МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция

    |15 |К.Я. |м |7 |3 |4 |3.5 |8 |

    |16 |Д.Е. |м |10 |4 |4 |4 |9 |

    |17 |С.Н. |м |8 |5 |6 |5.5 |10 |

    |18 |О.О. |м |8 |7 |4 |5.5 |10 |

    |19 |П.Н. |м |8 |5 |5 |5 |11 |

    |20 |Г.Д. |М |9 |3 |5 |4 |8 |

    В результате выявления группы гиперактивных детей определилась и

    репрезентативная группа матерей. Исследование матерей проводилось с

    помощью многофакторного личностного опросника Р.Кэттелла (см Приложение 3).

    Все испытуемые попали в возрастную группу от 29 до 70 лет.

    Таблица 4.

    Результаты исследования: показатели по многофакторному личностному

    опроснику Р.Кэттелла матерей, вошедших в состав исследуемой группы(сырые

    баллы).

    | |Ф.И.О|A |B |C |E |F |G |H |I |L |M |N |O |Q1 |Q2 |Q3 |Q4 |

    |№ |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |1 |И.И.А|9 |9 |6 |16|10|10 |10|10|4 |14|8 |11|10 |12 |6 |10 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |2 |О.Л.А|12|8 |20|14|12|12 |16|12|6 |10|12 |13|8 |10 |8 |8 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |3 |Е.Н.В|4 |7 |8 |17|8 |9 |20|14|8 |12|10 |12|6 |12 |4 |2 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |4 |Л.С.И|8 |10|14|10|14|10 |14|15|12 |8 |14 |24|10 |14 |12 |4 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |5 |Ж.Н.Н|15|12|6 |16|6 |18 |12|16|16 |14|8 |4 |4 |15 |3 |4 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |6 |Н.К.К|6 |11|4 |14|16|20 |16|14|2 |16|6 |6 |16 |16 |16 |6 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |7 |Л.Д.П|6 |10|8 |15|12|10 |14|18|4 |10|10 |8 |14 |15 |10 |10 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |8 |А.С.С|9 |8 |12|12|10|12 |20|10|6 |18|12 |20|2 |18 |5 |2 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |9 |И.Л.М|16|9 |8 |18|18|14 |12|12|9 |6 |16 |16|6 |19 |6 |12 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |10 |А.И.А|9 |10|9 |20|20|10 |16|14|10 |2 |18 |18|4 |10 |15 |8 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |11 |М.О.В|6 |6 |4 |15|15|8 |10|16|2 |10|20 |10|12 |12 |9 |10 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |12 |А.С.П|14|8 |10|10|18|6 |12|10|4 |8 |10 |14|8 |15 |10 |18 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |13 |С.М.Е|4 |7 |8 |20|10|5 |8 |8 |6 |18|8 |16|8 |10 |12 |8 |

    |14 |К.Ф.С|12|4 |12|8 |8 |4 |24|6 |9 |24|6 |2 |4 |6 |12 |9 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |15 |Х.Н.В|8 |10|6 |16|2 |15 |21|12|4 |6 |4 |4 |4 |4 |14 |10 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |16 |Т.Н.Н|14|12|6 |18|4 |18 |12|18|12 |14|10 |5 |10 |4 |16 |6 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |17 |Н.И.В|6 |11|8 |10|8 |20 |9 |10|4 |12|14 |6 |12 |6 |4 |12 |

    |18 |Щ.Е.В|8 |10|4 |20|16|12 |8 |12|8 |10|12 |9 |14 |8 |8 |10 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |19 |Б.Л.И|15|10|20|10|10|10 |20|2 |9 |8 |2 |2 |8 |9 |6 |8 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |20 |Л.Е.М|8 |8 |10|18|12|6 |16|4 |10 |6 |18 |3 |6 |10 |14 |10 |

    |Средн. |9 |9 |9 |16|10|14 |15|11|7 |11|10 |10|8 |11 |10 |8 |

    |Стены ср.|5 |8 |2 |7 |4 |6 |6 |7 |4 |5 |4 |6 |4 |6 |5 |5 |

    Таблица 5.

