Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов
осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как
средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и
собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания
ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной
профессии, в конкретной должности. Симптом “тревоги и депрессии”, -
пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии
эмоционального выгорания.
Фаза “резистенции”. Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма
условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента
появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или
бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление
внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.
Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне
следующих явлений:
1. Симптом ”неадекватного избирательного эмоционального реагирования”
Несомненный “признак выгорания”, когда профессионал перестает
улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями:
экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное
реагирование.
В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном
навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно
ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка,
приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на
сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие
категоричности, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма.
Он вполне оправдан в случаях:
- если не препятствует интеллектуальной проработке информации,
обусловливающей эффективность деятельности. Экономия эмоций не снижает
“вхождение” в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не
мешает принятию решений и формулировке выводов;
- если не настораживает и не отталкивает партнера;
- если, при необходимости, уступает место иным, адекватным формам
реагирования на ситуацию. Например, профессионал, когда требуется,
способен отнестись к партнеру, подчеркнуто вежливо, внимательно, с
искренним сочувствием.
Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно “экономит” на
эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного
реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип “хочу или не
хочу”: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение –
откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости такого
стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что
человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако
субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную
черствость, неучтивость, равнодушие.
Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в
профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их
личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.
2. Симптом “ эмоционально-нравственной дезориентации”.
Он как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с деловым
партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании.
Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою
стратегию. При этом звучат суждения: “ это не тот случай, чтобы
переживать”, “такие люди не заслуживают доброго отношения”, “таким нельзя
сочувствовать”, “почему я должен за всех волноваться”.
Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции
не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства. Ведь
профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не
знает исключений. Врач не имеет морального права делить больных на
“хороших” и “плохих”. Учитель не должен решать педагогические проблемы
подопечных по собственному выбору.
К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявлениями
эмоционально-нравственной дезориентации. Как правило, это вызывает
справедливое возмущение, мы осуждаем попытки, поделить нас на достойных и
недостойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое
место в системе служебно-личностных отношений, допускает эмоционально-
нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои
обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения, что
свидетельствует, если можно так сказать, о раннем периоде развития
цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.
3. Симптом “расширения сферы экономии эмоций”.
Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда
данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении
с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того
устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется
общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся первой
“жертвой” эмоционального выгорания. На службе вы еще держитесь
соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже
того, готовы послать всех подальше, а то и просто, “рычите” на брачного
партнера и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами.
Вы переживаете симптом “отравления людьми”.
4. Симптом “редукции профессиональных обязанностей”.
Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности,
предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках
облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.
По пресловутым “законам редукции” субъектов сферы обслуживания,
лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не
находит нужным дольше побеседовать с больным, побудить к подробному
изложению жалоб. Анамнез получается скупым и недостаточно информативным.
Проводник не спешит предложить чай пассажирам. Стюардесса смотрит
“стеклянными глазами”. Одним словом, редукция профессиональных обязанностей
– привычная спутница бескультурья в деловых контактах.
Фаза “истощения”. Характеризуется более или менее выраженным падением
общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная
защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.
1. Симптом “эмоционального дефицита”.
К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может
помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение,
соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны
трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную
отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит
его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и
личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и
приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные
эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность,
обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального дефицита”.
2. Симптом “эмоциональной отстраненности”.
Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной
деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает
эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.
Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности,
а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек
постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других
сферах он живет полнокровными эмоциями.
Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом “выгорания”. Он
свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб
субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие
и может быть глубоко травмирован. Особенно опасна демонстративная форма
эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом
показывает: “плевать на вас”.
3. Симптом “личностной отстраненности, или деперсонализации”.
Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков
профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или
частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия.
Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций –
с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами,
потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.
Метастазы “выгорания” проникают в установки, принципы и систему
ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-
волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с
людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет
социальной ценности. В наиболее тяжелых формах “выгорания” личность рьяно
защищает свою антигуманистическую философию: “ ненавижу…”, “презираю…”. В
таких случаях “выгорание” смыкается с психопатологическими проявлениями
личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким
личностям противопоказана эта профессиональная деятельность. Но, увы, они
ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров.
4. Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”.
Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и
психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной
связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов
профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или
психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с
ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство
страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции,
обострение хронических заболеваний.
Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики
свидетельствует о том, что эмоциональная защита – “выгорание” –
самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций
перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом
организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии (Бойко,
1996г.).
Таким образом, согласно Бойко В.В., синдром эмоционального выгорания
развивается поэтапно и каждому этапу характерны определенные признаки,
которые вызываются определенными факторами.
1.3. Требования профессии к личности педагога
Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо
физических и психологических особенностей имеет основанием личностные
качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это
относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека
выступает другой человек, и взаимодействие “ человек – человек” зависит от
качеств того и другого. Профессию педагога, относят к профессиям высшего
типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета
своей деятельности по А.С. Шафрановой (1925г.). Таким образом, не вызывает
сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то
высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками
обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие
попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного
культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость,
трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не
являющиеся производными определенной профессии.
Щуркова Н.Е. в своей работе “Классное руководство”(2000г.), говорит о
том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то
первая основная личностная черта это:
1. интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и
характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что
оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни
не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое
равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с
детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание
непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым,
а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в
качестве великого дара природы.
Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с
детьми это:
2. интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее
отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле.
Когда внимание к разного рода личностным проявлениям “Я” человека
связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с
признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми
и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне
зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если педагогу
интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый ряд
проблем. Решается пресловутый вопрос “любви к ребенку”, потому что
педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник.
Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать
педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит
духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с
множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы
легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к
человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на
профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.
Третья важная личностная характеристика это:
3. интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной
стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с
другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В
понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало
преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то
имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке, искусству,
устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике,
гигиене и др. форм созидания в этом мире.
Интерес к культуре у педагога означает не только собственное
ознакомление с фактами развивающейся мировой культуры, но и формирование у
детей такого пристального внимания к данным фактам, не только
преобразование собственной жизни, но и приобщение детей к корректированию
привычного содержания и хода жизни в согласии с достижениями мировой
культуры, не только личное оценивание происходящего в культуре, но
непременно целенаправленное приобщение детей к аналитической работе ума в
оценивании культурных продвижений либо падений их.
Одно из самых сильных противоречий воспитания состоит в том, что
педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится
выступать в роли представителя сегодняшней, хотя он ею владеет в
недостаточной степени, а иногда далек от нее. Однако это противоречие
преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам овладевает тем, что
прививает детям.
Согласно Щурковой Н.Е. перечисленные выше личностные характеристики
являются базовыми. Обозначим теперь профессиональные качества,
обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с
учащимися более подробно. Столяренко Л.Д. (1999г.) к таким качествам
относит:
- наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные
качества;
- способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
- гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро
и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро
изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения,
индивидуальных особенностей учащихся;
- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение
управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом,
мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение
снимать мышечные зажимы;
- способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
- умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия
своих воздействий;
- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый
лексический запас, правильный отбор языковых средств;
- владение искусством педагогических переживаний, которые представляют
собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и
педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на
учащихся в требуемом направлении;
- способность к педагогической импровизации, умение применять все
разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение,
применение различных приемов воздействия, “приспособлений” и
“пристроек”).
По мнению Щурковой Н.Е.(2000г.) все перечисленные личностные качества
не заменяют профессионализма, и поэтому вредны призывы к
самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим
профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|