МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гендерные стереотипы и семья

    Гендерные стереотипы и семья

    Реферат

    На тему: Гендерные стереотипы и семья

    Выполнила: . 5 к. В.О.

    Проверила:

    Санкт-Петербург

    2002

    Содержание

    Содержание 2

    Введение 3

    Гендерные стереотипы 4

    Традиционная семья и роль домашнего труда в ней. 10

    Изменение ложных представлений о гендере 19

    Заключение 22

    Библиография 23

    Введение

    Моя работа посвящена гендерным стереотипам в семье. Я постаралась

    описать достаточно подробно, что же такое гендерные стереотипы. Как они

    появляются в нашей жизни, взаимодействуют с другими социальными

    установками. Я постаралась понять, почему мы подчиняемся гендерным

    стереотипам, прекрасно осознавая, что это всего лишь стереотип.

    Далее я рассмотрела традиционную российскую семью в историческом

    ракурсе. Но особое внимание я уделила домашнему труду в современной семье.

    Какое место он занимает в семье, и почему так много говорят о неравенстве в

    распределении обязанностей домашнего труда между супругами.

    Последнюю главу я посвятила тому как можно изменить ложные

    представления о гендере.

    Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и

    женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные

    роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две

    противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько

    распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней

    инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Я предлагаю

    немного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины и женщины

    так отличны друг от друга? И, что им мешает понять друг друга? Как это

    можно изменить?

    Гендерные стереотипы

    Социальные нормы – это основные правила, которые определяют поведение

    человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих

    гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в

    социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и

    интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие

    обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов,

    называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм

    внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд

    других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со

    стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого

    поведения.

    Гендернные стереотипы часто действуют как социальные нормы.

    Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным

    нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся

    соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и

    избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно

    говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что

    находимся под влиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где

    мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины – другими, где гендерные

    отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные роли и следуем

    им.

    Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в

    системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований

    (одобрение, интернализация), либо может определятся желанием быть похожим

    на сверстника или ролевую модель (идентификацию). Люди в различной степени

    подчиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно поло-

    типизированными у тех, кто имел опыт критического переживания гендерной

    социализации, когда любое отклонение от половой роли неизбежно влекло за

    собой жестокие социальные последствия.

    Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому

    полу. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины ведут себя

    по-разному, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами.

    Часть взрослые непреднамеренно стимулируют гендерную индетификацию,

    регулярно упоминая пол ребенка. К 7 годам дети достигают гендерной

    константности- понимая, что гендер постоянен и изменить его невозможно. У

    ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же

    полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или

    девочкой. Таким дефференциальным подражанием объясняется, почему женщинам,

    как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к

    праздникам, а мужчины этого избегают.

    Стереотипные гендерные атрибуты считаются «истинными» не только

    потому, что их воспринимают как внутренние диспозиции, но так же потому,

    что общество пришло к единодушному мнению об истинности этих стереотипов.

    Поведение, в котором присутствуют все черты, в том числе и гендерные

    стереотипы, всегда производится с помощью умозаключений. Когда факты

    неоднозначны, «истина» определяется путем социального консенсуса. Таким

    образом, консенсус одновременно определяет и подтверждает мнения

    индивидуумов.

    Гендерные стереотипы приняты всеми членами общества, потому что,

    несмотря на то, что на уровне сознания мы от них отказываемся, мы по

    прежнему поступаем в соответствии с ними и видим, как другие люди делают

    тоже самое в повседневной жизни, в которой мужчинам и женщинам отводятся

    неравные роли и статус. Точно также гендерные стереотипы тиражируются в

    средствах массовой информации, и ложные представления все же проникают в

    наши суждения и мнения, хотя мы этого не осознаем. В результате считается,

    что мужчины и женщины обладают стереотипными чертами. Даже когда

    объективные факты идут в разрез с общепринятым мнением, мы по-прежнему

    считаем его правильным.

    Поскольку консенсус определяет «истину», то он также трансформирует

    гендерные стереотипы, превращая их из гипотетических фактов в ценности.

    Поскольку не существует объективного критерия, который позволил бы

    определить, что такое на самом деле «истинная фемининная личность», то если

    все согласятся с тем, что женщины эмоциональны, несамостоятельны и

    заботливы, эмоциональность, несамостоятельность и заботливость станут

    признаками «истинной фемининности». В результате эти черты становятся

    нормативными и ценимыми качествами женщин, поскольку их демонстрация

    одновременно определяет и подтверждает «истинную фемининность». Консенсус

    приобретает ценность, потому что он служит критерием истинны и валидности.

    Точно также общее для всех наблюдение, согласно которому должности

    начальников всегда занимали мужчины, способствует созданию нормы,

    предписывающей, что начальниками должны быть мужчины. «Наличное» становится

    «должным», описания превращаются в предписания.

