МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

    осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как

    средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и

    собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания

    ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной

    профессии, в конкретной должности. Симптом “тревоги и депрессии”, -

    пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии

    эмоционального выгорания.

    Фаза “резистенции”. Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма

    условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента

    появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или

    бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление

    внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.

    Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне

    следующих явлений:

    1. Симптом ”неадекватного избирательного эмоционального реагирования”

    Несомненный “признак выгорания”, когда профессионал перестает

    улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями:

    экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное

    реагирование.

    В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном

    навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно

    ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка,

    приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на

    сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие

    категоричности, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма.

    Он вполне оправдан в случаях:

    - если не препятствует интеллектуальной проработке информации,

    обусловливающей эффективность деятельности. Экономия эмоций не снижает

    “вхождение” в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не

    мешает принятию решений и формулировке выводов;

    - если не настораживает и не отталкивает партнера;

    - если, при необходимости, уступает место иным, адекватным формам

    реагирования на ситуацию. Например, профессионал, когда требуется,

    способен отнестись к партнеру, подчеркнуто вежливо, внимательно, с

    искренним сочувствием.

    Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно “экономит” на

    эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного

    реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип “хочу или не

    хочу”: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение –

    откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого

    стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что

    человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако

    субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную

    черствость, неучтивость, равнодушие.

    Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в

    профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их

    личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

    2. Симптом “ эмоционально-нравственной дезориентации”.

    Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым

    партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании.

    Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою

    стратегию. При этом звучат суждения: “ это не тот случай, чтобы

    переживать”, “такие люди не заслуживают доброго отношения”, “таким нельзя

    сочувствовать”, “почему я должен за всех волноваться”.

    Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции

    не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства. Ведь

    профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не

    знает исключений. Врач не имеет морального права делить больных на

    “хороших” и “плохих”. Учитель не должен решать педагогические проблемы

    подопечных по собственному выбору.

    К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявлениями

    эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает

    справедливое возмущение, мы осуждаем попытки, поделить нас на достойных и

    недостойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое

    место в системе служебно-личностных отношений, допускает эмоционально-

    нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои

    обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения, что

    свидетельствует, если можно так сказать, о раннем периоде развития

    цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.

    3. Симптом “расширения сферы экономии эмоций”.

    Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда

    данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении

    с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того

    устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется

    общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся первой

    “жертвой” эмоционального выгорания. На службе вы еще держитесь

    соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже

    того, готовы послать всех подальше, а то и просто, “рычите” на брачного

    партнера и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами.

    Вы переживаете симптом “отравления людьми”.

    4. Симптом “редукции профессиональных обязанностей”.

    Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности,

    предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках

    облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

    По пресловутым “законам редукции” субъектов сферы обслуживания,

    лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не

    находит нужным дольше побеседовать с больным, побудить к подробному

    изложению жалоб. Анамнез получается скупым и недостаточно информативным.

    Проводник не спешит предложить чай пассажирам. Стюардесса смотрит

    “стеклянными глазами”. Одним словом, редукция профессиональных обязанностей

    – привычная спутница бескультурья в деловых контактах.

    Фаза “истощения”. Характеризуется более или менее выраженным падением

    общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная

    защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.

    1. Симптом “эмоционального дефицита”.

    К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может

    помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение,

    соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны

    трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную

    отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит

    его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и

    личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и

    приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные

    эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность,

    обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального дефицита”.

    2. Симптом “эмоциональной отстраненности”.

    Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной

    деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает

    эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.

    Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности,

    а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек

    постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других

    сферах он живет полнокровными эмоциями.

    Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом “выгорания”. Он

    свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб

    субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие

    и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма

    эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом

    показывает: “плевать на вас”.

    3. Симптом “личностной отстраненности, или деперсонализации”.

    Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков

    профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или

    частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия.

    Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций –

    с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами,

    потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

    Метастазы “выгорания” проникают в установки, принципы и систему

    ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-

    волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с

    людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет

    социальной ценности. В наиболее тяжелых формах “выгорания” личность рьяно

    защищает свою антигуманистическую философию: “ ненавижу…”, “презираю…”. В

    таких случаях “выгорание” смыкается с психопатологическими проявлениями

    личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким

    личностям противопоказана эта профессиональная деятельность. Но, увы, они

    ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров.

    4. Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”.

    Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и

    психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной

    связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов

    профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или

    психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с

    ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство

    страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции,

    обострение хронических заболеваний.

    Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики

    свидетельствует о том, что эмоциональная защита – “выгорание” –

    самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций

    перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом

    организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии (Бойко,

    1996г.).

    Таким образом, согласно Бойко В.В., синдром эмоционального выгорания

    развивается поэтапно и каждому этапу характерны определенные признаки,

    которые вызываются определенными факторами.

    1.3. Требования профессии к личности педагога

    Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо

    физических и психологических особенностей имеет основанием личностные

    качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это

    относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека

    выступает другой человек, и взаимодействие “ человек – человек” зависит от

    качеств того и другого. Профессию педагога, относят к профессиям высшего

    типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета

    своей деятельности по А.С. Шафрановой (1925г.). Таким образом, не вызывает

    сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то

    высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками

    обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие

    попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного

    культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость,

    трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не

    являющиеся производными определенной профессии.

    Щуркова Н.Е. в своей работе “Классное руководство”(2000г.), говорит о

    том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то

    первая основная личностная черта это:

    1. интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и

    характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что

    оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни

    не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое

    равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с

    детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание

    непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым,

    а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в

    качестве великого дара природы.

    Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с

    детьми это:

    2. интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее

    отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле.

    Когда внимание к разного рода личностным проявлениям “Я” человека

    связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с

    признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми

    и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне

    зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если педагогу

    интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый ряд

    проблем. Решается пресловутый вопрос “любви к ребенку”, потому что

    педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник.

    Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать

    педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит

    духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с

    множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы

    легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к

    человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на

    профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.

    Третья важная личностная характеристика это:

    3. интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной

    стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с

    другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В

    понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало

    преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то

    имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке, искусству,

    устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике,

    гигиене и др. форм созидания в этом мире.

    Интерес к культуре у педагога означает не только собственное

    ознакомление с фактами развивающейся мировой культуры, но и формирование у

    детей такого пристального внимания к данным фактам, не только

    преобразование собственной жизни, но и приобщение детей к корректированию

    привычного содержания и хода жизни в согласии с достижениями мировой

    культуры, не только личное оценивание происходящего в культуре, но

    непременно целенаправленное приобщение детей к аналитической работе ума в

    оценивании культурных продвижений либо падений их.

    Одно из самых сильных противоречий воспитания состоит в том, что

    педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится

    выступать в роли представителя сегодняшней, хотя он ею владеет в

    недостаточной степени, а иногда далек от нее. Однако это противоречие

    преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам овладевает тем, что

    прививает детям.

    Согласно Щурковой Н.Е. перечисленные выше личностные характеристики

    являются базовыми. Обозначим теперь профессиональные качества,

    обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с

    учащимися более подробно. Столяренко Л.Д. (1999г.) к таким качествам

    относит:

    - наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные

    качества;

    - способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

    - гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро

    и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро

    изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения,

    индивидуальных особенностей учащихся;

    - умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение

    управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом,

    мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение

    снимать мышечные зажимы;

    - способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);

    - умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия

    своих воздействий;

    - хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый

    лексический запас, правильный отбор языковых средств;

    - владение искусством педагогических переживаний, которые представляют

    собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и

    педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на

    учащихся в требуемом направлении;

    - способность к педагогической импровизации, умение применять все

    разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение,

    применение различных приемов воздействия, “приспособлений” и

    “пристроек”).

    По мнению Щурковой Н.Е.(2000г.) все перечисленные личностные качества

    не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к

    самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим

    профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.