МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Госэкзамены ответы

    требованиям. Индивидуальный стиль – обусловленная типологическими

    особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека,

    стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Природное

    условие: тип НС. Личностное условие: стремление к наилучшему выполнению.

    Схема индивидуального стиля: ядро – темперамент, пристройка – способы

    деятельности. Отношение между ядром и пристройкой: а) совершенствование

    природной индивидуальности. Б) совершенствование профессиональной

    индивидуальности: формирование структуры индивидуального стиля.

    31. Генез восприятия. Восприятие как система перцептивных действий.

    Определение ощущения и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия.

    Виды образных явлений. Классификации ощущений и рецепторов

    Ощущение -отражение св-в предметов объективного мира, возн. при их

    непосредственном возд. на рецепторы; элементарное сенсорное кач-во;

    данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Т.о. это

    редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.

    Атрибутами явл. качество, интенсивность, протяженность, длительность. Роль

    в процессе восприятия: стимул возд. на рецепторы орг. чувсв ит., затем

    возн. некот. стр. ощущения, к кот. добавл. образы памяти.

    Восприятие - процесс порожд. чувств. образов, возн. при условии возд.

    внешн. мира на орг. чувств.

    Психофизическое отношение: действител. во всех ее ф. и спос. организации

    (абиот. и биот. среды; соц., культ и др миры; простр., временная и

    др.организации) рассматривается как источник содержания чувствительной

    данности (образ воспринимаемой и ощущаем. действительности). А продуктом

    процесса воспр. явл. чувств. образом. Отражение - представленность одного

    другому. Особенностями чувст. отраж. - оно всегда вкл. в себя элемент

    искажения неадекватности (феномен перцептивного дополнения). Отношение

    воспрятия к активности н. тк. и вообще к организму - психофизиол. отнош-е.

    Аксиологическое отнош: индивид-субъект (индив., вкл. в сис-му жизн. связ. и

    отношений; гл. признак - активность)-личности (соц. объект)-

    индивидуальность. Субъект - носитель восприятия, вне его это не возможно.

    Св-ва образов восприятия. Олпорт выделил 5 классов феном \ св-в воспр. 1)

    сенсорные кач-ва - зависят от органов чувств (их св-ва: интенсивность,

    простр. протяженность, длительность во времени); 2)константность (св-во

    перц. образа сохран. относит. постоянство хар-к при измен. условий воспр.

    3)сис-ма отчета (субъект непосредственно оценивает восприним. объекты)

    4)предметность (образы воспр. содерж. знания о воспринимаемом мире).

    Предметы воспр. как обладающие физич. св-вами) 5) феномен установки

    (изирательность и пристрастность субъекта к воспринимаемым объектам)

    (пример тест «теща\жена»). Осгуд выдел след. хар-ки перцептивных

    феноменов: целостность, константность, транспозицию (треуг. может проецир..

    на многие уч-ки коры не претерпевая изменений), избирательность (для

    голодного организма предметы связ. с едой явл. фигурами). Т.о можно

    выделить след. кач-ва: предметность ( по Леонтьеву -образ локал. во внеш.

    среде); константность: структурность (мы восприн. дейсвительность не по

    частям, а как целое\структуру); анизатропность (неоднородность - мы

    восприним. толькл то, что становится объектом нашего внимания);

    историчность (один и тот же предмет или событие восприним. по разному в

    разн. контекстах, наполняясь иным содержанием); биполярность (в образе

    воспр. предст. не только внешний мир, но сам воспринимающий)

    Виды образных явлений. А) Ощущение - элементарное сенсорное кач-во;

    данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Это

    редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.

    Б) Ф?????? - возникает при искусственном возбуждении участков зрительных

    анализаторов неспециф. раздражителями или физ-хим. процессах. В)

    Последовательный образы - зрит. ощущение, сохр. какое-то время после

    прекращ. действия зрит. раздражителя. Различ. + и - . Первый окрашен также

    как и раздражитель и бывает кратковременным. Второй сохран. дольше и

    окрашен в дополн. цвета. При продолж. или интенсивном действ. раздражителя

    можно набл. смены + и -. В) Проективные образы - возникают при

    неструктурирован. стимуляции (человек устал или у него есть неудовлетв.

