МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Физическое Я и мотивация аффилиации

    По-видимому, люди, в опыте которых преобладают успешные межличностные

    взаимодействия, будут убеждены в том, что и будущие ситуации общения дадут

    им то же количество подкрепляющих взаимодействий, и будут склонны

    интерпретировать новые данные опыта в терминах своих ожиданий. В нашем

    эмпирическом исследовании, программа и результаты которого изложены в

    следующей главе, мы попытались обнаружить, какую роль в направленности

    аффилиативной тенденции играет самооценка человеком собственной внешности.

    Наше предположение заключалось в том, что люди с низкой самооценкой

    внешности имеют меньший опыт позитивных подкреплений в общении с другими

    людьми и, в связи с этим, с большей готовностью ожидают отвержения со

    стороны потенциальных партнеров по взаимодействию.

    Глава 3. Изучение взаимосвязи физического Я и мотивации аффилиации

    §1. Программа эмпирического исследования

    Проблема исследования – выявление роли физического образа Я в целостном

    представлении человека о себе; изучение взаимосвязи между физическим

    образом Я и социальной мотивацией личности.

    Цель исследования - изучение взаимосвязи представлений женщин о своем

    физическом Я в настоящем и будущем с их мотивацией аффилиации.

    Задачи исследования:

    1) выделить группы испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности;

    2) изучить изменение самооценки внешности в будущем по сравнению с

    настоящим у испытуемых с низкой и высокой самооценкой внешности;

    3) выявить наиболее значимые параметры внешности для обеих групп

    испытуемых;

    4) соотнести данные самооценки внешности с уровнем мотивации аффилиации;

    5) выявить особенности построения образа Я в настоящем и будущем у двух

    групп испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности.

    Объект исследования – женщины в возрасте от 25 до 40 лет

    Обоснование выборки:

    В нашем исследовании приняли участие 52 человека. Все испытуемые –

    работающие женщины в возрасте от 25 до 40 лет, имеющие высшее образование и

    постоянно проживающие в Москве. Выбор объекта исследования обусловлен

    представлением о том, что для большинства женщин самооценка собственной

    внешности имеет чрезвычайно важное значение в социальных контактах. Таким

    образом, взаимосвязь физического Я и социальной мотивации могла быть, по

    нашему мнению, наиболее выпукло продемонстрирована именно на примере женщин-

    респонденток. Тем не менее, сопоставление данных, полученных в нашей

    работе, с результатами исследования мужчин представляет особый интерес и

    может являться предметом специального изучения.

    Ограничение выборки по возрасту испытуемых связано с тем, что в

    современном мире возраст от 25 до 40 лет является наиболее продуктивным для

    женщины в плане социальной активности. Также мы преследовали цель создания

    достаточно гомогенной выборки, так как очевидно, что расширение возрастного

    диапазона будет создавать дополнительный фактор, требующий обязательного

    учета при анализе результатов.

    Предмет исследования – представления женщин о своем физическом Я в

    настоящем и будущем; взаимосвязь между образами физического Я и мотивацией

    аффилиации.

    В ходе исследования были проверены следующие гипотезы:

    1) самооценка внешности у женщин в их представлении о себе в будущем

    существенно отличается от их самооценки в настоящем; эти показатели

    различны для групп испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности;

    2) уровень самооценки внешности у женщин взаимосвязан с уровнем мотивации

    аффилиации;

    3) женщины с высокой и низкой самооценкой внешности отличаются друг от

    друга в построении своего образа Я в настоящем и будущем;

    Процедура и методики исследования:

    Исследование проводилось в несколько этапов:

    1. На первом этапе исследования изучалась самооценка внешности испытуемых в

    настоящем. Для этого применялась оригинальная методика измерения

    самооценки внешности. Предварительно на основании опроса 18 женщин, не

    участвующих в данном исследовании, был подготовлен список из 20 частей

    тела, наиболее значимых с точки зрения внешней привлекательности женщины.

    Этот список предлагался респондентам со специальной инструкцией (бланк

    задания приводится в приложении 1).

