Исследование конфликта в организации
анализа конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)(
сост. Гришина Н.В.). – СП б: Питер, 2001. – С. 298-309
34. Пищелко А.В. Личность в конфликте (влияние установки на тип
конфликтного поведения). – Домодедово: Изд-во Всероссийского
института повышения квалификации работников МВД России, 1999. – С.
52
35. Платонов К.К., Казаков В.Г. Развитие системы понятий теории
психологического климата в советской психологии //В сб. Социально-
психологический климат коллектива (под ред. Е.В. Шороховой и О.И.
Зотовой). - М.: Изд-во МУ, 1979.– С. 143-167
36. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-
методологический аспект. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- С. 184
37. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: Изд-во ЛГУ,
1986. – С. 176
38. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат,
1991. - С. 191.
39. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического
типа личности. - М.: Наука,1973. – С. 207
40. Соснин В.А. К исследованиям конфликтов в социальной психологии США
в связи с психологическим климатом// В сб. Социально-
психологический климат коллектива: теория и практика изучения. –
М.: Наука, 1979. – С. 176
41. Социально-психологические проблемы производственного коллектива
(под ред. Шороховой Е.В. и др.). - М.: Наука ,1983. – С. 240
42. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии
(под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой). - М.: Изд-во МУ, 1977.
– С. 239
43. Тернер Дж. Ключевые тезисы Маркса // В сб. Психология конфликта
(хрестоматия) ( сост. Гришина Н.В.). – СП б: Питер, 2001. – С. 298-
309
44. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. – М.: Асс авторов и
изд. «Тандем», 2000. – С. 272
45. Хасан Б..И. Природа и механизмы конфликтофобии// Конфликт в
конструктивной психологии. Тезисы докладов и сообщений на II
научно-практической конференции по конструктивной психологии.
Красноярск, 7-10 июня 1990 года. Красноярск, 1990. - Стр. 8-12
46. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. –
Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. –С. 120
47. Шаленко В.И. Исследование конфликтных ситуаций в первичном
производственном коллективе и пути их разрешения: Автореф. дис.
канд. филос. наук. – М.: Изд-во ИСИ АН СССР, 1980. – С. 20
48. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: Изд-во МУ,
1992. – С. 80
49. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы
хозяйственного руководства химическими предприятиями. - М.: НИИ
техн. - экон. иссл-ний, 1974. – С. 164
50. Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая
компетентность менеджера. – М.: Дом педагогики, 2000. – С. 544
51. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984. – С.
246
52. Mayers B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner’ s
guide. San Francisco: Jossey-Bass. – 2000. P. 233
Приложение 1
Методика диагностики стратегий поведения личности в конфликте К. Томаса .
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на
то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого
человека.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у
другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем
решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые
интересы и вопросы.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые
интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он
также вдет мне навстречу.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на
своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он
также идет мне навстречу.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые
интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем
решить его окончательно.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией
и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за
решение спорного вопроса.
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти
навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на
своем.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с
другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает
представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих
форм поведения в конфликтных ситуациях.
КЛЮЧ:
|№ |Соперничеств|Сотрудничеств|Компромисс |Избегание |Приспособление|
| |о |о | | | |
| | | | |А |Б |
| | |Б |А | | |
| |А | | | |Б |
| | | |A | |Б |
| | |А | |Б | |
| |Б | | |А | |
| | | |Б |А | |
| |А |Б | | | |
| |Б | | |А | |
| |А | |Б | | |
| | |А | | |Б |
| | | |Б |А | |
| |Б | |А | | |
| |Б |А | | | |
| | | | |Б |А |
| | | | |Б |А |
| |А | | |Б | |
| | | |Б | |А |
| | |А | |Б | |
| | |А |Б | | |
| | |Б | | |А |
| |Б | |А | | |
| | |А | |Б | |
| | | |Б | |А |
| |А | | | |Б |
| | |Б |А | | |
| | | | |А |Б |
| |А |Б | | | |
| | | |А |Б | |
| | |Б | | |А |
Приложение 2
Методика диагностика степени конфликтности личности и оценки других.
