МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

    характера, нервной системы и с задержками психического развития. В

    процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается

    клиент или пациент, который “портит вам нервы” или “ доведет до белого

    каления”. Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и

    прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи

    формулы: “ не следует обращать внимание…” В зависимости от статистики

    своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально

    игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или

    безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но

    эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда

    профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального

    партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и

    конфликт – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной

    стороной (Решетова , 2002г.; Орел, 2001г.).

    К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей

    статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других”, В.В.Бойко

    относит следующие факторы:

    - склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное

    выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто

    менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например,

    формирование симптомов “выгорания” будет проходить медленнее у людей

    импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная

    впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать

    рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему

    развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается

    так, что проработав “в людях” до пенсии, человек, тем не менее, не утратил

    отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и

    сопереживанию (Форманюк,1994г.; Орел, 2001 г.; Решетова 2002г.).

    - интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств

    профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у

    людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.

    Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть,

    наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком

    эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из

    практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие

    субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание,

    мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это

    безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами

    “Я”. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и

    возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или

    иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через

    какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых

    учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный

    вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11-16

    лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной

    деятельности.

    Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды

    интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие

    неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень

    переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например,

    педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров

    подросткового возраста, вдруг “срывается” в общении с определенным

    ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но случается –

    тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его

    семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное

    выгорание обернулось безразличием и апатией.

    - слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности:

    здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не

    считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять

    соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее

    умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его

    крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-

    вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и

    соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной

    деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами –

    материальными или позиционными достижениями. Альтруистическая

    эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не

    нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно, “

    выгорать” ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими

    ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату

    эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных

    потерь, как утрату человечности.

    - нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал

    имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или

    приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен

    неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие

    моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность,

    честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная

    дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от

    плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в

    случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной

    дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается.

    Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии

    к исполняемым обязанностям.

    К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Решетовой

    Т.В. (2002 г.):

    - неэмоциональность или неумение общаться;

    - алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои

    ощущения), всегда связано с тревогой;

    - трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы

    работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную

    несостоятельность);

    - люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь,

    профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель,

    здоровье и т.д.)

    1.1.2. Симптомы эмоционального выгорания

    К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на:

    физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

    - усталость;

    - чувство истощения;

    - восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

    - астенизация;

    - частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

    - избыток или недостаток веса;

    - одышка;

    - бессонница.

    К поведенческим и психологическим:

    - работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

    - профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

    - поздно появляется на работе и рано уходит;

    - берет работу на дом;

    - чувство неосознанного беспокойства;

    - чувство скуки;

    - снижение уровня энтузиазма;

    - чувство обиды;

    - чувство разочарования;

    - неуверенность;

    - чувство вины;

    - чувство невостребованности;

    - легко возникающее чувство гнева;

    - раздражительность;

    - человек обращает внимание на детали;

    - подозрительность;

    - чувство всемогущества (власть над судьбой пациента);

    - ригидность;

    - неспособность принимать решения;

    - дистанционирование от пациентов и стремление к дистанционированию от

    коллег;

    - повышенное чувство ответственности за пациентов;

    - растущее избегание;

    - общая негативная установка на жизненные перспективы;

    - злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

    Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди

    сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками,

    негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми,

    которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро

    превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность

    того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем

    стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье “Профессиональное выгорание:

    беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.) говорит о том, что

    большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на

    руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации,

    которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство

    людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-

    стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения

    работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают.

    К числу таких профессий относится и профессия педагога (например,

    недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30

    активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).

    В этой же статье, К. Чернисс (2003г.) отмечает, что выгоранием страдают

    не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от

    выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они

    следующие:

    - высокая текучесть кадров;

    - снижение вовлеченности сотрудников в работу;

    - поиск “козла отпущения”;

    - антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;

    - режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и

    проявлении беспомощности и безнадежности;

    - развитие критического отношения к сотрудникам;

    - недостаток сотрудничества среди персонала;

    - прогрессирующее падение инициативы;

    - рост чувства неудовлетворенности от работы;

    - проявления негативизма относительно роли или функции отделения

    (Чернисс, 2003г.).

