МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование личности преподавателя в процессе самовоспитания

    Формирование личности преподавателя в процессе самовоспитания

    МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ

    АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

    КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    «Формирование личности преподавателя в процессе самовоспитания»

    Авторизованный реферат по курсу

    «Психология самовоспитания»

    Фамилия, имя, отчество студента

    Номер зачетной книжки

    Руководитель (преподаватель)

    Рецензент ____________________________

    З/О

    МОСКВА - 2002 год

    Содержание

    Содержание 2

    Психологическая характеристика процесса самовоспитания

    3

    Интеллектуальное самовоспитание. 3

    Этическое самовоспитание. 4

    Физическое самовоспитание. 4

    Психологическое самовоспитание. 5

    Психологические основы формирования личности будущего

    учителя в процессе самовоспитания 7

    Саморазвитие личности психолога 7

    Педагогическое творчество 9

    Психолого-педагогические основы формирования умений

    педагогического воздействия и воздействия в процессе

    самовоспитания 13

    Теоретическая готовность к педагогической

    деятельности 13

    Практическая готовность к педагогической

    деятельности. 17

    Педагогическое творчество 22

    Литература: 30

    Психологическая характеристика процесса самовоспитания

    Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно

    более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на

    активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных

    целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее

    приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания,

    критического мышления, способности и готовности к самоопределению,

    самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на

    адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных

    особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с

    воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования

    личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного

    развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ,

    самоодобрение, самовнушение.

    Интеллектуальное самовоспитание.

    В пору студенчества основной элемент интеллектуального самовоспитания –

    учеба. Результат тем более важен, чем старше человек, так как именно

    заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. Отсюда острая

    необходимость в оценке и переоценке собственных моральных принципов,

    повышении уровня мышления. Здесь, по моему мнению, лучшего союзника, чем

    литература, не найти. По роду своей специальности мне все более приходится

    сталкиваться со специализированной литературой технического характера. Это

    придаёт излишнюю абстрактность мышлению, заменяет живую устную речь

    профессиональной фразеологией. Именно недостатки устной речи будут мешать

    общению с учениками, – техническая терминология не поможет, а образности в

    речи уже как не бывало. Поэтому я стараюсь как можно больше читать

    литературную классику. Происходит значительное изменение восприятия даже

    сугубо абстрактного материала, ведь, оказывается, можно оживить и сухие

    физические формулы. Цель интеллектуального самовоспитания учителя - -не

    «качать» свой интеллект как таковой, а научиться изложить свой знания так,

    чтобы научить, увлечь, заставить почувствовать жизнь в своём предмете.

    Основной интеллектуальной деятельностью учителя школы является общение с

    учениками, поэтому акцент делается именно на этом. Возможный ущерб чисто

    технической стороне обучения простителен хотя бы потому, что знания, кроме

    фундаментальных, устаревают очень быстро. Фактически, учителю каждый

    учебный год нужно переучиваться (программа обучения информатике меняется

    каждые 12 месяцев, именно за это время меняется поколение компьютеров).

    Жизнь учителя – это постоянная погоня за меняющейся действительностью и

    попытки объяснить её в рамках своего предмета.

    Делая вывод, можно сказать, что решающим фактором является хорошо

    развитая устная речь. Сразу за ней стоит письменная речь, так как умение

    объяснить – ничто без умения закрепить свои мысли на бумаге. После –

    глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера,

    включающие высокий уровень общего образования и необходимый набор навыков

    самообучения. Это позволит приспособиться к любым изменениям окружающей

    обстановки и обучать только актуальным знаниям.

    Этическое самовоспитание.

    Отдельной и очень важной графой в работе учителя стоит вопрос этики.

    Работая с детьми, учитель, быть может, как никто другой, часто сталкивается

    с проблемами этики в общем и этических отношений в частности.

    Профессиональная этика, детская этика, житейская этика – вот далеко не

    полный перечень. Особенно эта проблема актуальна для молодого учителя

    (отношения с коллегами и детьми), ведь ему мешает отсутствие опыта. Сильно

    облегчить его жизнь могут устойчивые моральные принципы и убеждения. С

    другой стороны, учитель постоянно сталкивается с самыми разнообразными,

    зачастую полярными отношениями людей к одному и тому же предмету. Гибкость

    мышления и дипломатичность в отношениях здесь просто необходима.

    Следовательно, надо как можно больше внимания уделять навыкам общения,

    умению установить и поддержать контакт с собеседником, привлечь и

    удерживать его внимание. Американцы иногда называют это «присутствием»:

    человека сразу выделяют из толпы, он привлекает внимание ощущением силы,

    спокойствия, в его присутствии даже гаснут ссоры. Комплекс навыков,

    необходимый для этого, довольно трудно определяем, и, скорее всего, зависит

    от типа характера, воспитания, мышления. Умение предотвратить агрессивные

    выпады в свой адрес состоит прежде всего в умении вызвать симпатию к себе.

