Физическое Я и мотивация аффилиации
По-видимому, люди, в опыте которых преобладают успешные межличностные
взаимодействия, будут убеждены в том, что и будущие ситуации общения дадут
им то же количество подкрепляющих взаимодействий, и будут склонны
интерпретировать новые данные опыта в терминах своих ожиданий. В нашем
эмпирическом исследовании, программа и результаты которого изложены в
следующей главе, мы попытались обнаружить, какую роль в направленности
аффилиативной тенденции играет самооценка человеком собственной внешности.
Наше предположение заключалось в том, что люди с низкой самооценкой
внешности имеют меньший опыт позитивных подкреплений в общении с другими
людьми и, в связи с этим, с большей готовностью ожидают отвержения со
стороны потенциальных партнеров по взаимодействию.
Глава 3. Изучение взаимосвязи физического Я и мотивации аффилиации
§1. Программа эмпирического исследования
Проблема исследования – выявление роли физического образа Я в целостном
представлении человека о себе; изучение взаимосвязи между физическим
образом Я и социальной мотивацией личности.
Цель исследования - изучение взаимосвязи представлений женщин о своем
физическом Я в настоящем и будущем с их мотивацией аффилиации.
Задачи исследования:
1) выделить группы испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности;
2) изучить изменение самооценки внешности в будущем по сравнению с
настоящим у испытуемых с низкой и высокой самооценкой внешности;
3) выявить наиболее значимые параметры внешности для обеих групп
испытуемых;
4) соотнести данные самооценки внешности с уровнем мотивации аффилиации;
5) выявить особенности построения образа Я в настоящем и будущем у двух
групп испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности.
Объект исследования – женщины в возрасте от 25 до 40 лет
Обоснование выборки:
В нашем исследовании приняли участие 52 человека. Все испытуемые –
работающие женщины в возрасте от 25 до 40 лет, имеющие высшее образование и
постоянно проживающие в Москве. Выбор объекта исследования обусловлен
представлением о том, что для большинства женщин самооценка собственной
внешности имеет чрезвычайно важное значение в социальных контактах. Таким
образом, взаимосвязь физического Я и социальной мотивации могла быть, по
нашему мнению, наиболее выпукло продемонстрирована именно на примере женщин-
респонденток. Тем не менее, сопоставление данных, полученных в нашей
работе, с результатами исследования мужчин представляет особый интерес и
может являться предметом специального изучения.
Ограничение выборки по возрасту испытуемых связано с тем, что в
современном мире возраст от 25 до 40 лет является наиболее продуктивным для
женщины в плане социальной активности. Также мы преследовали цель создания
достаточно гомогенной выборки, так как очевидно, что расширение возрастного
диапазона будет создавать дополнительный фактор, требующий обязательного
учета при анализе результатов.
Предмет исследования – представления женщин о своем физическом Я в
настоящем и будущем; взаимосвязь между образами физического Я и мотивацией
аффилиации.
В ходе исследования были проверены следующие гипотезы:
1) самооценка внешности у женщин в их представлении о себе в будущем
существенно отличается от их самооценки в настоящем; эти показатели
различны для групп испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности;
2) уровень самооценки внешности у женщин взаимосвязан с уровнем мотивации
аффилиации;
3) женщины с высокой и низкой самооценкой внешности отличаются друг от
друга в построении своего образа Я в настоящем и будущем;
Процедура и методики исследования:
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. На первом этапе исследования изучалась самооценка внешности испытуемых в
настоящем. Для этого применялась оригинальная методика измерения
самооценки внешности. Предварительно на основании опроса 18 женщин, не
участвующих в данном исследовании, был подготовлен список из 20 частей
тела, наиболее значимых с точки зрения внешней привлекательности женщины.
Этот список предлагался респондентам со специальной инструкцией (бланк
задания приводится в приложении 1).
