МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование творческой личности

    рынка интеллектуального труда.

    Как указывается в одном из стандартов основой содержания подготовки

    будущих специалистов в ВУЗе были и остаются знания. В этой связи важнейшим

    требованием формирования современного содержания образования является

    достижение их подлинной фундаментальности и высокого качества

    характеристик.

    Отличительной особенностью нынешнего этапа научно-технической

    революции стало взаимодействие фундаментальных и прикладных исследований,

    стирающее противоположность между ними, обуславливающее их непосредственный

    взаимообмен.

    В современном облике науки вся система научного познания глубинных

    сторон и отношений действительности не только теснее, но и непосредственнее

    связывается со сферой прикладного знания, а фундаментальные науки во все

    возрастающей степени преобразуются в науки прикладные, поднимая тем самым

    прикладное знание до уровня фундаментального.

    Применительно к содержанию высшего образования употребление понятий

    “фундаментальные” и “прикладные” дисциплины, взятые из классификаций

    научного знания, большей частью неправомерно. Не вполне корректно выглядят

    и попытки обосновать фундаментальную роль конкретных дисциплин (философии,

    физики, математики) в образовании любых специалистов и по любым

    направлениям, и выводы о том, что фундаментализация профессионального

    образования может быть достигнута путем их более углубленного изучения.

    В этой связи основными признаками фундаментального знания и

    образования должны стать:

    направленность на обеспечение целостного восприятия научной картины мира;

    раскрытие сущности фактов и явлений из области профессии и специальности;

    способность к синтезу со знаниями из других областей, формированию

    междисциплинарного знания;

    высокая степень универсальности, способствующей пониманию и объяснению

    сути, взаимосвязи фактов и явлений из различных областей науки и практики;

    высокий уровень обобщенности структурных единиц знания, явлений

    действительности, но отношению к которым все другие варианты таких единиц

    являются специальными (или частными случаями);

    направленность на интеллектуальное развитие личности.

    На основе этих обобщений современная педагогика приходит к выводу,

    что придание статуса фундаментальных некоторым дисциплинам не может стать

    эффективным эквивалентом фундаментализации образования.

    Для достижения истинной фундаментализации необходим пересмотр

    содержания общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки

    студентов, основанной на фундаментализации знаний по всем дисциплинам. При

    этом под фундаментальными знаниями следует понимать структурные единицы

    научного знания, которые имеют такой уровень обобщения в них явлений

    действительности, их “отношений”, что все другие варианты этих единиц

    представляют собой специальные случаи при определенных ограничениях

    параметров исходных структурных единиц. Инвариантные структурные единицы

    научных знаний, называемые фундаментальными, объясняют сущность наблюдаемых

    в данной специальности фактов и явлений. Для специалистов инженерного

    профиля такими фундаментальными знаниями являются знания законов природы и

    общества, которые не изменяются в процессе развития техники и технологии. В

    то же время принципы и положения применения фундаментальных знаний на

    практике образуют другой вид знаний – специальные. В специальные знания и

    образующие их специальные дисциплины включают знания, служащие средством

    решения конкретных задач. Однако и в специальных дисциплинах изучаются

    явления, требующие серьезного научного обобщения, изменения типового

    подхода, создания или внесения соответствующих изменений в существующие

    теории, научные положения. В результате в специальных дисциплинах

    формируются свои фундаментальные знания специальности.

    В каждой дисциплине (общенаучной, общетехнической, специальной)

    студент получает фундаментальные знания соответствующего уровня. Проблема

    подъема уровня фундаментальности содержания высшего образования связана с

    качеством системологии учебных дисциплин, с наличием в них таких качеств

    знания, как обобщенность, конкретность, полнота и эффективность их

    применения. Необходимость достижения таких качеств служит основой выделения

    в учебных дисциплинах общих свойств объектов изучения, обобщенных

    структурных элементов; классифицирования их по видам связей и взаимосвязей;

    определения структурных уровней, функций атрибутивных свойств видов и

    процессов; разделения наблюдаемых свойств и связей различных видов явлений

    и их характеристик по группам и закономерностям; обеспечения

    преемственности с аналогичными знаниями по другим дисциплинам.

    Интеллектуально-творческая направленность развития личности молодого

    специалиста, формирование и закрепление устойчивых интеллектуальных качеств

    может быть достигнуто за счет повышения уровня интеллектуализации

    содержания высшего образования как основы развития творческого мышления.

    Оно: связано с насыщением учебных дисциплин современными научными

    концепциями и гипотезами, с формированием в них современных систем знаний,

    характеризующихся такими качественными показателями, как стройность,

    динамичность, обобщенность, высокий уровень познавательных ориентиров;

    определяется выработкой механизмов мышления, стимулирующих интеллектуальное

    развитие, закреплением в них основ методологии научного познания:

    рациональных методов выбора и постановки цели, концепции ее достижения,

    способности к оценочным действиям.

