МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Госэкзамены ответы

    поведении. управление действием (сопоставление с его выполнения

    (контроль(контроль неотем. элемент психики как ориент.. деят. Деятельность

    контроля не имеет продукта и внимание является ф-цией контроля. Но также

    нельзя указать и на содержание процесса внимания. Становясь умственным

    дейсвтие сокраш. , прибл. к дейсвию по формуле. На учч-ке сокраш-я

    происходит ассоциативный переход м. сохран. звеньями. Для наблюдателя этот

    прееход не заметен. Акт внимания - образуется тогда когда действие контроля

    становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контоль =

    вниман., но всякое вним. = контроль. Контроль лишь оценивает деятельность ,

    а внимание е улучшает. Св-ва вниман.: избирательность и положительное

    влияние на деят. с кот. оно связанно. Произв. вним. - контроль за

    действием, вып. на основе заранее сост. плана с пом. заранее уст ан.

    критериев и способов их примен. Непроизв. - тоже контроль, но контроль

    идущий за тем, что в предмете или обсановке бросается в глаза. Ср-во

    контроля здесь диктуется объектом. Но содержание деятельности внимания и

    здечь состоавляет контроль - за тем, что устанавливают восприятие и

    мышление. На основе гипотезы о внимании как о отд. псих. функции Г.

    объясняет и планомерное формирование вним: чтобы сформировать новый прием

    произ. внимания мы должны наравне с основной деятельностью дать задание

    проверить ее,ёуказать для этого приемы ... Сначала это происходит внешне в

    материальной ф. - начинать следует не с вним. , а с организации контроля

    как орпеделенного врнешнего действия, кот. далее путем поэтапной отработки

    доводится до умственной, сокращенной, автоматизированной ф., которая

    собственной и превращается в акт внимания, отвечающий новому заданию. Все

    конкр. акты вним. (произ. и непроизв.) - результат формирования новых

    умственных действий.

    85. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания

    Подходы к исследованию внимания: 1) структурный, 2) функциональный, 3)

    генетический.

    (1) соотношение внимания и сознания. Классическая психология сознания.

    Модели сознания. Вундт: различение центра и периферии – характеристики

    центра сознания. Джемс: поток сознания. 3 составляющие внимания: а)

    познавательная, б) аффективная, в) волевая (моторная) части. (а) связь

    внимания с восприятием, характеристики и условия восприятия: 1) сенсорная

    ясность. Титченер: усиление внимания – интенсивность внимания. 2) Вундт:

    отчетливость – аналитический эффект внимания. Все, что не входит в поле

    внимания, разделяется на части, анализируется. 3) Задержка и фиксация

    материала – мнемический эффект, условия образования прошлого опыта. (б)

    Вундт: 1) переживание внутренней активности часто связано с чувством

    неудовольствия. 2) состояние волнения, вовлеченности в деятельность,

    интерес к объекту, связь с мотивацией. (В) Наличие кинестетического

    ощущения – мышечное чувство (чувство телесной напряженности). Компоненты

    ориентировочных рефлексов: изменение мимики; физиологические реакции;

    сосредоточение и т.д. Структурная психология: только мышечное чувство.

    Является ли внимание самостоятельной активностью субъекта? «Да», - Вундт.

    1) внимание – состояние сознания, которое характеризуется ясностью и

    отчетливостью. 2) внимание – процесс, который переводит элементы с

    периферии к центру. Внимание - апперцепция. Основной механизм внимания –

    стремление к центру. Внимание – наличие произвольного усилия. «Нет», -

    Титченер. Внимание – атрибут сознания. Внимание – степень сенсорной

    ясности, различие между центром и периферией. Внимание: 1) пассивное.

    Непроизвольное, подчиняющееся особенностям внешнего объекта, субъект не

    совершает усилия – внимание утрачивает свою направленность. Беспорядочное

    внимание. 2) активное. Если в поле существует несколько хороших стимулов,

    то необходим выбор, активность субъекта. Только когнитивный аспект

    внимания. Первая постановка проблемы генезиса внимания. Классическая

    психология сознания: функции внимания – синтез сознательных впечатлений.

    Вундт: эту функцию выполняют субъективные элементы – чувства. Это

    аффективный и волевой аспекты внимания.