    2. На втором этапе с помощью той же методики изучалась самооценка внешности

    испытуемых в будущем (в возрасте 60 лет). Выбор возрастной отметки в 60

    лет обусловлен, во-первых, значимостью этого возраста для социальной

    жизни женщины (официальный пенсионный возраст для женщины в нашей стране

    составляет 55 лет), во-вторых, достаточной временной отнесенностью в

    будущее для всей выборки (чтобы избежать совпадения представлений

    респонденток о себе в настоящем и будущем).

    3. На третьем этапе исследования проводилось измерение уровня мотивации

    аффилиации. Для этого использовался опросник А. Меграбяна (текст

    опросника приводится в приложении 2).

    4. На четвертом этапе исследования изучались образы Я испытуемых в

    настоящем и будущем. С этой целью был использован тест двадцати ответов

    М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?». Обработка данных осуществлялась

    методом контент-анализа. Все ответы были отнесены к одной из двух

    категорий: социально-ролевые или личностные характеристики. Внутри

    категории личностных ответов были выделены две подкатегории:

    высказывания, относящиеся к физическому Я и к мотивации аффилиации.

    §2. Анализ и обсуждение результатов исследования

    1. Изучение самооценки внешности

    А) Самооценка внешности в настоящем

    Самооценка внешности выявлялась через сопоставление идеального образа

    Я и образа Я в настоящем. Для обработки результатов использовался

    коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

    В результате исследования были получены значения коэффициента

    корреляции в диапазоне от – 0,43 до + 0,89. По уровню медианы (+ 0,43) все

    испытуемые были разделены на две группы с низкой и высокой самооценкой

    внешности:

    | |Низкая самооценка |Высокая самооценка |

    |Коэффициент | | |

    |корреляции |От –0,43 до +0,43 |От +0,43 до +0,89 |

    Б) Самооценка внешности в будущем для двух групп испытуемых

    Для всей выборки значения самооценки распределились в диапазоне от

    –0,60 до +0,65. У обеих групп испытуемых самооценка внешности в

    представлении о себе в возрасте 60 лет оказалась ниже самооценки в

    настоящем. Эта тенденция наглядно представлена на графике 1:

    График 1

    Это подтверждает наше предположение о том, что у женщин образ Я в

    будущем содержит представление об изменении своего физического Я по

    сравнению с настоящим, причем это изменение обнаруживает четкую тенденцию к

    понижению самооценки.

    Величина расхождения между самооценкой внешности в настоящем и

    будущем оказалась меньше в группе с низкой самооценкой по сравнению с

    группой с высокой самооценкой:

    График 2

    Как подтверждение этой тенденции можно рассматривать отдельные случаи,

    когда самооценка внешности в будущем не только не понижалась, а даже

    повышалась по сравнению с настоящим. В целом по выборке такие случаи заняли

    17%, причем 90% из них относятся к группе с низкой самооценкой внешности

    (график 3):

    График 3

    Очевидно, для некоторых людей с негативным представлением о своей

    внешности собственный образ в будущем может казаться более привлекательным,

    чем в настоящем вопреки разрушительному действию времени. Можно

    предположить, что люди с низкой самооценкой внешности придают большее

    значение своему физическому образу Я и испытывают больше тревоги по

    отношению к будущему, в котором этот образ претерпевает изменения. В

    качестве компенсации этой тревоги у определенных личностей может

    срабатывать механизм защиты, благодаря действию которого отрицается факт

    неизбежности либо самих этих изменений, либо их негативного характера. Для

    людей с высокой самооценкой внешности характерно более реалистичное

    восприятие своего физического облика в будущем: для них факт изменения

    внешности с ходом времени представляется вполне естественным.

    В) Анализ предпочтений в оценке частей тела

    Помимо измерения самооценки внешности мы провели качественный анализ

    ответов респондентов для изучения особенностей физического образа Я у

    каждой группы испытуемых.

    В представлениях о своем настоящем физическом образе Я наиболее

    высокие баллы (от 16 до 20) получили:

    в группе с низкой самооценкой внешности: глаза (77%

    респондентов), лицо (46%), ноги (46%).

    в группе с высокой самооценкой внешности: глаза (88%), фигура

    (69%), лицо (54%).