2. На втором этапе с помощью той же методики изучалась самооценка внешности
испытуемых в будущем (в возрасте 60 лет). Выбор возрастной отметки в 60
лет обусловлен, во-первых, значимостью этого возраста для социальной
жизни женщины (официальный пенсионный возраст для женщины в нашей стране
составляет 55 лет), во-вторых, достаточной временной отнесенностью в
будущее для всей выборки (чтобы избежать совпадения представлений
респонденток о себе в настоящем и будущем).
3. На третьем этапе исследования проводилось измерение уровня мотивации
аффилиации. Для этого использовался опросник А. Меграбяна (текст
опросника приводится в приложении 2).
4. На четвертом этапе исследования изучались образы Я испытуемых в
настоящем и будущем. С этой целью был использован тест двадцати ответов
М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?». Обработка данных осуществлялась
методом контент-анализа. Все ответы были отнесены к одной из двух
категорий: социально-ролевые или личностные характеристики. Внутри
категории личностных ответов были выделены две подкатегории:
высказывания, относящиеся к физическому Я и к мотивации аффилиации.
§2. Анализ и обсуждение результатов исследования
1. Изучение самооценки внешности
А) Самооценка внешности в настоящем
Самооценка внешности выявлялась через сопоставление идеального образа
Я и образа Я в настоящем. Для обработки результатов использовался
коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В результате исследования были получены значения коэффициента
корреляции в диапазоне от – 0,43 до + 0,89. По уровню медианы (+ 0,43) все
испытуемые были разделены на две группы с низкой и высокой самооценкой
внешности:
| |Низкая самооценка |Высокая самооценка |
|Коэффициент | | |
|корреляции |От –0,43 до +0,43 |От +0,43 до +0,89 |
Б) Самооценка внешности в будущем для двух групп испытуемых
Для всей выборки значения самооценки распределились в диапазоне от
–0,60 до +0,65. У обеих групп испытуемых самооценка внешности в
представлении о себе в возрасте 60 лет оказалась ниже самооценки в
настоящем. Эта тенденция наглядно представлена на графике 1:
График 1
Это подтверждает наше предположение о том, что у женщин образ Я в
будущем содержит представление об изменении своего физического Я по
сравнению с настоящим, причем это изменение обнаруживает четкую тенденцию к
понижению самооценки.
Величина расхождения между самооценкой внешности в настоящем и
будущем оказалась меньше в группе с низкой самооценкой по сравнению с
группой с высокой самооценкой:
График 2
Как подтверждение этой тенденции можно рассматривать отдельные случаи,
когда самооценка внешности в будущем не только не понижалась, а даже
повышалась по сравнению с настоящим. В целом по выборке такие случаи заняли
17%, причем 90% из них относятся к группе с низкой самооценкой внешности
(график 3):
График 3
Очевидно, для некоторых людей с негативным представлением о своей
внешности собственный образ в будущем может казаться более привлекательным,
чем в настоящем вопреки разрушительному действию времени. Можно
предположить, что люди с низкой самооценкой внешности придают большее
значение своему физическому образу Я и испытывают больше тревоги по
отношению к будущему, в котором этот образ претерпевает изменения. В
качестве компенсации этой тревоги у определенных личностей может
срабатывать механизм защиты, благодаря действию которого отрицается факт
неизбежности либо самих этих изменений, либо их негативного характера. Для
людей с высокой самооценкой внешности характерно более реалистичное
восприятие своего физического облика в будущем: для них факт изменения
внешности с ходом времени представляется вполне естественным.
В) Анализ предпочтений в оценке частей тела
Помимо измерения самооценки внешности мы провели качественный анализ
ответов респондентов для изучения особенностей физического образа Я у
каждой группы испытуемых.
В представлениях о своем настоящем физическом образе Я наиболее
высокие баллы (от 16 до 20) получили:
в группе с низкой самооценкой внешности: глаза (77%
респондентов), лицо (46%), ноги (46%).
в группе с высокой самооценкой внешности: глаза (88%), фигура
(69%), лицо (54%).
В представлениях о своем будущем физическом образе Я наиболее высокие
баллы (от 16 до 20) получили:
в группе с низкой самооценкой внешности: глаза (85%
респондентов), лицо (58%), уши (46%).