    (2) соотношение внимания и жизнедеятельности. У. Джемс: мир для субъекта –

    набор хаотических воздействий. Основная функция внимания – упорядочивание

    этих воздействий и возможность осуществлять направленную деятельность.

    Внимание – избирательность потока сознания (процесс). Внимание – выражение

    спонтанной активности субъекта, функция которой – установление порядка

    восприятия впечатлений (селекция). Другая функция: сосредоточение /

    удержание материала в сознании за счет работы с ним. Поток сознания может

    замечаться субъектом – удержание материала (некоторое свойство рефлексии).

    Представление о механизмах внимания: механизмы приспособления к наилучшему

    восприятию, т.к. внимание рассматривается и в связи с его телесными

    проявлениями (например, усиление контроля, позы приспособления). Основной

    механизм внимания – преперцепция – предвосхищение восприятия материала.

    Виды внимания: 1) перцептивное (связь с восприятием): восприятие текущих

    событий и построение модели ближайшего будущего, свойство субъекта –

    наблюдательность, 2) интеллектуальное (связь с мышлением) –

    проницательность, способность ориентироваться в новых данных опыта,

    возможность выделить существенные атрибуты воспринимаемого материала.

    Внимание связано с развитием воли. Избирательность потока сознания –

    перебор различных впечатлений. Произвольность (волевая активность,

    активность «духовного Я») – выбор впечатлений. Развитие личности – развитие

    внимания. Развитие внимания связано с развитием всех способностей субъекта

    («Гений есть внимание»).

    (3) соотношение внимания и общественной культуры. Т. Рибо: собственно

    человеческие психические функции разделены между людьми, не являются

    индивидуальными свойствами. Внимание – не индивидуальное свойство, т.к.

    неестественно для человека. Естественное состояние – полиидеизм. Внимание –

    моноидеизм. Управление и развитие внимания может быть только косвенным. (1)

    развитие внимания связано с мотивацией: присвоение социальной мотивации,

    внешних требований. Внимание как результат социального научения.

    Определение развития внешней мотивации через развитие движения – моторная

    теория внимания: внимание связано с набором выразительных движений, которые

    можно контролировать (развитие внимания). 2 плана развития внимания: 1)

    развитие личностной активности субъекта, 2) создание и развитие внешних

    средств управления внимания. 3 уровня развития внимания (Титченер: типы

    внимания): 1) непроизвольное (вынужденное), управляемое внешним объектом,

    2) произвольное, социальное. Условие развития произвольности – диалог с

    другим, внимание первоначально управляется извне. 3) послепроизвольное,

    активность личности – высшее проявление внимания, означающее вовлеченность

    деятельности. Нет необходимости во внешнем требовании. Развитие внутренней

    мотивации субъекта, субъект мотивирован внутренним содержанием выполняемой

    деятельности: а) натуральная, б) социальная, в) личностная. (2) само

    освоение культурных предметов предполагает развитие внимания. Созданные

    предметы управляют психическими функциями: освоение культурного предмета

    формирует определенные психические качества, образование которых связано с

    развитием внимания. Л. С. Выготский: внимание – ВПФ, связанная с (1)

    направленностью и (2) возможностью удерживать в сознании определенный

    материал. Средства? Эксперименты. 1) гештальтпсихология: приманка для

    животных в коробках разных цветов – возможность реагировать на отношения

    предметов – наблюдательность. Выготский: необходима ситуация, в которой

    отношения между предметами сначала незаметны, чтобы обратить на него

    внимание, необходимо внешнее средство (дети, цветные коробки и указательный

    жест). 2) внимание и оперативная память. Игра детей, где нельзя

    повторяться, цветные фишки – внешние средства. Произвольность – результат

    овладения средствами, интериоризации. Произвольное внимание – искусственно

    созданное внимание, которое является опосредованным. П. Я. Гальперин:

    формирование умственного действия и внимания. Определение внимания как

    самостоятельного психического процесса. В чем специфический продукт

    внимания? Деятельность, ее части: а) ориентировочная – ориентация в

    условиях, которые обеспечивают саму возможность выполнения деятельности.

    Источник мыслительной активности. Б) исполнительная – внимание и

    продуктивность выполнения действия. В) контрольная – проверка выполнения,

    результата действия, связанная с использованием определенного эталона.

    Внимание – психический контроль. Основная функция внимания – проверка

    результатов действия по определенному эталону. Сначала – внешний,

    социальный контроль, разделен между людьми, связан с внешними требованиями.