Дайте самооценку своих действий (оценку действий других) в конфликтных
ситуациях в организации.
|Рвется в спор |7 6 5 4 3 2 1 |Уклоняется от спора |
|Свои доводы сопровождает |7 6 5 4 3 2 1 |Свои доводы сопровождает |
|тоном, не терпящим | |извиняющимся тоном |
|возражения | | |
|Считает, что добьется |7 6 5 4 3 2 1 |Считает, что проигрывает, |
|своего , если будет рьяно | |если будет возражать. |
|возражать | | |
|Не обращает внимание на |7 6 5 4 3 2 1 |Сожалеет, если видит, что |
|то, что другие не понимают| |другие не понимают доводов. |
|доводов | | |
|Спорные вопросы обсуждает |7 6 5 4 3 2 1 |Рассуждает о спорных |
|в присутствии оппонента | |проблемах в отсутствии |
| | |оппонента |
|Не смущается, если |7 6 5 4 3 2 1 |В напряженной обстановке |
|попадает в напряженную | |чувствует себя неловко |
|обстановку | | |
|Считает, что в споре надо |7 6 5 4 3 2 1 |Считает, что в споре не |
|проявлять свой характер | |нужно демонстрировать свои |
| | |эмоции |
|Не уступает в споре |7 6 5 4 3 2 1 |Уступает в споре |
|Считает, что люди легко |7 6 5 4 3 2 1 |Считает, что люди с трудом |
|выходят из конфликтов | |выходят из конфликта |
|Если взрывается, то |7 6 5 4 3 2 1 |Если взрывается, то скоро |
|считает, что без этого | |ощущает чувство вины |
|нельзя | | |
Приложение 3
Бланк социометрии.
Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Ваши ответы не будут
разглашены.
1. Кого из сотрудников «XXX» Вы бы хотели видеть в составе другой фирмы?
2. Кого из сотрудников «XXX» Вы бы не хотели видеть в составе другой
фирмы?
3. Кто, по вашему мнению, выберет Вас?
4. Кто, по вашему мнению, не выберет Вас?
Спасибо за участие!
Приложение 4
Корреляция
| |Ранг |Сопернич|Сотрудни|Компроми|Избегани|Приспосо|Самооцен|Оценка |Положит|Отрицат|
| | |ество |чество |сс |е |бление |ка |эксперта|ельные |ельные |
| | | | | | | | | |выборы |выборы |
|Ранг |1 | | | | | | | | | |
|Соперничество |0,63808 |1 | | | | | | | | |
|Сотрудничество |-0,78981|-0,20294|1 | | | | | | | |
|Компромисс |0,04437 |-0,25605|-0,01263|1 | | | | | | |
|Избегание |-0,78682|-0,84591|0,5013 |0,02815 |1 | | | | | |
|Приспособление |-0,23776|0,06937 |0,41285 |-0,48637|0,15881 |1 | | | | |
|Самооценка |0,74118 |0,24758 |-0,72118|0,06255 |-0,47426|-0,31994|1 | | | |
|Оценка эксперта |0,70332 |0,1692 |-0,52033|0,02905 |-0,40656|-0,01912|0,58523 |1 | | |
|Положительные |-0,446 |-0,20387|0,22611 |0,31191 |0,15534 |-0,47024|-0,39191|-0,726 |1 | |
|Выборы | | | | | | | | | | |
|Отрицательные |0,46001 |-0,03355|-0,57096|-0,16083|0,00314 |0,08015 |0,31382 |0,57324 |-0,7323|1 |
|Выборы | | | | | | | | |4 | |
Значимые корреляции выделены серым цветом.
Значимость определялась с использованием коэффициента корреляции (по
Пирсону). Табличное значение для p( 0,05 - 0, 632
Приложение 5
Социограммы положительных и отрицательных выборов сотрудников ООО «XXX»
- положительные выборы; -
отрицательные выборы.
-----------------------
[1] Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа
личности. - М.: ,1973. – С. 53
[2] См. подробней: Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных
производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ,
1978; Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт.
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995; Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема
конфликта в западной социальной психологии.// Психологический журнал. – Т.
1, № 6. – 1980; Психология конфликта (хрестоматия) ( сост. Гришина Н.В.). –
СП б: Питер,. 2001; Соснин В.А. К исследованиям конфликтов в социальной
психологии США в связи с психологическим климатом// В сб. Социально-
психологический климат коллектива: теория и практика изучения. – М.: Наука,
1979.
[3] См. подробней – Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория,
история, библиография. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 1996; Гришина Н.В.
Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов:
дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978; Грызунова Т.В.
Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности: Автореф. дис.
псих. наук. - М.: Изд-во РАУ, 1994; Джерелевская М.А. Установки
коммуникативного поведения: :диагностика и прогноз в конкретных ситуациях .
– М.: Смысл, 2000.
[4] Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа
конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)( сост. Гришина Н.В.).
– СП б, Питер,. 2001. – С. 300
[5] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999.- С. 61
[6] Платонов К.К., Казаков В.Г. Развитие системы понятий теории
психологического климата в советской психологии //В сб. Социально-
психологический климат коллектива (под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой).
- М.: ,1979. – С. 105
[7] Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 1976. – С. 9
[8] Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных
производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ,
1978. – С. 9
[9] Кайдалов Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность. - М.:
Мысль, 1979. - С. 123
[10] Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы
руководства. - М.: Политиздат, 1975. – С. 154
[11] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт.
