МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Госэкзамены ответы

    непосредственном возд. на рецепторы; элементарное сенсорное кач-во;

    данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Т.о. это

    редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.

    Атрибутами явл. качество, интенсивность, протяженность, длительность. Роль

    в процессе восприятия: стимул возд. на рецепторы орг. чувсв ит., затем

    возн. некот. стр. ощущения, к кот. добавл. образы памяти.

    .

    Виды образных явлений. А) Ощущение - элементарное сенсорное кач-во;

    данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Это

    редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован.

    Б) Ф?????? - возникает при искусственном возбуждении участков зрительных

    анализаторов неспециф. раздражителями или физ-хим. процессах. В)

    Последовательный образы - зрит. ощущение, сохр. какое-то время после

    прекращ. действия зрит. раздражителя. Различ. + и - . Первый окрашен также

    как и раздражитель и бывает кратковременным. Второй сохран. дольше и

    окрашен в дополн. цвета. При продолж. или интенсивном действ. раздражителя

    можно набл. смены + и -. В) Проективные образы - возникают при

    неструктурирован. стимуляции (человек устал или у него есть неудовлетв.

    потребности). Г) Эйдетические образы - воспр. событий прошлого в деталях...

    Классификации ощущений и рецепторов: 1) по типу модальности (зрит, обонят,

    вкусов, вестиб. чувствительности и тд). 2)специф.(связ. и нес. стимулы,

    вызыв. о. делятся на: проксимальные (распределение энергии у поверхности

    орг. чувств) и дистальные (у поверх.н . воспр. действительн.) Второй

    ипостасью о. - образы элемент. символов (как напр. при простейш. зрител.

    впечатлен.- можно найти параметры для проксим. стимулов, кот. соотв. парам.

    ощушений: интенс. зрит.: интенс. зрит. воспр. явл. интенс. света). Т.е.

    образ этого стимула элементарен и его можно считать воплощением чистого о.

    3) по эволюц. принципу: протолитические (не дают возможности точно

    локализовать..., отражают

    5. Развитие личности в зрелости.

    Под зрелостью личности понимается, прежде всего, социальная зрелость,

    выражаетися в том, насколько адекватно понимает человек своё место в

    обществе, каким мировоззрением или философией руководствуется, каково его

    отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы,

    социальные ценности), к своим обязанностям и своему долгу.

    Социальная зрелость включает в себя зрелость: гражданскую, т.е. осознание

    своего долга перед родиной, народом, обществом, ответственность за свой

    труд; идейно-политическую; моральную – понимание, принятие и реализацию

    норм морали, наличие развитой совести готовность действовать в соответствии

    с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить и

    чувствовать ответственность в любви, в построении семьи и её будущего;

    эстетическую – достаточно развитую способность воспринимать в тех или

    других его проявлениях и формах: в быту, в искусстве, природе.

    Социальная зрелость обуславливает и предполагает наличие психологической

    зрелости. Не может быт полной психологической зрелости у социально незрелой

    личности, характеризующейся инфантильностью суждений и действий,

    непониманием требований общества и т.д. нельзя очень точно «привязать»

    начало зрелости к определённому возрасту.

    Полноценно азвитая зрелая личность характеризуется хорошо интегрированной,

    цельной психологической организацией, единство которой обеспечивается

    единством изменяющихся и развивающихся, но достаточно значительных

    жизненных целей. Они наполняют смыслом жизнь человека и осознаются им не

    просто как личностно значимые, но и как объективно значительные,

    общественно важные.

    Психологические черты зрелой личности:

    - выраженное стремление к творчеству, проявление творческого начала в самых

    разнообразных сферах жизни; тонкая восприимчивость к достаточно широкому

    кругу явлений социальной жизни;

    - хорошая интеллектуальная активность в смысле постановки жизненных

    поблеем, готовности их вдумчиво понять и пытаться настойчиво решить;

    - достаточная эмоциональная чувствительнотсь, которая носит изобразительный

    характер, но широка по кругу вызывающих её явлений;

    - мобильность способнотей, т.е. умение реализовать в соответствующих

    действиях присущие чловеку потенции, которые он хотел бы раскрыть;

    - рефлексия на свой духовный облик, служащая задачам самоорганизации. Цели

    такой самоорганизации достаточно разнообразны и широки – тут и нравственное

    самосовершенствование, и интеллектуальный рост, и эстетическое развитие и

    т.д.

