МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

    слишком ранимый", "она у меня несамостоятельная". Разумеется, человеку с

    гиперопекающими тенденциями удобно, когда другие нуждаются в нем, и поэтому

    таким клиентам бывает трудно признать, что они действительно "плохо"

    оценивают своего ребенка в том смысле, что они его недооценивают, а если

    они и правы в своей оценке, то в этом виноват не столько ребенок, сколько

    родитель, который таким его воспитал. Все это означает, что на клиенте

    лежит и определенная ответственность, обязывающая его заняться

    перевоспитанием себя.

    Гиперопекающему, тревожному родителю бывает очень важно понять, как в его

    отношениях с ребенком проявляется гиперопека, почему те или иные самые

    "добрые" намерения оказываются подавляющими, а не помогающими, как может

    выглядеть отсутствие контроля, постоянных напоминаний, указаний, запретов

    на самостоятельные действия. На этом этапе беседы консультанту приходится

    не только работать с первоначальным запросом клиента, но и решать новые

    проблемы, связанные с необходимостью замены старых способов поведения на

    иные, более гибкие и адекватные отношениям родителя со взрослым человеком —

    собственным ребенком. Все это не так просто сделать, поскольку

    контролирующий, опекающий родитель обычно свято верит, что если бы не его

    напоминания и замечания, то ребенок бы "зарос грязью", "всюду опаздывал",

    "не смог бы учиться" и т.д. Поэтому цели и требования родителя, часто

    вполне разумные и актуальные сами по себе, должны быть также обсуждены.

    Консультант при работе с родителем должен понимать, что, хотя контроль

    родителя чаще всего не очень сильно влияет на жизнь ребенка вне

    родительской семьи, все же бывает и так, что за годы совместной жизни

    контроль становится для него необходимым элементом жизни. Нужно подготовить

    родителя к тому, что изменение его поведения вряд ли приведет к

    немедленному и быстрому росту самостоятельности и сознательности ребенка.

    Скорее наоборот, человек, которого долгие годы отучали быть

    самостоятельным, может почувствовать не облегчение в связи с отсутствием

    контроля и напоминаний, а глубокую растерянность, станет более зависимым,

    пассивным. Но этот этап необходимо пережить, если родитель хочет, чтобы его

    ребенок стал по-настоящему взрослым человеком. Помощь же родителя в

    приобретении ребенком самостоятельности может состоять не в указаниях и

    советах, а в выражении поддержки и одобрения на этом трудном пути.

    Даже если консультация прошла очень успешно, внешнее изменение поведения

    родителя вряд ли произойдет мгновенно. Но если бы изменение и произошло,

    оно, скорее всего, не было бы замечено и оценено ребенком — слишком большое

    значение в отношениях близких людей играют привычки и стереотипы, не

    позволяющие достаточно чутко улавливать происходящее в другом. А ведь

    основной запрос родителя при обсуждаемом варианте обращения состоит именно

    в налаживании отношений с ребенком! Перспектива же откладывания его решения

    на далекое будущее, когда сын (дочь) заметит и оценит происшедшие с

    клиентом изменения, вряд ли может послужить достаточным стимулом на этом

    благом пути. Подкрепление, хотя бы в виде минимальных позитивных сдвигов,

    должно произойти достаточно быстро, и это можно постараться организовать в

    ходе беседы. Что же может послужить началом стратегических изменений в

    отношениях ребенка и родителя, как могут выглядеть здесь тактические шаги?

    Приведем несколько возможных тактик.

    Акции доверия

    Это мероприятие особенно уместно тогда, когда в отношениях ребенка и

    родителя есть некоторое несогласие (барьер), служащее поводом для

    многочисленных ссор и конфликтов и при этом достаточно четко и однозначно

    очерченное. Например, мать требует от сына, чтобы он не бросал институт,

    или запрещает дочери дружить с людьми, которые ей нравятся, но родителям

    кажутся ненадежными и подозрительными. Тогда акция доверия со стороны

    родителей будет состоять в "публичном" снятии (капитуляции) долгое время

    выдвигавшегося требования или запрета, например: "Я подумала и решила, что

    бросать или не бросать учебу — это в конце концов твое личное дело, ты же

    взрослый человек, вполне можешь сам за себя решить. Больше ни слова тебе об

    этом не скажу" или "В конце концов, это твои друзья, ты их лучше знаешь,

    встречайся с ними, когда хочешь". Если одной из проблем был запрет куда-то

    ехать, приходить слишком поздно и т.п., то его снятие тоже будет такой

    акцией доверия. Важно, чтобы это выглядело не как подачка со стороны

    родителя или демонстрация по принципу "Делай как знаешь!", а именно как

    проявление доверия, как свидетельство иного, более зрелого и уважительного

    отношения к личности ребенка. Конечно, акция доверия будет таковой только в

    том случае, если, заявив о чем-то, родитель никогда больше не отступится от

    своего решения, но это должно быть понятно и самому клиенту.

