МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Физическое Я и мотивация аффилиации

    закономерности представляют особый интерес, так как в многочисленных

    исследованиях установлено, что количество «ролевых» ответов всегда

    значительно превышает число личностных ответов. Вероятно, для женщин-

    респондентов последнее правило не всегда справедливо, как это оказалось и

    для нашей выборки. Проверить это гипотезу можно, проведя аналогичный опрос

    на мужской выборке и сопоставив полученные результаты. Однако, такое

    исследование не входило в задачи данной работы.

    Мы провели качественный анализ личностных характеристик, даваемых

    респондентами как с низкой, так и с высокой самооценкой внешности. В логике

    нашего исследования основными категориями, по которым проводилось

    сопоставление результатов, были 2 типа высказываний: относящиеся к

    физическому Я и относящиеся к мотивации аффилиации. К первым были отнесены

    такие определения, как «Я-красавица», «Я боюсь болезней», «Я забочусь о

    своем здоровье», «Я одеваюсь со вкусом» и т.д. Ко вторым относились

    высказывания «Я общительная», «Я помогающая», «Я не люблю быть одна», «У

    меня много друзей», «Я – опора» и т.д. Нас в данном случае интересовало,

    будут ли обнаружены значимые различия в количестве подобных высказываний а)

    между респондентами с высокой и низкой самооценкой внешности б) между

    актуальными и будущими образами Я для каждой группы испытуемых. Были

    получены следующие результаты:

    |Самооценка |Настоящее |Будущее |

    | |Аффилиация |Физическое Я |Аффилиация |Физическое Я |

    |Низкая |8 |5 |18 |14 |

    |Высокая |12 |7 |10 |13 |

    * В процентах от личностных высказываний

    Как видно из приведенных данных, количество высказываний, относящихся

    к мотивации аффилиации и физическому Я применительно к образу Я в

    настоящем, больше у респондентов с высокой самооценкой внешности. Но при

    обращении к будущему, это соотношение существенно меняется: здесь число

    подобных высказываний у респондентов с низкой самооценкой внешности

    превышает это количество у респондентов с высокой самооценкой внешности.

    Также обращает на себя внимание значительный рост количества

    высказываний о физическом Я у обеих групп испытуемых и, в особенности, у

    испытуемых с низкой самооценкой внешности. Это, безусловно, говорит о

    значимости для респондентов тех изменений физического образа, которые в

    представлении женщин будут иметь место к возрасту 60 лет.

    Кроме того, в приведенных данных нельзя не заметить резкого увеличения

    числа высказываний, связанных с мотивацией аффилиации, при описании

    будущего образа Я у респондентов с низкой самооценкой внешности, тогда как

    для респондентов с высокой самооценкой, напротив, наблюдается уменьшение их

    количества.

    Полученные результаты позволяют говорить о существенных различиях в

    построении образа Я между респондентами с низкой и высокой самооценкой

    внешности. При описании актуального образа Я респонденты с низкой

    самооценкой внешности избегают упоминания своих физических качеств, тогда

    как респонденты с высокой самооценкой внешности делают это более охотно.

    Причем, последние наряду с позитивными характеристиками, используют и

    негативные, в отличие от респондентов с низкой самооценкой внешности:

    «уродина», «сутулая», «старая больная женщина» и т.д. Эта же тенденция

    сохраняется у респондентов с высокой самооценкой и при описании будущего

    образа Я: здесь можно встретить такие самоопределения, как «уставшая

    женщина», «старуха», «крючок». По-видимому, представители этой группы

    респондентов, более высоко оценивая свой актуальный физический облик,

    достаточно адекватно и критично воспринимают перспективу его будущих

    изменений.

    Испытуемые с низкой самооценкой внешности при описании своего будущего

    образа Я в 3 раза чаще упоминают свое физическое Я по сравнению с образом Я

    в настоящем. Причем, 76% высказываний касаются поддержания на высоком

    уровне или даже улучшения своих внешних данных: «интересная женщина», «еще

    очень ничего», «модная», «кокетка» и т.д. Негативных характеристик здесь

    практически не встречается. Остальные 24% высказываний связаны с заботой

    респондентов о своем здоровье: «занимаюсь спортом», «пытаюсь есть здоровую

    пищу», «физически еще крепкая». Можно предположить, что женщины с низкой

    самооценкой внешности испытывают значительную тревогу по поводу наступления

    физической старости и стремятся в своем воображении замедлить этот процесс

    или заранее предвидеть возможные пути подготовки к нему, будь то с помощью

    здорового питания, модной одежды или занятий физкультурой.

    Таким образом, вполне очевидным становится тот факт, что респонденты

    обеих групп в представлениях о себе отчетливо выделяют физический образ Я.

    Эта составляющая выходит на более высокий уровень рефлексии при попытке

    конструирования представления о себе в отдаленном будущем, которое связано

    в сознании женщин с изменением их физического облика. Эта тенденция

    особенно ярко прослеживается у респондентов с низкой самооценкой внешности.

