МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование творческой личности

    последнее время в области резания материалов; причиной того, что до сих пор

    еще многие исследователи, занимающиеся проблемами технологии и онтологии

    резания уходят в физику, теплотехнику, металловедение, кибернетику,

    машиноведение. Уходят в уверенности и надежде, что именно там лежит решение

    онтологических проблем обработки резанием. И если допустить, что такая

    ориентация исследований в области резания правильная, то это означало бы,

    что резание состоит из явлений, механизмы которых определяются только

    естественными науками. И тогда следовало бы откровенно признать, что знания

    в области резания не могут составлять отдельную самостоятельную науку, так

    как у такой науки нет своего предмета, нет своих законов, своей структуры

    знаний, нет своего метода и инструментария.

    Вопрос о предмете наук, изучающих механизмы явлений, протекающих при

    резании материалов, является сегодня самым насущным, самым практическим и

    настоятельным вопросом. Изучение явлений резания стихийно не наводит на

    интуитивное, правильное представление об их предмете и задачах науки о

    резании материалов. Это ведет к тому, что многие специалисты в области

    резания материалов остаются сегодня на позиции объектной классификации

    наук, упрощенно объединяя в одной науке весь комплекс знаний: о процессе

    резания, режущих инструментах, изделиях и станках. В этом случае ее

    название напоминает приведенную выше “науку о стакане”. Ленинский принцип

    разделения объекта, выделения его разных сторон, каждая из которых

    составляет предмет отдельной науки, как уже указывалось, позволяет

    обнаружить ошибку, которая содержится в объектном определении предмета

    науки о резании материалов.

    Кроме того нельзя считать, что отдельные науки: механика, химия,

    технология металлов, металловедение и другие, вносящие свой вклад в

    исследование механизмов явлений резания материалов, являются разделами

    единой науки о резании материалов, так как каждая из них действительно

    является особой наукой, имея свой предмет, свой метод исследования и

    инструментарий.

    3 §3.3. Основные тенденции отражения предмета науки о резании материалов в

    учебных курсах (анализ рабочих программ курсов)

    В своем анализе обратимся изначально к программам 30-35 летней

    давности. Учебно-методическим управлением по ВУЗам 27 сентября 1961 года

    утверждена программа курса “Резание металлов” (инд.УМУ-Т-5/72) для высших

    учебных заведений по специальности 0501 – ”Технология машиностроения,

    металлорежущие станки и инструменты” [П8]. Программа содержала 15 разделов:

    введение, геометрические параметры режущей части резцов, элементы резания и

    срезаемый слой, инструментальные материалы, основы процесса резания

    металлов и сопровождающие его физико-технические явления, точение,

    строгание и долбление, сверление, зенкерование, развертывание,

    фрезерование, резьбонарезание, протягивание, зубонарезание, шлифование.

    Во введении указывалось, что курс “Резание металлов” является базой

    для “разработки технологии машиностроения, расчета и конструирования

    станков и режущих инструментов”. Понятия предмета учебного курса как

    выразителя предмета науки о резании металлов не устанавливалось.

    Однако в программе обозначена необходимость краткого исторического

    обзора задач, стоящих перед “наукой о резании металлов” в связи с

    дальнейшим развитием народного хозяйства СССР [Г4, П8].

    Подобно тому, как в 1935 году из курса технологии металлов выделился

    курс резания металлов, так в 1975 году из курса резания металлов выделилась

    его теоретическая часть и получила название теории резания металлов.

    Типичным представителем программ курса “Теория резания металлов” того

    времени является программа (АМ-1)/05 для студентов заочников специальности

    0501, разработанная в 1976 году во Всесоюзном заочном машиностроительном

    институте и одобренная кафедрой “Резание материалов” Мосстанкина [П9]. Ни

    предмет науки, ни отношение к нему учебного курса в программе не

    сформулированы. В ней находим следующие базовые положения.

    “Главная цель курса – научить студентов правильно и обоснованно

    выбирать условия рационального использования режущего инструмента и станка

    при заданных условиях обработки детали”.

