регулируется целями, которые

    связаны не с текущим взглядом индивида на себя (наличное Я), но с тем, что

    может быть возможным для индивида в отдаленном будущем” (H. Markus и P.

    Nurius, 1987; p.12). Способность человека сознательно, мысленно предвидеть

    будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем называют

    психологической перспективой личности. Причем, это не только способность

    человека предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем

    (Абульханова-Славская, 1991). На основании убежденности в имманентной

    способности человека к актуализации “образа Я в будущем” в эмпирической

    части нашего исследования мы попытаемся проанализировать представления

    испытуемых о себе в отдаленной временной перспективе.

    Таким образом, проблема “возможного Я” смыкается с идеей о временной

    развертке самопредставлений, выявляя противоречие между пониманием Я-

    концепции как устойчивого образования и одновременно как принципиально

    изменчивого во времени. В предложенном H. Markus и P. Nurius понятии

    “рабочая Я-концепция” это противоречие снимается благодаря тому, что

    допускается существование различный Я-концепций, актуализирующихся в

    определенное время и в заданном социальном контексте. При этом какие-то

    рабочие Я-концепции актуализируются чаще, какие-то - реже, и тем самым

    вопрос о стабильности/изменчивости начинает звучать как вопрос вероятности

    появления той или иной частной Я-концепции в ситуации конкретного

    социального взаимодействия (Белинская, 1999).

    Итак, Я-концепция представляет собой совокупность представлений

    человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения.

    В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор

    установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный

    компонент самосознания человека, она участвует в процессах саморегуляции и

    самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит

    источником ожиданий человека. Я-концепция является одновременно стабильным

    и принципиально изменчивым образованием, динамически связанным с ситуацией

    социального взаимодействия.

    §2. Физическое Я в структуре Я-концепции

    Пионерами в области изучения физического Я в истории психологии были

    представители психоанализа. Собственно, сам психоанализ «возник благодаря

    изучению психосоматического аспекта органической симптоматики истерии и

    невроза страха» (Аммон, 2000; с.9). З. Фрейд подчеркивал важнейшую роль

    тела как психологического объекта в развитии эго-структур, а также в генезе

    психопатологии, в частности в развитии симптомов конверсионной истерии.

    Соматические проявления по Фрейду имеют символический смысл: они

    представляют собой «язык тела», выражающий в искаженной форме как запретные

    инстинктивные импульсы, так и защитные силы. Процесс развития в

    генетической теории Фрейда представлен как процесс изменения «локализации

    либидо». Фиксация интереса к определенной зоне тела становится начальным

    пунктом процесса формирования характера определенного типа (Соколова,

    1989).

    А. Адлер, изучая особенности формирования личности в онтогенезе,

    показал существование тесной связи между телесным образом Я и самооценкой.

    В частности, он утверждал, что некоторые типы человеческого поведения

    представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой ущербности

    тела. Так, Адлер выделял пять основных областей жизнедеятельности, в

    которых у человека может возникать чувство неполноценности: физическая,

    умственная, психологическая, социальная и экономическая. Первая может

    включать в себя такие явления, как недоразвитие органов, инвалидность,

    деформации, уродства, физическая слабость, ожирение, болезненность,

    сексуальная фрустрация и т.д. (Stein, 1997; p.1).

    Позднее Адлер пришел к отрицанию правомерности разделения личности на

    психическую и соматическую составляющую: он считал, что личность может быть

    понята только как целая, неделимая единица. Изучать человека, разлагая на

    атомы, значит не постигнуть полностью природу человека. По Адлеру вопрос

    стоит ни “Как сознание воздействует на тело?”, ни “Как тело воздействует на

    сознание?”, а скорее “Как личность использует тело и сознание при

    достижении целей?”: «можно было бы предположить, что для определения того,

    где лежат интересы ребенка, нам нужно только выяснить, какой орган является

    дефектным. Но не все так просто. Ребенок воспринимает факт неполноценности

    органа не так же, как его видит внешний наблюдатель; он модифицируется

    исходя из существующей схемы восприятия индивида» (Мосак, 2000; с.62).

    Таким образом, Адлер непосредственно поставил вопрос о существовании

    тесной связи между физическим Я человека и его социальным поведением: не

    просто наличие телесного дефекта, а, прежде всего, его восприятие как

    такового (т.е. телесный образ Я), оказывает определяющее влияние на

    формирование личности и в большинстве случаев ведет к развитию стремления к

    превосходству над другими людьми. Но сам автор позднее существенно

    трансформировал свою теорию, заменив реальную неполноценность органа

    чувством социальной неполноценности. Адлер утверждал, что цели и ожидания

    человека больше влияют на поведение, чем прошлый опыт, тем самым

    подчеркивая большую важность для индивида социальных интересов — чувства

    общности, кооперации и альтруизма. Таким образом, вопрос о роли физического

    Я в представлении индивида о себе и его связь социальной мотивацией не

    получил в психоанализе дальнейшего развития.