    потребности). Г) Эйдетические образы - воспр. событий прошлого в деталях...

    Классификации ощущений и рецепторов: 1) по типу модальности (зрит, обонят,

    вкусов, вестиб. чувствительности и тд). 2)специф.(связ. и нес. стимулы,

    вызыв. о. делятся на: проксимальные (распределение энергии у поверхности

    орг. чувств) и дистальные (у поверх.н . воспр. действительн.) Второй

    ипостасью о. - образы элемент. символов (как напр. при простейш. зрител.

    впечатлен.- можно найти параметры для проксим. стимулов, кот. соотв. парам.

    ощушений: интенс. зрит.: интенс. зрит. воспр. явл. интенс. света). Т.е.

    образ этого стимула элементарен и его можно считать воплощением чистого о.

    3) по эволюц. принципу: протолитические (не дают возможности точно

    локализовать..., отражают субъектные состояния) и эпикритическая (?).

    Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного

    научения. Примеры экспериментальных исследований

    Прежде всего проблема врожденного-приобретенного касается таких феноменов

    восприятия, как: - конфигурация, - константность, - предметность. Три

    класса экспериментов: 1) на новорожденных (или выращенных в особых

    условиях) животных 2) на новорожденных детях 3) исследование особых

    клинических случаев (прозревшие слепые) Эксперименты на конфигурацию.

    Восприятие формы: 1 - новорожденные цыплята предпочитали кормушки округлой

    формы 2 - новорожденные дети предпочитали законченные фигуры (закон

    хорошего продолжения работает) 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как

    состоящий из различных конфигураций фигур. Восприятие пространства: 1 -

    цыплятам надевали искажающие линзы. 2 - новорожденные (1 неделя)

    воспринимают резкое увеличение тени как движение приближающегося объекта ->

    комплекс оборонительных реакций. 3 - прозревшие слепые воспринимали мир как

    состоящий из объектов, но пространственную локализацию этих объектов иногда

    они определяли неточно. Вывод по конфигуративным феноменам: мир изначально

    воспринимается как определенная структура, но восприятие конфигуративных

    свойств еще не достаточно точно). Эксперименты на константность. 1 - на

    крысах: условия световой депривации с рождения. Приманка сигнализировалась

    кругами разного диаметра. Константность восприятия размера не наблюдалась.

    2 - на новорожденных (6-8 недель). Закреплялась реакция на куб со стороной

    30 см на расстоянии 1 м. Затем показывали кубы 30 см и 90 см на расстоянии

    3 м. Дети выбирали куб 30 см. Т.е., в 6-8 недель уже наблюдается феномен

    константности восприятия размера. 3 - по прозревшим данных нет. Вывод: по

    феномену константности информация противоречивая. Эксперименты на

    предметность. 1 - эксперименты со зрительным обрывом на животных показали,

    что все животные предпочитают не пересекать обрыв. 2 - на детях 6 недель

    наблюдалось повышение частоты сердечных сокращений при виде зрительного

    обрыва. Таким образом, наблюдается феномен предметных значений (восприятие

    опасности, которую таит в себе поверхность). На детях 1 недели -

    предъявлялось мнимое изображение (поляризованный свет) -> дети пытались

    схватить объект, затем реакция удивления. Наблюдалось также восприятие

    объективных свойств предметов (жесткий предмет дети пытались схватить, до

    аморфного - дотронуться). Общие выводы: несмотря на многочисленные

    эксперименты, проблема врожденного-приобретенного не имеет однозначного

    решения (нельзя понять, то ли это врожденное, то ли результат способности к

    быстрому научению).