    Курс “Теория резания металлов” рассматривается как “база для

    разработки технологии машиностроения, расчета и конструирования станков и

    режущих инструментов”. При изложении курса предполагается краткий

    исторический обзор развития науки о резании металлов. Как и предыдущая

    (1961 года) программа 1976 года содержит 15 тем: введение, геометрические

    параметры режущей части резцов, элементы режима резания и срезаемый слой,

    инструментальные материалы, основы процесса резания металлов, точение,

    строгание и долбление, сверление, зенкерование, развертывание,

    фрезерование, резьбонарезание, протягивание, зубонарезание, шлифование.

    В качестве рекомендуемой литературы названы следующие источники:

    [B5], [Б15], [Г5].

    В следующем, 1977 году были разработаны две новые программы и

    утверждены учебно-методическим управлением (УМУ) Министерства высшего и

    среднего специального образования СССР.

    А. Программа курса [П11] “Теория резания” (индекс УМУ-Т-5/868) для

    высших учебных заведений по специальности 0501 – “Технология

    машиностроения, металлорежущие станки и инструменты”, состоящая из 18

    разделов: введение, инструментальные материалы; элементы резания и

    срезаемый слой; геометрические параметры рабочей части инструмента;

    кинематика резания; процесс образования стружки; износ и стойкость

    инструмента; оптимальная геометрия режущих инструментов; графо-

    аналитические методы обработки экспериментальных данных; точение, строгание

    и долбление; сверление, зенкерование и развертывание; фрезерование;

    резьбонарезание; протягивание; зубонарезание; шлифование. Программа

    разработана кафедрой “Теория механической обработки и инструмент” в МВТУ

    им. Баумана и базируется только на одном литературном источнике, подобно

    тому как это было сделано в программе 1961 года. Хотя к этому времени уже

    была издана книга по основам теории резания, автор Бобров В.Ф.

    Предмет курса не определен. Некоторое упоминание о том, что он должен

    быть находим во введении программы: “Принцип обработки заготовок резанием.

    Определение процесса резания. Определение режущего инструмента. Значение

    теории резания для развития механической технологии, конструирования

    станков и инструментов и назначения технически обоснованных режимов

    резания. Предмет курса резания”.

    Б. Программа (УМУ-Т-5/867) [П10] курса “Резание материалов” для

    высших учебных заведений по специальности 0501 – “Технология

    машиностроения, металлорежущие станки и инструменты. Основная литература –

    все то же издание 1954 года (из программы 1961 года). Дополнительно

    рекомендуется лабораторный практикум, общемашиностроительные режимы резания

    и учебные фильмы по курсу “Резание материалов”. Программа очень напоминает

    программу 1961 года и содержит разделы: введение, геометрические параметры

    режущих инструментов, параметры резания и срезаемый слой, основы процесса

    резания материалов, смазочно-охлаждающие среды, инструментальные материалы,

    точение, сверление, зенкерование, развертывание, фрезерование,

    резьбонарезание, протягивание, зубонарезание, шлифование. К вопросам,

    определяющим предмет науки резания материалов, в программе можно отнести

    лишь маленькое указание во введении: “Задачи науки резания материалов в

    связи с дальнейшим развитием народного хозяйства СССР”. После семилетнего

    перерыва в 1984 году коллектив авторов, докторов технических наук,

    профессоров (Клушин М.И., Горьковский политехнический институт;

    Резников А.Н., Тольятинский политехнический институт; Силин С.С.,

    Андроповский авиационно-технологический институт; Талантов Н.В.,

    Волгоградский политехнический институт; Подураев В.Н., МВТУ) разработал

    программу (индекс УМУ-Т-5/1086) дисциплины “Теория резания” для высших

    учебных заведений по специальности 0501 – “Технология машиностроения,

    металлорежущие станки и инструменты”. Программа включает в себя

    объяснительную записку и содержание дисциплины [П12].