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С. 8
[12] Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на
промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда общества
психологов. Тбилиси, 21-24 июня 1971. – Тбилиси: Мецниереба , 1971. –
С.156-157
[13] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история,
библиография. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 1996. –С. 28
[14] Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина
Г.М.). –Белгород: изд-во Белгородского ГУ 1997. – С. 16-18
[15] Тернер Дж. Ключевые тезисы Маркса // В сб. Психология конфликта
(хрестоматия) ( сост. Гришина Н.В.). – СП б: Питер,. 2001. – С. 13-14
[16] Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. –
Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. –С.12-13
[17] Mayers B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner’ s
guide. San Francisco: Jossey-Bass. – 2000. P. 12
[18] Mayers B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner’ s
guide. San Francisco: Jossey-Bass. – 2000. P.12-13
[19]. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического
анализа конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)( сост.
Гришина Н.В.). – СП б, Питер,. 2001. – С. 307
[20] Деструктивным, по мнению М. Дойча, конфликт является в том случае
«если участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что что-то
потеряли». Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной
социальной психологии.// Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 1980. – С.
122
[21] Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996. – С.
156
[22] Социально-психологические проблемы производственного коллектива (под
ред. Шороховой Е.В. и др.). - М.: Наука ,1983. – С. 124
[23] Конфликт и пути его разрешения ( сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев: Изд-
во КГУ, 1990. – С. 8
[24] Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СП б:
изд-во Военмеха, 2000. – С. 17
[25] Конфликт и пути его разрешения ( сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев: Изд-
во КГУ, 1990. – С.9
[26] Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: Изд-во ЛГУ,
1986. – С. 88
[27] Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на
промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда общества
психологов. Тбилиси, 21-24 июня 1971. – Тбилиси: Мецниереба , 1971. – С.
166
[28] Шепель В.М. приводит следующие данные: группы с высокой степенью
сплоченности определяют конфликт как «столкновение точек зрения»; группы с
межличностной несовместимостью определяют конфликт как «раздор», «стычка»,
«свалка», «схватка». В кн.: Шепель В.М. Управленческая антропология:
человековедческая компетентность менеджера. – М.: «Дом педагогики», 2000.
С. 484
[29] Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996. – С.
[30] Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант
межличностного конфликта в группе.// Вестник МУ. –сер. 14, № 4. – 1977. –
С. 31
[31] Цит. по: Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984 . –
С. 144
[32] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт.
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С. 18
[33] Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа
конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)( сост. Гришина Н.В.).
– СП б, Питер,. 2001. – С. 302
[34] Леонтьев Д.А. Шанс для творчества // Конфликт в конструктивной
психологии. Тезисы докладов и сообщений на II научно-практической
конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 года.
Красноярск, 1990 стр. 17-19
[35] Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: Изд-во МУ, 1992.
– С. 29
[36] Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разрешения.
-- М.: ,1992. – С. 5
[37] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт.
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С. 24
[38] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт.
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С.22-23
[39] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт.
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С.-27
[40] Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. –
Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. –С. 18
[41] Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной
психологии.// Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 1980. – С. 126
[42] Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СП б:
изд-во Военмеха, 2000. – С. 11-12
[43] См. подробней: Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-
психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983; Выханский
О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996; Гришина Н.В. Я и
другие: Общение в трудовом коллективе. – Л.: Лениздат, 1990; Уткин Э.А.
Конфликтология: теория и практика. – М.: Асс авторов и изд. «Тандем», 2000.
[44] Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. – Йошкар-Ола: Изд-во
Марийского унив-та, 1996. –С. 5
[45] Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 1976. – С.14
[46] Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат,
1991.- С. 19
[47] Пищелко А.В. Личность в конфликте ( влияние установки на тип
конфликтного поведения). – Домодедово: Изд-во Всероссийского института
повышения квалификации работников МВД России, 1999. – С. 36
[48] По мнению Хасана Б.И., « вариативность образов действий немедленно
рождает болезненную трудность выбора,. Поскольку единовременно действие
может быть совершено только одно, то и выбор требуется однозначный…
Необходимость однозначного разрешения или линейная модель напрочь
отбрасывает те диапазоны стратегий поведения в конфликте, которые
предлагают, например, К. Томас. Такой диапазон может быть реализован лишь
во внешнем взаимодействии буквально разных носителей». Хасан Б..И. Природа
и механизмы конфликтофобии// Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы
докладов и сообщений на II научно-практической конференции по
конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 года. Красноярск,
1990. – С. 10
[49] Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СП б: Питер, 2001. – С.
95
-----------------------
????????????????????????????????????????????????????????????????????
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|