МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция

    готовы привязаться к любому человеку, который проявит заботу о них. В

    подростковом возрасте они часто попадают в асоциальные компании.

    Причиной гиперактивности ребенка может стать и неудовлетворение

    ребенка общением с близкими людьми, отсутствием эмоционального контакта во

    внешне благополучных семьях (Л.С.Алексеева,1997).

    Характерно, что и как гиперактивные дети предают в рисунке своей

    семьи. Понимая, что такое семья, перечислив всех ее членов, в том числе и

    себя, они, прежде всего, рисуют предметы: дома, деревья, облака, траву,

    только потом переходят к изображению людей. А, изобразив членов семьи:

    папу, маму, тетю, бабушку, очень часто "забывают" найти в этом кругу людей

    место для себя. На вопрос: "Почему же тебя нет на рисунке?" - ребенок

    обычно отвечает: "А я на кухне", "А я в детском саду", "А я на улице". То

    есть через рисунок семьи передается отсутствие теплого, тесного контакта

    ребенка с близкими взрослыми, чувства других и себя среди этих других,

    проявятся отдаленность и отдельность от них, и прежде всего от матери

    [15, c.13].

    Вообще для всех гиперактивных детей любовь матери (любит? - не

    любит?), ее проявление в разных ситуациях не просто актуальная, а

    доминирующая тема среди всех других. Это свидетельствует о том, что

    присущая малышу потребность в эмоциональном контакте с близким взрослым не

    удовлетворена. Хорошо, если ребенок "достучится" до взрослого, а взрослый

    услышит этот "крик" души.

    Можно дополнить картину взаимоотношений гиперактивного ребенка с

    близким взрослым еще некоторыми особенностями. Так, обследований детей

    показывает, что во многих семьях гиперактивные дети находятся под

    неослабным контролем матери, но именно поэтому у них плохо развиваются

    чувства независимости и самостоятельности. Матери, контролируя, дают больше

    указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их.[15,c.56]

    Результатом же этого становится чаще всего неумеренное ужесточение

    режима воспитания, иногда жалость, апатия от ощущения безысходности или,

    наоборот, чувство вины за неправильное воспитание. Создается ситуация,

    когда в процессе воспитания ребенок получает значительно больше негативных,

    чем позитивных, воздействий. Его часто наказывают, начинают сомневаться в

    его способностях, постоянно указывают на ошибки, и иногда начинают считать

    неполноценными (Е.К.Лютова, 2000).

    В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать

    родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родителя

    неуравновешенны и неопытны. То есть, с одной стороны, гиперактивность у

    детей может быть сильно выражена из-за недостаточного или неадекватного

    воспитания, а с другой стороны, ребенок с гиперактивность сам создает

    условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье,

    вплоть до ее распада.

    Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального

    контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами

    "уходят", отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле

    глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего

    и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность,

    возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении

    ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться

    на другое.

    Чтобы убедиться в значимости эмоционального контакта матери и ребенка,

    достаточно присмотреться к взаимодействию мам со своими детьми в кабинете

    психолога во время выполнения задания, например, совместного рисунка на

    свободную тему. Одну маму, можно определить как отвергающую,

    "эмоционально-безразличную", другую - как подавляющую, "сверхдинамичную"

    [13, c.15].

    В паре "эмоционально-безразличная мама и ребенок" инициатива в

    определении сюжета для рисования исходит от самого ребенка, а мама пассивно

    дает свое согласие. Сам же процесс деятельности совместным назвать трудно,

    поскольку мама и ребенок "поделили" работу: каждый из участников рисует на

    своей половине листа, друг с другом они почти не пересекаются. Работают в

    основном молча или же инициативу общения поддерживает ребенок: могут

    перекинуться несколькими фразами, касающимися в большей степени технической

    стороны дела, например, попросить передать карандаш. Ребенок, вдруг

    ощутивший комфорт от новизны ситуации взаимодействия, начинает

    активизировать маму, реакция которой выражается либо явным безразличием,

    либо отказом рисовать. Чаще всего мама первая определяет объем работы,

    ставит точку и ждет, когда закончит работу ребенок. Вся деятельность

    проходит при явной угнетенности состояния матери, что в итоге приводит к

    угасанию интереса и у ребенка.