в группе с высокой самооценкой внешности: глаза (88%), волосы
(46%), губы (42%).
Интересно, что в обеих группах испытуемых как в настоящем, так и в
будущем образе Я первое место по привлекательности заняли глаза. Очевидно,
это говорит об особой значимости глаз в представлениях женщин о своем
физическом облике. Причем, в группе с низкой самооценкой внешности при
оценке будущего образа Я значимость глаз даже возросла по сравнению с
образом Я в настоящем (в группе с высокой самооценкой внешности такого
сдвига нет). По-видимому, в представлениях респондентов с низкой
самооценкой глаза являются той частью тела, которая в наименьшей степени
изменится со временем, и будет определять привлекательность женщины в
старости. Кроме того, очевидно стремление всех женщин-респонденток (а, в
особенности, с низкой самооценкой) к поддержанию позитивного образа Я в
отдаленном будущем через подчеркивание красоты внутренней (глаза
традиционно считаются «зеркалом души»).
Из приведенных данных также видно, что в группе с низкой самооценкой
внешности при оценке будущего образа Я по сравнению с настоящим возросла
значимость лица. Ниже мы попробуем дать объяснение этому факту, который
согласуется со следующими результатами оценки респондентами наименее
привлекательных частей тела.
В представлениях о своем настоящем физическом образе Я наиболее низкие
баллы (от 1 до 5) получили:
в группе с низкой самооценкой внешности: зубы (50%
респондентов), спина (42%), живот (35%).
в группе с высокой самооценкой внешности: уши (65%), брови
(58%), нос (50%).
В представлениях о своем будущем физическом образе Я наиболее низкие
баллы (от 1 до 5) получили:
в группе с низкой самооценкой внешности: грудь (58%
респондентов), живот (58%), талия (50%).
в группе с высокой самооценкой внешности: зубы (54%), шея (54%),
уши (50%).
По отношению к образам Я в настоящем не обнаружено закономерности в
оценке наименее привлекательных частей тела респондентами с низкой и
высокой самооценкой внешности. Но по отношению к будущим образам Я
необходимо отметить следующее:
по мнению респондентов с высокой самооценкой внешности, части головы и
лица (зубы, шея, уши) наиболее подвержены процессу старения, тогда как, по
мнению респондентов с низкой самооценкой, тело как таковое (живот, талия и
грудь) будет терять свою привлекательность значительно быстрее.
Следовательно, для респондентов с низкой самооценкой лицо сохранит свою
привлекательность в будущем в большей степени, чем тело. В этом, возможно,
обнаруживается стремление респондентов с низкой самооценкой к подчеркиванию
приоритета ценности личности (отсюда значимость лица), не подверженной
физическому старению, над телесностью. Об этом же, вероятно, говорит и
особое значение, придаваемое респондентами глазам (см. выше). Но эта
проблема нуждается, безусловно, в более тщательном изучении.
2. Измерение мотивации аффилиации
Измерение мотивации аффилиации проводилось по двум шкалам – стремление
к принятию (СП) и страх отвержения (СО). По уровню медианы были выделены
следующие четыре группы испытуемых (полностью результаты приводятся в
приложении 3):
| |Стремление к принятию |Страх отвержения |
| |(шкала СП) |(шкала СО) |
|1 группа |Высокий (от 132 до 172) |Низкий (от 80 до 122) |
|2 группа |Низкий (от 74 до 132) |Высокий (от 122 до 177) |
|3 группа |Низкий (от 74 до 132) |Низкий (от 80 до 122) |
|4 группа |Высокий (от 132 до 172) |Высокий (от 122 до 177) |
* Цифры отражают балльные значения по шкалам
Одной из главных целей данного исследования была проверка наличия или
отсутствия взаимосвязи между самооценкой внешности испытуемых и мотивацией
аффилиации. Сопоставление данных самооценки внешности со шкалой СП
(стремление к принятию) не обнаружило никакой значимой закономерности.