    Научение в восприятии. Основная проблема, касающаяся научения в восприятии,

    состоит в следующем: что в восприятии есть результат научения? Многие

    теории сходились в том, что опыт влияет на воприятие, следы прошлого

    участвуют в нашем восприятии настоящего. Так, Гельмгольц считал, что мы

    учимся правильно воспринимать в опыте. По Титченеру (точка зрения

    структуралистов), мы учимся воспринимать путем присоединения прошлых

    ассоциаций к сенсорной основе. Гештальттеория настаивает на врожденности,

    спонтанности восприятия форм. Две основные теории перцептивного научения:

    1) теория обогащения и 2) теория специфичности. Научение (1) как обогащение

    прежних бедных ощущений или (2) как дифференциация прежних смутных

    впечатлений. В первой решающая роль отводится опыту, во второй -

    стимуляции. Первая хорошо объясняет ошибки, иллюзии восприятия,

    индивидуальные различия и установки в восприятии; вторая - правильное

    восприятие. Эксперименты на вторую теорию: эксп-ты Гибсона со спиралями

    (испытуемые научались различать разные спиральки).

    62. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия

    Восприятие как субъектно-ориентированный процесс (СОП) или объектно-

    ориентированный процесс (ООП). Различные теории трактуют восприятие как ООП

    или СОП. Есть и третий класс теорий: взаимодействие субъекта и объекта, для

    кот. хар-но, что: мышление и восприятие - самостоятельные процессы;

    отрицание участия в познании прошлого опыта; не допускается моделирование

    процесса. Различия между ООП и СОП:

    |теории |ООП |СОП |

    |Что |Физическое |Целеполагаю|

    |представляет |тело либо |щий субъект|

    |собой субъект|техническое | |

    |восприятия |устройство по| |

    | |прееработке | |

    | |информации | |

    |Функция |Отражение |Представлен|

    |восприятия |внешнего мира|ие знаний |

    | | |субъекта о |

    | | |мире |

    |Чем |Внешнее |Цель |

    |детерминирует|воздействие | |

    |ся | | |

    |восприятие | | |

    |Что есть |Пассивный |Активный |

    |восприятие. |процесс |процесс |

    |Его свойства |Индифферентно|Пристрастно|

    | |сть |сть |

    Объектно-ориентированные теории восприятия:

    |Теория |Структу|Гешталь|Гибсон |

    | |р-зм |т | |

    |Какие |Сенсорн|Конфигу|Сенс.кач-в|

    |феномены |. |рат. |а |

    |изучает |кач-ва |феномен|Конфигур. |

    | | |ы |Констант-с|

    | | | |ть |

    | | | |Предмет-ст|

    | | | |ь |

    |Что есть |Отдельн|Потоки |Структурны|

    |воздейст-я |ые виды|физич. |е |

    |внешнего |физич. |энергии|характ-ки |

    |мира |энергии| |потока |

    | | | |физич. |

    | | | |энергии |

    |Мех-зм |Две |1. |Акт |

    |порожд-я |ступени|Закон |извлечения|

    |перцепт. |: |перцеп.|информации|

    |образов |1) |орг-ции| |

    | |возникн| | |

    | |. |2. | |

    | |ощущени|Взмд-е | |

    | |я |разнона| |

    | |2) |пр. сил| |

    | |суммаци| | |

    | |я |3. | |

    | |ощущ-й |Принцип| |

    | |по |изоморф| |

    | |законам|изма | |

    | |НС | | |

    Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного

    образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция – метод

    предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип

    постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть

    сенсорного органа – они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и

    преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из : Ощущений, которые

    возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые

    представляют собой следы пережитых ощущений. Предполагают, что 2 во всем

    подобно 1, отличается лишь меньше отчетливостью. Воспринимаются группы

    простых стимулов (суммация ощущений). Все состоит из Едва заметных

    различий. Наше пространственное ощущение не явл. зрительным, поскольку

    1)Все статистические признаки глубины многозначны 2) тщательная АИ

    показывает, что единственные зрит. Ощущения, которые могут быть обнаружены

    – двумерны и непосредственны. Соответственно – Аккомодация и конвергенция –

    это первичные признаки восприятия, несмотря на то, что они не зрительные.

    Пространственные ощущения; 1) кинестетические мышечные ощущения Аи К

    2)Следы памяти от предшествующих кинестетических ощущений 3) чистые

    зрительные ощущения. Критика: образ не целостен (АИ), невозможно

    абстрагироваться от контекста, Иллюзия Мюллера-Лаера сохраняется несмотря

    на АИ. По точкам не построить фигуру.