    Взаимодействие "сверхпедантичной", гиперопекающей мамы с ребенком

    выглядит совсем иначе. Инициатором начала деятельности чаще всего выступает

    мама. Но если ребенок все же предлагает тему или сюжет, мама обязательно

    его уточник своим "последним словом". Мама и ребенок работают каждый на

    своей половине листа. Попытки же ребенка превратить совместную деятельность

    в игру, в общение (ведь это не запрещено!) часто завершаются для него

    неудачей: "Не заглядывай!" - говорит мама сыну, когда тот пытается получше

    разглядеть, что же она нарисовала на своей половине листа. Через некоторое

    время мама первая заканчивает работу, объясняя это, усталостью и неумением

    рисовать, а пока ребенок продолжает работать, она выполняет функцию

    контролера. В данном случае взаимодействие мамы и ребенка эмоционально

    богаче предыдущего, но эти эмоции не создают более радостную и комфортную

    обстановку, а чаще выполняют функции оценки и контролера: "Что это у тебя

    сова на орла похожа, разве это сова?" или "Не вертись, вот сделаешь все,

    потом будешь вертеться!" - хмурится мама.

    Конечно, эти два примера, лишь частичка реальных отношений между мамой

    и ребенком, однако и они уже дают основания для некоторых прогнозов.

    Однако вышеописанные особенности поведения все же не дают полной

    характеристики этого типа детей, хотя и лежат на поверхности в виде

    повышенной двигательной активности и недостаточно сформированных действий

    самоконтроля. Может быть, не столь ярко выступающими, но имеющими

    чрезвычайно большое значение и для понимания природы гиперактивного

    поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются

    разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы. Мы уже говорили о

    них. И все же напомним снова. Во-первых, дети этого типа часто или

    возбудимы, или внутренне напряжены. Во-вторых, обследования подтверждают,

    что эти дети бедны эмоциональными ощущениями: у них не выразительны в

    цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден

    эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения, не

    глубоки эмоциональные проявления по отношению с другими людьми. В-третьих,

    чему следует уделить особое внимание, подобная картина эмоционального

    поведения школьника младших классов может быть существенно дополнена

    изучением эмоциональной взаимосвязи между ребенком и близким взрослым, в

    первую очередь между ребенком и матерью.

    ГЛАВА 2

    Эмпирическое исследование личностных характеристик матерей гиперактивных

    детей

    2.1 Программа исследования

    Цель данного исследования: проверить, существует ли взаимосвязь между

    гиперактивным поведением ребенка и личностными особенностями его матери.

    Задачи:

    1. Исходя из данных, полученных в процессе анализа литературных источников,

    сформулировать гипотезу относительно возможной взаимосвязи между

    личностными характеристиками матери и формированием гиперактивного

    поведения ребенка.

    2. Подбор необходимых методик для проверки гипотезы.

    3. Формирование контрольной и исследуемой групп.

    4. Обработка полученных данных методами математической статистики.

    5. Обсуждение полученных результатов.

    Гипотеза звучит следующим образом: "Гиперактивное поведение

    проявляется у детей, матери которых отличаются сочетанием следующих

    личностных характеристик: доминантности и эмоциональной неустойчивости".

    Объект исследования: матери детей, поведение которых характеризуется

    как гиперактивное. В исследовании участвовали родители и педагоги

    шестидесяти трех учащихся Голицынской средней школы №2, Голицынской

    средней школы №1, Большевяземской гимназии, Одинцовской средней школы №3.

    В результате анкетирования родителей и педагогов были выделены две группы

    детей 7-10 лет (гиперактивных и негиперактивных). Была выбрана данная

    возрастная группа детей, так как именно в этом возрасте наблюдается

    наибольший процент проявления гиперактивного поведения..

