МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Индивидуальные особенности внимания

    глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное

    (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование. Эффективное

    внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то

    время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и

    могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии

    возможна реакция лишь на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как

    на остальные реакции полностью отсутствует. Поэтому, например, уставшая

    мать может крепко спать при различных шумах, но просыпаться от легкого

    движения ребенка в кроватке. Активизация мозга осуществляется его

    неспецифической системой, включая ретикулярную формацию, диффузную

    таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д. Так,

    раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых

    электроколебаний в коре головного мозга (явление десинхронизации), повышает

    подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень

    сходно с общим состоянием внимания организма.

    Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всего

    отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию

    организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. В

    комнате раздался шорох, и котенок встрепенулся, насторожился, как говорят,

    навострил уши и устремил глаза в сторону звука. На уроке все ученики

    сосредоточенно пишут сочинение. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась;

    несмотря на поглощенность работой, все школьники и сам учитель повернули

    голову к двери. Этот рефлекс И. П. Павлов очень метко назвал рефлексом «что

    такое?».

    Однако всего вышесказанного явно недостаточно для объяснения

    избирательного характера внимания и, следовательно, необходимо более

    глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме.

    Обычно выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию

    раздражении из среды: периферические и центральные. К периферическим

    механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому

    звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно,

    соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее

    чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки

    ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка

    или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют

    обострению слуха. По мнению Д. Е. Бродбента, внимание - это фильтр,

    отбирающий информацию именно на входах, т.е. на периферии. Он установил,

    что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно

    инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при

    этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем

    было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по

    физическим характеристикам. У.Нейсер назвал эти механизмы предвниманием,

    связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры

    из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).

    Концентрация психической деятельности в определенном направлении и

    одновременное отвлечение от всего остального достигается благодаря закону

    взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших

    полушарий головного мозга, с которыми вы знакомились в курсе анатомии и

    физиологии. Возникший под воздействием внешнего сигнала очаг возбуждения в

    коре больших полушарий вызывает торможение в других участках коры. Так

    обеспечиваются оптимальные, т. е. наилучшие, условия для восприятия или

    обдумывания того, на что направлено внимание. И. П. Павлов в работе

    «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности

    (поведения) животных» очень образно описывал этот процесс:

    «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место

    больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы

    на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям

    передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо

    неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном

    пространстве полушарий более или менее значительной тенью.

    С павловскими представлениями о физиологических механизмах внимания

    хорошо сочетается принцип доминанты, выдвинутый замечательным русским

    физиологом А.Л.Ухтомским. «В высших этажах и в коре полушарий принцип

    доминанты, -пишет Ухтомский, -является физиологической основой акта

    внимания»[4].

    В нервной системе под влиянием внешних или внутренних причин возникает

    очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные

    участки, доминирует, господствует над ними. Внешним выражением доминанты

    является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма. При

    этом доминанта является не топографическим единым пунктом возбуждения в

    центральной нервной системе, а определенной констелляцией центров с

    повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга,

    а также в автономной системе. Она поэтому проявляется в целом комплексе

    симптомов во всем организме – в мышцах, в секреторной работе, в сосудистой

    деятельности. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения.

    А.А.Ухтомский писал: «Под именем «доминанты» понимается более или менее

    устойчивый очаг повышенной возбудимости…»[5]

    Так, учение Павлова и учение Ухтомского дают опорные точки для

    выяснения физиологического субстрата внимания. Внимание Обусловлено

    активностью целого ряда иерархически связанных между собой мозговых

    структур. Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания и

    противоречивые взгляды на его природу сподвигли многих великих ученых на

    разработку целого ряда теорий внимания. Природой внимания занимались такие

    ученые, как Н.Н.Ланге, П.Л.Гальперин, а также широкую известность приобрела

    теория Т.Рибо, который считал, что внимание всегда сопровождается

    изменениями физического и физиологического состояния организма, что

    внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими.

    Следует отметить, что, несмотря на значительное количество имеющихся

    теорий, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются

    споры о природе внимания.

    3. Функции внимания

    Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных

    функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент

    патологические и физиологические процессы, способствует организованному и

    целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с

    его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную

    сосредоточенность психической активности на одном и том же объеме или виде

    деятельности.

    С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных

    процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный

    момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации

    интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация

    восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и

    продуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результаты

    функционирования всей познавательной активности.

    Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем,

    позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание

    выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в

    кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода

    запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления

    внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения

    задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему

    взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и

    своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке

    говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по

    общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает

    в жизни, чем недостаточно внимательный.

    За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и

    направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А

    изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа

    этого объекта, в его данности сознания: он становиться более ясным и

    отчетливым, как бы более выпуклым.

    Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании.

    Великий режиссер С.Станиславский, который в книге «Работа актера над собой»

    целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает

    естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше

    сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с

    действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.

