МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Госэкзамены ответы

    чувственной форме, можно оперировать объектом без практического действия с

    ним. Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс

    использования языка. Их отличия: 1) язык стабилен, речь динамична. Речь как

    процесс – возможность развития языка как системы. Б) язык – система

    общественных значений, речь позволят выражать индивидуальный смысл. 3)

    речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык

    сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем –

    применение в речи. Речь - форма общения, опосредствованная языком. Типы

    речи: А. незнаковая(аффективная речь жив-ных). Б. знаковая: 1. внутренняя,

    2. внешняя (устная - монолог и диалог; письменная)

    Функции речи: 1. Коммуникативная - основная функция, 2. Экспрессивная - ею

    обязательно обладает аффективная речь, 3. Индикативная (указание на

    объект), 4. Номинативная (называние), 5. Сигнификативная (внутренняя

    сторона знака - значение), 6. Гностическая (сохранение и передача

    общественного опыта в виде знания), 7. Планирование, 8. Регуляция действий,

    (3) - (6) - функции внешней речи, (7), (8) - функции внутренней речи.

    Особенности внутренней речи по сравнению с внешней: предикативность

    (опускание подлежащего), сокращенность, фрагментарность, преобладание

    смысла над значением, тенденция к слипанию слов.

    Эгоцентрическая речь. Ж.Пиаже впервые выделил феномен эгоцентрической речи.

    Ее характеристики: она наблюдается у детей 2-6 лет (пик - 3 года). Это

    «речь для себя». Она обрывочна, сокращенна, ее трудно понять в отрыве от

    контекста. По Пиаже, эгоцентрическая речь - это одно из проявлений

    эгоцентризма мышления. Эгоцентрическая речь есть озвучивание

    эгоцентрической мысли. Ранний Пиаже: эгоцентрическая речь - лишь

    аккомпанемент детской деятельности, она ничего в ней не меняет. Поздний

    Пиаже согласился с Выготским в том, что эгоцентрическая речь возникает при

    затруднениях в деятельности. Пиаже считал эгоцентрическое мышление

    переходом от аутистического к реалистическому, рациональному. К 7-8 годам

    эгоц. речь исчезает. Исследования П. эгоц. речи: наблюдения за мальчиком в

    дет. доме и записывали все, что он говорил когда играл и т.п. Вывел

    соотношение эгоц. высказываний к общей сумме высказываний р-ка (40%).

    Выготский: эгоцентрическая речь есть переходная речь от внешней

    (социальной) к внутренней. Это озвученная внутренняя речь. Ее функция -

    ориентировка, осознание и преодоление препятствий, затруднений. Эгоц. речь

    является внешней по структуре, но внутренней по функции. Она не исчезает,

    но переходит полностью во внутренний план, становится внутренней речью.

    Если Пиаже считал, что эгоц. речь -следствие недостаточной социализации

    изначально индивидуальной речи, то Выготский - что эгоц. речь возникает из

    недостаточной индивидуации изначально социальной речи. В подтверждение

    своей точки зрения Выготский приводит результаты экспериментов: при

    удалении иллюзии понимания (когда дети находились в коллективе детей-

    иностранцев или детей-глухонемых), при удалении коллективного монолога

    (когда дети были на большом расстоянии друг от друга), а также

    препятствование вокализации (играла громкая музыка; говорить только

    шепотом) - то есть при редукции социальных составляющих - эгоцентрическая

    речь резко снижалась.

    Значение слова как единица анализа речевого мышления. Генетические корни

    мышления и речи

    Выготский рассматривает две основные тенденции в трактовке отношения мысли

    и слова: 1. их полное отождествление (нечего и изучать), 2. их полное

    разъединение (чисто внешняя механич. зависимость между ними). Необходимо

    пересмотреть эти отношения. Разлагать речевое мышление надо не на элементы,

    а на единицы, сохраняющие основные свойства целого. Такой единицей в

    речевом мышлении является внутренняя сторона слова - значение. Каждое слово

    (его значение) есть скрытое обобщение. А обобщение - это акт мышления.

