МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция

    отвлечённости различных эмоционально-волевых расстройств, причины

    образования гипердинамического синдрома дифференцирующие в соответствии с

    тем, в каком соотношении находятся эти три компонента нарушения. Так в

    группе детей с выраженной двигательной расторможенностью нестойкими, в

    большинстве случаев, кратковременными эмоциональными нарушениями,

    проявляющие в виде аффективной возбудимости, неустойчивости настроения,

    повышенной раздражительности в анамнезе у большинства детей отмечена

    патология пре- и принатального периода (токсикоз второй половины

    беременности, родовая травма, асфиксия в родах, недоношенность, перенесение

    нейроинфекции в раннем возрасте, черепно-мозговая травма. У всех этих

    детей обмечались нарушения, свидетельствующие о церембрально-органической

    недостаточности и проявились клинически в виде церебрастенического и

    невроза-подобного синдромов.

    В другой группе детей где двигательная расторможенность была менее

    выраженной, а эмоционально- волевые нарушения более сильными и сочетались с

    личными особенностями истероидного и эпелептоидного круга, роль

    резидуально- органической недостаточности в патогенезе данного варианта

    гипердинамического синдрома, по мысли автора, незначительна. Учитывая

    психопатологическую структуру нарушений и их динамику, автор предполагает,

    что в данном случае речь идёт о дисгорманичном развитии личности, то есть о

    формирование психопатии, и гипердинамический синдром является возрастным

    эквивалентом психопатических расстройств (21) .

    Таким образом, подводя черту под рассмотрением вопроса причин, можно

    отметить, что некоторые авторы видят их в своеобразных природно -

    обусловленных предпосылок развития ребёнка, или индивидуальная

    вариантивности, влиянии врождённых особенностей на развитие ребёнка. Эти

    данные чаще всего приводятся в работах клиницистов и физиологов. Материал

    психологических и психологических исследований позволяет говорить о

    важности внешних, социальных факторов и, прежде всего, факторе адекватных

    форм, организации деятельности и общение ребёнка, влияние нарушение

    семейных отношений. В этом контексте гиперактивность рассматривается как

    сформированный близким взрослыми способ взаимодействия ребёнка с миром.

    На основании анализы литературы можно сделать следующие выводы:

    1. Наибольшее число опубликованных работ по изучению гиперактивности

    являются исследования клинического направления. Психофизиологической

    основой гиперактивного поведения в этих работах выступает незрелость,

    несовершенство, нарушения и расстройства работы мозга (по типу малых

    мозговых дисфункций). Однако остаётся неясным как гиперактивность

    соотноситься я минимальными мозговыми дисфункциями: в одних исследованиях

    они выступают по отношению друг к другу как следствие и причина, в других

    изучаются параллельно и независимо друг от друга, в третьих –

    гиперактивность выступает одним из структурных компонентов самой ММД.

    2. Наличие минимальных мозговых дисфункций разной степени сложности не

    может считаться универсальным объяснительным фактором, ответственным за

    содержание гиперактивности и её причины; необходима разработка психолога -

    педагогического подхода к изучению данного феномена поведения, его

    структуры и динамики, конкретных условиях воспитания и обучения ребёнка

    3. В большинстве исследований гиперактивность рассматривается в виде ряда

    симптомов, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетанья

    трёх из них: избытка двигательной активности, нарушение эмоционального

    поведения и дефицит внимания. Различное соотношение этих (основных)

    симптомов и ряда дополнительных проявлений позволяют предположить разные

    варианты гиперактивности, в соответствии с которыми и должна строиться

    дифференцированная работа.

    4. Изучение гиперактивности в психологической литературе идёт в направление

    уточнение понятие «гиперактивность» её основных составляющих. Однако и

    сегодня актуальными задачами остаются: выявления динамики разных форм

    гиперактивного поведения, выяснение причин лежащих в основе

    гиперактивного поведения; поиск психологических путей коррекции сниженных

    регулятивных возможностей психики у гиперактивным детей.

    1.2.Самоконтроль как важнейшая составляющая саморегуляции поведения

    гиперактивных детей.

    Проблема гиперактивных детей, как мы уже показали, звучит как проблема

    неуправляемых, «трудных детей», имеющих сложности в организации своего

    поведения деятельности, создающих проблемы в процессе взаимодействии с

    окружающими его сверстниками и взрослыми.

    Такие особенности являются показателем развития произвольности, а в

    отечественной детской психологии развития произвольности рассматривается

    как основная и центральная линия развития личности ребёнка.

    Согласно концепции Л.С.Выготкого « личность охватывает единство поведения,

    которое отличается признаком «овладения «, и соответственно, развитие

    личности есть становление способности владеть своим поведением и своими

    психическими процессами» (9)

    В работах А.В.Запарожца (1964), З.М.Истомина (1957), Я.З.Невирвич (1965)

    и другие посвящённых изучению возникновение и развитие произвольности,

    отмечается, что произвольность впервые возникает в старшем дошкольном

    возрасте.