    1.2. Эмоциональное выгорание как стресс

    Вернемся еще раз к определению эмоционального выгорания. Доктор К.

    Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря творческого потенциала,

    не реакция на скуку, а “эмоциональное истощение, возникающее на фоне

    стресса, вызванного межличностным общением”. Согласно Гансу Селье

    (1936г.), основоположнику учения о стрессе, это неспецифическая (т.е.

    всеобщего действия) защитная реакция организма в ответ на психотравмирующие

    факторы разного свойства. Он определил следующие стадии стресса как

    процесса:

    1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

    2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

    3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения). (“Стресс без

    дистресса” 1936г.)

    Р.М. Грановская отмечает, что развивается стресс обычно таким образом:

    стрессор – накопления – реакция. В промежутке между стрессором и ответом

    организма развертываются определенные процессы, опосредованные прежним

    опытом ответов на стрессовые ситуации. Стресс, включает и физиологические,

    и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует себя

    целиком на приспособление к новой ситуации, приводя в действие

    неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или

    адаптацию. (Грановская, 1997г.)

    Основные черты психического стресса:

    1) стресс – состояние организма, его возникновение предполагает

    взаимодействие между организмом и средой;

    2) стресс – более напряженное состояние, чем обычное мотивационное, оно

    требует для своего возникновения восприятия угрозы;

    3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция

    недостаточна.

    По словам К. Маслач (1978г.), выгорание можно приравнять к дистрессу

    в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации –

    стадии истощения, однако, момент, когда стресс переходит, ясно не

    определен.

    Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно,

    в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы

    стресса:

    1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая

    психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная

    ответственность, трудность контингента;

    2) резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается

    более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

    3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение

    эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное

    сопротивление оказалось неэффективным.

    Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы,

    нарастающего эмоционального выгорания.

    Так у индивидуума, подверженного выгоранию первой степени, проявляются

    умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и

    симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например,

    путем расслабления или организации перерыва в работе.

    На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят

    более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Профессионал может

    чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Орел

    В.Е. отмечает, что перерывы в работе оказывают положительный эффект и

    снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень

    выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и

    полностью восстанавливается через три недели. (Орел, 2001г.)

    Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими.

    Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и

    депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата,

    а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал

    может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как

    таковой.

    Очень подробно освещает симптомы всех трех фаз Бойко В.В. в своей

    статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других”, рассмотрим их.

    Фаза “напряжения”. Нервное (тревожное) напряжение служит

    предвестником и “запускающим” механизмом в формировании эмоционального

    выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается

    изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

    Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

    1 . Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств”.

    Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов

    профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если

    человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается

    отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих

    явлений “выгорания”.

    2. Симптом “неудовлетворенности собой”.

    В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие

    обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной

    профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует

    механизм “эмоционального переноса”- энергетика направляется не только и не

    столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый

    энергетический контур “Я и обстоятельства”: впечатления от внешних факторов

    деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь

    переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой

    схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы,

    способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная

    интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная

    совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах “выгорания”

    они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую

    защиту.

    3. Симптом ”загнанности в клетку”.

    Возникает, но не во всех случаях, хотя выступает логическим

    продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства

    очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство

    безысходности. Мы пытаемся, что-то изменить, еще и еще раз обдумываем

    неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению

    психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление,

    действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и

    желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных

    объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо

    средство психологической защиты, включая “эмоциональное выгорание”, то

    человек переживает ощущение “загнанности в клетку”. Это состояние

    интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем

    состояние “загнанности в клетку", и не только по поводу профессиональной

    деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: “неужели это не

    имеет пределов”, “нет сил, с этим бороться”, “я чувствую безысходность

    ситуации". Нас повергает в исступление бюрократическая казенщина,

    организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная

    рутинность.

    4. Симптом “тревоги и депрессии”.

    Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.