    4. Свойства внимания

    Внимание отвечает не только за направление потока психической жизни

    человека, но и за другие его важные особенности. Действительно, поток

    может двигаться по широкому или узкому руслу. От этого, как мы знаем, будет

    зависеть его энергия; определенное направление может удерживаться

    длительное или короткое время, при этом в разных условиях переключение

    потока из одного русла в другое может осуществляться с различной скоростью

    и требовать неодинаковых усилий; поток психической жизни способен иногда

    как бы раздваиваться и устремляться по параллельным или не очень

    параллельным дополнительным каналам; наконец, струи этого потока не текут

    плавно и безмятежно, а как бы пульсируют в своих берегах. Сложная динамика

    психической жизни человека выражается в основных свойствах внимания.

    К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация,

    распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания. Устойчивость

    заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и

    том же объекте. Исследования показали, что внимание подвержено

    непроизвольным периодическим колебаниям. Даже при очень устойчивом и

    сосредоточенном внимании всегда есть непроизвольные кратковременные

    изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.

    Если поднести к уху часы, то заметите, что тиканье их то усиливается,

    то ослабляется и вдруг на мгновение вообще исчезает. Колебания внимания

    легко наблюдать и при зрительных восприятиях с помощью двойственных

    изображений. Что вы видите на рисунке: вазу на черном фоне или два профиля

    на белом? Как только человек увидит оба изображения, в силу вступают

    колебания внимания: изображение как бы пульсирует - вы видите то вазу, то

    профили.

    Двойственным является и изображение усеченной пирамиды. Она кажется то

    выпуклой, обращенной вершиной к зрителю, то углубленной с уходящей вдаль

    задней стенкой. И опять-таки здесь налицо колебания внимания: стенка как бы

    то приближается, то удаляется от зрителя. Впрочем, колебания можно снять,

    если не просто рассматривать фигуру, а поставить перед собой новую, более

    сложную задачу. Представим себе, что перед нами изображение комнаты,

    которую необходимо обставить: справа поставим стол и стулья, слева на стену

    хорошо бы повесить картину, на пол постелить ковер, на потолок - хорошо бы

    люстру и т. д. Пока вы «обставляете» комнату, колебаний внимания не

    будет... Из этого опыта можно сделать выводы, касающиеся сохранения

    устойчивости внимания: необходима внешняя и внутренняя активность личности,

    надо ставить перед собой все новые и новые, задачи.

    Устойчивость внимания особое значение для достижения успеха в любой

    деятельности, она характеризует глубину, длительность, интенсивность

    психической деятельности человека. Именно устойчивость отличает людей,

    страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от

    многочисленных побочных раздражителей. Устойчивость внимания зависит от

    ряда условий: степень трудности материала и знакомства с ним, его

    понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные

    особенности личности.

    Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания,

    ставшие уже классическими. Обычно используют таблицы Бурдона, состоящие из

    беспорядочного чередования отдельных букв, притом каждая буква повторяется

    в строке одно и то же количество раз. Испытуемому предлагается в течение

    длительного времени (3,5,10 минут) вычеркивать заданные буквы.

    Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течении каждой минуты, и

    число пропусков. Аналогично измеряется устойчивость внимания с помощью

    таблиц Крепелина, состоящих из столбиков цифр, которые испытуемый должен

    складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число

    допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

    Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией

    внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности.

    А.А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями

    функционирования доминантного очага возбуждения в коре, он считал, что

    концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при

    одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

    Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую

    способность человека удерживать в центре внимания определенное число

    разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет

    совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

    Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря,

    который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между

    собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим

    секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как

    показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид

    сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение

    одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному

    переключению с одной на другую. Еще В.Вундтом было показано, что человек не

    может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях.

    Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два

    вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой

    деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания.

    Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

    Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение.

    Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте. На этих таблицах

    изображены два ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных.

    Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр,

    чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют -

    на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную - в

    обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо

    выступают значительные индивидуальные различия. Исследователи (в частности,

    А. Р. Лурия) считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые

    вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться в

    диагностических целях.

    Следующее свойство внимания – переключение. Переключение означает

    сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

    Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в

    сложной изменяющейся ситуации. Переключаемость внимания определяются

    скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому.

    Легкость переключения у разных людей различна и зависит от

    целого ряда условий (прежде всего соотношение между предшествующей и

    последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них). Чем

    интересней деятельность, тем легче на нее переключиться и наоборот.

    Переключаемость относиться к числу хорошо тренируемых качеств.

    Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе,

    может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не

    всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко

    способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и

    восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

    С переключаемостью внимания функционально связаны два

    разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый

    характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью

    сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс

    отвлечения внимания.

    Для исследования переключения внимания часто используется методика

    «кольца Ландольта», она является универсальным средством, которое можно

    применять для изучения внимания людей разного возраста. Для исследования

    переключения внимания испытуемому дается задание: в течение первой минуты

    нужно находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с одной

    ориентацией разрыва), в течение следующей минуты – кольца другого типа и

    так далее по очереди в течение 5 минут. При обработке результатов

    экспериментатор определяет количество колец, просмотренных за каждую минуту

    и за 5 минут в целом. Также определяется количество ошибок.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.