    Гештальттеория восприятия Акцент на врождеенный характер перцептивных

    процессов. Основываеться на целом а не на единицах – пример мелодия, контур

    треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий.

    Физиологич. Г. – концентрация хим. веществ на окончаниях возбужд. Волокон

    достигает устойчивого состояния конструкция, представляющая в своем

    пространственном распределении фигуру будет отличаться от концентрации,

    представляющей фон. Ионы будут диффундировать – из зоны фигуры в зону фона

    – вызывая эл ток вокруг контура фигуры. Принцип изоморфизма (равенство

    формы) – воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения

    в виде квадрата в зрительной коре. Зрительное поле – Силы, действующие в

    з.п. 1) чем больше количественное сходство между процессами в зп тем

    сильнее связ силы между ними 2) чем больше сходство по интенсивности – тем

    ---/--- 3) чем меньше расстояние между процессами – тем ---/--- 4) Чем

    меньше временной интервал ( 3-4 хорошо опис фи-феномен). Чем сильнее

    противореч межд связывающими и сдерживающими силами тем больше энергии в

    зрительном поле способно произвести перцептивную работу (замыкание неполных

    фигур, искажения, группировка зрительных предметов) ЗП Имеет тенденцию к

    минимизации напряжения. Ф-ция сдерживающих сил – сохранение видимой

    локализации точки, точно соотв месту нахожд возбужд в том распределении,

    которое связывает стимул. Связи: 1) близость по расстоянию 2) сходство по

    качеству 3) Продолжение (закономерные последовательности) 4)Замкнутость.

    Выделение фигуры из фона тоже но +Контраст +Непрерывность + Осмысленность.

    Критика – нет научения, все врожденное. Фигура или фон – двойственные

    фигуры.

    Гибсон (экологическая теория восприятия). Восприятие - то, что индивид

    достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с

    внеш. миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологич.

    акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности – окружающая среда.

    Экологическая оптика. Зрительная информация извлекается из светового

    потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена

    световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности.

    Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры

    – закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты –

    источники зрительной информации. В мире нет разницы между тем, что кажется,

    и тем, что есть на самом деле. “Изучаю только реальное восприятие”.

    Основной механизм извлечения возможности – внимание к объекту. Это есть

    активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о

    мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения,

    которые дают субъекту информацию о себе. Процесс восприятия подчинаяется з-

    нам перцептивной организации: а) близость (чем я ближе, тем больше

    организация в целые образы); б) сходства; в) замкнутости (чем она больше,

    тем больше организ. в отд. образы. Воспринимающие с-мы:5 типов их типов

    соотве. 5 орг. чувств, но отлич. от них: а) специфику чувств опред. набором

    рецепторов и проекционн. ц. мозга, а в.с. - органом и его настройкой; б)

    рецепторы - пассивны, а в.с. - получают инфо. активно; в) результат работы

    орг. чувств - набор врожд. ощущений, а в.с. - способн-ть к соверш.

    Субъектно-ориентированные теории восприятия:

    |Теория |Гельмголь|Брунер |Найссер |

    | |ц | | |

    |Изучаемые|Предмет-с|Предмет-с|Установка |

    |феномены |ть |ть |Предмет-сть |

    | |Конфигур.|Установка| |

    |Что есть |Образ |Система |Когнитивная |

    |знание |представ-|категорий|схема |

    |субъекта |ния | | |

    |о мире | | | |

    |Механизм |Бессознат|Процесс |Перцептивн. |

    |порождени|. |категориз|цикл |

    |я |умозаключ|ац. | |

    |перцепт. |-я |(4 | |

    |образов | |стадии) | |

    Гельмгольц. Восприятие - акт психической деятельности. Три вида образов:

    1) первичный образ - имеет чувств. природу, порождается физиол. элементами;

    полностью очищен от опыта. 2) образ-представление - он содержит знания

    человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внеш. миром (напр.,

    представление о форме вещей, их простр. локализации и т.п. 3) перцептивный

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.