МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога

    Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога

    Доклад

    Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога

    Эксперимент делает психологию точной, естественной наукой. Только

    грамотно поставленный эксперимент может превратить теоретические

    предположения в научные выводы, помочь найти истинные, объективные причины

    психических и социальных явлений. Роль основного инструмента для получения

    выводов в эксперименте принадлежит методам статистической обработки данных.

    Эти методы различны по сложности и сферам применения, к ним относится как

    простейший подсчет среднего арифметического, так и факторный, кластерный,

    регрессионный анализ. Результатом же применения статистических методов в

    эксперименте является такой вывод о выборке или нескольких выборках,

    который с известной долей вероятности можно распространить на генеральную

    совокупность.

    К примеру, известен факт, что первые впечатления о человеке являются

    более значимыми и в большей степени формируют мнение о нем, чем

    последующие. Это заключение является следствием эксперимента американских

    психологов, в котором участвовало 2 группы студентов. Первой из них

    называли качества человека в последовательности от положительных к

    отрицательным, второй наоборот – от отрицательных к положительным. В

    результате, первая группа охарактеризовала человека с позитивной стороны,

    но обладающего некоторыми недостатками, вторая группа охарактеризовала

    человека с негативной стороны. Разница мнений между группами позволила

    сделать соответствующий вывод. Всего в эксперименте участвовало 200

    человек, но его результат можно распространить фактически на всех людей.

    В работе школьного психолога статистические методы так же могут иметь

    очень большое значение.

    К примеру, для прогнозирования поведения учеников. Насколько

    взаимосвязаны количество часов учебной нагрузки и учебная активность

    класса? Возрастет ли агрессия у детей, если увеличить или уменьшить

    количество уроков физкультуры? Ответы на эти вопросы позволят предсказывать

    поведение класса и эффективнее организовать учебный процесс. А ответами

    будут числа, полученные в результате обработки данных экспериментов. Для

    разрешения приведенных выше вопросов целесообразно использовать

    корреляционный анализ.

    Остановимся подробнее на корреляционном анализе данных.

    Корреляционное исследование - это процесс получения новых знаний или

    подтверждения существующих, основанный на методах корреляционного анализа.

    Такое исследование не всегда предполагает построение сложного плана,

    выделение зависимой и независимой переменных. В отличие от эксперимента,

    исследование не предполагает контроля переменных вообще, а лишь их

    измерение и сопоставление. Под переменными здесь и далее подразумеваются

    качества и характеристики человека.

    Корреляционное исследование применяется в тех случаях, когда

    необходимо выявить, как связаны между собой 2 переменные в данной выборке.

    Например, наблюдаются ли в больших классах меньшие успехи в успеваемости?

    Будут ли дети, научившиеся читать раньше, лучше успевать по гуманитарным

    дисциплинам? При этом не предполагается наличие причинно-следственных

    связей между изучаемыми переменными, а лишь говорится об их взаимосвязи,

    совместном изменении.

    Мерой этой взаимосвязи является коэффициент корреляции. Существует два

    основных условия для его использования. Перечислим их кратко:

    1. Изучаемые переменные должны иметь нормальное распределение.

    2. Предполагаемая взаимосвязь явлений должна быть подчинена линейной

    зависимости.

    Примером корреляционного исследования может быть выявление зависимости

    двух переменных: вербальных способностей и оценок по литературе.

    Выборка исследования будет состоять из учеников 7-8 классов, всего 10

    человек. Выделяемые переменные: уровень вербальных способностей и оценки по

    литературе. Заранее предполагается, что обе переменные имеют нормальное

    распределение и зависимость, если она существует, является линейной.

    В результате исследования получено два ряда чисел, характеризующих

    вербальные способности каждого ученика и его оценку за семестр по

    литературе.

    Данные подвергаются обработке с помощью формулы коэффициента линейной

    корреляции Пирсона. Результат обработки: коэффициент 0,69.

    О чем говорит полученный коэффициент? Существуют так называемые

    таблицы критических значений, в которых указаны пограничные значения

    коэффициента корреляции в зависимости от размера выборки и уровня ошибки,

    который обычно выбирается равным 5%. Для нашей выборки в 10 человек такое

    значение равно 0,63. Полученный коэффициент 0,69 больше этого значения, а

    значит, статистически значим. Вывод: переменные взаимосвязаны значимо и

    положительно.

    Разберем подробнее интерпретацию коэффициента корреляции.

    Коэффициент изменяется от -1 до +1. Значения близкие к -1 говорят о

    том, что при увеличении значения одной переменной, значения второй

    уменьшаются. Близкие к +1 – при увеличении значений одной переменной,

    значения второй увеличиваются. В нашем случае коэффициент положительный.

    При уровне ошибки в 5%, найденное в таблице критических значений число

    равно 0,63. Полученный нами коэффициент больше этого значения, а значит

    достоверен.

    Это говорит о том, что высокие оценки по литературе действительно

    взаимосвязаны с высоко развитыми вербальными способностями. Но нам не

    известно, какое из этих явлений является причиной другого. Возможно,

    увлеченность литературой и чтением повлияли на развитие вербальных

    способностей, а возможно хорошо развитые вербальные способности позволяют

    ученику успешно одолевать курс литературы. Но мы можем быть уверены, что

    для деятельности связанной с речью, устной или письменной, лучше подойдут

    ученики, имеющие высокие баллы по литературе.

    Возведя полученный коэффициент в квадрат, получим коэффициент

    детерминации равный 0,48. Он является показателем того, что 48% измерений

    признаков можно объяснить их взаимовлиянием.

    Как видим, корреляционный анализ может стать очень полезным в работе

    школьного психолога. Полезным, в первую очередь, для выяснения

    сопряженности явлений и их прогнозирования. По сути дела, изучая всего 1-2

    класса, и обладая мощными средствами статистической обработки данных,

    психолог может эффективно корректировать учебный процесс, предсказывать

    поведение класса, решать как общие задачи и проблемы, так и частные.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.