Гендерные стереотипы и семья
Гендерные стереотипы и семья
Реферат
На тему: Гендерные стереотипы и семья
Выполнила: . 5 к. В.О.
Проверила:
Санкт-Петербург
2002
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Гендерные стереотипы 4
Традиционная семья и роль домашнего труда в ней. 10
Изменение ложных представлений о гендере 19
Заключение 22
Библиография 23
Введение
Моя работа посвящена гендерным стереотипам в семье. Я постаралась
описать достаточно подробно, что же такое гендерные стереотипы. Как они
появляются в нашей жизни, взаимодействуют с другими социальными
установками. Я постаралась понять, почему мы подчиняемся гендерным
стереотипам, прекрасно осознавая, что это всего лишь стереотип.
Далее я рассмотрела традиционную российскую семью в историческом
ракурсе. Но особое внимание я уделила домашнему труду в современной семье.
Какое место он занимает в семье, и почему так много говорят о неравенстве в
распределении обязанностей домашнего труда между супругами.
Последнюю главу я посвятила тому как можно изменить ложные
представления о гендере.
Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и
женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные
роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две
противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько
распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней
инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Я предлагаю
немного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины и женщины
так отличны друг от друга? И, что им мешает понять друг друга? Как это
можно изменить?
Гендерные стереотипы
Социальные нормы – это основные правила, которые определяют поведение
человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих
гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в
социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и
интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие
обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов,
называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм
внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд
других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со
стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого
поведения.
Гендернные стереотипы часто действуют как социальные нормы.
Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным
нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся
соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и
избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно
говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что
находимся под влиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где
мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины – другими, где гендерные
отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные роли и следуем
им.
Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в
системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований
(одобрение, интернализация), либо может определятся желанием быть похожим
на сверстника или ролевую модель (идентификацию). Люди в различной степени
подчиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно поло-
типизированными у тех, кто имел опыт критического переживания гендерной
социализации, когда любое отклонение от половой роли неизбежно влекло за
собой жестокие социальные последствия.
Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому
полу. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины ведут себя
по-разному, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами.
Часть взрослые непреднамеренно стимулируют гендерную индетификацию,
регулярно упоминая пол ребенка. К 7 годам дети достигают гендерной
константности- понимая, что гендер постоянен и изменить его невозможно. У
ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же
полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или
девочкой. Таким дефференциальным подражанием объясняется, почему женщинам,
как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к
праздникам, а мужчины этого избегают.
Стереотипные гендерные атрибуты считаются «истинными» не только
потому, что их воспринимают как внутренние диспозиции, но так же потому,
что общество пришло к единодушному мнению об истинности этих стереотипов.
Поведение, в котором присутствуют все черты, в том числе и гендерные
стереотипы, всегда производится с помощью умозаключений. Когда факты
неоднозначны, «истина» определяется путем социального консенсуса. Таким
образом, консенсус одновременно определяет и подтверждает мнения
индивидуумов.
Гендерные стереотипы приняты всеми членами общества, потому что,
несмотря на то, что на уровне сознания мы от них отказываемся, мы по
прежнему поступаем в соответствии с ними и видим, как другие люди делают
тоже самое в повседневной жизни, в которой мужчинам и женщинам отводятся
неравные роли и статус. Точно также гендерные стереотипы тиражируются в
средствах массовой информации, и ложные представления все же проникают в
наши суждения и мнения, хотя мы этого не осознаем. В результате считается,
что мужчины и женщины обладают стереотипными чертами. Даже когда
объективные факты идут в разрез с общепринятым мнением, мы по-прежнему
считаем его правильным.
Поскольку консенсус определяет «истину», то он также трансформирует
гендерные стереотипы, превращая их из гипотетических фактов в ценности.
Поскольку не существует объективного критерия, который позволил бы
определить, что такое на самом деле «истинная фемининная личность», то если
все согласятся с тем, что женщины эмоциональны, несамостоятельны и
заботливы, эмоциональность, несамостоятельность и заботливость станут
признаками «истинной фемининности». В результате эти черты становятся
нормативными и ценимыми качествами женщин, поскольку их демонстрация
одновременно определяет и подтверждает «истинную фемининность». Консенсус
приобретает ценность, потому что он служит критерием истинны и валидности.
Точно также общее для всех наблюдение, согласно которому должности
начальников всегда занимали мужчины, способствует созданию нормы,
предписывающей, что начальниками должны быть мужчины. «Наличное» становится
«должным», описания превращаются в предписания.
