Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция
|«Обведение контура» |14,1 |19,2 |6,7 |10,7 |4,280 |0,001 |
|моторно-двигательное | | | | | | |
|развитие | | | | | | |
|(количество баллов) | | | | | | |
|Анкета выраженность |86,5 |57,17 |112,9 |162,5 |5,633 |0,001 |
|симптомов гиперактивного| | | | | | |
|поведения (количество | | | | | | |
|баллов) | | | | | | |
Таблица 6
Уровень значимости различий между экспериментальной группы №1 и
экспериментальной группой№2 после коррекционной работы
| |Экспериментальн|Эксперименталь|t-крите|Уровень |
|Методики |ая группа №1 |ная группа №2 |рий |значимости|
| |n=10 |n=10 |Стьюден| |
| | | |та | |
| | |[pic] | |[pic] | | |
|«Да и Нет» произвольное |1,6 |1,38 |1,3 |1,57 |0,552 |Не значимо|
|внимание (количество | | | | | | |
|ошибок) | | | | | | |
|«Вежливость» |0,7 |0,68 |1,2 |1,07 |1,195 |Не значимо|
|произвольная | | | | | | |
|двигательная активность | | | | | | |
| | | | | | | |
|(количество ошибок) | | | | | | |
|«Обведение контура» |14,7 |11,1 |14,1 |19,2 |0,345 |Не значимо|
|моторно-двигательное | | | | | | |
|развитие | | | | | | |
|(количество баллов) | | | | | | |
|Анкета выраженность |99,1 |153,2 |86,5 |57,17 |2,747 |0,02 |
|симптомов гиперактивного| | | | | | |
|поведения | | | | | | |
|(количество баллов) | | | | | | |
Уровень значимости после коррекции
Методика «Да и Нет» - произвольное внимание
(количество ошибок)
Экспериментальная группа №1
(без включения взрослых)
n=10
не значимо
0,001
Экспериментальная группа №2 0,001
Контрольная группа
(с включением взрослых)
(работа не проводилась)
n=10
n=10
Методика «Вежливость» - произвольная двигательная активность
(количество ошибок)
Экспериментальная группа №1
(без включения взрослых)
n=10
не значимо
0,05
Экспериментальная группа №2 не значимо
Контрольная группа
(с включением взрослых)
(работа не проводилась)
n=10
n=10
Методика «Обведение контура» - моторно-двигательное развитие
(количество баллов)
Экспериментальная группа №1
(без включения взрослых)
n=10
не значимо
0,01
Экспериментальная группа №2 0,001
Контрольная группа
(с включением взрослых)
(работа не проводилась)
n=10
n=10
Анкета родителей - выраженность симптомов гиперактивного поведения
(количество баллов)
Экспериментальная группа №1
(без включения взрослых)
n=10
0,02
0,05
Экспериментальная группа №2 0,001
Контрольная группа
(с включением взрослых)
(работа не проводилась)
n=10
n=10
3. Обсуждение полученных результатов
Проведя конечную диагностику и посчитав критерий Стьюдента, мы получили
следующие результаты: экспериментальная группа№1 (без включения взрослых)
показала снижение уровня гиперактивности: по методикам «Да и Нет» и
«Вежливость» количество допущенных ошибок сократилось в среднем на 3 балла,
что позволяет нам сделать вывод о развитии произвольного внимания и
произвольной двигательной активности, по методике «Обведение контура»
количество баллов увеличилось, что позволяет нам сделать вывод о развитии
моторно-двигательной системы, а так же анкетирование родителей показало
значительное снижение выраженности симптомов гиперактивного поведения.
Экспериментальная группа №2 (с включением родителей) показала снижение
уровня гиперактивности: по методике «Да и Нет» количество допущенных ошибок
сократилось в среднем на 3 балла, что позволяет нам сделать вывод о
развитии произвольного внимания, по методике «Обведение контура» количество
баллов увеличилось, что позволяет нам сделать вывод о развитии моторно-
двигательной системы, а так же анкетирование родителей показало
значительное снижение выраженности симптомов гиперактивного поведения. Но
также необходимо отметить, что методика «Вежливость» в этой группе показала
не значительный уровень снижения ошибок.
Контрольная группа, где не проводились занятия, осталась практически без
изменений.