    После обработки анкет были выделены две группы детей: в первую

    группу вошли гиперактивные дети-20 человек (3 девочки, 17 мальчиков ); во

    вторую группу вошли негиперактивные дети-20 человек (3 девочки, 17

    мальчиков). Затем были сформированы две группы матерей (исследуемая и

    контрольная). В исследуемую группу вошли матери гиперактивных детей.

    Возрастной состав данной группы 29-35 лет. В контрольную группу вошли

    матери негиперактивных детей. Возрастной состав данной группы 30-32 года.

    Предмет: личностные характеристики матерей гиперактивных детей.

    Методический инструментарий:

    Для формирования групп матерей (контрольной и исследуемой) необходимо

    сначала выделить группу гиперактивных детей и группу детей, поведение

    которых не характеризуется как гиперактивное. Для этого использовались

    анкеты, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой. Анкеты

    представлены в приложениях 1, 2.

    При обработке данных анкет необходимо учитывать следующее: поведение

    ребенка можно считать гиперактивным, если общее число баллов в анкете для

    родителей 8 и более, в анкете для педагогов 11 и более для девочек, 15 и

    более для мальчиков. В анкетировании участвовали родители и классные

    руководители детей.

    Для исследования личностных характеристик матерей использовался

    многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла.

    Те дети, у которых в результате анкетирования родителей (матерей и

    отцов) средний балл 9 и выше и одновременно в анкете педагогов 15 баллов и

    выше у мальчиков, 11 баллов и выше у девочек, были признаны гиперактивными.

    Это пороговая граница установлена на основе рекомендаций, предложенных

    разработчиками использованных анкет И.П.Брязгуновым, Е.В.Касатиковой [4,

    с.77-78].

    В контрольную группу были выделены дети, у которых в результате

    анкетирования родителей и педагогов нет высоких баллов ни по одной из

    анкет.

    Те женщины, у которых балл по шкале С (эмоциональная неустойчивость -

    эмоциональная устойчивость) 11 и ниже (3 стена и ниже), и одновременно балл

    по шкале Е (конформность - доминантность) выше 12 (7 стенов и выше), были

    признаны обладающими сочетанием высокой доминантности и эмоциональной

    неустойчивости. Эти пороговые границы были установлены на основе

    рекомендаций, данных в книге А.В.Батаршева "Многофакторный личностный

    опросник Р.Кэттелла: Практическое руководство".

    В контрольную группу вошли матери детей из контрольной группы.

    Высокие показатели по факторам М (праксерния - аутия), Q1

    (консерватизм - радикализм) считались при наличии 15 баллов и выше (7

    стенов и выше) по первому фактору и 10 баллов и выше (7 стенов и выше) по

    второму фактору. Высокие показатели по фактору Q4 (фрустрированность -

    нефрустрированность) - 14 баллов и выше (7 стенов и выше).

    Процедура эксперимента. Сложность процедуры исследования заключается в

    том, что нередко родители гиперактивных детей, уставшие от постоянных

    назиданий, замечаний и упреков по поводу поведения их детей, с нежеланием

    идут к психологу или, отчаявшись, ждут немедленного разрешения их

    проблемы.

    Исследование проводилось в несколько этапов.

    Первый этап - анкетирование родителей (матерей и отцов) и педагогов

    для выделения детей в контрольную и исследуемую группы с целью дальнейшего

    формирования групп матерей. Для этого использовались анкеты для педагогов

    и для родителей, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой.

    Тестирование каждой пары родителей проводилось индивидуально. В результате

    обработки анкет были сформированы группа детей с признаками гиперактивного

    поведения и контрольная группа детей, а также соответственно две группы

    матерей.

    Второй этап - исследование личностных характеристик матерей при помощи

    многофакторного личностного опросника Р.Кэттелла. Так же как и в первом

    случае, это индивидуальная процедура. Испытуемый получает стимульный

    материал теста, а также бланк ответов к тесту [2, c.35-39]. Так как

    инструкция теста не содержит временных ограничений, испытуемым

    предоставляется возможность отвечать на вопросы самостоятельно без контроля

    исследователя.