    Развитие интеллекта человека как способности творческого мышления,

    рационального познания предполагает самостоятельное (активное) включение

    изучаемых объектов в новые связи, соотношения для выявления новых свойств,

    обобщения их в новых понятиях. Использование процессов обобщения и

    абстрагирования, основанных на анализе и объединении сходных признаков,

    является одним из важнейших моментов управления собственным мышлением

    наряду со способностью человека учитывать поступившую новую информацию и

    соотносить ее с той, которая уже имеется [К2].

    Высокий уровень интеллектуализации содержания высшего образования

    способствует формированию устойчивых интеллектуальных качеств, таких, как

    способность к “видению” проблемы (интеллектуальная инициатива),

    самостоятельность, гибкость, критичность мышления, широта переноса

    усвоенных образов деятельности в новую ситуацию, легкость ассоциирования и

    других.

    Научные знания, вводимые в учебные дисциплины, должны отвечать не

    только информационным, но и развивающим целям. Для этого должно

    предусматриваться установление широких связей и обобщений в изучаемом

    материале, перенесение усвоенных знаний и способов оперирования ими на

    новый материал.

    Эффективным направлением формирования содержания высшего

    профессионального образования является включение в специальные учебные

    дисциплины материалов, отражающих характер и динамику научно-технического

    прогресса и развитие социально-экономических процессов, принципы реализации

    связи “наука-технология”, сочетание профессионально направленных

    фундаментальных знаний с новыми интенсивными технологиями исследований.

    Перспективным и наиболее эффективным направлением интеллектуализации

    содержания высшего профессионального образования должно стать использование

    современной методологии, отражающей единство системного стиля мышления с

    моделирующим познанием, т.е. пронизывание всех сторон образования

    доступными формами и методами материального и математического

    моделирования, в том числе геометрического, аналогового и других.

    Реализация приоритетности этого направления предполагает учет

    принятого разделения контингента подготавливаемых инженеров по трем видам

    деятельности:

    инновационной (исследование, разработка и проектирование),

    производственной (управление производством, производственные системы,

    управление технической подготовкой производства),

    обслуживающей (инженерный маркетинг, обслуживание оборудования, управление

    качеством, испытания и измерения).

    Как подчеркивают специалисты НИИВО необходимо не просто переходить к

    массовому внедрению математического и других видов моделирования и

    вычислительного эксперимента в инновационные процессы, в технологию и

    управление, нужно осуществлять это стремительными темпами с целью

    проведения целостного системного обновления образования на основе

    разветвленной иерархии моделей и их программных реализаций. Именно это

    направление является сегодня базовой предпосылкой существенной структурной

    перестройки высшего образования в стране.

    В дополнение отметим в этой связи высказывание академика, вице-

    президента Российской академии наук К.В. Фролова. “Современный инженер,

    адаптированный к складывающимся экономическим условиям – это не просто,

    например, конструктор, умеющий пользоваться справочными данными,

    результатами сложных экспериментов и натурных испытаний. Одновременно он

    должен быть знаком с новейшими технологиями, уметь пользоваться базами и

    банками данных, обобщающими весь мировой опыт. Однако самое важное в

    процессе обучения в ВУЗе – он должен приобрести черты творческой личности,

    навыки исследователя, способность оценивать параметры и свойства

    создаваемых технологий и систем, уметь представлять их в виде моделей и

    грамотно использовать весь арсенал моделей, методов и средств, позволяющих

    проверять и уточнять правильность выбранных расчетных схем, конструктивных

    форм, материалов и технологий.

    В современных условиях в основу подготовки специалистов должна быть

    положена технология реального моделирования всего цикла от замысла до

    исследования, от инженерного проектирования, конструирования до реализации

    разработки у потребителя.

    В процессе обучения будущий специалист должен быть включен в реальный

    творческий процесс создания новой конкурентоспособной разработки и

    обеспечения ее реализации. Творческий процесс создания продукта и

    творческий поиск условий его реализации должны идти параллельно,

    взаимодействуя и корректируя друг друга, формируя также современного

    инженера, адаптированного к работе в новых экономических условиях”.

    5 §2.5. Выводы. Задачи развития творческой активности личности на этапе

    изучения специальных дисциплин в ВУЗе

    Подходя к процессу обучения как к процессу преобразования информации,

    автором проанализировано большое число литературных источников [А2, А5, А7,

    Б15, Д3, К10, М10, П3, С6]. В результате мы пришли к выводу, что процессы

    отбора и передачи информации, формирования знаний и умений, творческого

    потенциала личности содержат в себе ряд противоречий: между программой,

    учебниками и другими источниками информации при несовершенстве источников

    информации средств и методик работы с ними (изучения информационного

    материала, самостоятельной работы, текущего контроля), между системой

    управления учебным процессом со стороны осуществляющего обучение

    преподавателя и обратной информацией от каждого из обучаемых, между

    системой прогнозирования объема получаемых обучаемыми знаний (по элементам

    выборочной обратной информации) и реальным объемом информационного поля.

    Для устранения этих противоречий требуется: научное обоснование

    допустимой длительности и оптимального (исходя из психофизиологических

    возможностей) объема восприятия новой информации студентом в течение

    рабочего дня; соотношение длительности работы и отдыха; развитие

    управляемой передачи информации во всех формах учебного процесса,

    протекающего как под руководством преподавателя, так и самостоятельно;

    привлечение к творческому труду студентов и преподавателей; выработка у них

    методов регулируемого усвоения потока информации.