    Возможно, с этим же связан и некоторый перевес количества социально-ролевых

    характеристик в этой группе по сравнению с респондентами с высокой

    самооценкой внешности: женщины словно стремятся защититься от тревоги по

    поводу надвигающейся старости, «обеспечивая» себе сохранение значимого

    места в обществе с помощью поддержания разнообразия социальных ролей.

    Особого внимания заслуживает существенное увеличение в ответах

    респондентов с низкой самооценкой внешности количества высказываний,

    связанных с мотивацией аффилиации: как по сравнению с представлением о себе

    в настоящем, так и по сравнению с другой группой испытуемых, количество

    аффилиативных высказываний здесь выросло более, чем в два раза. Отмечается

    стремление респондентов с низкой самооценкой внешности представлять себя в

    будущем как «общительных», «понимающих», «заботливых», «помогающих» и т.д.

    По-видимому, в этой группе испытуемых в представлении о себе в старости на

    первый план выходят такие ценности, как любовь, поддержка, общение, которые

    существенным образом трансформируют образ Я в будущем. В целом, в группе

    респондентов с низкой самооценкой внешности создается более позитивный

    образ себя в будущем по сравнению со второй группой: женщины обнаруживают

    готовность и решимость противостоять разрушительному действию времени как

    физически, так и морально. Одновременно с реальной заботой о своем

    здоровье и красоте, они стремятся расширять и углублять свои социальные

    контакты, помогать и заботиться о других людях, чувствовать себя нужными и

    востребованными.

    В свете обнаруженной взаимосвязи между самооценкой внешности и страхом

    отвержения, можно предположить, что перспектива наступления физической

    старости усиливает у испытуемых с низкой самооценкой внешности опасения по

    поводу возможных отвержений в социальных контактах в будущем. Поэтому их

    будущий образ Я по сравнению с респондентами с высокой самооценкой

    внешности содержит больше позитивных характеристик, направленных на

    улучшение социального взаимодействия: повышение своей физической

    привлекательности, разнообразие репертуара социальных ролей, общительность,

    внимание к другим людям.

    Выводы

    1. В результате исследования было установлено, что самооценка внешности в

    будущем у всех женщин-респондентов ниже их самооценки внешности в

    настоящем. Однако, эта тенденция в большей степени прослеживается у

    женщин с высокой самооценкой внешности.

    2. В результате исследования была проверена и частично подтверждена

    гипотеза о взаимосвязи самооценки внешности с уровнем мотивации

    аффилиации у женщин. Изучались две тенденции мотива аффилиации:

    стремление к принятию и страх отвержения. Корреляции между первой

    тенденцией – стремлением к принятию - и самооценкой внешности обнаружено

    не было. Между второй тенденцией – страхом отвержения – и самооценкой

    внешности была выявлена следующая взаимосвязь: для женщин с низкой

    самооценкой внешности характерны более высокие показатели по шкале

    страха отвержения, чем для женщин с высокой самооценкой.

    3. Также была подтверждена гипотеза о наличии закономерных отличий в

    построении образа Я между женщинами с высокой и низкой самооценкой

    внешности:

    1) Женщины с высокой самооценкой внешности используют при описании себя

    меньше социально-ролевых и больше личностных характеристик, чем женщины

    с низкой самооценкой внешности. Причем, это верно при построении образа

    Я как в настоящем, как и в будущем.

    2) Женщины с низкой самооценкой внешности при построении своего будущего

    образа Я используют значительно большее число характеристик, относящихся

    к физическому Я и к мотивации аффилиации, чем женщины с высокой

    самооценкой внешности.

    Таким образом, в результате исследования была выявлена важная роль

    физического образа Я в представлении женщин о себе и взаимосвязь их

    физического Я с мотивацией аффилиации.

    Заключение

    Основной проблемой, изучаемой в данной работе, было выявление роли

    физического Я в представлении человека о самом себе и обнаружение

    взаимосвязи физического образа Я с социальной мотивацией личности. Нам

    удалось установить связь между самооценкой внешности и чувствительностью к

    отвержению в социальных контактах у женщин-респонденток, а также выделить

    своеобразие построения образа Я в настоящем и в будущем женщинами с низкой

    и высокой самооценкой внешности. Таким образом, мы затронули важный аспект

    проблемы, который, тем не менее, не исчерпывает ее содержания.

    Дальнейшее изучение поставленной проблемы может идти по следующим

    основным направлениям:

    1. Исследование гендерных и возрастных особенностей физического образа Я и

    его роли в Я-концепции и социальной мотивации личности. С этой целью

    необходимо провести аналогичное исследование на смешанной в гендерном и

    возрастном отношении выборке.

    2. Социально-психологическое исследование таких аспектов физического образа

    Я, как образ собственного тела, осознание и самооценка своих телесных

    качеств (здоровье, сила, выносливость и т.д.), осознание своей половой

    принадлежности. В проведенном нами исследовании изучение физического

    образа Я ограничивалось анализом внешности и ее самооценки.