    2.2 Результаты исследования

    В результате анкетирования родителей и педагогов были выделены две

    группы детей 7-10 лет. Группа детей, поведение которых характеризуется как

    гиперактивное (результаты таб.2) и контрольная группа (результаты таб.3).

    Использовались анкеты, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковым

    (см. приложение 1,2). Анкеты обрабатываются следующим образом.

    Родители проставляют в анкете (приложение 1) соответствующие цифры:

    0 - отсутствие признака, 1- присутствие в незначительной степени; 2-

    присутствие в умеренной степени, 3- присутствие в выраженной степени.

    Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более балов для

    мальчиков, поведение ребенка можно считать гиперактивным.

    Учителя отвечают на вопросы анкеты (приложение 2). Принимается только

    "Да" (1 балл) или "Нет" (0 баллов).

    Если общее число баллов 8 и более, поведение ребенка можно считать

    гиперактивным.

    Таблица 2.

    Результаты анкетирования родителей и педагогов детей, поведение

    которых характеризуется как гиперактивное

    |№ |Ф.И. ребенка|Пол |Количество баллов |

    |п/п | | | |

    | | | |Возраст |Мама |папа |Ср. |педагог|

    | | | |(лет) | | |(роди| |

    | | | | | | |тели)| |

    |1 |И.В. |М |8 |10 |8 |9 |24 |

    |2 |О.Л. |М |7 |12 |12 |12 |21 |

    |3 |Е.М. |Ж |8 |10 |11 |10.5 |16 |

    |4 |Л.О. |М |9 |12 |10 |11 |26 |

    |5 |Ж.М. |Ж |9 |10 |12 |11 |18 |

    |6 |Н.К. |М |8 |11 |11 |11 |22 |

    |7 |Л.С. |М |10 |8 |10 |9 |17 |

    |8 |А.С. |М |9 |10 |12 |11 |20 |

    |9 |И.С. |М |7 |11 |10 |10.5 |18 |

    |10 |А.Г. |М |8 |12 |9 |10.5 |17 |

    |11 |М.М. |м |9 |10 |10 |10 |25 |

    |12 |А.П. |м |8 |9 |8 |8.5 |23 |

    |13 |Е.О. |м |10 |8 |10 |9 |20 |

    |14 |К.Н. |м |7 |10 |10 |10 |17 |

    |15 |Х.Н. |м |8 |12 |10 |11 |19 |

    |16 |Т.А. |ж |8 |10 |12 |11 |14 |

    |17 |Н.О. |м |7 |8 |10 |9 |26 |

    |18 |Щ.И. |М |9 |11 |11 |11 |21 |

    |19 |В.П. |м |10 |12 |11 |11.5 |28 |

    |20 |Л.И. |м |10 |11 |13 |12 |25 |

    Таблица 3.

    Данные анкетирования родителей и педагогов детей, выделенных в

    контрольную группу

    |№ |Ф.И. ребенка|пол |Количество баллов |

    |п/п | | | |

    | | | |Возраст |Мама |Папа |Ср. |педагог|

    | | | |(лет) | | |(роди| |

    | | | | | | |тели)| |

    |1 |Н.О. |м |8 |6 |6 |6 |12 |

    |2 |Г.Е. |м |9 |5 |4 |4.5 |10 |

    |3 |Б.К. |м |8 |5 |5 |5 |11 |

    |4 |Б.Т. |м |9 |4 |4 |4 |8 |

    |5 |А.Б. |ж |10 |7 |6 |6.5 |9 |

    |6 |В.Я |ж |7 |4 |6 |5 |8 |

    |7 |Э.В. |м |7 |5 |4 |4.5 |8 |

    |8 |Е.К. |м |8 |7 |6 |6.5 |9 |

    |9 |П.А. |м |7 |5 |5 |5 |10 |

    |10 |Ш.А. |м |8 |3 |5 |4.5 |12 |

    |11 |Н.И. |м |9 |4 |6 |5 |12 |

    |12 |Н.Г. |м |8 |6 |6 |6 |10 |

    |13 |М.М. |ж |10 |5 |3 |4 |5 |

    |14 |Р.В. |м |8 |4 |6 |5 |10 |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.