    Значение слова есть речь и мышление одновременно, оно есть единица речевого

    мышления. Отсюда вытекает метод - метод изучения значений слов. Единица

    речи – слово. Психологическая сторона слова – значение. Значение слова есть

    единство не только мышления и речи, но и единство обобщения и общения,

    мышления и коммуникации. Отношение между мышлением и речью - величина

    переменная, оно качественно и количественно меняется в процессе развития. В

    филогенезе есть доречевое мышление и доинтеллектуальная речь. Док-ва -

    опыты Келера, Йеркса: антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в

    одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь -

    совершенно в других (фонетика, эмоц. функция речи).

    Внутреняя речь. Сравнение развития внутр. речи и мышления ребенка с

    развитием речи и интеллекта животных показывает, что первое является не

    прямым продолжением второго, но что меняется сам тип развития - из

    биологического он превращается в общественно-исторический. Речевое мышление

    есть общественно-историческая форма. Во внутренней речи значение отличается

    от смысла. Ребенок может освоить понятия (пользуется для себя) и продолжать

    пользоваться речевыми знаками. Значение слова задается определенным

    контекстом. “Значение задается внешним контекстом, который и надо

    присвоить”. Во внутренней речи значение слова может иметь смысл. Полан:

    смысл слова – совокупность всех возможных психологических содержаний,

    связанных со словом. Смысл слова шире значения. Может задаваться внутренним

    значением слова. Смыслы – резервы развития значений. Человек во внутренней

    речи порождает новые контексты использования слов, экспериментирует с ним.

    Смыл здесь доминирует над значением. Проявления доминирования смысла над

    значением: 1) агглютинация – феномен слипания (например, “посторонним в.”).

    2) феномен вливания (например, “мертвые души, “Анна Каренина”).

    В онтогенезе: мышление ребенка проходит в своем развитии доречевую стадию.

    Примерно в 2 года линии развития мышения и речи ребенка перекрещиваются,

    совпадают, после чего мышление становится речевым, а речь -

    интеллектуальной. Штерн ошибочно считал, что ребенок открывает

    символическую функцию речи (излишняя интеллектуализация), тогда как для

    ребенка слово выступает не как символ, а скорее как свойство предмета. 4

    стадии развития речи и мышления в онтогенезе: 1. Примитивная, натуральная

    стадия. Доинтеллект. речь и доречевое мышление. 2. Стадия «наивной

    психологии». Овладение грамматическими структурами и формами без овладения

    логическими структурами и операциями. 3. Стадия внешнего знака, внешней

    операции. «Счет на пальцах», эгоцентрич. речь. 4. Стадия «вращивания».

    Внешняя операция переходит внутрь, кардинально при этом меняясь.

    12. Оцените критически концепцию «черта лидера». Каковы границы её

    допустимости?

    «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова

    «харизма», т.е. «благодать») исходит из положений немецкой психологии конца

    19 –начала 20 в. и концентрирует своё внимание на врождённых качествах

    лидера.

    Лидером согласно этой теории, может быть лшь такой человек, который

    обладает определённым набором литчностных качеств или совокупностью

    определённых психологических черт. Различные авторы пыталиь выделить эти

    неободимые лидеру черты или характеристики. В американской социальной

    психологии эти наборы черт фиксировались особенно тщательно, поскольку они

    должны были стать основанием для построения систем тестов для отбора лиц –

    возможных лидеров. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления

    перечня черт нерешаема. В 1940 г. Бэрд составил список из 79 черт,

    упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Однако если

    посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из, ни не

    занимала прочного места в перечнях 65 % названных черт были вообще

    упомянуты лишь однажды, 16-20 % - дважды, 4-5 % - трижды и лишь 5 % черт

    были названы четыре раза.

    13. Механизмы психологической защиты.

    Психологическая защита – это один из видов установочных взаимодействий

    индивида с окружающей средой или со своим внутренним Я-образом. Защита не

    является “встроенным” механизмом личностной структуры: только развиваясь

    как личность, индивид делает защиту частью своей внутренней структуры.

    Частично защитные механизмы могут перестроиться под влиянием определённых

    социальных взаимодействий, и тогда они проявляются в несколько ином виде.

    С функиональной стороны защитные механизмы являются видом инструментальных

    отношений между организмом и средой. Организм “соотносит” свои возникающие

    потребности с теми условиями, которые “поставляет” ему окружающая среда.

    Защита становится способом существования нереализуемых влечений (желаний,

    не имеющи выхода) вместе с опасностью (неудачи, страхи, наказания),

    подавляющие эти влечения.