    Развитие личности – это, прежде всего её социальное развитие. Социальное

    развитие ведёт за собой психическое развитие. Личность развивается через

    включение в системы общественных отношений.

    6. Как дифференцировать конформное поведение индивида в группе и

    самоопределение личности?

    Самоопределние личности – сознательный акт выявления и утверждения

    собственной позиции в проблемных ситуациях.

    Конформность – тенденция человека изменять своё поведение под влиянием

    других людей таким образом, чтобы оно соотвествовало мнениюокружающих,

    стремление приспособить его к их требованиям. Конформность фиксируется там,

    где имеется конфликт между собственным мнением индивида и мнением группы, к

    которой он принадлежит, если преодоление этого конфликта осуществляется

    путём согласия с имением группы.

    В действитеьности существует три тепа поведения:

    1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнение группы;

    2) конформность – осознанное внешнее согласие при внутерннем расхождении;

    3) коллективизм или коллективное самоорпеделения – относительное

    единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с

    оценками и задачами коллектива.

    7. Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия.

    Чувства, их психологическая характеристика (обзор по теориям

    эмоций).

    Рассмотрим, что понимают разные авторы под одним и тем же термином -

    "чувство".

    I. Вильгельм Вундт.

    Этот товарищ, как и всякий структуралист, искал инварианты психического,

    его извращения привели к выделению двух видов далее неразложимых

    "психических элементов", сочетающихся в более сложные образования - это

    ощущения и чувства. Чувства дополняют ощущения и все когнитивные процессы,

    все, что человек отражает, сопровождается определенным чувством

    (субъективные впечатления). Высшей ступенью взаимодействия чувств и

    развивающихсяиз них аффектов являются волевые процессы. Чувствам присущи

    свойства качества и интенсивности. Разномодальные чувства Вундт нарек

    диспаратными и был этим очень горд. По качеству чувства выделялся длинный

    ряд переходных форм, который был представлен трехмерным пространством

    (удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка и возбуждение-

    успокоение). Любое чувство может быть представлено точкой в этом

    пространстве.

    Аффект - форма течения чувств в этом самом пространстве, однако только

    сильных чувств, слабые, что показательно, к аффектам не приводят. Динамика

    - в каждый момент времени у человека имеется множество

    чувств - точек в пространстве, и их положение постоянно меняется. Близкие

    чувства об'единяются в более сложные, а те в свою очередь в процессе некой

    суммации и дают цельное ситуативное чувство. Многие чувства человеком не

    осознаются, однако профессионал может их распознать.

    Принципы слияния чувств:

    1) целое чувство может качественно отличаться от его составляющих.

    2) некоторые составляющие одного сложного чувства могут господствовать над

    другими.

    3) общее чувство характеризуется специфической ценностью и своеобразием.

    II. Эрнст Клапаред.

    Чувства по оному - полезные "аффективные ньюансы", позволяющие определить

    ценность вещей. Это установки, полезно ориентирующие поведение. Он говорит,

    что для каждой эмоции существует свое чувство. Интеллектуальные чувства -

    элементы мышления, не репрезентирующие предметного содержания. Всякое такое

    чувство соответствует адаптивным реакциям и установкам. Чувства выражают

    отношение ситуации к нашему благосостоянию (установку к ситуации). Таким

    образом чувство - осознание установки.

    III. С.Л.Рубинштейн.

    У Рубенштейна чувство равно эмоции. Чувство рождается в деятельности и

    обуславливает ее. Положительным или отрицательным будет чувство - зависит

    от отношения результата деятельности к цели оной. Динамикачувств зависит от

    динамики деятельности. Эмоция - единство аффективного и интеллектуального

    начал, которая может как организовывать деятельность, так и

    дезорганизовывать ее. Рубенштейн выделяет три уровня чувств:

    1) органические (физические) чувства связаны прежде всего с органическими

    потребностями.

    2) предметные чувства - осознаное переживание отношения человека к миру,

    включающие эстетические, моральные и интеллектуальные чувства.