    В психологии существуют различные подходы к определению места и роли

    телесного Я в Я-концепции человека – от почти полного исключения его из

    структуры самосознания до рассмотрения физического Я как одного из ведущих

    факторов организации психики (хотя очевиден сдвиг в сторону первого

    подхода). Выше мы упоминали подход У. Джемса, выделявшего в личности две

    подструктуры: cознающее Я (I) и эмпирическое Я (Me). Под эмпирическим Я

    (или «Мое») Джемс понимает совокупность, итог всего того, что человек мог

    назвать своим: собственное тело и психические силы, а также дом, семью,

    предков, репутацию, творческие достижения и т.д. «Физическое», или

    «материальное Я», в которое Джемс включает телесную организацию, одежду,

    семью и имущество, рассматривается автором как одна из подсистем

    эмпирического Я наряду с двумя другими: «социальным Я» (то, чем признают

    данного человека окружающие) и «духовным Я» (совокупность психических

    особенностей и способностей). Эти же компоненты структуры личности могут

    быть названы и ее уровнями: «различные виды личностей, которые могут

    заключаться в одном человеке… можно представить в форме иерархической шкалы

    с физической личностью внизу, духовной – наверху и различными видами

    материальных (находящихся вне нашего тела) и социальных личностей в

    промежутке» (Джемс, 2000; с.20).

    Р. Бернс, как уже было указано, рассматривает физическое Я как один из

    аспектов установки личности на саму себя. Телесное Я является интегральной

    составляющей каждого из 3 элементов установки – образа Я, самооценки и

    поведенческих реакций – и может быть представлено в различных модальностях.

    Данная схема удобна в методических целях, так как позволяет «дробить»

    единый предмет исследования на различные компоненты в зависимости от уровня

    анализа. Так, на когнитивном уровне изучается телесный образ Я как

    представление о своем теле (образ тела, схема тела, внешность, половая

    принадлежность и т.д.), на эмоциональном – самооценка (внешности, телесных

    проявлений), на динамическом – поведение человека в связи с представлением

    о своем теле и его самооценкой. Каждая из этих составляющих может

    рассматриваться как Я-реальное (как человек видит и оценивает свое

    телесное Я и как в связи с этим действует), как Я-идеальное (каким бы он

    хотел видеть свое тело и внешность и как это отразилось бы на его

    активности) и как Я-зеркальное (как, по его мнению, его тело и внешность

    видится и оценивается другими людьми, и как это представление сказывается

    на его поведении). Степень совпадения этих показателей может говорить как о

    гармоничности личности, высокой удовлетворенности собой, низкой

    тревожности, так и о неразвитости самосознания, завышенной самооценке и

    вытеснении тревоги. Поэтому сами по себе эти показатели имеют малую

    диагностическую и прогностическую ценность для исследователя, а должны

    анализироваться в общем контексте жизнедеятельности индивида.

    Подобный подход к пониманию отношения физического Я к общей Я-

    концепции человека можно назвать «функциональным»: он предполагает

    существование многих частных аспектов самосознания в ряду которых находится

    и телесное Я. Однако специфика физического Я раскрыта в этом подходе слабее

    остальных элементов структуры. Тем не менее, такая специфика, безусловно,

    имеет место: телесность, в отличие от эмоциональности, духовности,

    социального статуса и т. д., является материальным объектом, что делает ее

    доступной непосредственному чувственному восприятию. Как отмечает Т.

    Шибутани, «поскольку каждое человеческое существо есть органическое целое,

    существует неоспоримая связь между его телом и его ощущением

    индивидуальности» (Шибутани, 1999; 183).

    Второй тип отношений телесного Я и Я-концепции существует в так

    называемых «генетических» схемах, связанных, в частности, с именами З.

    Фрейда и Э. Эриксона. Этот подход предполагает существование Я-физического

    на ранних этапах онтогенеза как предпосылку и базис формирования

    самосознания. Ниже мы остановимся подробнее на проблеме формирования

    физического образа Я в процессе психического развития ребенка.

    Тесно смыкаются и во многом пересекаются с генетическими схемами

    уровневые теории самосознания. Согласно концепции В.С. Мухиной,

    структурными единицами самосознания являются ценностные ориентации, которые

    формируются на различных этапах онтогенеза: 1) ориентация на признание

    своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; 2)

    ориентация на признание своего имени; 3) ориентация на социальное

    признание; 4) ориентация на физические, психические и социальные признаки

    определенного пола; 5) ориентация на значимые ценности в прошлом, настоящем

    и будущем; 6) ориентация на основе права в обществе; 7) ориентация на долг

    перед людьми (Мухина, 1985).

    Самосознание предстает у В.С. Мухиной как психологическая структура,

    представляющая собой единство звеньев, развивающихся по определенным

    закономерностям. Причем содержательное наполнение этой структуры, в отличие

    от универсальной структуры сознания, строго индивидуально для каждого

    человека. Одним из звеньев самосознания является физическое Я, понимаемое

    здесь как представление о собственной внешности и осознание своей половой

    принадлежности.

    В.В. Столин также включает физическое Я в свою схему «вертикального

    строения самосознания». В соответствии с тремя видами активности Столин

    выделяет три уровня в развитии самосознания: организменный, индивидуальный,

    личностный. На уровне организма активность субъекта определена системой

    организм-среда, имеет прежде всего двигательный характер и вызывается

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.