    1. Отступление или отказ (выход из поля). При невозможности достижения

    желаемой цели субъект отказывается от данной деятельности и покидает

    область её (возможной) реализации. Коммуникации с этой областью также

    прерываются (или уменьшаются). Отказ из-за уменьшения связей несколько

    обедняет внутренний мир личности, и мир чувств также может снизить свою

    насыщенность. Этот З.М. может быт связан с конформностью: выход из “своего”

    поля приводит к вхождению в другое. Отказ выражается в специфической форме

    – в покорности. Такое подчинение “защищает” индивида и даёт ему ощущение

    безопасности.

    2. Самозамыкание (инкапсуляция). Этот механизм близок к отказу и также

    связан с уходом от окружающего, но не имеет иной источник. Самозамыкание

    связано с нонконформизмом, с направленностью “от”. Замыкание внутри своего

    “Эго”. Резкое уменьшение контактов. Ведёт к аскетизму, отшельничеству, это

    характерно для шизоидного типа (чем меньше желаний, тем спокойнее жизнь).

    3. Подавление (вытеснение). В этом случае из сознания входят, стираются

    определённые воспоминания или комплексы. При этом индивид не осознаёт, что

    какие-то образы или влечения подавлены, и вытесненное может возвратиться в

    его сознание в искажённом виде. Чаще всего подавление основано на страхе

    перед собственными образами и желаниями или их последствиями. В результате

    вытеснения (подавления) индивид избегает переживания неудовольствия в

    случае неудовлетворённых влечений; возникает состояние типа “Я ничего не

    чувствую”.

    4. Регрессия – переход на ранее сформулированные (возможно, детские) модели

    поведения или способы достижения цели. Может вырождаться в фиксацию

    (ригидную форму удовлетворения, возвращения к прошлым ценностям) – как

    результат чрезмерного поощрения или наказания на ранней стадии развития

    личности индивида. Регрессия говорит о том, что у индивида есть

    неуверенность в принятии собственных решений. Вместе с прошлыми реакциями

    это может усилить фиксацию. Своеобразие регрессии состоит в том, что в ней

    Я личности пассивно, и процесс регрессии происходит именно с Я. Поэтому

    этот механизм, основанный на слабости структуры личности, всегда ведёт к

    упрощению или к инфантилизации поведенческих моделей, или к выпадению тех

    или иных звеньев эмоциональной активности.

    5. Интроекция (ассимиляция). Субъект “вводит” в структуру своего Я внешние

    ценности или стандарты, чтобы уменьшить угрозу. Интроекция основана на

    уподоблении нового содержания психики тому субъективному материалу, который

    в ней уже имеется. Субъект как бы старается придать всему субъективному

    внешнюю форму, уподобить себя объективному (что предполагает некоторое

    доверие к внешнему миру). Всё это отличает механизм интроекции от прямо

    противоположного механизма проекции.

    6. Перцептивная защита. В самом общем виде этот механизм основан на

    некотором искажении материала в канале восприятия, когда конечный образ в

    результате принимает форму или смысл, которые наносят травмы индивиду.

    Подразделяются условно на два вида.

    - Отрицание реальности (конфликта) – субъект просто “не воспринимает”

    данную реальность, объекты или конфликт. Он продолжает контакты или

    деятельность, “не замечая” минусов; равновесие сохраняется “бронёй”

    достаточно сильной лчностной труктуры, при которой конфликт не допускается

    внутрь Я.

    - Парциальная перцепция – субъект “видит” только то, что ему нравится,

    выгодно или соответствует его ценностям. Из окружающего как бы “вырезается”

    нужное; остальное не воспринимается и как бы не существует.

    7. Рационализация – такие формы мышления или решений, при которых имеется

    специфическая фильтрация, “просеивание” данных в соответствии с личностной

    тенденцией, гарантирующее удобное, нужное в данный момент заключение

    (вывод) для оправдания своего поступка. Соответственно приводятся различные

    доводы, доказательства для оправдания необходимости, правильности или

    нужности цели (или, наоборот, её ненужности, т.е. снятие цели). Сходный

    механизм может работать как “интеллектуализация” цели, когда она

    “повышается”

    в своей “интеллектуальной ценности”. Но в рационализации работают

    доказательства утверждения или отрицания цели, а не её ценности. Поэтому

    рационализация больше связана с мотивационными, нежели с логико-

    перцептивными аспектами защиты. Если, например, человек хочет приобрести не

    маленькую, а очень большую машину, так как она вмещает большой груз, то на

    самом деле у него может быть скрытое желание усиления престижа; в то же

    время здесь как бы вводится рациональный мотив для утверждения правильности

    своего желания, т.е. дейстивтельный мотив заменяется “рациональным

    псевдонимом”.