    Разговор о собственных чувствах и переживаниях

    Эта задача несколько более сложная хотя бы потому, что, прежде чем

    родитель начнет выражать свои чувства ребенку, он должен сам постараться в

    них разобраться. Для этого консультантом должна быть проведена специальная

    работа, направленная на выявление того, что скрывается за родительской

    гиперопекой. Здесь не имеет смысла вдаваться в "психоанализ" родительских

    чувств, и поэтому достаточно, задав вопрос "А почему вы его (ее) так

    опекаете, так руководите им (ею)?", удовлетвориться первым ответом, который

    для большинства клиентов однозначен: "Я за него боюсь", "Я тревожусь за

    нее". С точки зрения глубинной психологии, безусловно, этот ответ не полон.

    Здесь можно было бы говорить и о потребности родителя, как всякого

    человека, контролировать и управлять другими, и о реализации проблем

    собственной значимости, и о страхе одиночества, и о многом другом, что в

    случае рефлексирующего клиента и достаточного количества времени для

    обсуждения вполне может быть затронуто, и что очевидно гарантировало бы

    гораздо больший успех намечающимся изменениям.

    Но чаще всего, в силу различных ограничений в рамках консультирования,

    эти вопросы не могут быть проработаны. Поэтому, с нашей точки зрения, лучше

    ориентировать родителя на путь поведенческих изменений, связанных с

    компенсацией родительской тревоги и потребности в контроле, чем начинать

    глубинный анализ без возможности его успешно закончить. Таким важным

    поведенческим изменением является переориентация родителя с постоянного

    контроля на проявление собственных чувств и переживаний, связанных с

    ребенком, неадекватным выражением которых, в каком-то смысле, является

    гиперопека. Такая цель, на первый взгляд, кажется совершенно простой. Это

    значит, что клиент должен вместо "Не смей и думать о том, чтобы бросить

    институт!" сказать "Я так боюсь, что ты сломаешь всю жизнь, если бросишь

    учиться. Мне в свое время все советовали закончить диссертацию, а я как раз

    замуж вышла, времени совершенно не было, а в итоге я осталась ни с чем, и

    ужасно боюсь, что у тебя тоже так получится".

    Казалось бы, разница невелика, но удивительно, насколько клиентам бывает

    трудно просто завершить фразу "Я чувствую, что...". Выражение собственных

    чувств бывает очень эффективно для разрешения ситуации, ведь порой именно

    потому, что собственные чувства этими людьми редко проговариваются перед

    кем-либо или анализируются, чувства и переживания других остаются для них

    также непонятными или толкуются достаточно примитивно: "Он поступает мне

    назло", "Она ничего не понимает". Но как только клиент сумеет раскрыть

    другому — в данном случае собственному взрослому ребенку — свои чувства,

    ему, возможно, приоткроются и переживания ребенка; и, разобравшись в них,

    родитель, возможно, перестанет ощущать потребность контролировать или

    тревожиться по любому поводу (все, возможно, окажется не таким страшным:

    ребенок не слишком пассивным, друзья не такими распущенными и т.д.).

    В ходе беседы с клиентом уместно не просто обсудить проблему чувств, но и

    рассказать о том, почему так необходимо делиться ими с окружающими, дать

    почувствовать, что значит выражать их. Так, клиенту можно предложить

    проиграть ситуацию, используя технику "пустого стула", на котором он должен

    представить сидящим своего сына или дочь, то есть тех, кому необходимо

    рассказать, какие чувства и переживания испытывает он по поводу трудностей

    и ссор, возникающих в отношениях ежедневно. Использование с этой целью

    приемов гештальт-терапии должно обязательно сочетаться с обсуждением того,

    о чем именно было трудно говорить и почему, как эти трудности можно

    преодолеть, как точнее сформулировать то, что клиент хочет сказать, и т.д.