    В представлениях о своем будущем физическом образе Я наиболее высокие

    баллы (от 16 до 20) получили:

    в группе с низкой самооценкой внешности: глаза (85%

    респондентов), лицо (58%), уши (46%).

    в группе с высокой самооценкой внешности: глаза (88%), волосы

    (46%), губы (42%).

    Интересно, что в обеих группах испытуемых как в настоящем, так и в

    будущем образе Я первое место по привлекательности заняли глаза. Очевидно,

    это говорит об особой значимости глаз в представлениях женщин о своем

    физическом облике. Причем, в группе с низкой самооценкой внешности при

    оценке будущего образа Я значимость глаз даже возросла по сравнению с

    образом Я в настоящем (в группе с высокой самооценкой внешности такого

    сдвига нет). По-видимому, в представлениях респондентов с низкой

    самооценкой глаза являются той частью тела, которая в наименьшей степени

    изменится со временем, и будет определять привлекательность женщины в

    старости. Кроме того, очевидно стремление всех женщин-респонденток (а, в

    особенности, с низкой самооценкой) к поддержанию позитивного образа Я в

    отдаленном будущем через подчеркивание красоты внутренней (глаза

    традиционно считаются «зеркалом души»).

    Из приведенных данных также видно, что в группе с низкой самооценкой

    внешности при оценке будущего образа Я по сравнению с настоящим возросла

    значимость лица. Ниже мы попробуем дать объяснение этому факту, который

    согласуется со следующими результатами оценки респондентами наименее

    привлекательных частей тела.

    В представлениях о своем настоящем физическом образе Я наиболее низкие

    баллы (от 1 до 5) получили:

    в группе с низкой самооценкой внешности: зубы (50%

    респондентов), спина (42%), живот (35%).

    в группе с высокой самооценкой внешности: уши (65%), брови

    (58%), нос (50%).

    В представлениях о своем будущем физическом образе Я наиболее низкие

    баллы (от 1 до 5) получили:

    в группе с низкой самооценкой внешности: грудь (58%

    респондентов), живот (58%), талия (50%).

    в группе с высокой самооценкой внешности: зубы (54%), шея (54%),

    уши (50%).

    По отношению к образам Я в настоящем не обнаружено закономерности в

    оценке наименее привлекательных частей тела респондентами с низкой и

    высокой самооценкой внешности. Но по отношению к будущим образам Я

    необходимо отметить следующее:

    по мнению респондентов с высокой самооценкой внешности, части головы и

    лица (зубы, шея, уши) наиболее подвержены процессу старения, тогда как, по

    мнению респондентов с низкой самооценкой, тело как таковое (живот, талия и

    грудь) будет терять свою привлекательность значительно быстрее.

    Следовательно, для респондентов с низкой самооценкой лицо сохранит свою

    привлекательность в будущем в большей степени, чем тело. В этом, возможно,

    обнаруживается стремление респондентов с низкой самооценкой к подчеркиванию

    приоритета ценности личности (отсюда значимость лица), не подверженной

    физическому старению, над телесностью. Об этом же, вероятно, говорит и

    особое значение, придаваемое респондентами глазам (см. выше). Но эта

    проблема нуждается, безусловно, в более тщательном изучении.

    2. Измерение мотивации аффилиации

    Измерение мотивации аффилиации проводилось по двум шкалам – стремление

    к принятию (СП) и страх отвержения (СО). По уровню медианы были выделены

    следующие четыре группы испытуемых (полностью результаты приводятся в

    приложении 3):

    | |Стремление к принятию |Страх отвержения |

    | |(шкала СП) |(шкала СО) |

    |1 группа |Высокий (от 132 до 172) |Низкий (от 80 до 122) |

    |2 группа |Низкий (от 74 до 132) |Высокий (от 122 до 177) |

    |3 группа |Низкий (от 74 до 132) |Низкий (от 80 до 122) |

    |4 группа |Высокий (от 132 до 172) |Высокий (от 122 до 177) |

    * Цифры отражают балльные значения по шкалам

    Одной из главных целей данного исследования была проверка наличия или

    отсутствия взаимосвязи между самооценкой внешности испытуемых и мотивацией

    аффилиации. Сопоставление данных самооценки внешности со шкалой СП

    (стремление к принятию) не обнаружило никакой значимой закономерности.