Однако, сопоставление уровня самооценки внешности испытуемых со шкалой СО
(страх отвержения) обнаружило следующую взаимосвязь:
в 70% случаев высоким значениям самооценки внешности (от +0,43 до
+0,89) соответствовали низкие значения СО (от 80 до 122 баллов) и,
наоборот, низким значениям самооценки (от –0,43 до + 0,43) соответствовали
высокие значения СО (от 122 до 177 баллов).
На графике 4 отражена зависимость между самооценкой внешности и
уровнем страха отвержения: по мере приближения к максимальным значениям по
шкале СО (ось Х), значения самооценки внешности (ось Y) обнаруживают
тенденцию к снижению:
График 4
Оставшиеся 30% случаев не попадают строго в обозначенный диапазон
оценок, но половину из них можно считать пограничными и объяснить
погрешностями самой методики или неточностью ответов испытуемых: так, в 8
случаях из 16 значения по шкале СО чуть выше медианы (от 125 до 135 баллов)
коррелируют с высокими показателями самооценки внешности (от 0,62 до 0,76).
Таким образом, гипотезу о наличии корреляции между самооценкой
внешности и уровнем мотивации аффилиации можно считать частично
подтвержденной. Обнаруженная закономерность не дает, тем не менее,
оснований для установления причинно-следственной связи между самооценкой и
страхом отвержения. На основании данных общей психологии и психологии
развития можно, однако, выдвинуть следующее предположение: мотивация,
являясь базовым и наиболее ранним личностным образованием, определяет собой
более позднее формирование образа Я. Как пишет Хекхаузен, «тип мотива
аффилиации складывается в результате подкреплений, испытываемых в
социальных взаимодействиях, прежде всего в детстве» (Хекхаузен, 1986; том
1, с.298). На основе позитивного или негативного опыта контакта со
значимыми другими (принятия или отвержения) и интериоризации их оценок у
ребенка складывается представление о себе и собственная самооценка.
Можно предположить, что люди с низкой самооценкой внешности в прошлом
имеют больший опыт отвержений в социальных контактах. Преимущественно
негативный опыт подкреплений формирует низкую самооценку, которая
распространяется и на внешность как на важнейшую составляющую образа Я. В
дальнейшем этот негативный образ Я сам начинает в значительной мере
управлять поведением личности, определяя ее преимущественную мотивацию
избегания в социальном взаимодействии.
3. Исследование образа Я у испытуемых с низкой и высокой самооценкой
внешности
По результатам, полученным с помощью методики «Кто Я?», проводилось
сравнение количества социально-ролевых и личностных высказываний у
респондентов с высокой и низкой самооценкой внешности. К социальным
характеристикам относились самоописания в терминах тех или иных социальных
ролей: например, "Я - женщина", "Я – кандидат наук", "Я - хозяйка", "Я -
подруга", " Я - читатель" и т.п. К личностным идентификационным
характеристикам были отнесены такие высказывания, как: "Я заботливая", "Я -
уставшая", "Я занимаюсь спортом", "Я все еще красивая женщина", и т.п.
Также сравнивалось количество высказываний, сделанных респондентами
относительно своего настоящего и будущего образа Я. Полученные результаты
были сведены в таблицу (подробнее см. приложение 4):
|Самооценка |Настоящее |Будущее |
| |Соц-ролевые |Личностные |Соц-ролевые |Личностные |
|Низкая |46 |54 |44 |56 |
|Высокая |38 |63 |41 |59 |
* Количество категорий указано в процентах
Обнаруживается перевес личностных высказываний над социально-ролевыми
у респондентов с высокой самооценкой внешности, причем это отношение
сохраняется и по отношению к будущему образу Я. У респондентов с низкой
самооценкой внешности присутствует та же тенденция, но в этой группе
испытуемых она менее выражена.
Также отмечается меньшее количество социально-ролевых и большее
количество личностных высказываний у респондентов с высокой самооценкой
внешности по сравнению с респондентами с низкой самооценкой. Обнаруженные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|