    В соответствии с названными проблемами образования и обучения в

    высшей школе необходим широкий цикл научных исследований с целью получения

    достоверных данных, открывающих возможность выработки обоснованных систем

    организации процесса обучения, управления им в направлении достижения

    заданных выходных качеств подготовки молодого специалиста, широкого

    использования для этих целей научнообоснованных принципов преобразования

    систем информации и специальных учебных курсов в навыки и умения профессии.

    Вопрос не в том, что традиционно используемые формы лекций,

    лабораторных занятий в век новой научно-технической революции устарели, а в

    том, чтобы структура и содержание обучения, методики преподавания учебных

    предметов были бы приведены в соответствие с заданной целью формирования

    необходимых профессионально-обоснованных навыков и умений молодого

    специалиста, заданных параметров творческой активности личности.

    Для дальнейших исследований используем следующие научные гипотезы.

    Развитие процессов обучения неразрывно связано с реализацией положения

    материалистической диалектики о единстве формы и содержания. Применительно

    к учебному процессу это означает, что:

    1. каждый специальный учебный предмет, механизмы перевода его теории в

    практику должны быть строго ориентированы с целями обучения;

    2. информационная система учебного курса строится на единстве

    фундаментальных и прикладных знаний;

    3. для преподавания специальных дисциплин разрабатывается научная

    методология преобразования информационной системы специального

    учебного курса в знания, умения и навыки профессии.

    Формирование знаний, навыков и умений протекает по законам поэтапного

    формирования умственных действий и понятий, разработанным П.Я. Гальпериным.

    Возможности разумного (а тем более творческого) решения задач существенно

    зависят от качества ранее приобретенных знаний и умений. Высокое качество

    вновь приобретаемого знания зависит от целенаправленной деятельности

    человека.

    Формирование знаний и умений молодого специалиста с направленно

    ориентированными характеристиками их качества, творческой активности

    личности молодого специалиста обеспечивается применением соответствующей

    эталонно-знаковой структуры предметов и действий в системе учебного курса.

    “Три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств

    необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова”

    (гипотеза образованности, сформулирована впервые Н.Г. Чернышевским).

    КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО КУРСА

    1 §3.1. Исследование связи предмета науки и учебного курса

    Вопрос о предмете знаний (науки) – это не только первый, но и всегда,

    может быть, самый трудный для любой науки.

    Первые представления о предмете науки иногда могут оказаться

    ошибочными, так как одного перечисления технических проблем, элементов

    технологии совершенно недостаточно для выделения предмета конкретной науки.

    Технологии могут изучаться не одной наукой, а рядом наук. В тех или иных

    процессах области различных наук могут быть трудно разделимы. Нужен четкий

    критерий, чтобы определить, что в них может и должен изучать специалист

    соответствующего научного профиля.

    Когда нет критерия того, что относится к данной науке и только к ней,

    легко может произойти подмена предмета науки предметом других наук, а

    иногда фактическая ликвидация науки.

    В результате смещения предметов наук объяснение явлений одной науки

    может происходить вне этой науки и наоборот, другие явления будут

    объясняться этой наукой. В обоих случаях явлениям даются ложные объяснения,

    а усилия понять их и овладеть ими или устранить нежелательные явления

    направляются по неверному пути. Может произойти сдвиг и в классификации

    специалистов. Если есть наука, то есть и специалист, занимающийся ее

    проблемами. Если нет предмета, то нет науки, нет и специалиста,

    реализующего ее задачи и пропагандирующего ее основные положения.

    Вопрос о предмете изучения отдельной науки – большой теоретический

    вопрос и не на всяком уровне развития каждой науки он одинаково практически

    важен. Многие точные науки – математика, физика, химия, биология и другие,

    развиваются без точного определения своего предмета. В математике, физике,

    химии и многих других науках система установленных знаний настолько четко

    разработана, что овладевая ими, новичок интуитивно уясняет предмет этих

    наук и усваивает однозначный подход к их очередным задачам. В науках,

    достигших такого уровня развития, вопрос об их предмете – это действительно

    скорее философский вопрос, важный в большей мере для методологии науки, чем

    для определения задач каждого очередного исследования.

    Другое дело в развивающихся экспериментальных науках. Здесь успех

    науки во многом зависит от правильного определения предмета науки. В

    противном случае ни размах исследований, ни огромные усилия, которые в этой

    области могут применяться очень продолжительное время, не могут привести к

    закономерному (неслучайному) характеру важнейших результатов.

    Подобные результаты в экспериментальных науках позволяют нам сделать

    вывод о том, что строго эмпирическое исследование, оснащенное любой

    современной аппаратурой и математическими методами обработки результатов

    экспериментов, не может успешно развиваться без теоретических представлений

    о своем предмете, без составляющих его гипотез.

    Попытаемся задать и ответить на несколько вопросов. Зачем нужен

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.