    Это довольно часто проявляется в учительской среде: к одному учителю дети

    тянутся, другого не любят. Неприязнь к учителю перерастает в неприязнь к

    предмету, а потом – в неуспеваемость по нему. С другой стороны,

    манипулирование чувствами других людей, по меньшей мере, неэтично, а вообще

    очень сильно травмирует психику. Поэтому, прежде всего учитель воспитывает

    уважение к другим людям, к их чувствам и эмоциям у себя, а уж потом требует

    этого от других.

    Физическое самовоспитание.

    Этому аспекту, на мой взгляд, уделяется слишком мало внимания.

    Физическая нагрузка в деятельности учителя (не преподавателя физкультуры)

    очень мала, а эмоциональная огромна. Отсюда подверженность стрессам,

    болезням и недомоганиям, слабое здоровье. Если ещё в период учебы не

    заняться спортом, результаты будут сказываться в течении очень многих лет.

    Правда, нецелесообразно профессиональное занятие спортом: организм

    «перегорает» на соревнованиях, старые травмы вернутся в пожилом возрасте и

    скажутся в полном объёме. Кроме того, необходимо присутствие

    соответствующей психологической компоненты, позволяющей снять стресс,

    сбросить усталость. Формирование навыков концентрации, увеличение

    выносливости и жизненного потенциала, а также поднятие общего тонуса

    приветствуются. Всем этим требования удовлетворяют бег, плавание, туризм,

    оздоровительные спортивные системы. Призвание спорта в жизни учителя: это

    прежде всего психологическая разгрузка, умение обращаться с собственным

    телом, поддержание нормальной спортивной формы в сочетании с крепким

    здоровьем. Недовольство, недомогание, стресс ни в коем случае не должны

    отразиться на учениках. Для них учитель всегда здоров, весел и готов

    помочь. Детский максимализм приводит к однобокому восприятию состоянию

    учителя и, соответственно, к смене отношения к нему.

    Психологическое самовоспитание.

    Я посчитал необходимым вынести этот раздел для отдельного рассмотрения,

    поскольку внимания ему в подготовке учителя уделяют до обидного мало.

    Молодой учитель выходит на работу практически неподготовленным к специфике

    своей профессиональной деятельности. Он не умеет длительно

    концентрироваться, снимать психологическое напряжение, понимать состояние

    учеников, правильно общаться с родителями и коллегами. Несмотря на большой

    объём психологии и педагогики, прикладных элементов в программе обучения

    немного, всё больше теория. С другой стороны, психологический аспект

    достаточно сильно выражен в различных системах самоконтроля и

    психотехниках. Комплекс навыков по управлению своими эмоциями, чувствами

    включен в программу многих оздоровительных систем. Вот почему

    подчеркивается необходимость спорта, физической активности, объединённых в

    единую стройную систему. Более того, нужен соответствующий внутренний

    настрой, потому что пессимизм учителя обязательно передастся детям. Дети

    очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому

    недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого можно

    только имея устойчивую, уравновешенную нервную систему. Следовательно,

    людям с бурным темпераментом необходима специальная тренировка. А многие ли

    знают, как разрядить порыв ярости без вреда для здоровья? Во время вспышки

    ярости выделяется целый комплекс возбуждающих веществ и гормонов, так как

    организм готовится к активным действиям на пределе возможностей. Эти

    вещества так или иначе должны быть потрачены, иначе вызовут расширение

    сосудов и последующие атеросклероз и гипертонию. Лучше всего подойдёт

    психосистема типа самогипноза или самовнушения, возможно также применение

    какой-либо восточной системы концентрации-расслабления, например

    тайцзицюань,

    Общим итогом можно вынести комплекс приоритетных направлений в

    самовоспитании. Во-первых, формирование высокоуровневого общего образования

    вкупе со специальными навыками общения. Во-вторых, воспитание уважения к

    другим людям, их чувствам, поступкам, мнению. В третьих, систематические

    занятия спортом, формирование положительного отношения к нему. И, наконец,

    в четвертых, получение специальных навыков в области прикладной психологии

    и психологии общения. Всё это должно обеспечить устойчивую базу для

    дальнейшего развития и совершенствования.

    В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал,

    позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм

    самовоспитания имеет следующие особенности: человек выбирает цели жизни,

    идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в

    обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению

    окружающего мира.

    Можно выделить следующие параметры самовоспитания:

    . направленность, т.е. мотивы работы над собой.

    . содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое,

    эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

    . устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

    . эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и

    вспомогательные).

    Психологические основы формирования личности будущего учителя в процессе

    самовоспитания

    Саморазвитие личности психолога

    Первое звено в процессе саморазвития личности психолога - это познание

    тех специфических требований, которые предъявляет к психологу его

    деятельность, оценка своих знаний, умений и качеств, определение степени

    соответствия требованиям профессии.