    Результаты исследования: показатели по многофакторному личностному

    опроснику Р.Кэттелла матерей, входящих в контрольную группу(сырые баллы).

    | |Ф.И.О|A |B |C |E |F |G |H |I |L |M |N |O |Q1 |Q2 |Q3 |Q4 |

    |№ |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |1 |Н.Е.Л|10|8 |18|10|12|12 |6 |4 |8 |20|2 |16|2 |6 |18 |24 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |2 |Г.С.О|12|10|20|10|10|8 |10|6 |4 |10|6 |10|4 |10 |10 |10 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |3 |Б.Л.О|8 |10|10|4 |16|6 |12|10|12 |22|4 |12|10 |12 |10 |22 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |4 |Б.И.В|16|11|8 |18|8 |18 |14|12|4 |24|10 |2 |6 |18 |12 |2 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |5 |А.Т.И|20|12|22|2 |4 |4 |18|14|9 |8 |10 |22|8 |2 |14 |20 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |6 |В.Г.Н|8 |10|16|6 |2 |20 |18|20|6 |18|14 |14|14 |4 |20 |18 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |7 |Э.С.О|6 |4 |20|22|8 |4 |20|4 |4 |18|2 |15|2 |10 |6 |20 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |8 |Е.П.П|16|7 |12|8 |10|6 |24|6 |2 |6 |4 |18|16 |12 |12 |4 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |9 |П.Е.В|18|8 |18|2 |18|8 |4 |18|10 |20|8 |4 |8 |2 |10 |16 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |10 |Ш.А.И|20|6 |15|4 |15|14 |12|18|9 |10|18 |6 |6 |6 |4 |14 |

    |11 |Н.Н.Б|20|10|16|20|20|15 |6 |16|6 |24|4 |10|8 |18 |18 |15 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |12 |Н.Е.С|6 |9 |10|4 |18|12 |4 |10|4 |24|4 |12|8 |2 |18 |10 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |13 |М.Е.Г|20|8 |18|6 |10|10 |20|10|2 |14|16 |14|9 |20 |20 |20 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |14 |Р.В.В|18|10|12|4 |12|2 |10|18|16 |26|10 |6 |10 |4 |10 |6 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |15 |К.С.А|12|11|14|24|16|4 |10|20|12 |6 |12 |4 |6 |6 |6 |22 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |16 |Д.В.Н|10|12|16|8 |6 |18 |10|18|8 |20|10 |18|2 |10 |20 |12 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |17 |С.Н.С|4 |10|8 |10|14|10 |10|18|6 |22|12 |10|14 |12 |4 |20 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |18 |О.Е.И|20|7 |18|2 |8 |16 |20|2 |4 |18|14 |10|12 |18 |4 |14 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |19 |П.А.И|12|8 |20|20|12|12 |12|4 |9 |2 |10 |12|4 |20 |18 |20 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |20 |Г.В.Н|6 |9 |22|10|10|10 |8 |20|10 |18|2 |20|10 |4 |12 |10 |

    | |. | | | | | | | | | | | | | | | | |

    |Средн. |13|9 |16|9 |10|10 |12|12|7 |17|9 |12|8 |10 |12 |15 |

    |Стены ср.|7 |8 |5 |3 |4 |3 |5 |7 |4 |9 |3 |7 |4 |5 |6 |7 |

    На основании результатов исследований, проведенных с помощью

    многофакторного личностного опросника Р.Кэттелла были построены профили

    личности каждой группы по средним стенам.

    ГРАФИМ (СМ. ПРИЛАГАЕМЫЙ ФАЙЛ)

    2.3 Анализ результатов методами математической статистики

    Матери, входившие в состав контрольной группы, характеризуются большей

    выраженностью таких факторов: положительный полюс Q1 - гибкость - 12

    человек (60%), положительный полюс М - аутия (мечтательность) - 13

    человек (65%). Сочетание эмоциональной неустойчивости и доминантности

    встречаются только у 5 человек (25%) матерей.