    Внимание – интериоризация действия контроля во внутренний контроль.

    Внутренний контроль связан с наличием произвольности. 2 аспекта

    интериоризации: 1) сокращение (автоматизация) действия контроля, 2)

    молчаливый, внутренний контроль. Непроизвольное внимание – такое действие

    контроля, для которого эталоном является внешний объект, особенности

    субъекта.

    Проблема существования внимания. Внимание можно объяснить путем сведения к

    другим психическим процессам. Гештальтпсихология: внимание объясняется

    закономерностями восприятия, перцептивной организацией. Особенности

    внешнего стимула обеспечивают избирательность внимания. Различаются процесс

    и его условие: внимание как процесс может быть сведено к восприятию.

    Внимание существует при условии наличии активности субъекта и контакта

    между субъектом и предметом, который он познает - эго-объектная связь.

    Наличие внимания – наличие специфического контакта между ними.

    Необходимость фиксировать результат и условие протекания внимания. В разных

    состояниях сознания существуют разные степени контакта с реальностью:

    изучение СС как способов контакта с реальностью. Выделение ИСС, связанных с

    разными видами психического функционирования.

    Теории внимания. Основные определения внимания. В. Вундт: внимание –

    субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный

    результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством

    внутреннего усилия. Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс:

    внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной

    деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких

    одновременно возможных рядов мысли (селекция).

    Моторная теория внимания. Рибо: внимание – сознательное состояние

    относительного моноидеизма, сопровождаемое и обеспечиваемое движениями или

    их задержкой. Теория Рибо: 1) внимание и активность личности, воспитание и

    внимание. Н. Ф. Добрынин: внимание – направленность и сосредоточенность

    нашей психической деятельности. Направленность – выбор деятельности и

    поддержание его, сосредоточенность – углубление в данную деятельность и

    отвлечение от других. 2) развитие внимания – формирование внимания. Внешние

    и внутренние средства управления вниманием. Выготский: внимание – ВПФ. П.

    Я. Гальперин: внимание – функция психического контроля. Проблема

    существования внимания как предмета науки. 1) внимание – свойство любой

    деятельности. 2) внимание – часть другого процесса. Опасность редукции. 3)

    трудно зафиксировать продукт внимания – неспецифическая продуктивность. В

    практике внимание как проблема усилия субъекта, внимание – особое его

    способность (внимательность).

    Гештальтпсихология (Коффка, Келер). 1) против Вундта. Для выделения фигуры

    на фоне апперцепция не нужна, так как здесь действуют законы перцептивной

    организации. 2) Против Титченера. Активность субъекта существует, она

    необходима как связь субъекта с объектом. Если сила исходит от объекта, то

    это сенсорное внимание. Если нет, то сила Я – интеллектуальное внимание.

    Возможные состояния эго-объектной связи: 1) объект диктует законы

    восприятия, исходная заданность связи, связь по природе; 2) объект не

    однозначен, не устойчивость связи и столкновение эго с проблемой «что это

    такое?»; 3) эго удерживает объект, выделяет все новые его свойства

    (Рубинштейн: «вычерпывание свойств»). В актуал-генезе внимания происходит

    радикальное изменение субъекта.

    + см. 86

    86. Исследования внимания в когнитивной психологии.

    Два подхода: 1) внимание как селекция; 2) внимание как усилие.

    (1) внимание как селекция. Эксперименты К. Черри: человек как приемник

    информации, осуществляемый отбор разных ее потоков. Релевантные (значимые)

    и нерелевантные потоки. Свойства приемника: 1) настройка на релевантный

    канал; 2) выделение и усиление сигналов на фоне – способность принимать

    решение, перекодирование информации. Две основные гипотезы: 1) определение

    возможных характеристик стимула, который используется для выделения

    сообщения. Возможные критерии: а) направление источника звука; б)

    особенности голоса; в) темп сообщения – частота структурных единиц; г)

    синтаксис; д) содержание. 2) определение судьбы отторгнутых сообщений.

    Методики предъявления материала: а) бинауральное предъявление: одинаковое

    сообщение по нескольким каналам; б) дихотическое предъявление. Инструкция:

    а) нейтральная; б) прислушиваться к одному сообщению; в) повторять

    информацию релевантного канала. Результаты: 1) варьирование характеристик

    стимула при бинауральном прослушивании. Большие трудности в выполнении

    инструкции. Испытуемый ориентировался на различие в вероятностной структуре

    сообщения, если испытуемый записывает, то задача выполнима. Вывод: на

    ранних этапах приема информации физические характеристики стимула значимы.