Уровень значимости между экспериментальной группой№1 (без включения
взрослых) и контрольной группой показывает наличие реального снижения
гиперактивного поведения
Это подтверждает эффективность разработанной нами методики и коррекционной
программы, и то, что она может быть использована психологами в практической
работе с детьми младшего школьного возраста, уровень гиперактивности
которых превышает допустимые нормы.
Уровень значимости между экспериментальной группой№2 (с включением
взрослых) и контрольной группой показывает наличие реального снижения
гиперактивного поведения по трем выбранным нами методикам, исключением
является методика «Вежливость».
Это подтверждает эффективность разработанной нами коррекционной программы,
и то, что она может быть использована психологами в практической работе с
детьми младшего школьного возраста, уровень гиперактивности которых
превышает допустимые нормы. А разработанная методика нуждается в доработке.
Уровень значимости между экспериментальной группой№1 (без включения
взрослых) и экспериментальной группой№2 (с включением взрослых)не значимый
по всем методикам, кроме анкетирования родителей, где уровень является
значимым.
Это подтверждает эффективность разработанной нами коррекционной программы,
и то, что она может быть использована психологами в практической работе с
детьми младшего школьного возраста, уровень гиперактивности которых
превышает допустимые нормы. А разработанная методика нуждается в доработке.
Выводы:
В данной работе мы разработали и апробировали коррекционную программу
для гиперактивных детей младшего школьного возраста. Задачи, поставленные в
начале работы, выполнены.
Мы рассмотрели феномен гиперактивного поведения с точки зрения
современной психологии, выяснили, какая на сегодняшний день проводится
работа с гиперактивным поведением детей в рамках практической психологии,
психиатрии и педагогики.
Затем, в практической части мы разработали и апробировали коррекционную
программу, проводимую только школьным психологом, а также, включили блок
рекомендаций для близкого взрослого, который занимается наибольшим
воспитанием гиперактивного ребенка.
Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод о том, что
разработанная нами коррекционная программа может быть использована
психологами в качестве методического пособия в практической работе с
гиперактивными детьми младшего школьного возраста. Родители, которые были
включены в коррекционный процесс оценивают результат коррекции значительно
выше, чем те родители, которые небыли включены в коррекционный процесс.
Разработанными методиками, значительной разницей выраженности
гиперактивности между группами не подтверждается. Можно сделать вывод о
субъективности родителей в оценке выраженности симптомов гиперактивности; а
так же о незначительности влияния близкого взрослого на гиперактивное
поведение ребенка, что дает повод, говорить о перспективе дальнейших
исследований.
Относительно перспектив дальнейших исследований. Мы видим их в следующем:
1. Проверить данное исследование на большей выборке испытуемых;
2. Выдвижение и проверка новых гипотез влияющих на гиперактивное
поведение ребенка;
3. Продолжить более глубокое исследование, влияния близкого взрослого на
выраженность гиперактивности ребенка;
4. Дополнить методику диагностики для выявления и отбора гиперактивных
детей
5. Разработать целенаправленную программу взаимодействия для родителей
гиперактивных детей;
6. Относительно «методов оказания воздействия» в нашей методике может
быть пополнен новыми техниками;
7. Коррекционная программа может быть дополнена новыми упражнениями
Заключение
Наша работа посвящена гиперактивному поведению младших школьников и методам
ее коррекции.
Мы рассмотрели феномен гиперактивного поведения с точки зрения современной
психологии, выяснили, какая на сегодняшний день проводится работа с
гиперактивным поведением детей в рамках практической психологии, психиатрии
и педагогики.
Проанализировав литературу можно сказать, что причин возникновения
гиперактивного поведения у ребенка может быть несколько:
психофизиологическая - незрелость, несовершенство, нарушения или
расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций); социально-
психологическая - неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в
неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной
обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей.
Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются разные методы:
медикаментозная терапия, психотерапия, специализированное обучение.
Затем, в практической части мы разработали и апробировали коррекционную
программу. Проанализировав полученные результаты, сделали вывод о том, что
разработанная нами коррекционная программа может быть использована
психологами в качестве методического пособия в практической работе с
гиперактивными детьми младшего школьного возраста.