    Данные же исследуемой группы показывают, что сочетаемость

    доминантности и эмоциональной неустойчивости встречается у 13 человек (65%)

    испытуемых, также высокий показатель положительного полюса фактора Q4 -

    фрустрированности - 12 человек (60%) .

    Анализ результатов тестирования и перевод сырых баллов в стены

    позволяют построить профиль личности для одной и второй групп.

    Профиль личности "типичной" матери ребенка, не отличающегося

    гиперактивным поведением, характеризует личность с нормальным уровнем

    интеллекта, склонную к конформности, уступчивости, умеющую идти на

    компромисс, дипломатичную, со средним уровнем эмоциональной устойчивости,

    хотя наблюдается достаточно низкий показать супер-эго. Это позволяет

    предположить наличие внутреннего конфликта, вызванного:

    . желанием быть тактичным и уступчивым (низкий показатель по фактору Е

    :конформности - доминантности),

    . низким уровнем супер-эго и достаточным показателем по фактору N

    (свидетельствующем о наивности, общительности),

    . недостаточно хорошо развитым умением анализировать мотивировки людей,

    поглощенностью своими идеями, интересом к искусству и религии (пик по

    фактору М (праксерния-аутия)).

    Профиль "средней" матери гиперактивного ребенка более уплощен, имеет

    только два пика. Это можно объяснить большим разбросом сырых баллов у

    разных испытуемых, что позволяет говорить о большей неоднородности данной

    группы. Пик по фактору В (низкий интеллект - высокий интеллект)

    свидетельствует о нормальном уровне интеллекта, второй пик по фактору С

    (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость) позволяет

    предположить, что "типичная" мама гиперактивного ребенка эмоционально

    неустойчива, находится под влиянием чувств, при расстройствах теряет

    равновесие духа, склонна к ипохондрии и высокой утомляемости.

    Математическую обработку производим с помощью критерия Х2

    Х2 - критерий Пирсона

    Назначение критерия

    Критерий Х2 применяется в двух целях:

    1. для сопоставления эмпирического распределения признака с

    теоретическим равномерным, нормальным или каким-то иным;

    2. для сопоставления двух, трех или более эмпирических распределений

    одного и того же признака.

    Описание критерия.

    Критерия Х2 отвечает на вопрос о том, с одинаковой ли частотой

    встречаются разные значения признака в эмприческом и теоретическом

    распределениях или в двух и более эмпирических распределениях.

    Преимущество метода состоит в том, что он позволяет сопоставлять

    распределения признака представленные в любой шкале, начиная от шкалы

    наименований. В самом простом случае альтернативного распределения "да

    - нет", "допустил брак - не допустил брак", "решил задачу - не решил

    задачу" и т.п. можно уже применять критерия Х2.

    Связь гиперактивного поведения детей и сочетания доминантности и

    эмоциональной неустойчивости в структуре личности матерей.

    Таблица 6.

    | |Матери |Матери |Всего |

    | |гиперактивных |негиперактивных |l |

    | |детей |детей |(nij=ni |

    | | | |j=1 |

    |Выявляется |13 человек |5 человек |18 человек |

    |сочетание |65 % |25% | |

    |доминантности и | | | |

    |эмоциональной | | | |

    |неустойчивости | | | |

    |Не выявляется |7 человек |15 человек |22 человек |

    |сочетание |35 % |75% | |

    |доминантности и | | | |

    |эмоциональной | | | |

    |неустойчивости | | | |

    |Всего |20 человек |20 человек |40 человек |

    |k | | | |

    |(nij=ni | | | |

    |i=1 | | | |

    Вычисляем выборочное значение статистики критерия Х2в по следующей

    формуле [30, c. 289]

    Х2в = n(n11n22n - n12n21)2/ n1n2 n1n2 = 40(13*15-

    7*5)2/20*20*18*22=6.46

    Число степеней свободы (2-1)(2-1)=1

    По таблице П5 [30, c.412] находим критическое табличное значение

    Х20.95(1) = 3.84. Поскольку полученное нами значение превышает

    критическое табличное значение, есть основание говорить, что

    существует взаимосвязь между гиперактивным поведением детей и

    сочетанием у матери таких личностных характеристик как доминантность и

    эмоциональная неустойчивость.

