МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов

    основательно.

    Выявленные личностные качества профессионально ценностны, они

    необходимы как условие, они достаточны для педагога, но они обладают еще

    одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога,

    укрепляют его духовные силы.

    1.3.1. Учитель в напряженных условиях

    Для того чтобы перейти к эмпирическим исследованиям необходимо

    проанализировать деятельность педагога с точки зрения наличия факторов

    инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на схему

    предложенную Орлом В.Е.(2001г.)

    |Индивидуальные факторы |Организационные факторы |

    |Социально-демографические: |Условия работы: |

    |Возраст |Рабочие перегрузки |

    |Пол |Дефицит времени |

    |Уровень образования |Продолжительность рабочего дня |

    |Семейное положение |Содержание труда: |

    |Стаж работы |Число клиентов |

    |Личностные особенности: |Острота их проблем |

    |Выносливость |Глубина контакта с клиентом |

    |Локус контроля |Обратная связь |

    | Стиль сопротивления |Социально-психологические: |

    |Самооценка |Взаимоотношения в организации |

    |Нейротизм (тревожность) |Отношение к объекту труда |

    |Экстраверсия | |

    Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия

    материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия

    деятельности.

    - Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на

    временные параметры деятельности и объема работы. Практически все

    исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что

    повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая

    продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания.

    Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе факт,

    что средняя величина рабочей недели учителя, равна по подсчетам Л.Ф.

    Колесникова (1985г.), 52 часам, намного выше той (40 часов), которая

    установлена по стране; очень низкая оплата труда, не обеспечивающая

    нормального существования (практически все исследования подтверждают,

    что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его

    отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие

    сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит

    к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке

    различных психических заболеваний.

    - Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные

    и качественные аспекты работы с клиентами (учащимися): их количество,

    частоту обслуживания, степень глубины контакта. Так в профессии

    педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к

    недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором,

    способствующим выгоранию. Так же не секрет, что педагогам, в настоящее

    время, все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-

    неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует

    возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих

    факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем

    клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения, в

    педагогике это могут быть классы коррекции, где при максимальном

    вложении усилий со стороны педагога, результат может оказаться не самым

    высоким. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с

    учеником, независимо от ее специфики является тяжким бременем для

    педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге,

    к выгоранию.

    - Социально-психологические факторы. Анализ взаимодействия между

    социально-психологическими отношениями работников к объекту их труда

    можно провести в двух направлениях: позиции работников по отношению к

    своим реципиентам и особенностей поведения самих реципиентов

    (учеников). Существует взаимосвязь между данной характеристикой и

    выгоранием. Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой

    деятельности. Так учителя, характеризующиеся наличием опекающей

    идеологии во взаимоотношениях с учениками, а так же не использующие

    репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень

    выгорания. С другой стороны, атмосфера в коллективе учащихся и их

    отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать

    возникновение выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что

    апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе, например,

    активное сопротивление учителю в виде негативного поведения учеников

    вызывают у учителей выгорание (Орел, 2001г.)

    Таким образом, на основании вышесказанного, мы видим, что

    профессия учителя может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих

    от него самообладания и саморегуляции” (Форманюк,1994г.) Проявления стресса

    в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются

    фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная

    ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую

    платит учитель.

    Маркова А.К. в работе “Психология труда учителя”(1993г.), говорит о

    том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий

    в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с

    задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой

    степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда

    под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в

    мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого

    поведения.

    По данным социально-демографических исследований труд педагога

    относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда:

    по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у

    менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций,

    т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Бойко В.В. приводит

    следующие данные: из 7300 педагогов общеобразовательных школ, риск и

    повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4%

    случаев, заболевания сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8%

    обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся

    выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных

    нарушений. Собственно невротические расстройства выявились в 60-70%

    случаев. (Бойко 1996г.) Указанная сторона здоровья учительства обусловлена

    многими социальными, экономическими, жилищно-бытовыми факторами. Немалая

    роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего

    профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих

    энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам

    психологической защиты и, по крайней мере, обречены на эмоциональное

    выгорание.

    Но есть еще и оборотная сторона приведенной удручающей статистики.

    Возникают вопросы: кто же учит детей? Может ли человек, обремененный такими

    страданиями, успешно влиять на подрастающее поколение?

    Рассмотрим теперь индивидуальные факторы, в эту группу включены

    социально-демографические и личностные особенности. Орел В.Е.(2001г.)

    отмечает, что из всех социально- демографических характеристик наиболее

    тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж. Причины спада

    профессиональной деятельности учителя старшего возраста, так называемый

    “педагогический криз”, выделяет Ю.Л. Львова(1998г.). По ее мнению, это:

    - во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и

    невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи

    учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического;

    - во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в

    работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как

    менять – неизвестно;

    - в-третьих, возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе,

    когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает

    чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.

    Большая часть учителей справляется с кризом, но частично он может

    оказывать влияние на развитие выгорания (Львова, 1998г.).