    В содержание включены разделы: введение, основные понятия, термины и

    определения, относящиеся к обработке резанием, краткие сведения о

    современных инструментальных режущих материалах, пластическая деформация;

    трения и контактные явления при резании; силы, работа и вопросы динамики

    резания; теплофизика резания; изнашивание, стойкость и прочность режущих

    инструментов; образование геометрии обработанной поверхности, напряженности

    и свойств металла поверхностного слоя обработанной детали; особенности

    резания при чистовой, лезвийной и абразивной обработке; взаимосвязь явлений

    при обработке резанием, обработка резанием как система (системы резания);

    регулирование параметров функционирования системы резания путем воздействия

    на поверхностные явления и подводе дополнительных источников энергии;

    оптимизация функционирования системы резания. Из за отсутствия единого

    учебника по курсу авторами программы предложены основные и дополнительные

    источники.

    Основные: [Б15], [П6], [P1].

    Дополнительные: [C3], [T5].

    В том же 1984 году учебно-методическим управлением по высшему

    образованию (20.06.84) утверждена программа дисциплины “Тепловые процессы в

    технологических системах” для высших учебных заведений по специальности

    0501 – “Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты”

    (индекс УМУ-Т-5/1083) [П9]. Программа включает в себя объяснительную

    записку и содержание дисциплины. В объяснительной записке находим: “Предмет

    курса “Тепловые процессы в технологических системах” состоит в описании

    закономерностей теплообмена и изложении на их основе общих рекомендаций по

    управлению тепловыми явлениями при механической обработке материалов.

    Задачей изучения данной дисциплины является обучение студентов умению

    выполнять тепловые расчеты и эксперименты, относящиеся к объектам

    производства и компонентам технологических систем.”

    Содержание дисциплины: введение; основные положения учения о

    теплопроводности; схематизация компонентов технологических систем с целью

    описания процессов теплопроводности; методы описания процессов

    теплопроводности в твердых телах, участвующих в технологических системах;

    конвективный теплообмен и теплообмен излучением; методы экспериментального

    определения температур в технологических системах; теплофизический анализ

    как средство повышения эффективности процессов механической обработки

    материалов и качества изделий. Программу составили: проф. д-р. техн. наук

    Резников А.Н. (Тольятинский политехнический институт), проф. д-

    р. техн. наук Клушин М.И. (Горьковский политехнический институт), проф. д-

    р. техн. наук Силин С.С. (Андроповский авиационно-технологический

    институт).

    Предлагаемый курс явно отходит от предмета науки резания материалов.

    Программа имеет технологическую направленность.

    По нашему мнению эта дисциплина должна излагаться либо отдельно, либо

    в курсах, ориентированных на конечный продукт, изделия, т.е. она не может

    быть заменой курсов по резанию материалов.

    Литература по дисциплине:

    Исаченко В.П. и др. Теплопередачи: учебник для теплоэнергетических

    специальностей ВУЗов. М.: Энергоиздат, 1981. 417с.

    Михеев М.А., Михеева И.М. Основы теплопередачи. М.: Энергия, 1977.

    343с.

    Резников А.Н. Теплофизика процессов обработки материалов.

    М.: Машиностроение, 1981. 279с.

    К сожалению, ни один из источников не раскрывает проблемы воздействия

    тепловых потоков на качество изделий, получаемых в технологической системе.

    Предмет этой дисциплины – представление для технологической науки

    (технологов) сведений о течении тепловых процессов в технологической

    системе в станке, инструменте, изделии и влиянии их на результативность

    технологической операции.

    Предметом близкой к резанию материалов дисциплины теплофизики резания

    является физическое исследование условий поведения режущего инструмента,

    т.е. представление науке о резании материалов физических закономерностей,

    определяющих течение тепловых процессов в зоне резания.

    Таким образом, это две совершенно разных дисциплины, хотя и изучающих

    физику тепловых явлений. В одном случае – специалистов интересуют тепловые

    явления в зоне резания, а в другом – в технологической системе, которая

    может состоять: из одного станка, станков автоматов, станков с ЧПУ,

    автоматических линий.

    Поэтому проблемы, обозначенные в программе [П9], нельзя объединять с

    дисциплинами резания материалов, так как они не изучают технологические

    проблемы получения готовых изделий. Но именно так поступило УМУ, утвердив

    27.02.89г. программу по объединенной дисциплине “Теория резания, тепловые

    процессы в технологических системах” для высших учебных заведений по

    специальности 1201 “Технология машиностроения” и специальности 1202 –

    “Металлорежущие станки и инструменты” [П10].

