Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов
характера, нервной системы и с задержками психического развития. В
процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается
клиент или пациент, который “портит вам нервы” или “ доведет до белого
каления”. Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и
прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи
формулы: “ не следует обращать внимание…” В зависимости от статистики
своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально
игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или
безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но
эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда
профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального
партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и
конфликт – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной
стороной (Решетова , 2002г.; Орел, 2001г.).
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей
статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других”, В.В.Бойко
относит следующие факторы:
- склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное
выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто
менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например,
формирование симптомов “выгорания” будет проходить медленнее у людей
импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная
впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать
рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему
развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается
так, что проработав “в людях” до пенсии, человек, тем не менее, не утратил
отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и
сопереживанию (Форманюк,1994г.; Орел, 2001 г.; Решетова 2002г.).
- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств
профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у
людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.
Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть,
наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком
эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из
практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие
субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание,
мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это
безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами
“Я”. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и
возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или
иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через
какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых
учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный
вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11-16
лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной
деятельности.
Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды
интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие
неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень
переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например,
педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров
подросткового возраста, вдруг “срывается” в общении с определенным
ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается –
тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его
семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное
выгорание обернулось безразличием и апатией.
- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности:
здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не
считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять
соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее
умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его
крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-
вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и
соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной
деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами –
материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая
эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не
нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, “
выгорать” ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими
ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату
эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных
потерь, как утрату человечности.
- нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал
имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или
приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен
неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие
моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность,
честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная
дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от
плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в
случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной
дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается.
Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии
к исполняемым обязанностям.
К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Решетовой
Т.В. (2002 г.):
- неэмоциональность или неумение общаться;
- алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои
ощущения), всегда связано с тревогой;
- трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы
работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную
несостоятельность);
- люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь,
профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель,
здоровье и т.д.)
1.1.2. Симптомы эмоционального выгорания
К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на:
физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:
- усталость;
- чувство истощения;
- восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;
- астенизация;
- частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;
- избыток или недостаток веса;
- одышка;
- бессонница.
К поведенческим и психологическим:
- работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;
- профессионал рано приходит на работу и остается надолго;
- поздно появляется на работе и рано уходит;
- берет работу на дом;
- чувство неосознанного беспокойства;
- чувство скуки;
- снижение уровня энтузиазма;
- чувство обиды;
- чувство разочарования;
- неуверенность;
- чувство вины;
- чувство невостребованности;
- легко возникающее чувство гнева;
- раздражительность;
- человек обращает внимание на детали;
- подозрительность;
- чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);
- ригидность;
- неспособность принимать решения;
- дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от
коллег;
- повышенное чувство ответственности за пациентов;
- растущее избегание;
- общая негативная установка на жизненные перспективы;
- злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.
Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди
сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками,
негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми,
которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро
превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность
того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем
стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье “Профессиональное выгорание:
беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.) говорит о том, что
большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на
руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации,
которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство
людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-
стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения
работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают.
К числу таких профессий относится и профессия педагога (например,
недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30
активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).
В этой же статье, К. Чернисс (2003г.) отмечает, что выгоранием страдают
не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от
выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они
следующие:
- высокая текучесть кадров;
- снижение вовлеченности сотрудников в работу;
- поиск “козла отпущения”;
- антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;
- режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и
проявлении беспомощности и безнадежности;
- развитие критического отношения к сотрудникам;
- недостаток сотрудничества среди персонала;
- прогрессирующее падение инициативы;
- рост чувства неудовлетворенности от работы;
- проявления негативизма относительно роли или функции отделения
(Чернисс, 2003г.).
1.2. Эмоциональное выгорание как стресс
Вернемся еще раз к определению эмоционального выгорания. Доктор К.
Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала,
не реакция на скуку, а “эмоциональное истощение, возникающее на фоне
стресса, вызванного межличностным общением”. Согласно Гансу Селье
(1936г.), основоположнику учения о стрессе, это неспецифическая (т.е.
всеобщего действия) защитная реакция организма в ответ на психотравмирующие
факторы разного свойства. Он определил следующие стадии стресса как
процесса:
1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);
3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). (“Стресс без
дистресса” 1936г.)
Р.М. Грановская отмечает, что развивается стресс обычно таким образом:
стрессор – накопления – реакция. В промежутке между стрессором и ответом
организма развертываются определенные процессы, опосредованные прежним
опытом ответов на стрессовые ситуации. Стресс, включает и физиологические,
и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует себя
целиком на приспособление к новой ситуации, приводя в действие
неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или
адаптацию. (Грановская, 1997г.)
Основные черты психического стресса:
1) стресс – состояние организма, его возникновение предполагает
взаимодействие между организмом и средой;
2) стресс – более напряженное состояние, чем обычное мотивационное, оно
требует для своего возникновения восприятия угрозы;
3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция
недостаточна.
По словам К. Маслач (1978г.), выгорание можно приравнять к дистрессу
в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации –
стадии истощения, однако, момент, когда стресс переходит, ясно не
определен.
Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно,
в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы
стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая
психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная
ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается
более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение
эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное
сопротивление оказалось неэффективным.
Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы,
нарастающего эмоционального выгорания.
Так у индивидуума, подверженного выгоранию первой степени, проявляются
умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и
симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например,
путем расслабления или организации перерыва в работе.
На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят
более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Профессионал может
чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Орел
В.Е. отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и
снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень
выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и
полностью восстанавливается через три недели. (Орел, 2001г.)
Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими.
Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и
депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата,
а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал
может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как
таковой.
Очень подробно освещает симптомы всех трех фаз Бойко В.В. в своей
статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других”, рассмотрим их.
Фаза “напряжения”. Нервное (тревожное) напряжение служит
предвестником и “запускающим” механизмом в формировании эмоционального
выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается
изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Тревожное напряжение включает несколько симптомов:
1 . Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств”.
Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов
профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если
человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается
отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих
явлений “выгорания”.
2. Симптом “неудовлетворенности собой”.
В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие
обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной
профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует
механизм “эмоционального переноса”- энергетика направляется не только и не
столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый
энергетический контур “Я и обстоятельства”: впечатления от внешних факторов
деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь
переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой
схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы,
способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная
интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная
совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах “выгорания”
они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую
защиту.
3. Симптом ”загнанности в клетку”.
Возникает, но не во всех случаях, хотя выступает логическим
продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства
очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство
безысходности. Мы пытаемся, что-то изменить, еще и еще раз обдумываем
неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению
психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление,
действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и
желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных
объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо
средство психологической защиты, включая “эмоциональное выгорание”, то
человек переживает ощущение “загнанности в клетку”. Это состояние
интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем
состояние “загнанности в клетку", и не только по поводу профессиональной
деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: “неужели это не
имеет пределов”, “нет сил, с этим бороться”, “я чувствую безысходность
ситуации". Нас повергает в исступление бюрократическая казенщина,
организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная
рутинность.
4. Симптом “тревоги и депрессии”.
Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|