    Поскольку стереотипы становятся если не явными, то косвенными

    ценностями, мужчины и женщины стараются культивировать в себе стереотипные

    черты. Эти давления, подталкивающие к желательному поведению, подкрепляются

    еще и давлением неравного статуса мужчин и женщин и давлением ожиданий

    наблюдателей. В действительности люди стараются поддерживать такой образ

    «Я», чтобы он был социально желательным и в тоже время соответствовал их

    мнениям о самих себе. Несмотря на то, что указанные мотивы могут вступать в

    конфликт, они совместно способствуют гендерно-стереотипному поведению,

    таким образом, создавая еще одно доказательство «истинности» стереотипов и

    еще одно самоисполняющееся пророчество. Поскольку стереотипы являются

    ценностями, то как мужчины, так и женщины ведут себя на людях более

    стереотипно, чем без свидетелей. Проблема, создаваемая стереотипами и

    самоисполняющимися пророчествами, состоит в том, что они заставляют нас

    верить в стереотипные мнения даже тогда, когда стереотипные черты на самом

    деле не существуют. Перцепции и действия людей обусловлены их

    осведомленностью о социальных ожиданиях и практиках, которые в тоже время

    определяются их поведением.

    С социально-психологической точки зрения гендерные представления и

    поведение можно понимать как всеобъемлющее самоисполняющееся пророчество,

    состоящее из набора связанных между собой и взаимно подкрепляющих друг

    друга частных самоисполняющихся пророчеств. Гендерные стереотипы действуют

    как неосознаваемые ожидания или пророчества. В качестве их исполнения или

    подтверждения выступают результаты процессов восприятия, поведение или их

    последствия. В самом широком смысле гендерные стереотипы, действующие как

    неявные ожидания, искажают восприятие и приводят к предвзятому отношению к

    мужчинам и женщинам, а результаты необъективного восприятия и отношения –

    половые различия в поведении и достижениях – затем якобы подтверждают

    изначальную правильность стереотипов.

    Невзирая на то что, на осознаваемом уровне мы верим в равенство полов,

    традиционные стереотипы в закодированной форме сохраняются в информационных

    структурах или схемах, которые не осознаются нами и автоматически управляют

    восприятием, интерпретациями, суждениями, воспоминаниями и отношением к

    мужчинам и женщинам. Согласно стереотипам мужчины описываются компетентные

    и обладающие качествами, необходимыми для того, чтобы стоять у власти, а

    женщины – как чувствительные и отзывчивые; считается также, что

    представителям каждого пола недостает качеств, типичных для представителей

    противоположного пола. Мы склонны замечать и запоминать ту информацию и

    делать такие выводы, которые согласуются с нашими схемами; мы считаем такую

    информацию более актуальной, ценной и заслуживающей большего доверия; кроме

    того, мы считаем, что она отражает диспозиции. Мы часто не умеем отличить

    суждения от реальных фактов. Результатом такой предвзятости и в пользу

    информации, соответствующей нашим схемам, являются самоисполняющиеся

    пророчества.

    Во-первых, мы «видим», будто мужчины и женщины обладают стереотипными

    чертами, независимо от реального положения вещей, и, таким образом,

    ошибочно мысленно «подтверждаем» стереотипные пророчества. Во-вторых, мы

    относимся к мужчинам и женщинам так, будто бы им свойственны стереотипные

    черты. Поскольку действователи склонны вести себя так, чтобы

    соответствовать ожиданиям наблюдателей, то их поведение на самом деле

    служит подтверждением пророчеств, и в стереотипах появляется крупица

    истинны. В-третьих, стереотипы заставляют нас предпочитать мужчин в

    качестве руководителей и ожидать, что женщины будут иметь подчиненный

    статус. В результате поведение, необходимое для исполнения руководящей

    роли, кажется типично маскулинным, а поведение, необходимое в подчиненном

    положении, - фемининным. Традиционные гендерные стереотипы фактически

    являются характеристиками статуса. Поскольку мужчины и женщины до сих пор

    имеют неравный статус, все мы в наших социальных взаимодействиях поступаем

    в соответствии со стереотипами и каждый день видим, как другие тоже следуют

    им. Такое поведение и такие наблюдения являются главным подтверждением

    стереотипных пророчеств. Стереотипы отражают различия в статусе и в тоже

    время способствуют их сохранению.

    Кроме того, когнитивной системе человека присущи три недостатка, из-за

    которых результаты наблюдений за поведением превращаются в неявные

    стереотипные представления. Совершая фундаментальную ошибку атрибуции, мы

    считаем, что мужчинам свойственно поведение, типичное для ролей высокого

    статуса, а подчиненное поведение свойственно женщинам. Дифференцированные

    ожидания, представления, роли и являющиеся их следствием поведение

    принимаются всем обществом, которое определяет их как правильное, и в

    дальнейшем придает им ценность. Вследствие этого, во-первых, мужчины и

    женщины стараются демонстрировать «желательные» качества. Во-вторых, люди,

    не соответствующие стереотипам, не нравятся окружающим, что порождает

    дилемму, с которой сталкиваются женщины профессионалы и женщины, занимающие

    руководящие должности. И то и другое способствует тому, что в стереотипах

    появляется еще одна крупица истины и самоисполняющиеся пророчества получают

    подтверждение. Наконец, за счет эффекта знакомости людям больше нравятся

    стереотипное мнение и поведение, а дискриминационные практики кажутся более

    обоснованными. Благодаря фактическому и воображаемому подтверждению

    стереотипов они сохраняют активность в качестве схем, входящих в копилку

    наших знаний о мире, и, таким образом, самоисполняющиеся пророчества

    продолжают свое существование.