    3) мировоззренческие чувства - выражают стойкие мировоззренческие установки

    личности.

    Аффекты - бурные эмоциональные процессы взрывного характера. Страсти -

    стойкие длительные чувства с явно выраженным волевым моментом.

    IV. А.Н.Леонтьев

    Под чувствами понимает результат специфического обобщения эмоций. Чувства

    предметны, имеют социальное происхождения и образуют несколько уровней - от

    чувств к об'екту до социальных чувств. Несовпадения эмоционального тона

    об'екта и эмоциональной реакции на ситуацию и несовпадение эмоуий и чувств

    ведет к амбивалентности.

    V. МакДауголл

    Различает чувства и эмоции. Первоначально существовало два вида чувств -

    удовольствие/неудовольствие, но с развитием познания они усложнились.

    Чувства возникают в зависимости от успешности/неуспешности осуществления

    устремлений. Они возникают позже эмоций в процессе эволюции, не специфичны

    относительно установок организма (одно и то же чувство может быть при

    разных установках). Чувства не смешиваются, их сложность зависит от

    развития познания.

    Определение, функции и условия возникновения эмоций. Возможные основания

    классификации эмоций

    Внутренняя регуляция деятельности: эмоциональная и волевая. Они тесно

    связаны между собой. Н. Я. Грот: взаимосвязь психических процессов.

    Психический цикл – модель психического действия. Четыре стадии: 1)

    объективное восприятие – ощущение. 2) субъективное восприятие –

    чувствование. 3) субъективная деятельность – стремление. 4) объективная

    деятельность – движение. ОВ = стимул. ОД = реакция. СВ = эмоция. СД = воля.

    Эмоции обеспечивают принятие объекта, а воля готовность к действию.

    Б. Спиноза. Любая вещь стремится прибывать в своем существовании

    (развиваться). В стремлении быть заключается подлинная сущность вещи.

    «Душа» – сознание, «тело» – организм. Душа стремится быть и сознает свое

    стремление, имея ясные или смутные идеи. Стремление души быть - воля. Когда

    стремление души и тела едины, то это – влечение. Если оно осознается, то

    это - желание. Аффект – состояния тела и идеи этих состояний, которые

    увеличивают или уменьшают способность тела к действию (и способность души к

    мышлению). Аффект – пассивное состояние, через которое душа переходит к

    большему или меньшему совершенству. Аффект – телесное непроизвольное

    состояние, связанное с возможностью управлять собой. Выделение простых

    аффектов: удовольствие, неудовольствие, желание. «Чувствуем влечение к чему-

    то из-за того, что считаем добром то, к чему чувствуем влечение». Осознание

    аффектов – возможность управления поведением.

    Определение эмоций. Рубинштейн: эмоция – психическое отражение актуального

    состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности.

    Леонтьев: мотив – предмет потребности и предмет деятельности. Функции

    мотива: побуждение и образование смысла. Смысл – представленность в

    сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность

    смысла. Психоанализ: это ключ к познанию мотивов.

    Различные аспекты изучения эмоций. (1) эмоциональное явление. Впервые

    психическое явление описывалось с помощью интроспекции психологии сознания.

    Вундт: элементарные эмоции – чувства, сложные эмоции – аффекты. В качестве

    явления он рассматривает элементы сознания: объективные и субъективные.

    Простое впечатление, связанное с объектом - объективный элемент. Любая

    эмоция связана с определенным предметом – предметность. Эмоция всегда –

    отношение к чему-то, это тесная связь с познавательной сферой. Субъективный

    элемент – переживание, подчеркивает приспособительный характер эмоций.

    Основная функция: синтез объективных элементов. Чистое ощущение – свойство

    объекта. Чувства задают целостность ощущения, т.е. эмоция связана с

    мотивом. Критерии различения чувств: удовольствие – неудовольствие,

    возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Более сложные

    эмоциональные явления – аффекты (процессы). Признак аффекта – продолжение

    во времени. Качество аффекта: преемственность чувств, их

    последовательность, обладающая целостностью. Аффект – форма течения чувств,

    которые связаны с изменением в протекании представлений. Сартр: эмоция как

    феномен. Феномен = описание + объяснение = «непосредственное понимание».