Разработанная нами коррекционная программа носит практический характер и
может быть использована, как методическое пособие для педагогов-психологов
и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними. А так же эта работа
поможет наметить пути дальнейшего исследования проблемы гиперактивности.
Мы видим их в следующем:
1. Проверить данное исследование на большей выборке испытуемых;
2. Выдвижение и проверка новых гипотез относительно факторов, влияющих на
гиперактивное поведение ребенка;
3. Продолжить более глубокое исследование, влияния близкого взрослого на
выраженность гиперактивности ребенка;
4. Дополнить методику диагностики для выявления и отбора гиперактивных
детей
5. Разработать целенаправленную программу взаимодействия для родителей
гиперактивных детей;
6. Блок методов оказания воздействия в нашей методике может быть пополнен
новыми техниками;
7. Коррекционная программа может быть дополнена новыми упражнениями.
Литература
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 1998.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении
детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.
Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2000.
3. Бадалян Л.О. Детская неврология. -М, 1984.
4. Барановская Т.А. Формирование самоконтроля в учебной деятельности
студентов: Автореф.дис. … канд.психол.наук.М.,-1990.-16с.
5. Боришевский М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в
поведении младших школьников: Автореф.дис. … канд.психол.наук.- М.,-
1966-20с.
6. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Непоседливый ребенок, или все о
гиперактивных детях. – М.,2001.
7. Булянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. - М., 1988.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике –
СПб.: Питер Ком,1999 (Серия «Мастера психологии»).
9. Выготский Л.С. Проблемы развития психики //Собр.соч. Т.3. М., 1983-
С.144-146, 207,293.
10. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная
психология: личность от молодости до старости – М.:издательский Дом
«Неоосфера», 1999. – 272с.
11. Гаспарова Е.М. «Шустрики» и «Мямлики» //Дошкольное воспитание.-1990.-№
4.- С.90-98.
12. Добсон А. Непослушный ребенок. –«Пенаты», «Т-Око», 1992,-С.131-149.
13. Еремеева В.Д.. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические
основы индивидуальной обучаемости //Вопросы психологии.-1990 №1-С.128-
134.
14. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом
внимания. – М.:Школа-Пресс, 2000.- 112с.
15. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом
внимания. –М.: Школа- Пресс, 2000.
16. Запорожец А.В. Особенности психологии детей раннего и школьного
возраста. - М., 1985.
17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.,
1980.
18. Казаков С.Е. Особенности клиники неврозов у леворуких детей:
Автореф.дис.…канд.мед.наук.-М.,1987-20с.
19. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия – СПб.: Питер
Ком,1998. (Серия «Мастера психологии»)
20. Кошолева А.Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль
эмоциональных процессов в онтогенезе //Проблемы гуманизации
воспитательно-образовательного процесса в детском саду.-Прмь,1993.С.73-
87.
21. Красов В.А. Гипердинамический синдром у детей младшего школьного
возраста: Автореф. дис. … канд.мед.наук.- М ., 1989-20с.
22. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей
России: Распространенность, факторы риска и профилактика.
М.:РАРОГЬ,1997.
23. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников:
изд. 2-ое – М.:2000.
24. Лэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.:
Питер,2000.
25. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-
СПб.,2000.
26. Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности
ребёнка. - М., 1987.
27. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.,1986.
28. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. учеб. заведений: в 3
кн.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. –
М.,1995.
29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты проблемы. -М., 1995.
30. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
31. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста/ Под
ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. –М.:1988.
32. Петрунек В.,Таран Л.Н. «Колыбель неврозов».(заметки врачей –
психоневрологов). –М: Знание, 1988-190с.
33. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения
личности. –М.,1998.
34. Ричардс М.П. Развод родителей и дети. – Новосибирск, 1994.
35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, -
М.,1998. –384с.
36. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия – М.: изд. ЭКСМО-
Пресс,2000.
37. Сапогова В.Д. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы.- Тула: Приокс.кн.
изд.-во, 1992.-206с.
38. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 1966.
39. Спиваковская А.А. Профилактика детских неврозов. Комплексная
психокоррекция. - М., 1988.
40. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 2-4. М.,1998.
41. Холёва Л.А. Влияние семейных отношений на формирование личности
дошкольника.
42. Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта //
Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия - т. 1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|