МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Интеллектуальные процессы: мышление

    Интеллектуальные процессы: мышление

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: МЫШЛЕНИЕ

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ

    Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и

    проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает,

    что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного,

    непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего всё более глубокого

    познания мира, открытия в нём всё новых и новых процессов, свойств и

    взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна и бесконечен процесс её

    познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайные глубины

    неизведанного, нового. Каждый человек делает множество открытий в своей

    жизни (неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, а не для

    человечества). Например, всякий школьник, решая учебную задачу, обязательно

    открывает для себя что-то новое.

    Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью

    психический процесс поисков и открытия существенного нового, процесс

    опосредствованного и обобщённого отражения действительности в ходе её

    анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности

    из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

    ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

    Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Любое, даже

    развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с

    ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная

    деятельность получает только из одного источника – из чувственного

    познания. Через ощущения и восприятия мышления непосредственно связано с

    внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого

    отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования

    природы и общества.

    Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и

    восприятия, необходима, но не достаточна для его глубокого, всестороннего

    познания. В этой чувственной картине непосредственно наблюдаемой нами

    действительности почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных

    предметов, событий, явлений и т.д., их причин и следствий, взаимопереходов

    друг в друга. Распутать этот клубок зависимостей и связей, который

    выступает в нашем восприятии во всей своей красочности и

    непосредственности, просто невозможно с помощью одной лишь чувственного

    познания. Например, ощущения тепла, которое даёт рука, прикасающаяся к

    какому-либо предмету, неоднозначно характеризует тепловое состояние

    последнего. Это ощущение определяется, во-первых, тепловым состоянием

    данного предмета и, во-вторых, состоянием самого человека (во втором случае

    всё зависит от того, к каким телам – более тёплом или более холодным –

    прикасался перед тем человек). Уже в этом простейшем примере обе указанные

    зависимости выступают для чувственного познания как одно нерасчленённое

    целое. В восприятии дан лишь общий, суммарный результат взаимодействия

    субъекта (человека) с познаваемым объектом. Но чтобы жить и действовать,

    надо, прежде всего, знать, каковы предметы сами по себе, т.е. объективно,

    независимо от того, какими они воспринимаются человеком, и вообще

    независимо от того, познаются они или нет.

    Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца

    расчленить такой общий, суммарный непосредственный эффект взаимодействия

    субъекта с познаваемым объектом, необходим переход от ощущений и восприятий

    к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое

    познание внешнего мира. В результате удаётся расчленить, распутать

    сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями.

    Воспользуемся простейшим примером с определением теплового состояния тела.

    Благодаря мышлению становится возможным как бы отделить, абстрагировать

    друг от друга каждую из двух указанных зависимостей. Это достигается путём

    опосредствованного познания. Зависимость от состояния человека, выясняющего

    теплового состояние предмета, просто исключается, поскольку температуру

    предмета можно измерить опосредствовано – с помощью термометра, а не

    непосредственно – через тепловые ощущения руки, прикасающейся к нему. В

    результате чувственный образ предмета однозначно определяется теперь только

    самим предметом, т.е. объективно. Так действует абстрактное, отвлечённое,

    опосредствованное мышление, которое как бы отвлекается от одних свойств

    объекта для того, чтобы глубже познать другие его свойства.

    В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений,

    человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е.

    начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения,

    которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому

    непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физики изучают свойства

    элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью самого

    мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не

    воспринимаются: их нельзя видеть – о них можно только мыслить. Благодаря

    абстрактному, отвлечённому, опосредствованному мышлению удалось доказать,

    что такие невидимые элементарные частицы всё же существуют в

    действительности и обладают определёнными свойствами. Эти свойства

    непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-

    таки косвенным, не приятным, т.е. опосредствованным, путём.

    Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным

    или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает

    познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко

    за их пределы. Мы легко можем понять, например, что межпланетный корабль,

    движущийся со скоростью 50000 километров в секунду, будет перемещаться к

    далёкой звезде в шесть раз медленнее, чем луч света, тогда как

    непосредственно воспринять или представить разницу в скорости тел,

    движущихся со скоростью 300000 километров в секунду и 50000 километров в

    секунду, мы не в состоянии. В реальной познавательной деятельности каждого

    человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое

    и взаимообуславливают друг друга.

    МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

    Для мыслительной деятельности человека существенна её взаимосвязь не только

    с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из

    принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных.