    Генезис произвольных форм поведения включает в качестве необходимого звена

    развития контроля и самоконтроля деятельности и поведения (Д.Б. Эльконин,

    Л.А. Венгер, Е.А. Бугрименко и другие) Произвольное поведение ребёнка

    постоянно привлекает внимание исследователей, поскольку формирование

    произвольного контроля и самоконтроля у детей- дошкольников. Ставит ряд

    специальных вопросов, обусловленных особенностями этого возраста, и в

    первую очередь, спецификой ранних форм регуляции, управления и

    деятельностью.

    Исследования Т.А. Борановской (на материале иностранного языка) показали,

    что поэтапное формирование предметно-содержательных действий развивает

    самые высокие условия самоконтроля в отличие от традиционного обучения.(4)

    В становление механизмов самоконтроля важная роль лежит как овладению

    способами управления поведением, так и формированию необходимых для этого

    мотивов. Многие психологи считают, что вопрос саморегуляции поведения тесно

    связан с центральной проблемой воспитания- прев ращение моральных норм во

    внутренние регуляторы поведения (М.И. Боришевский, И.И. Чеснокова, С.Т.

    Якобсон и др.) Так, в работах М.И. Боришевского самоконтроль

    рассматривается не только как один из механизмов саморегуляции поведения,

    но и как психологическое качество личности, - действенное отношение к

    правилам поведения. Выясняя условия формирования самоконтроля поведения у

    младших школьников, автор показал, что самоконтроль ребенка и характер его

    отношения к правилам очень неустойчивы и зависят от того, удовлетворяется

    ли актуальная для ребенка в данный момент потребность. В качестве

    практического метода исследования развертывание в классном коллективе

    системы взаимоконтроля. (5)

    Лишь единичные исследования раскрывают смысловую сторону контроля и

    самоконтроля как особого типа отношений между людьми. Так, в исследованиях

    Е.А. Бугрименко мы находим данные, что дошкольники и младшие школьники при

    осуществлении самоконтроля обнаруживает большую зависимость от взрослого

    даже в тех случаях, когда операциональный состав контрольного действия не

    вызывает у ребенка затруднений. (Е.А. Бугрименко, 1981) Существенным

    условием формирования у школьников самоконтрольных, контрольных действий,

    является выделение и освоение социальной стороны контроля как особых

    взаимоотношений между людьми. В специальных исследованиях автором показано,

    что способом выделения социальной функции контроля, адекватными специфике

    дошкольного возраста, служит специально организованная игровая

    деятельность, в которой правила взаимоконтроля, составляют основное

    содержание игровых действий детей.

    Автор показал, что благодаря такой игре у детей удалось сформировать не

    просто частное действие контроля, область применения которого ограничена

    кругом определенных задач, а некоторое общее отношение к правилам контроля,

    что проявилось в широком переносе освоенной детьми функции контроля на

    самые разнообразные сферы деятельности, в том числе на неигровые. Это общее

    отношение обнаруживалось в готовности ребенка принять полученные от

    взрослого средства контроля в самостоятельной деятельности.

    Однако роль взрослого остается чрезвычайно важной. Исследуя развитие

    системы отношений «ребенок – взрослый», Д.Б. Эльконин приходит к выводу о

    том, что в дошкольном возрасте поведение ребенка становится опосредованным,

    образом действий взрослого человека. Это новое отношение между ребенком и

    взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки

    ребенка, служит основой всех новообразований в личности ребенка. (47)

    Так же Д.Б. Эльконин подчеркивает, что выделение взрослого в качестве

    образца позволяет ребенку регулировать свои действия согласно правилам и

    нормам, носителем которых является взрослый. Характерная особенность этой

    ранней саморегуляции состоит в том, что правило ребенка не совсем отдельно

    от своего носителя- взрослого, не выделено из общего контекста

    взаимодействия ребенка с взрослым. Поэтому определенные правила действий,

    норм отношений с другими людьми, установленных в обществе, выполняются

    ребенком-дошкольником преимущественно в тех случаях, когда взрослый

    «подключен» к деятельности ребенка. (46)

    Общение между ребенком и взрослым осуществляется как бы на двух языках.

    Один – это язык понятий, категорий, обобщений осуществляемый посредством

    слов и предложений, которому взрослые придают большее значение, помогая

    ребенку овладеть им с раннего возраста. Другой «язык» человеческих чувств –

    не менее эффективное как средство общения, средство регуляции деятельности

    и поведения (20)

    Очень важно, что к активному использованию «языка» чувств, ребенок готов

    значительно раньше, чем к использованию языковых и других средств. Именно

    эмоции осуществляют первичную форму регуляции поведения ребенка. Специфика

    регулирующей роли эмоций в процессе развития ребенка в значительной мере

    определяется особенностями содержания и динамики взаимодействия взрослого с

    ребенком, и в первую очередь, особенностям эмоциональных отношений между

    ними, определяющих и другие проявления эмоций (на соматическом, сенсорном и

    других уровнях)

    Все эти положения актуальны для изучения детей с гиперактивным поведением,

    поскольку важнейшей составляющей является, недостаточно сформированы

    регулирующие механизмы психики.