    При этом первая же строка объяснительной записки программы

    показывает, что этот курс еще шире, так как полностью называется: “Теория

    резания, физические и тепловые процессы в технологических системах”.

    Программу составили: д-р. техн. наук проф. Старков В.К. (Мосстанкин), д-

    р. техн. наук проф. Подураев В.Н. (МВТУ им. Баумана), д-р. техн. наук проф.

    Силин С.С. (Андроповский авиационно-технологический институт), д-

    р. техн. наук проф. Талантов А.В. (Волгоградский политехнический институт),

    д-р. техн. наук проф. Верещака А.С. (Мосстанкин), канд. техн. наук доц.

    Синопальников В.А. (Мосстанкин).

    Рекомендуемая литература.

    Основная: [Г6], [Б15], [П6], [P3].

    Дополнительная:

    Старков В.К. Управление стабильностью и качеством обработки резанием

    в автоматизированном производстве. М.: Машиностроение, 1989.

    Верещака А.С., Третьяков И.П. Режущие инструменты с износостойким

    покрытием. М.: Машиностроение, 1986. 192с.

    Содержание курса разделено на две части: теория резания материалов и

    тепловые процессы в технологических системах.

    Первая часть включает: введение, основные понятия, термины и

    определения теории резания материалов, физические основы процесса резания,

    динамика процесса резания, предварительные сведения о тепловых явлениях при

    резании, формирование свойств обрабатываемой детали в процессе резания,

    работоспособность и отказы режущего инструмента, пути повышения надежности

    инструмента, особенности различных процессов обработки резанием, теория

    процесса абразивной обработки, применение смазочно-охлаждающих

    технологических сред, особенности обработки резанием различных материалов,

    оптимизация процесса резания, особенности управления процессом резания в

    автоматизированном производстве, заключение.

    Вторая часть содержит: введение, основные положения учения о

    теплопроводности, схематизация компонентов технологических систем с целью

    описания процессов теплопроводности, методы описания процессов

    теплопроводности в твердых телах, участвующих в технологических системах,

    конвективный теплообмен и теплообмен излучением, методы экспериментального

    определения температур в технологических системах, теплофизический анализ

    как средство повышения эффективности процессов механической обработки

    материалов и качества изделий.

    Возникшее смешение предметов наук резания материалов и технологии

    машиностроения привело к тому, что авторы программы ставят перед учебном

    курсом задачи, присущие двум наукам сразу:

    23. оптимизация процесса резания и технологического процесса;

    24. обеспечение надежности процесса резания и режущего инструмента;

    25. управление процессом резания.

    Отмечая принятое объединение двух дисциплин в одну, авторы программы

    совершенно справедливо делают оговорку о возможности самостоятельного

    использования второй части программы.

    И, наконец, в 1993 году в учебных планах обучения студентов появилась

    новая дисциплина “Процессы формообразования и инструмент”. Судя по

    названию, дисциплина не отвечает предмету науки о резании материалов и

    имеет строго технологическую направленность, так как во главу угла ставятся

    процессы формообразования, а не процессы резания, взаимодействия

    инструмента, стружки и изделия в процессе отделения срезаемого слоя. В

    таком виде этот курс может быть применен только как замена первой,

    ознакомительной части курса технологии машиностроения.

    4 §3.4. Анализ учебников и других источников, включенных в списки основной

    литературы в программах по обработке материалов резанием

    1. Резание металлов. Г.И.Грановский, П.П.Грудов, В.А.Кривоухов и др.

    М.: Машгиз, 1954. 480с.[Г5].

    Книга написана в традиционном варианте: информация о достижениях в

    теории и практике резания металлов на уровне первой послевоенной пятилетки.

    Имеет большой объем, вполне приемлемый, учитывая достаточное число часов

    учебной нагрузки, выделяемое в то время на изучение дисциплины “Резание

    металлов”.

    В книге приводится, что среди многих отраслей науки, получивших

    широкое развитие в наше время, имеется молодая наука, созданная в советской

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.