    Феномен – то, что само себя объясняет. Человек существует в нескольких

    мирах. В социальном поведении – в рациональном мире (возможность

    умозаключать). Мир эмоций архаичен («магический мир»). «Пережить эмоцию –

    внезапно перейти из мира рационального в мир магический. Это регрессия

    сознания в иной способ существования». Эмоция – это феномен, ее

    непосредственное переживание является конечным результатом. Если у человека

    критерий эмоциональной оценки единственный, то он живет в мире магии.

    Возможность анализа эмоций: отделение эмоциональной оценки от свойств

    объекта.

    2) эмоциональное состояние. Приспособительное значение эмоциональных

    состояний. Их ситуативность. Их телесное выражение.

    (3) эмоциональный процесс. Теория Джемса – Ланге. Наблюдение объекта –

    телесные периферические изменения – их осознание – эмоция. Физиология: не

    периферические, а центральные изменения. Это физиологический смысл эмоций.

    Психологический смысл: Клапаред. Уточнил теорию Джеймса-Ланге. Есть

    первичные оценки (чувства, которые следуют сразу же за наблюдением). Эмоция

    может не возникать, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает

    приспособление к ситуации. Эмоция как конечный результат может разрушить

    деятельность. Исследования: Шектен, 60е годы. Испытуемые участвовали в

    испытании лекарства, которое как бы вызывает эмоцию (на самом деле – на 10-

    15 минут повышают общую телесную активность). Нужно определить, какую

    эмоцию вызывает препарат. В каждой группе помощник экспериментатора задает

    образец для понимания телесных изменений.

    Функции эмоций. 1) оценка. Эмоциональный критерий оценки – функция от

    вероятности ожидаемого события. Функция образования аффективных следов, их

    совокупность – аффективная память. Она накапливается. Предвосхищение

    ожидаемого события часто его структурирует. Эмоциональное подкрепление:

    собственная оценка текущих событий. Следообразование: собственная оценка

    прошлых событий. Структурирование: предвосхищение будущих событий.

    2) побуждение и организация. Функция мотивации. Эмоции мобилизуют организм

    к действию – функции не специфической активации организма. Организация:

    синтезирование впечатлений. Функция эвристики. Функция смыслообразования.

    Эмоция организует или разрушает деятельность.

    3) экспрессия – коммуникация невербального общения. Уровни выражения: а)

    природный организм: эмоция как сигнал. Б) социальный индивид: эмоция как

    знак. Шлосберг: шкала внешних выражений эмоций. В) личность: эмоция как

    символ. Непосредственное понимание субъектом собственной личностной

    проблемы. Юнг: чем сильнее эмоция, тем ближе она к архетипу. Это материал

    для анализа.

    Основание классификации. 1) отражаемый предмет. 2) функция. 3) уровень

    развития.

    (1) аффекты и эмоции. Если аффект переживается в самой ситуации, то эмоции

    могут быть и вне ее. Примеры собственно эмоций: тревожность. Рубинштейн.

    Три уровня эмоций: 1) «беспредметные» – состояние субъекта. 2) предметные –

    большинство эмоций. 3) обобщенные эмоции, связанные с мышлением.

    (2) выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации.

    Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в

    ней можно было действовать. Эмоции - Базовые потребности. Чувства -

    Конкретные условия их удовлетворения. Критерий: первичная оценка ситуации.

    Клапаред: чувства адаптивны, эмоции могут быть неадаптивными. Липер: эмоция

    выполняет функцию мотива (побуждение). Мотивы: физиологические и

    эмоциональные (отличаются по связи с познавательной сферой). Эмоциональные

    процессы отделены от перцептивных, но сходны с ними по функции.

    (3) Леонтьев. Три класса эмоциональных процессов: 1) аффекты. 2) собственно

    эмоции. 3) чувства.

    Теории эмоций в зарубежной психологии

    Декарт. Рационалистическое учение о страстях. Природа страстей двойственна:

    они включают телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает

    страстям непроизвольный характер, а связь с мыслью позволяет управлять и

    воспитывать страсти. Причиной страстей является движение духов, под

    влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения

    (описание телесных, физиологических проявлений страстей). Источник страстей

    – воздействия внешних предметов. Чувства предметны, в этом их главная

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.