    Элементарное, примитивное мышление животных всегда остаётся лишь наглядно-

    действенным; оно не может быть отвлечённым, опосредствованным познанием.

    Оно связано лишь непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в

    данный момент находятся перед глазами животного, и не выходят за пределы

    наглядно-действенного плана.

    Только с появлением речи становится возможным «отделить» от познаваемого

    объекта то или иное его свойства и закрепить, зафиксировать представление

    или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую

    материальную оболочку, только в которой она и становится непосредственной

    действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление,

    в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль

    возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и

    основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она

    выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше

    совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем

    отчётливее и понятнее становится сама эта мысль.

    Специальные наблюдения в ходе психологических экспериментов показывают, что

    некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе

    решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения в слух. Когда же

    решающие начинают специально и всё более чётко формулировать, проговаривать

    одно за другим основные рассуждения (пусть вначале даже явно ошибочные), то

    такое думанье вслух обычно облегчает решение задачи. Формулируя свои

    размышления вслух для других, человек тем самым формулирует их и для себя.

    Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означает

    чтение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях

    этой мысли и способствует более глубокому её пониманию. Благодаря этому и

    становится возможным развёрнутое, последовательное, систематическое

    рассуждение, т.е. чёткое и правильное сопоставление всех основных мыслей,

    возникающих в процессе мышления.

    В слове, о формулировании мысли заключены, таким образом, важнейшие

    необходимые предпосылки дискурсивного, т.е. рассуждающего логически

    расчленённого и осознанного мышления. Благодаря формулированию и

    закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть.

    Она прочно фиксируется в речевой формулировке, устной или даже письменной.

    Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова

    вернуться к этой мысли, ещё вернуться к этой мысли, ещё глубже её

    придумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями.

    Формулирование мыслей и речевом процессе является важнейшим условием их

    формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемая

    внутренняя речь: решая задачу, человек рассуждает не вслух, а про себя, как

    бы разговаривая только с собой.

    Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью.

    Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке.

    СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА МЫШЛЕНИЯ

    Органическая, неразрывная связь мышления с языком отчётливо обнаруживает

    социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления.

    Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых

    в ходе человеческой истории. Эта историческая преемственность знаний

    возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от

    одного человека к другому, от поколения к поколению. Такая фиксация всех

    основных результатов познания осуществляется с помощью языка – в книгах,

    журналах и т.д. Во всём этом наглядно проявляется социальная природа

    человеческого мышления. Умственное развитие человека необходимо совершается

    в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-

    исторического развития научного знания, результаты которого каждый индивид

    осваивает в ходе обучения. Фактически это общение человека с человечеством.

    В течение всего периода школьного обучения перед ребёнком выступает уже

    готовая, сложившаяся, известная система знаний, понятий и т.д., открытых и

    выработанных человеком в ходе всей предшествующей истории. Но то, что

    известно человечеству и не является для него новым, неизбежно оказывается

    вначале неизвестным и новым для каждого ребёнка. Поэтому усвоение всего

    исторически накопленного богатства знаний требует от ребёнка больших

    умственных усилий, серьёзной творческой работы, хотя он усваивает уже

    готовую систему понятий, причём осваивает под руководством взрослых.

    Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству

    знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а, наоборот,

    предполагает необходимость самостоятельного мышления у самих детей. Иначе

    усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным,

    механическим. Таким образом, мыслительная деятельность – необходима снова и

    для усвоения знаний (например, детьми), и для добывания совсем новых знаний

    (прежде всего учёными) в ходе исторического развития человечества.

    ЛОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

    В процессе общественно-исторического развития познания и преобразования

    природы и общества вырабатываются, развиваются и систематизируются научные

    знания. Иначе говоря, возникает и непрерывно возрастает совокупность

    зафиксированных с помощью языка основных достижений и результатов познания,

    сложившихся в систему науки – физики, химии, биологии, социологии,

    психологии и т.д. Это историческое развитие познания и возникающая в итоге

    система научных знаний составляют предмет теории познания, т.е. гносеологии

    как части философии и логики. Теория познания как философская дисциплина

    исследует наиболее общие закономерности всей познавательной деятельности.

    Например, она исследует возникновение и развитие в ходе человеческой

    истории таких категорий, как «бытие», «материя», «сознание», «качество»,

    «количество». На основе философских, предельно общих принципов теории

    познания человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими

    конкретными, частными науками – формальной логикой и психологией.