    Согласно теории социальных ролей (А. Игли) многие гендерные различия

    являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или

    подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Ульям и

    Бест предположили, что стереотипы о гендерах развились как механизм для

    поддержания полоролевой дифференциации. По их мнению, женщина пришла к роли

    домохозяйки потому, что уход за младенцем накладывал ограничения на ее

    мобильность, а ведение домашнего хозяйства прекрасно удовлетворяло

    требованию оставаться дома. Обнаружив, что такое распределение ролей очень

    удобно, общество пытается убедить себя в том, что эти роли подходят их

    носителям. Для этого оно порождает верования о неких качествах мужчин и

    женщин, которые служат для обоснования того, что их роли подходят им как

    нельзя лучше. Устоявшись, эти верования начинают служить нормами поведения

    для взрослых и моделями для социализации детей.

    Традиционная семья и роль домашнего труда в ней.

    Корни российских семейных традиций лежат в крестьянской семье, т.к. к

    концу 19 века крестьяне составляли 85 % населения. В основе традиционного

    русского крестьянского общества лежал особый институт – сельская община или

    мир. Община управлялась собранием глав семейств, ему были подвластны не

    только экономические и аграрные вопросы, внутрисемейные дела, вплоть до

    рекомендации невест. Неженатый мужчина до старости носил прозвище «малый»

    или «бобыль», а незамужняя женщина в старости звалась «девкой». Передел

    земли совершался в зависимости от подушного состава семьи, но

    пропорционально числу женатых мужчин, холостяки и женщины в расчет не

    принимались. Только брак обеспечивал доступ к землепользованию, именно

    поэтому дореволюционная Россия была на первом месте в Европе по уровню

    брачности, в 1897 году только 4 % женщин и 3 % мужчин в возрасте от 40 до

    50 лет были незамужними и холостяками. Не вступали в брак увечные,

    дефективные или те, кто уходил в монастырь.

    Глава семьи осуществлял единоначалие. Эта власть передавалась от отца

    к старшему женатому сыну или брату, т. е. Наследование властных полномочий

    и в крестьянской, и в царской семье шло по одной и той же схеме. Цареубийцы

    воспринимались не только как государственные преступники, но и вызывали

    ужас и ненависть как люди, покусившиеся на вековые семейные устои, как

    отцеубийцы. Поэтому тоталитаризм и его разновидность – казарменный

    социализм с их непременным вмешательством в личную жизнь, строгой

    иерархической подчиненностью, коллективными хозяйствами и коммунальным

    жилищем имел благодатную почву и сравнительно легко (относительно западных

    стран) привился в России. крестьянская семья имела мало общего по своей

    культуре и быту с семьей аристократической, ориентированной на запад.

    Водораздел проходил через психологический склад личностей: крестьянина

    отличала привязанность к общине, семье, свей группе, к землякам,

    западноевропейской ментальности русских аристократов и интеллигенции были

    свойственны индивидуализм и индивидуалистический стиль мышления. В сущности

    они всегда оставались лишь соотечественниками, людьми, живущими в одной

    стране, но воспитывающимися в разных культурах, разных традициях, даже

    общность религии не объединяла эти две социальные группы. Между тем, роль

    церкви для семьи и культуры была в России огромна, все семейные события –

    рождение, брак, смерть освещались церковью и совершались по ее догмам.

    Семья в современных условиях рассматривается в трех ипостасях. На

    уровне общества она выступает как социальный институт, с присущими ему

    местом и ролью, и выполняет ряд специфических функций, в первую очередь

    таких, как воспитание детей. Семья – это малая социальная группа, которой

    свойственны сплоченность, единство членов семьи, внутрисемейные отношения,

    традиции и др. И, наконец, в-третьих, семья – это сфера жизнедеятельности и

    удовлетворения определенных потребностей человека. Брак – это исторически

    изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной,

    посредством которой общество упорядочивает и санкционирует отношения между

    мужчиной и женщиной.

    Семья – это социальная общность, основанная на браке и родстве, члены

    которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная

    система взаимоотношений супругов, основанная на рождении и воспитании

    детей, общности быта, бюджета.

    Задачи семьи – воспроизводство населения, накопление и передача опыта

    трудовой деятельности родителей детям, определенные формы и способы

    удовлетворения первичных (естественных) и вторичных (социальных)

    потребностей, воспитание определенных нравственных норм поведения,

    формирование конкретных психологических отношений.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.