Поскольку стереотипы становятся если не явными, то косвенными
ценностями, мужчины и женщины стараются культивировать в себе стереотипные
черты. Эти давления, подталкивающие к желательному поведению, подкрепляются
еще и давлением неравного статуса мужчин и женщин и давлением ожиданий
наблюдателей. В действительности люди стараются поддерживать такой образ
«Я», чтобы он был социально желательным и в тоже время соответствовал их
мнениям о самих себе. Несмотря на то, что указанные мотивы могут вступать в
конфликт, они совместно способствуют гендерно-стереотипному поведению,
таким образом, создавая еще одно доказательство «истинности» стереотипов и
еще одно самоисполняющееся пророчество. Поскольку стереотипы являются
ценностями, то как мужчины, так и женщины ведут себя на людях более
стереотипно, чем без свидетелей. Проблема, создаваемая стереотипами и
самоисполняющимися пророчествами, состоит в том, что они заставляют нас
верить в стереотипные мнения даже тогда, когда стереотипные черты на самом
деле не существуют. Перцепции и действия людей обусловлены их
осведомленностью о социальных ожиданиях и практиках, которые в тоже время
определяются их поведением.
С социально-психологической точки зрения гендерные представления и
поведение можно понимать как всеобъемлющее самоисполняющееся пророчество,
состоящее из набора связанных между собой и взаимно подкрепляющих друг
друга частных самоисполняющихся пророчеств. Гендерные стереотипы действуют
как неосознаваемые ожидания или пророчества. В качестве их исполнения или
подтверждения выступают результаты процессов восприятия, поведение или их
последствия. В самом широком смысле гендерные стереотипы, действующие как
неявные ожидания, искажают восприятие и приводят к предвзятому отношению к
мужчинам и женщинам, а результаты необъективного восприятия и отношения –
половые различия в поведении и достижениях – затем якобы подтверждают
изначальную правильность стереотипов.
Невзирая на то что, на осознаваемом уровне мы верим в равенство полов,
традиционные стереотипы в закодированной форме сохраняются в информационных
структурах или схемах, которые не осознаются нами и автоматически управляют
восприятием, интерпретациями, суждениями, воспоминаниями и отношением к
мужчинам и женщинам. Согласно стереотипам мужчины описываются компетентные
и обладающие качествами, необходимыми для того, чтобы стоять у власти, а
женщины – как чувствительные и отзывчивые; считается также, что
представителям каждого пола недостает качеств, типичных для представителей
противоположного пола. Мы склонны замечать и запоминать ту информацию и
делать такие выводы, которые согласуются с нашими схемами; мы считаем такую
информацию более актуальной, ценной и заслуживающей большего доверия; кроме
того, мы считаем, что она отражает диспозиции. Мы часто не умеем отличить
суждения от реальных фактов. Результатом такой предвзятости и в пользу
информации, соответствующей нашим схемам, являются самоисполняющиеся
пророчества.
Во-первых, мы «видим», будто мужчины и женщины обладают стереотипными
чертами, независимо от реального положения вещей, и, таким образом,
ошибочно мысленно «подтверждаем» стереотипные пророчества. Во-вторых, мы
относимся к мужчинам и женщинам так, будто бы им свойственны стереотипные
черты. Поскольку действователи склонны вести себя так, чтобы
соответствовать ожиданиям наблюдателей, то их поведение на самом деле
служит подтверждением пророчеств, и в стереотипах появляется крупица
истинны. В-третьих, стереотипы заставляют нас предпочитать мужчин в
качестве руководителей и ожидать, что женщины будут иметь подчиненный
статус. В результате поведение, необходимое для исполнения руководящей
роли, кажется типично маскулинным, а поведение, необходимое в подчиненном
положении, - фемининным. Традиционные гендерные стереотипы фактически
являются характеристиками статуса. Поскольку мужчины и женщины до сих пор
имеют неравный статус, все мы в наших социальных взаимодействиях поступаем
в соответствии со стереотипами и каждый день видим, как другие тоже следуют
им. Такое поведение и такие наблюдения являются главным подтверждением
стереотипных пророчеств. Стереотипы отражают различия в статусе и в тоже
время способствуют их сохранению.
Кроме того, когнитивной системе человека присущи три недостатка, из-за
которых результаты наблюдений за поведением превращаются в неявные
стереотипные представления. Совершая фундаментальную ошибку атрибуции, мы
считаем, что мужчинам свойственно поведение, типичное для ролей высокого
статуса, а подчиненное поведение свойственно женщинам. Дифференцированные
ожидания, представления, роли и являющиеся их следствием поведение
принимаются всем обществом, которое определяет их как правильное, и в
дальнейшем придает им ценность. Вследствие этого, во-первых, мужчины и
женщины стараются демонстрировать «желательные» качества. Во-вторых, люди,
не соответствующие стереотипам, не нравятся окружающим, что порождает
дилемму, с которой сталкиваются женщины профессионалы и женщины, занимающие
руководящие должности. И то и другое способствует тому, что в стереотипах
появляется еще одна крупица истины и самоисполняющиеся пророчества получают
подтверждение. Наконец, за счет эффекта знакомости людям больше нравятся
стереотипное мнение и поведение, а дискриминационные практики кажутся более
обоснованными. Благодаря фактическому и воображаемому подтверждению
стереотипов они сохраняют активность в качестве схем, входящих в копилку
наших знаний о мире, и, таким образом, самоисполняющиеся пророчества
продолжают свое существование.