    Второе звено - осознание тех изменений, которые необходимо произвести в

    своей личности и разработка программы действий для этого.

    Третье звено - реальная саморазвивающая деятельность, сознательные и

    преднамеренные действия психолога, рассчитанные на самоизменения. При этом

    главное - освоение способов самовоздействия.

    На начальном этапе психолог совершенствует свои профессиональные

    умения:

    . Познавательные, которые включают умение наблюдать и понимать людей,

    их внутренне состояние, умение ориентироваться в получаемой

    информации, умение контролировать свое психическое и физическое

    состояние, регулировать свое поведение.

    . Конструктивные умения включают умение предвосхищать результаты

    деятельности как своей, так и других.

    . Коммуникативные умения складываются из умений понимать другого

    человека, устанавливать правильные взаимоотношения с теми, на кого

    направлено воздействие, с партнерами по деятельности и с теми, кто

    выступает в роли руководителей данной системы (т.е. взаимоотношения

    по "горизонтали" и по "вертикали").

    . Информативные умения включают в основном речевую деятельность

    психолога.

    . Организаторские умения включают в себя организацию информации в

    процессе ее сообщения, организацию собственной деятельности и

    поведения в процессе взаимодействия с людьми, а также учет,

    контроль, проверка исполнения, установление индивидуальной

    ответственности клиента.

    О степени овладения психологом самовоспитанием как специфической

    деятельностью можно судить по тому, как он осуществляет следующие действия:

    . Целеполагание: выбор личностью значимых целей и задач самоизменения.

    . Планирование: выбор действий, которые позволяют достигнуть

    поставленных целей и задач.

    . Овладение средствами и способами самовоспитания.

    . Самоконтроль: сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми.

    Овладение указанными действиями процесс длительный и постепенный,

    поэтому можно говорить о различных уровнях становления психолога в качестве

    субъекта самовоспитания.

    На первом уровне потребности в самовоспитании, его цели еще не

    приобрели конкретного содержания. Они существуют лишь в виде некоторого

    желания стать лучше. Психолог действует подражая кому-то или по чьим-то

    советам. Самовоспитание на первом уровне носит скорее учебный характер.

    На втором уровне целеполагание становится более конкретным. Психолог

    ставит перед собой определенные задачи по саморазвитию. Но эти задачи

    касаются не всей личности в целом, а каких-то частных качеств и умений.

    Психолог проявляет активность в определении целей самоизменения,

    приобретает умения по самовоспитанию. Время от времени он отчитывается

    перед собой о ходе и результатах своей работы.

    На третьем уровне психолог самостоятельно и всесторонне анализирует и

    предельно конкретно формулирует цели самовоспитания, осознает возможности

    их реализации в процессе практической работы. Самостоятельно осуществляется

    и планирование, намечаются пути и средства самоизменения, находятся

    оригинальные приемы работы над собой.

    Названные умения могут реализовываться психологами на различных уровнях

    профессиональной компетентности. В зависимости от результатов можно

    выделить следующие уровни профессионализма:

    . репродуктивный - на данном уровне психолог умеет пересказать другим

    то, что знает сам, и так как знает сам;

    . адаптивный - на котором психолог умеет не только передать

    информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям

    объекта, с которым имеет дело;

    . локально-моделирующий - когда психолог умеет не только передавать и

    трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по

    отдельным вопросам;

    . системно-моделирующий знания - когда психолог умеет моделировать

    деятельность, формирующую систему знаний.

    За основание данной классификации взято оперирование знанием. Причем

    каждый новый уровень деятельности включает в себя предыдущий и вместе с тем

    характеризуется качественным изменением в структуре знаний и умений

    психолога.

    Поведенческие проявления психолога связаны с особенностями его

    профессионального самосознания, а точнее - с уровнями его развития Динамика

    развития профессионального самосознания личности психолога отражается в

    прохождении следующих его уровней: регулятивно-прогматического,

    эгоцентрического, стереотипно-зависимого и субъективно-универсального.

    Регулятивно-прогматический характеризуется ситуационными аспектами

    самосознания, т.е. психолог привязан к ситуации, выполняя только служебную

    роль. Это дает возможность человеку лишь в минимальной степени

    адаптироваться к ситуации и регулировать свое поведение.

    Эгоцентрический уровень на котором исходным моментом являются личная

    выгода, удобство, престижность и т.п. Другие рассматриваются либо как

    факторы, способствующие самоактуализации ("удобные для меня"), либо как

    препятствующие ей ( "плохие"), либо как индифферентные ("не мешающие мне").

    Подобный поход к задаче самореализации является в конечном итоге тупиковым.

    Такой психолог не может вырваться за пределы эгоцентрического уровня

    личностно-смысловой сферы. Его Я- отношение обнаруживает явную деформацию.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.