    Логика изучает логические формы мышления – понятия, суждения и

    умозаключения.

    Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и

    отличительные (специфические) признаки предметов и явлений

    действительности. Например, в понятие « человек » входят такие весьма

    существенные признаки, как трудовая деятельность, членораздельная речь. Всё

    это отличает людей от животных. Содержание понятий раскрывается в

    суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или

    письменной, вслух или про себя.

    Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями

    действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение:

    «Металлы при нагревании расширяются», - выражает связь между изменениями

    температуры и объемом металлов. Устанавливая, таким образом, различные

    связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями кого-то

    о чём-то. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между

    предметами, событиями, явлениями действительности. Например, когда мы

    говорим: «Земля вращается вокруг солнца», мы тем самым утверждаем наличие

    определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

    Суждение бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо

    утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы,

    данного класса, например: «Все рыбы дышат жабрами». В частных суждениях

    утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым

    предметам, например: «Некоторые студенты- отличники»; в единичных суждениях

    – только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок».

    Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в

    них выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно – путем

    умозаключений или рассуждений. В первом случае мы видим, например, стол

    коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: «Этот стол

    коричневый». Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений

    выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Д.И. Менделеев на

    основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с

    помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных

    в его время химических элементов.

    В такой производящий умозаключения, заключающейся в рассуждениях (и, в

    частности, предсказаниях) работе мысли наиболее отчетливо проявляется ее

    опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение – это и есть

    основная форма опосредствованного познания действительности. Например, если

    известно, что «все сланцы горючи» (первое суждение) и что «данное вещество

    является сланцем» (второе суждение), то сразу можно умозаключить, т.е.

    сделать вывод, что «данное вещество горюче» (третье суждение выведено из

    первых двух). Причем уже не требуется специально прибегать к

    непосредственно опытной, эмпирической проверке этого вывода. Следовательно,

    умозаключение-это такая связь между мыслями (понятиями), в результате

    которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение

    исходных суждений.

    Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение,

    называют посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками

    будут следующие суждения: «Все сланцы горючи» (общая, или большая посылка).

    Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок

    является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее

    рассуждение: «Все металлы – электропроводны. Олово – металл. Следовательно,

    олово – электропроводно».

    На основе подобных способов и формул рассуждения можно сопоставлять друг с

    другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в своей

    мыслительной деятельности. По мере такого сопоставления осуществляется

    проверка всех основных мыслей, возникающих в процессе обдумывания

    постепенно решаемой задачи. Истинность, правильность каждой мысли

    становится тогда строго обоснованной и доказательной. По существу, весь

    процесс доказательства (например, математической теоремы) строится, в

    конечном счете, как цепь силлогизмов, соотносящих друг с другом различные

    суждения, понятия и т. Д.

    Таким образом, силлогизм и все остальные логические формы совершенно

    необходимы для нормального протекания мыслительной деятельности. Благодаря

    им всякое мышление становится доказательным, убедительным, непротиворечивым

    и, значит, правильно отражает объективную действительность. Поэтому

    формальная логика, специально исследующая такие формы мышления, как

    понятие, суждение и умозаключение, тем самым изучает весьма существенные

    закономерности мыслительной деятельности.

    Закономерности, изучаемые формальной логикой, хотя и необходимы, но

    совершенно недостаточны для полного, глубокого, всестороннего объяснения

    человеческого мышления.

    Предмет формальной логики – это не все мышление, а только одна его

    сторона, хотя, как мы видели, и весьма существенная (логические формы

    мышления). Формальная логика исследует как бы готовые, имеющиеся, уже

    возникшие мысли- понятия, суждения и т.д. – и устанавливает определенные

    соотношения (формулы) между ними. Силлогизм и является одним из

    примеров такого соотношения или такой формулы.

    Формула силлогизма, как и всякая другая формула формальной логики, не

    выражает процесс мышления, не указывает, как конкретно протекает процесс

    возникновения, и развития данной мысли. Например, в силлогизме вначале

    стоит обычно большая, т.е. общая посылка, затем следует меньшая, т.е.

    частная посылка, и только потом делается вывод из обеих посылок. Но это не

    значит, конечно, что в живом, действительном, реальном процессе мышления

    сначала появляется только общее положение (общее суждение) и лишь потом

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.