Согласно теории социальных ролей (А. Игли) многие гендерные различия
являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или
подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Ульям и
Бест предположили, что стереотипы о гендерах развились как механизм для
поддержания полоролевой дифференциации. По их мнению, женщина пришла к роли
домохозяйки потому, что уход за младенцем накладывал ограничения на ее
мобильность, а ведение домашнего хозяйства прекрасно удовлетворяло
требованию оставаться дома. Обнаружив, что такое распределение ролей очень
удобно, общество пытается убедить себя в том, что эти роли подходят их
носителям. Для этого оно порождает верования о неких качествах мужчин и
женщин, которые служат для обоснования того, что их роли подходят им как
нельзя лучше. Устоявшись, эти верования начинают служить нормами поведения
для взрослых и моделями для социализации детей.
Традиционная семья и роль домашнего труда в ней.
Корни российских семейных традиций лежат в крестьянской семье, т.к. к
концу 19 века крестьяне составляли 85 % населения. В основе традиционного
русского крестьянского общества лежал особый институт – сельская община или
мир. Община управлялась собранием глав семейств, ему были подвластны не
только экономические и аграрные вопросы, внутрисемейные дела, вплоть до
рекомендации невест. Неженатый мужчина до старости носил прозвище «малый»
или «бобыль», а незамужняя женщина в старости звалась «девкой». Передел
земли совершался в зависимости от подушного состава семьи, но
пропорционально числу женатых мужчин, холостяки и женщины в расчет не
принимались. Только брак обеспечивал доступ к землепользованию, именно
поэтому дореволюционная Россия была на первом месте в Европе по уровню
брачности, в 1897 году только 4 % женщин и 3 % мужчин в возрасте от 40 до
50 лет были незамужними и холостяками. Не вступали в брак увечные,
дефективные или те, кто уходил в монастырь.
Глава семьи осуществлял единоначалие. Эта власть передавалась от отца
к старшему женатому сыну или брату, т. е. Наследование властных полномочий
и в крестьянской, и в царской семье шло по одной и той же схеме. Цареубийцы
воспринимались не только как государственные преступники, но и вызывали
ужас и ненависть как люди, покусившиеся на вековые семейные устои, как
отцеубийцы. Поэтому тоталитаризм и его разновидность – казарменный
социализм с их непременным вмешательством в личную жизнь, строгой
иерархической подчиненностью, коллективными хозяйствами и коммунальным
жилищем имел благодатную почву и сравнительно легко (относительно западных
стран) привился в России. крестьянская семья имела мало общего по своей
культуре и быту с семьей аристократической, ориентированной на запад.
Водораздел проходил через психологический склад личностей: крестьянина
отличала привязанность к общине, семье, свей группе, к землякам,
западноевропейской ментальности русских аристократов и интеллигенции были
свойственны индивидуализм и индивидуалистический стиль мышления. В сущности
они всегда оставались лишь соотечественниками, людьми, живущими в одной
стране, но воспитывающимися в разных культурах, разных традициях, даже
общность религии не объединяла эти две социальные группы. Между тем, роль
церкви для семьи и культуры была в России огромна, все семейные события –
рождение, брак, смерть освещались церковью и совершались по ее догмам.
Семья в современных условиях рассматривается в трех ипостасях. На
уровне общества она выступает как социальный институт, с присущими ему
местом и ролью, и выполняет ряд специфических функций, в первую очередь
таких, как воспитание детей. Семья – это малая социальная группа, которой
свойственны сплоченность, единство членов семьи, внутрисемейные отношения,
традиции и др. И, наконец, в-третьих, семья – это сфера жизнедеятельности и
удовлетворения определенных потребностей человека. Брак – это исторически
изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной,
посредством которой общество упорядочивает и санкционирует отношения между
мужчиной и женщиной.
Семья – это социальная общность, основанная на браке и родстве, члены
которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная
система взаимоотношений супругов, основанная на рождении и воспитании
детей, общности быта, бюджета.
Задачи семьи – воспроизводство населения, накопление и передача опыта
трудовой деятельности родителей детям, определенные формы и способы
удовлетворения первичных (естественных) и вторичных (социальных)
потребностей, воспитание определенных нравственных норм поведения,
формирование конкретных психологических отношений.
Страницы: 1, 2
|