    8. Проекция. Механизм, противоположный идентификации; может быть дальнейшим

    развитием механизма вытеснения. Возникает как тенденция “смещения” или

    “перемещения на других” (проецирования) источника собственного неудобства,

    неудовлетворённости, недовольства. Вместо себя человек начинает обвинять

    других, и чаще всего именно в том, чего он боится в самом себе. Если он

    “поддался искушению”, то виноват тот, кто вызвал это искушение, а не он

    сам. Проекция противоположна механизму интроекции, основана на

    диссимиляции, отчуждении своего Я и может выражаться в восприятии своих

    плохих, нежелательных для субъекта качеств в других (но не в самом себе).

    «Вы ненавидите меня», хотя надо бы сказать «Я вас ненавижу». На самом деле,

    борясь против мнимых врагов, субъект борется против своих же отрицательных

    свойств, которые он упорно видит в других (паранояльная акцентуация).

    9. Обесценивание. Основано на снижении ценности той цели, которая была

    ранее значима для субъекта; при этом неприятные переживания от неудачи

    уменьшаются.

    - Обесценивание своей цели, при которой происходит отрицание бывшего

    желания данного предмета. Потерпев неудачу в любви, человек начинает

    утверждать, что “любовь – начало всех бед”; классический вариант – басня

    “Лиса и виноград”.

    - Обесценивание собственной неудачи. В этом случае человек считает, что

    могло быть и хуже, и, более того, его неудача – ничто по сравнению с тем,

    что могло бы произойти.

    - Обесценивание достижений других. Более сложный, завуалированный случай.

    Здесь высказывается мнение, что успех другого в данной области обязательно

    связан с неуспехом в другой сфере. «Да, он быстро работает, но пороха не

    изобретёт». Первая часть утверждения, как правило, содержит в себе предмет

    зависти, то, чего не хватает автору высказывания; вторая часть фазы может

    скрывать в себе то, что является предметом его тайной гордости.

    Следовательно, вторая часть высказывания – это возможная область

    увеличенной субъективной самооценки или область развития скрытого уровня

    притязаний.

    10. Идентификация. Предположим, что нормы социальных стандартов “давят” на

    непосредственное осуществление желания. Но индивид знает, что конформность

    к стандартам и следование им даст ему некоторе “награждение” (сохранение

    спокойствия). При этом получаемая награда больше того удовлетворения,

    которое он получил бы, нарушив эти права. Поэтому эдесь субъект

    идентифицирует себя с социальными предписаниями.

    Идентификация с агрессором – индивид знает, что если он ен сделает

    желаемое, то он будет наказан, и сдерживает себя, избегая наказания

    (управление страхом).

    Анакликтическая идентификация – индивид знает, что, сдержавшись, он получит

    “награду”, одобрение (управление любовью).

    Часто эти два типа идентификации сосуществуют: в общении с одними людьми

    индивид стремится избежать наказания, с другими сдерживает себя ради

    эмоционального “плюса”. Постепенно такой самокнтроль становится его второй

    натурой, и только в ранних годах жизни можно найти реальнфй источник

    подобного поведения. И. несколько напоминает интроекцию, хотя последняя

    больше связана с ментальными механизмами, требует значительно более

    длительного развтия и охватывает крупные личностные структуры. И. же

    связана преимущественно с поведенческими, экспрессивными механизмами и

    более локальна, ситуативна.

    11. Инверсия – защитный механизм, работающий на “обратных тенденциях” в

    поведении, мышлении или переживаниях личности. Имеет в своей основе

    “поворот”, обращение той или иной направленности этих процессов в какую-

    либо иную сторону или некоторое “застывание”.

    Разновидности инверсии.

    . Реактивное образование. Вместо слов «Я ненавижу Вас» говорится: «Я

    люблю Вас» (со скрытым смыслом: «А Вы так плохо ко мне онтноситесь»).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.