    3. Анализ связи физического образа Я и второй тенденции мотива аффилиации,

    обозначаемой как стремление к принятию. В нашем исследовании мы

    обнаружили наличие значимой корреляции только с одной из двух

    аффилиативных тенденций – страхом отвержения. Логично было бы

    предположить, что между физическим Я и второй тенденцией аффилиации также

    существует определенная зависимость, хотя и менее явно очерченная.

    4. Изучение культурных особенностей построения физического образа Я, его

    роли в Я-концепции и социальной мотивации личности с привлечением данных

    этнопсихологии и культурантропологии.

    5. Изучение связи физического образа Я с другими социальными мотивами

    личности, в частности, с мотивом власти.

    Библиография

    1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991

    2. Аммон Г. Психосоматическая терапия. СПб., 2000

    3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная

    психология ХХ столетия. М., 2001

    4. Арлоу Д. Психоанализ. Журнал практической психологии и психоанализа.

    2000. № 2. С.85-112

    5. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности.//Мир

    психологии. 1999. № 3, с.40-46

    6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.,

    2001

    7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986

    8. Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в

    самоописаниях мужчин и женщин.//Вопросы психологии. 2001. № 1, с.91-100

    9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990

    10. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста //Собр.соч. в 6

    т. Т.4. М., 1984

    11. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984

    12. Джемс У. Психология.//Психология самосознания. Под ред. Райгородского

    Д.Я. Самара, 2000. С.7-34

    13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000

    14. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978

    15. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989

    16. Кузнецова И.В. Потребность человека в эмоционально-доверительном

    общении. Психология ХХI века: Тезисы Международной межвузовской научно-

    практической студенческой конференции. СПб., 1999

    17. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов, 1986

    18. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971

    19. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986

    20. Марисова Л.И. О мотивацонно-потребностной основе общения. Берлин, 1978

    21. Мерлин В.С. Психология индивидуальности.//Избр. психол. труды. Под ред.

    Климова Е.А. М., 1996

    22. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние лидер.//Социальная

    психология. Хрестоматия. М., 2000

    23. Мосак Г. Адлерианская психотерапия. Журнал практической психологии и

    психоанализа. 2000. № 4, с. 61-69

    24. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985

    25. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация.// Психология

    самосознания. Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2000. С.270-317

    26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999

    27. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.,

    1991

    28. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М: изд-

    во МГУ, 1989

    29. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.,1972

    30. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999

    31. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983

    32. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Том 1. М., 1986

    33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1999

    34. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности.//Проблемы

    сознания. М.,1968

    35. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999

    36. Markus, H., Nurius, P. Possible Selves: The Interface between

    Motivation and the Self-Concept. In Yardley, K., Honess, T. (Eds). Self

    and Identity: Psychosocial Perspectives. Wiley, 1987.

    37. Five Fields of Striving for Significance. Developed by Henry T. Stein,

    Ph.D. Based on the Original Concepts of Anthony Bruck. Copyrighted, 1997.

    Adler Institute Home Page.

    Приложение 1

    Бланк для измерения самооценки

    Задание 1

    Рассмотрите каждую часть тела, указанную в списке, с точки зрения ее

    значимости для внешней привлекательности женщины. Оцените каждую часть тела

    в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» проставьте в графе слева от той

    части, привлекательность которой, по Вашему мнению, является самой главной

    для женщины; оценку «1» – слева от той части тела, привлекательность

    которой наименее значима; оценки от «2» до «19» расположите в соответствии

    с Вашим отношением к привлекательности всех остальных частей тела. Оценки

    не должны повторяться.

    |1 |Части тела |2 |

    | |Руки | |

    | |Волосы | |

    | |Глаза | |

    | |Живот | |

    | |Кожа | |

    | |Нос | |

    | |Талия | |

    | |Пальцы | |

    | |Фигура | |

    | |Уши | |

    | |Плечи | |

    | |Зубы | |

    | |Шея | |

    | |Бедра | |

    | |Лицо | |

    | |Спина | |

    | |Брови | |

    | |Ноги | |

    | |Губы | |

    | |Грудь | |

    Задание 2

    Закройте, пожалуйста, только что заполненную Вами часть таблицы так, чтобы

    ее не было видно при выполнении следующего задания.

    Теперь проранжируйте список по отношению к себе самой. В графе справа

    отметьте оценкой «20» ту часть тела, которая, как Вы считаете, является у

    Вас самой привлекательной, оценкой «19» – привлекательной в несколько

    меньшей степени и т.д., наконец, оценкой «1» отметьте ту часть тела,

    которую Вы находите у себя наименее привлекательной.

    Задание 3

    Представьте, что Вы перенеслись во времени на много лет вперед и Вам уже

    исполнилось 60 лет. В графе справа проранжируйте список по отношению к себе

    в возрасте 60 лет.

    |Части тела|3 |

    |Руки | |

    |Волосы | |

    |Глаза | |

    |Живот | |

    |Кожа | |

    |Нос | |

    |Талия | |

    |Пальцы | |

    |Фигура | |

    |Уши | |

    |Плечи | |

    |Зубы | |

    |Шея | |

    |Бедра | |

    |Лицо | |

    |Спина | |

    |Брови | |

    |Ноги | |

    |Губы | |

    |Грудь | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.