    Организация доверительного разговора

    Изменение отношения — необычайно сложный процесс, поэтому часто бывает

    уместно несколько форсировать такую переориентацию, организовав

    доверительный разговор родителя с ребенком. Цель такого разговора —

    показать сыну или дочери клиента, что отношение к нему (к ней) изменилось,

    постараться выйти на уровень более глубокого, чем раньше, контакта и

    взаимодействия, рассказав о себе, о своих чувствах и переживаниях, в основе

    которых лежит родительское беспокойство, тревога и любовь к ребенку. Такой

    разговор, в котором оба — и родитель, и ребенок — имеют возможность

    покаяться в своих "грехах", приоткрыть душу, избавиться от накопившихся

    обид и претензий, может оказаться настоящей вехой в их взаимоотношениях.

    В этой связи хотелось бы обратить внимание на одно из важнейших правил

    консультирования. Если необходимо, чтобы какое-то событие в жизни клиента

    состоялось, его следует максимально конкретно обсудить, а по возможности

    даже назначить время его реализации в ходе беседы. Конкретное обсуждение —

    это выбор подходящего места, времени, перебор возможных вариантов начала и

    т.д. Такая конкретизация необходима для того, чтобы выявить возможные

    препятствия на пути выполнения задачи, которые могут быть не замечены при

    поверхностном обсуждении, но достаточно быстро вскрываются, когда

    начинается конкретное планирование. Например, клиентка решается поговорить

    с дочерью, но оказывается, что та очень поздно возвращается домой, когда

    родители уже спят, а на выходные родители уезжают на дачу. Таким образом,

    для того чтобы провести долгий, спокойный разговор, нужно специально найти

    и спланировать удобное для обеих сторон время. Консультант, выступая в этой

    ситуации в качестве "генератора идей", может в значительной мере

    способствовать целесообразному решению этой проблемы. Когда же какое-то

    решение принято не "в принципе", а вполне конкретно (назначено его время,

    выбрана соответствующая форма), то, во-первых, не выполнить его гораздо

    сложнее, и, во-вторых, анализ причин невыполнения может стать хорошей базой

    для более глубокого понимания причин разногласий. Так, например, в нашем

    случае клиентке, возможно, придется однажды лечь спать позже, для того

    чтобы дождаться дочери и поговорить с ней. И даже если к этому часу она

    будет настолько раздражена, что нормально поговорить с дочерью ей не

    удастся, этот несостоявшийся разговор может стать прекрасным материалом для

    более глубокого обсуждения ее взаимоотношений со своим ребенком, поскольку

    возникшее во время ожидания раздражение весьма показательно и может стать

    основой для анализа отношения клиентки к дочери.

    Консультирование родителей по поводу проблем и сложностей в жизни ребенка

    Гиперопекающая позиция родителя опасна и тем, что часто приводит к

    неправильной оценке собственного ребенка: родитель начинает воспринимать

    его поведение как ненормальное, вызывающее серьезные опасения и т.п. Порою

    клиент, обращаясь за помощью, выдвигает настолько неадекватные аргументы,

    что они начинают казаться просто абсурдными. "Мне кажется, что моя дочь

    наркоманка: она иногда возвращается поздно, и у нее так блестят глаза!" или

    "Меня очень тревожит моральный облик моей девочки. Несколько раз я видела,

    как ее провожают молодые люди, и с двумя из них она целовалась". Но к любым

    высказываниям клиента консультанту следует относиться внимательно и

    сдержанно, поскольку, с одной стороны, за ними может скрываться нечто более

    серьезное, чем преувеличения матери, а с другой стороны, повлиять на мнение

    человека, успокоить тревоги можно только тогда, когда установлен хороший

    доверительный контакт, который невозможен без принятия всего того, что

    говорится в начале беседы.

    Дальнейшая работа с клиентом зависит от того, насколько реальны страхи и

    соображения, высказываемые клиентом. Если оснований для них нет, причина

    обращения к психологу чаще всего связана с проблемами самого родителя,

    жалобы же на детей в такой ситуации выступают как своего рода социально

    приемлемый повод прихода. Такой вариант обращения в консультацию по поводу

    проблем другого является классическим, о нем много написано как в

    отечественной, так и в зарубежной литературе (Варга А.Я., 1985, Эйдемиллер

    Э.Г., 1980). Но прежде чем пытаться выйти на проблемы самого родителя,

    необходимо завершить тему ребенка, проанализировав ситуации, когда

    обращение за помощью оказывается связанным с реальными проблемами и

    сложностями в жизни сына/дочери, которые действительно в той или иной мере

    требуют вмешательства и помощи со стороны родителей.