    Что касается зависимости эмоционального выгорания и пола, то, как

    пишет Форманюк Т.В.– феминизированность профессии учителя имеет целый ряд

    отрицательных моментов. Среди них повышенная в сравнении с мужчинами - в

    три раза, по данным Т.Н. Егоровой (цитата по Колесникову 1985г.), -

    заболеваемость психическими болезнями, высокая “стрессируемость”,

    вызываемая бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой по

    дому, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам и т.п.

    (Форманюк.1994г.)

    Личностные особенности. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены

    лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении

    настоящий педагог – это образец профессиональной неуязвимости и

    совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с

    предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и

    частной жизнью (Иевлева, Шаталова, 2003г.).

    А вот как описывает людей мотивированных на выбор педагогической

    специальности Аминов Н.А. (1988г.) – эти люди оказались обладателями

    слабой, лабильной и активированной нервной системы, кроме того, с

    социальной направленностью интеллекта, направленностью на группу и

    социальной ориентацией на совместную деятельность. На наш взгляд, данные

    личностные характеристики могут способствовать развитию выгорания,

    Таким образом, мы видим, что личностные характеристики людей приходящих

    в профессию, так же как характер профессиональной деятельности, играют не

    последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Так какова

    же основная причина развития эмоционального выгорания – личностные черты

    или характеристики профессиональной деятельности? Определенной попыткой

    ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию

    выгорания, среди которых следует отметить подход К. Маслач и М. Лейтер.

    Основная идея подхода, предложенного данными авторами, заключается в том,

    что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой.

    Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения

    выгорания. Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и

    рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом,

    независимо от типа профессиональной деятельности.

    1.4. Возможные меры профилактики и коррекции синдрома

    эмоционального выгорания

    Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что обычно “синдром

    сгорания” представляют как негативные изменения в состоянии и личности

    профессионала, то, что наносит вред человеку и его работе. Но Трунов Д.Г.

    говорит в своей статье, что нельзя

    однобоко подходить к данному явлению. Он представляет симптомы “сгорания”

    как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в

    работнике во время выполнения им должностных обязанностей. Автор позитивно

    относится к симптомам “выгорания”, как к сигналам, идущим из “внутренней

    сферы” в “сферу сознания”, как способу коммуникации между “скрытым” и

    “понятым”, неосознанным и осознанным. “В какой-то мере – это друзья

    профессионала помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих

    сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более

    глубокого понимания себя и своей деятельности”. (Трунов, 1998 г.) Другой

    аспект “позитивности” синдрома “выгорания” состоит в том, что процессы,

    происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах “выгорания”,

    являются не только не патологическими, но даже позитивными, т.е.

    выполняющими положительную функцию. (Трунов, 1998г.). Другими словами эти

    процессы дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя

    из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию или каким-

    то образом постараться скорректировать проявления синдрома.

    Таким образом, в контексте синдрома эмоционального выгорания, неизбежно

    возникает такой вопрос как профилактика и коррекция данного явления.

    Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный,

    поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его

    симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит.

    Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.

    К. Маслач (1978г.) считает, что “ сгорание” не является неизбежным. Скорее

    должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить,

    ослабить или исключить его возникновение. Она подчеркивает, что многие из

    причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных

    особенностях людей, но и так же в определенных социальных и ситуативных

    факторах.

    На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении

    обозначенных выше трудностей. Эти подходы могут быть использованы и в

    педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

    Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-

    педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это

    связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро

    устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения

    устаревания знаний специалиста так называемый “период полураспада

    компетентности”, заимствованный из ядерной физики. В данном случае означает

    продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате

    устарения полученных знаний по мере появления новых знаний и новой

    информации компетентность специалиста снижается на 50%.

    Со стороны администрации нужна система поощрений, должны

    использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на

    работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут

    структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более

    значимым для исполнителей.

    Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является

    саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог

    сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой,

    которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько

    альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог находится в состоянии

    повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к

    импульсивным действиям. Или в случае если он находится в ситуации

    оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

    Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как

    познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и

    действиями. В настоящее время для саморегуляции психических состояний

    используется так называемое нейролингвистическое программирование. В русле

    данного направления Г. Дьяконовым (1993г.) разработан цикл упражнений

    ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои

    потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно,

    рационально распределять свои силы в течении каждого дня, целого учебного

    года. (Регуляция эмоциональных состояний. “Детский психолог”. 1993 г.,

    вып.4, с.67-79).

    Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые

    вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая

    работа связана с интенсивным общением как с детьми, так и с их родителями,

    что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг

    представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и

    физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком

    различных средств психологического воздействия на собственный организм и

    нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов

    аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение,

    самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности,

    здоровье.

    Широко используется психокоррекция как совокупность психологических

    приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на

    поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью

    улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных

    внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов

    с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как

    индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с

    психокоррекционными целями, могут быть следующих видов:

    - Т- группы;

    - группы встреч;

    - гештальт группы;

    - группы психодраммы;

    - группы телесной терапии;

    - группы тренинга умений.

    Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.