    Однако, сопоставление уровня самооценки внешности испытуемых со шкалой СО

    (страх отвержения) обнаружило следующую взаимосвязь:

    в 70% случаев высоким значениям самооценки внешности (от +0,43 до

    +0,89) соответствовали низкие значения СО (от 80 до 122 баллов) и,

    наоборот, низким значениям самооценки (от –0,43 до + 0,43) соответствовали

    высокие значения СО (от 122 до 177 баллов).

    На графике 4 отражена зависимость между самооценкой внешности и

    уровнем страха отвержения: по мере приближения к максимальным значениям по

    шкале СО (ось Х), значения самооценки внешности (ось Y) обнаруживают

    тенденцию к снижению:

    График 4

    Оставшиеся 30% случаев не попадают строго в обозначенный диапазон

    оценок, но половину из них можно считать пограничными и объяснить

    погрешностями самой методики или неточностью ответов испытуемых: так, в 8

    случаях из 16 значения по шкале СО чуть выше медианы (от 125 до 135 баллов)

    коррелируют с высокими показателями самооценки внешности (от 0,62 до 0,76).

    Таким образом, гипотезу о наличии корреляции между самооценкой

    внешности и уровнем мотивации аффилиации можно считать частично

    подтвержденной. Обнаруженная закономерность не дает, тем не менее,

    оснований для установления причинно-следственной связи между самооценкой и

    страхом отвержения. На основании данных общей психологии и психологии

    развития можно, однако, выдвинуть следующее предположение: мотивация,

    являясь базовым и наиболее ранним личностным образованием, определяет собой

    более позднее формирование образа Я. Как пишет Хекхаузен, «тип мотива

    аффилиации складывается в результате подкреплений, испытываемых в

    социальных взаимодействиях, прежде всего в детстве» (Хекхаузен, 1986; том

    1, с.298). На основе позитивного или негативного опыта контакта со

    значимыми другими (принятия или отвержения) и интериоризации их оценок у

    ребенка складывается представление о себе и собственная самооценка.

    Можно предположить, что люди с низкой самооценкой внешности в прошлом

    имеют больший опыт отвержений в социальных контактах. Преимущественно

    негативный опыт подкреплений формирует низкую самооценку, которая

    распространяется и на внешность как на важнейшую составляющую образа Я. В

    дальнейшем этот негативный образ Я сам начинает в значительной мере

    управлять поведением личности, определяя ее преимущественную мотивацию

    избегания в социальном взаимодействии.

    3. Исследование образа Я у испытуемых с низкой и высокой самооценкой

    внешности

    По результатам, полученным с помощью методики «Кто Я?», проводилось

    сравнение количества социально-ролевых и личностных высказываний у

    респондентов с высокой и низкой самооценкой внешности. К социальным

    характеристикам относились самоописания в терминах тех или иных социальных

    ролей: например, "Я - женщина", "Я – кандидат наук", "Я - хозяйка", "Я -

    подруга", " Я - читатель" и т.п. К личностным идентификационным

    характеристикам были отнесены такие высказывания, как: "Я заботливая", "Я -

    уставшая", "Я занимаюсь спортом", "Я все еще красивая женщина", и т.п.

    Также сравнивалось количество высказываний, сделанных респондентами

    относительно своего настоящего и будущего образа Я. Полученные результаты

    были сведены в таблицу (подробнее см. приложение 4):

    |Самооценка |Настоящее |Будущее |

    | |Соц-ролевые |Личностные |Соц-ролевые |Личностные |

    |Низкая |46 |54 |44 |56 |

    |Высокая |38 |63 |41 |59 |

    * Количество категорий указано в процентах

    Обнаруживается перевес личностных высказываний над социально-ролевыми

    у респондентов с высокой самооценкой внешности, причем это отношение

    сохраняется и по отношению к будущему образу Я. У респондентов с низкой

    самооценкой внешности присутствует та же тенденция, но в этой группе

    испытуемых она менее выражена.

    Также отмечается меньшее количество социально-ролевых и большее

    количество личностных высказываний у респондентов с высокой самооценкой

    внешности по сравнению с респондентами с низкой самооценкой. Обнаруженные

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.