    Обобщив материал по исследованию самоконтроля, можно сделать следующие

    выводы:

    1. Большинство исследований направленно на изучение

    опирационально–технической стороны самоконтроля, касающейся его зависимости

    от деятельности, ее структуры, этапов, средств организации. Значительно

    меньше исследуют, смысловую сторону самоконтроля, связанную с субъектом

    деятельности его особенностями, целями, мотивами.

    2. Особенно актуально изучение смысловой стороны контрольных действий в

    деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку в

    этот период происходит возрастание ожидание от ребенка произвольного и

    управляемого поведения, что в свою очередь, усиливает внутреннею работу

    «поисков смысла».

    3. Способность осмысления своего поведения как основное становление

    саморегуляции в дошкольном возрасте имеет свои особенности:

    - освоение средств произвольной регуляции происходит в совместной

    деятельности

    - первую форму регуляции поведения ребенок осуществляют эмоции, и прежде

    всего эмоциональные отношения между взрослым и ребенком.

    1.3. Основные проявления гиперактивного поведения детей.

    Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском

    возрасте является гиперактивность. По данным большинства зарубежных

    эпидемиологических исследований, его частота среди детей дошкольного и

    школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5%.

    Гиперактивность проявляется расстройствами внимания, двигательной

    расторможенностью и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства

    детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть.

    Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем,

    что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то

    забраться. Родители описывают их «постоянно двигающимися, как будто бы к

    ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте.

    Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с

    незнакомыми людьми ребенок не проявляет свойственной ему гиперактивности,

    которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это

    обстоятельство может затруднить выявление гиперактивного поведения во время

    консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями.

    Импульсивность постоянно наблюдается у гиперактивных детей, как в

    разнообразных поведенческих ситуациях, так и при выполнении школьных

    заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На

    уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы

    отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения

    встать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу

    находящихся рядом людей, во время игры со сверстниками бывает не в

    состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети

    склонны к трамватизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не

    задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают

    на проезжую часть дороги и т.д.). Однако все это они делают импульсивно,

    без специального умысла.

    Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно

    обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой

    моторики и праксиса (способности осуществлять достаточно сложные

    целенаправленные движения и действия). У них возникают сложности при

    завязывании шнурков, застегивании пуговиц и пр. Недостаточная

    сформированность координации движения ведет к моторной неловкости,

    неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма.

    Так же у таких детей имеются проблемы с концентрацией внимания, выраженная

    отвлекаемость.

    1.3.1. Факторы риска для формирования гиперактивного поведения у детей.

    Причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

    (то есть этиология и патогенез) сложны и остаются недостаточно выявленными,

    несмотря на большое количество исследований. Для объяснения возможных

    механизмов его развития предложены нейроморфологические, генетические,

    биохимические, нейрофизиологические, социально-психологические и другие

    концепции. В связи с возможным участием в генези различных факторов в

    настоящее время этот синдром нередко рассматривает с позиций развёрнутой

    биопсихосоциальной патологической модели.

    Пренатальные и перинатальные патологические факторы. Возникновению синдрома

    дефицита вниманию с гиперактивностью способствуют асфиксия новорождённых,

    употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых

    лекарственных препаратов, курение. Между тем установлено, что отдалённые

    исходы пре- и перинатальных патологических воздействий в значительной

    степени опосредуются социально-психологическим факторами. У детей из семей

    с высоким социально-экономическим статусом последствия пре - перинатальной

    патологии в основном исчезают к школьному возрасту, тогда как у детей из

    семей с низким социально-экономическим статусом они продолжают сохраняться.

    Генетические факторы.

    Наличие в анамнезе факторов раннего органического повреждения центральной

    нервной системы удаётся установить не у всех пациентов с синдромом дефицита

    внимания с гиперактивностью. Результаты изучения различных семей также

    указывает на существование генетического компонента в формировании этого

    синдрома.

    Нейробиологические факторы.

    Согласно современным представлениям, важную роль в патогенезе синдрома

    играет дисфункция нейромедиаторных систем мозга. Нейромедиаторы- общее

    название биологических веществ, выделяемых нервными окончаниями, которые

    обусловливают провидение нервных импульсов в синапсах. Медиаторы - это

    химические посредники нервного возбуждения. В зависимости от вызываемых

    эффектов различают возбуждающие и тормозные медиаторы. К числу основных

    нейромедиаторов относятся дофамин, норадреналин, серотонин.

    По- видимому, как раннее органическое повреждение центральной нервной

    системы, так и генетические механизмы могут вызывать дисфункции

    нейромедиатрных систем мозга. Гипотезы, рассматривающие нейрохимический

    дефект в качестве первичного в развитии синдрома дефицита внимания с

    гиперактивностью, основываются прежде всего на анализе нейрохимических

    влияний препаратов из группы стимуляторов центральной нервной системы,

    обладающих выраженным терапевтическим эффектом при этом синдроме.

    Многочисленные исследования были направлены на поиск первичного

    биохимического дефекта и изучение обмена дофамина, норадраналина и

    серотанина. Полученные результаты не позволяют сделать вывод об

    избирательных нарушениях в какой-либо одной из нейромедиаторных систем при

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.