    Разумеется, прежде чем ставить такой "диагноз", консультант должен

    собрать достаточно конкретных фактов, подтверждающих опасения. К сожалению,

    бывают случаи, когда сомневаться в серьезности проблем не приходится.

    Например, клиент рассказывает: "Моя дочь наркоманка, она сама в этом

    призналась. Она пыталась бросить, но ничего не вышло. Что нам теперь

    делать?" Очень часто проблемы, связанные с различными социальными и

    психическими отклонениями от нормы, переплетаются со страхом обращаться в

    какие-либо официальные (медицинские, юридические и т.п.) инстанции.

    Подобные страхи, к сожалению, весьма оправданы, далеко за негативными

    примерами ходить не приходится. Разумеется, психолог ни в коем случае не

    должен подменять собой медицинские или какие-либо иные учреждения, но при

    таком обращении существует целый ряд психологических задач, решение которых

    может в значительной степени способствовать улучшению жизненной ситуации

    клиента и которые могут быть профессионально решены только с помощью

    консультанта. Среди них такие, как: 1) выслушать клиента, позволить ему

    выговориться и поддержать его; 2) дать квалифицированную рекомендацию,

    куда, зачем и как следует обратиться; 3) помочь изыскать способы показать

    специалисту даже самого несговорчивого человека, каким в данной ситуации

    является ребенок клиента; 4) помочь клиенту наладить нормальные отношения с

    собственным ребенком.

    Первая из этих задач решается довольно просто: квалифицированно выслушать

    клиента может, наверное, даже начинающий консультант. Пожалуй, в подобной

    ситуации есть только один особо важный момент: человеку в такой ситуации

    часто кажется, что с ним происходит нечто ужасное, что нигде, никогда и ни

    с кем такое не случалось и решения этой проблемы не существует. Таким

    страхам следует уделить особое внимание, для того чтобы снизить ощущение

    уникальности и обнадежить возможностью изменения существующей ситуации.

    Достаточно часто клиент не знает, куда и как ему обратиться, где лечат

    наркоманов, где и как могут оказать психиатрическую помощь, не ставя при

    этом на учет и т.п. Если психолог обладает необходимой клиенту информацией,

    он в данном случае может выступить советчиком — куда и как идти, кому и что

    говорить, о чем просить и т.д. Часто в случае подобного обращения

    консультант призван выполнить и еще одну неявную, но часто очень важную

    задачу. Ведь клиент проверяет на нем возможную реакцию социального

    окружения. Возможно, он впервые рассказал то, что явно компрометирует и его

    самого как родителя, и его ребенка. И что же при этом произошло? Как

    прореагировали? Что сказали? В этом смысле консультант должен служить

    залогом того, что окружающие могут и готовы всячески помогать клиенту, а

    обращение к другим специалистам принесет не только переживания горя и стыда

    от рассказа о проблеме, но и желанную помощь.

    Направление к специалисту человека, по каким-либо причинам боящегося

    соответствующей консультации, задача довольно сложная. Родитель,

    направляющий своего ребенка к специалисту, в такой ситуации часто не может

    найти правильного тона и способов мотивации. В большинстве случаев он

    угрожает, обещает, что "там тебе все объяснят, кто ты есть на самом деле",

    то есть подчеркивает прежде всего негативные моменты, связанные с

    предстоящим визитом, что естественно, отнюдь не мотивирует, а лишь

    подрывает доверие ребенка к отцу или матери. Обсудив с родителем, что и как

    он говорит своему сыну или дочери в сложившейся ситуации, консультант может

    постараться по возможности снять негативные и внести позитивные моменты в

    "процесс мотивации". В качестве таковых здесь могут выступать: а) помощь,

    которая должна быть оказана своевременно, в результате чего ребенок будет

    избавлен от излишних психических или физических страданий; б) адекватная

    организация помощи, которую может обеспечить родитель — анонимность (если

    это важно), обращение не просто к кому-то, а к квалифицированному,

    известному специалисту; в) рассказ о чувствах и переживаниях, испытываемых

    родителем по поводу ребенка (разумеется, они должны быть представлены в

    соответствующей форме, без обвинения кого-либо), которые могут послужить

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.