    На основании полученных результатов, используя таблицу 5.02

    [30,с. 522], уровень значимости 0,975, то есть уровень различий 0,025

    достоверен. Это говорит о том, что гипотеза на данной выборке

    подтвердилась.

    2.4. Обсуждение результатов

    Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, позволяют

    говорить о том, что, в силу аффективного (до взвинчивания) реагирования,

    эмоционально неустойчивая мама постоянно "заряжает" ребенка тревогой,

    напряженностью, ожиданием опасности, то есть формирует у него неадекватное

    аффективное отношение к миру. Очень многие ситуации в их взаимодействии

    завершаются конфликтами. Не умея предупредить конфликт, доминантная мама

    наказывает ребенка, который в ответ задает массу "недетских" (с точки

    зрения мамы!) вопросов: "Ты меня любишь?", "Ты почему со мной

    разговариваешь грубым голосом?", "Почему ты ругаешься?" и т.д.

    Доминантные эмоционально неустойчивые мамы гиперактивных детей очень

    часто не выдерживают бурного темперамента, чувствительности и

    эмоциональности своих детей и прибегают к угрозам "лишения любви". Таким

    образом они воздействуют на неокрепшие чувства ребенка, манипулируя ими и

    создавая основу для возникновения тревоги, беспокойства и страха. Результат

    выше перечисленного - излишне подвижное расторможенное поведение детей.

    В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно

    свести к следующим:

    В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели".

    Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет

    уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.

    Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя"

    Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

    Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтоб

    он мог его завершить.

    Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

    Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания

    (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

    Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения

    домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному

    режиму.

    Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах,

    на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно

    стимулирующее, возбуждающее воздействие.

    Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных,

    шумных приятелей.

    Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению

    самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

    Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны

    ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки,

    бег, спортивные занятия, игры.

    Гиперактивность может сдерживаться с помощью вышеназванных мер.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Гипотеза на данной выборке подтвердилась (уровень значимости различий

    0,025). Это позволяет сделать вывод о том, что причиной гиперактивного

    поведения детей может быть не только минимальная мозговая дисфункция, как

    считает большинство авторов, занимающихся данной проблемой, но и личностные

    характеристики матери, так как именно матери проводят большую часть времени

    с ребенком 7-10 лет (в этом возрасте наблюдается наибольшее проявление

    гиперактивного поведения). Следовательно, сочетание доминантности и

    эмоциональной неустойчивости матери может стать причиной формирования у

    ребенка гиперактивного поведения.

    В результате исследования было обнаружено, что у большинства матерей

    гиперактивных детей высокий показатель фрустрированности. Эти данные

    позволяют выдвигать иные гипотезы, касающиеся взаимосвязи

    характерологических и поведенческих характеристик детей и личностных

    особенностей их матерей.

    Полученные результаты, подтвердившие гипотезу, позволяют разрабатывать

    более целенаправленные программы коррекции для детей, характеризующихся

    гиперактивным поведением и их ближайшего окружения, в частности матерей.

    Основываясь на данных исследования, можно утверждать, что психолог-

    консультант, работая с гиперактивными детьми и составляя для них

    коррекционные программы, должен уделять больше внимания работе с близкими

    этих учащихся, особенно с матерями.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Байярд Роберт т., Байярд Джин. Важ беспокойный подросток. Практическое

    руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с анг. - М.:Просвещение,

    1991. - 224 с.

    2. Батаршев А.В. (составитель) Многофакторный личностный опросник

    Р.Кэттелла: Практическое руководство. - Таллинн: Центр информационных и

    социальных технологий "регалис", 2000. - 88 с.

    3. Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования

    личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. -

    Рига, 1989. -99 с.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.