    2) повторение релевантного сообщения при дихотическом прослушивании. Из

    нерелевантного сообщения в отчет попадают стимулы с грубыми физическими

    характеристиками. Вывод: на ранних этапах приема информации физические

    характеристики стимула во многом определяют его (прием).

    Бродбент: ЦНС прдставляет собой канал передачи инфо с ограниченной

    емкостью. . Канал - проводник переноса сенсорных сообщений такого класса,

    кот. может быть отвергнут или отобран для дальн. перераб. Внимание по Б.

    выполняет ф-цию селекции и представляет собой спец. фильтр, располож. на

    ранней стадии приема и перераб. инфо. ( это теория ранней селекции. 2

    стадии прер. инфо. На 1 одновремено перераб. и хранится в теч 2 сек. вся

    входящяя инфо. Анализ стимуляции здесь только в выделении физ. признаков,

    различ. отд. каналы поступления инфо. Кратковременное хранилище не = КП, а

    предст. собой скорее СР. Дальнейшая прераб. происх. на 2 стадии, т.е в сис-

    ме Р. Фильтр защищает систему от перегрузок, позволяет только релевант.

    стимуляции войти. Далее либо в блоки ответа и хранения или в возвращатся по

    петле обратн. связи и вновь прокруч. на Р. Работу модели можно пояснить на

    эксп. на расщепленное внимание: дихотич. предъявл. последов. из 3 пар цифр.

    Одна из пар подавалась н а1 ухо а одновр. с ней на 2 - вторая. 1 пара в

    сек. Сразу после предъявления - отчет. Все 6 цифр только в 65 % проб,

    причем в большинстве случ. поканально. Если увелич. до 4 пар - падение

    продуктивности. Исп. 2 группы отчитывались в порядке дейсвительного

    поступления 3 пар. Правильные - полные ответы, в кот. ни одна из цифр

    последующ. пары не была записана прежде предыд. пары. Варировали скорость

    подачи. Продукт. на всок. скоростях (0.5 -1 сек. интервал) = 15 %. НО даже

    при скорости 1.5 - 2 сек. их продуктивность была < чем у первой группы.

    Объяснение с пом. модели: система выделяет 2 канала стимуляции, но она не

    может это делать II. Факт поканального воспроиз. говорит о том, что в сис-

    ме Р вначале перераб. инфо с 1 уха. Фильтр сначала отбирает канал одного

    направл., а инфо. с др. канала ( во времен. хранилище. Увеличение t

    задержки снижало вероятн. их воспроизв.

    Трейсман. Ее исследование: дихотич. предъявл. текст со сдвигом в неск.

    сек. Испыт. долны были вторить сообщ. по релевант. каналу. Если вторимое

    сообщение опережало сообщ. из нерелев. канала > 10 сек. ( ничего не могли

    сказать о нерелев.; если 5-6 ( они одинаковые(существ. разл. временная

    емкость систем хранения инфо на предвним. и перцептивн. стад. Даже есл

    исообщ. подавались на 2 языках (тоже самое. ( сообщения сравн. ,

    предполагающей выделение и знание хар-рок и знач. слов, а не звуков.

    Отличие ее теории от Бродбента: инфо не блокир. полностью а лишь

    ослабляется на ранней стади анализа; вводится система механ. селекции на

    стадии восприятия, происх. до момента идентиф. Но как и у Б. селекц. нужна

    для предотвращ. перегр. системы восприятия, на ранних стад. перер.

    стимуляции

    Дойчи: все сигналы проходят полную переработку. Селекция происходит на

    этапе опознания. Уровень важности является критерием фильтра, опознания,

    идентификации. Дойчи поставили под сомнение мех. ранней фильтрации:

    огранич. в сис-ме перераб-ки лежат на стадии осознания. Селекция происх.

    после семант. анализа всех знаковых стимулов. В целом их модель похожа на

    Трейсман, если искл. аттентуар и провести входные линии прямо к словарю.

    Каждый сигнал перераб. полностью, а реш. значение для послед. активации

    игр. степень этой активации. Проблема - оперативный и быстрый отбор

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.