МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии

    Иерархия: система отношений в семье демакратическая.

    Ролевая структура семьи: семья – “немаленькая, неновая машина”, супруг –

    “водитель машины”, супруга – “скорость”, ребенгок – “музыка которая играет

    в машине”, дедушка – “сидение”, брат супруги – “усилитель, чтобы музыка

    лучше играла”.

    Коалиции

    Существует коалиция дочери с матерью против дедушки.

    Семье присуща эмоциональная близость, члены семьи любят проводить время

    друг с другом или с друзьями семьи.

    Семейной системе присущ демократический стиль руководства. Переговоры в

    семье ведутся открыто, обсуждаются и принимаются сообща важные семейные

    решения, когда это необходимо члены семьи оказывают друг другу

    эмоциональную поддержку, и отзываются о семейных отношеиях как об

    устраивающих и удовлетворяющих их ожидания от семейной жизни.

    Члены семьи признают, что в их семье имеет место эмоциональное и

    психологическое насилие, по отношению к ребенку бывали случаи физического

    насилия, но родители характеризуют свои действия как воспитательные меры.

    М. О.

    Д. В.

    Дедушка по отношению к внучке демонстрирует психологическоек насилие,

    внучка в ответ по отношению к дедушке демонстрирует эмоциональное насилие,

    в отношения вмешивается мама девочки демонстрируя по отношению к дедушкек

    эмоциональное насилие, дедушка в ответ демонстрирует эмоциональное насилие

    как по отношению к невестке так и по отношению к внуку, внук в ответ

    демонстрирует эмоциональное насилие, включается дочка, которая начинает по

    отношению к дедушке демонстрировать эмоциональное насилие.

    Супруги по отношению друг к другу демонстрируют психологическое и

    эмоциональное насилие. Поскольку границы семьи ослаблены, супругам пресуще

    переносить проблемы из других подсистем в свои отношения и осуществлять

    отношения с другими лицами в контексте своих отношений, упрекая в этом

    друг друга.

    Таким образом в данной семейной системе можно выделить насилие и как один

    из способов взаимодействия супругов друг с другом и как цикл насилия в

    семейной системе, запускает который дедушка.

    Семья 4.

    Состав семьи: муж (25 лет, образование средне – специальное), жена (24

    года, образование неоконченное высшее), дочь (3 года).

    Стадия жизненного цикла семьи: стадия рождения и воспитания детей.

    Сплоченность: уровень сплоченности умеренный, семья относится к

    объединенному типу.

    Гибкость: умеренная, тип системы структурированный.

    Внешние и внутренние границы: внешние границы слабые, внутренние границы

    несколько размыты.

    Иерархия: в семье оба супруга претендуют на роль лидера, но на правах

    мужчины, супруг занимает лидирующее положение

    Ролевая структура семьи: супруг – “кормилец”, супруга – “хранительница

    домашнего очага”, ребенок – “драгоценность”.

    Коалиции

    Коалиции в рамках семьи отсутствуют.

    Члены семьи утверждают, что привязаны друг к другу, свободное время

    предпочитают проводить с многочисленными друзьями в шумной компании. У

    членов семьи много связей с внешний средой и мало между собой. По словам

    супругов бывает время когда их дом похож на “проходной двор”,состояние

    семейной смистемы лавирует от хаотического, когда руководство в семейной

    системе неустойчивое, решения являются импульсивными и непродуманными, роли

    неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому, до состояния

    когда система может характеризоваться демократическим стилем руководства,

    семейная система стабилизируется, границы семьи становятся более жесткими,

    когда границы семьи вновь ослабевают, становятся более размытыми в семье

    учащаются ссоры , разногласия, “выяснения отношений” из –за привносимой в

    систему информации о каком – либо из супругов.

    Др.

    М. Ж.

    Реб.

    В семье был случай применения физического насилия со стороны супруга по

    отношению к супруге. Супруг отказывается объяснять случившееся, говорит,что

    не помнит (был очень пьян), и не поверил в случившееся, когда супруга

    выясняя отношения утром следующего дня рассказала ему о случившемся. Этот

    случай до сих пор является табуированной темой в семье.

    Кроме этого в семье присутствует сексуальное насилие со стороны супруга по

    отношению к супруге. В ответ супруга по отношению к супругу демонстрирует

    психологическое насилие. В ответ супруг склонен демонстрировать

    психологическое насилие посредством дочери, угрожая, что он её может

    забрать, либо демонстрирует по отношению к супруге психологическое насилие

    уйдя с головой в компьютер, необращая внимание на жену, угнорируя её

    просьбы, в ответ жена начинает демонстрировать психологическое насилие

    посредством ребенка, или эмоциональное насилие если семья оказывается в

    кругу друзей, в этом случаи вершинами треугольника являются: группа

    друзей, супруга, супруг.

    В данной семейной системе велик риск того, что по отношению к ребенку в

    дальнейшем будет применятся колосальное психологическое давление,

    эмоциональное и возможно экономическое насилие, поскольку можно

    предположить, что родители продолжая бороться за власть в семье, будут

    различными способами и средствами стремитьсЯ привлечь ребенка на свою

    сторону, ребенок окажется в сложной ситуации, поскольку по отношению к нему

    будет оказываться колосальное давление как с целью привлечения его на свою

    сторону, так и с цеолью. еГо дальнейшего удерживания его именно на этой

    стороне. Родители в связи с такой опасностью нуждаются в консультации

    психолога.

    Семья 5.

    Состав семьи: отец (42 года, образование средне-техническое), бабушка

    (мать матери), дедушка (отец матери), старший сын (19 лет, учащийся),

    младший сын (14 лет).

    Сплоченность: Уровень сплоченности можно обозначить как низкий умеренный,

    семью можно отнести к разделенному типу.

    Гибкость: низкий уровень гибкости, семейная систьема относится к

    структурированному типу.

    Внешние и внутренние границы: семья имеет жесткие внешние границы с

    окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и

    индивидуальностями.

    Иерархия: В семье доминирует авторитарная система отношений, во главе стоит

    дедушка, стремящийся контролировать поведение всех членов семьи. Когда

    место дедушки удается занять бабушке, система отношений становиться

    демократической.

    Ролевая структура семьи: дед - “змий”, бабушка – “лиса”, мл.брат –

    “козленок”, отец – “шакал”, ст.сын – “кулик, охотящийся стаей”.

    Коалиции

    Против дедушки существует скрытая коалиция объединяющая всех членов семьи.

    О.

    Д.

    Б.

    Ст.б.

    Мл.б.

    В семье имеет место физическое насилие со стороны старшего брата по

    отношению к младшему брату, который в ответ демонстрирует эмоциональное и

    психологическое насилие; в отношения вмешивается бабушка, демонстрируя по

    отношению к мл.внуку эмоциональное насилие, а по отношению к ст.внуку

    экономическое и психологическое насилие, ст. внук в ответ по отношению к

    бабушке демонстрирует психологическое насилие, в отношения вмешивается

    отец, демонстрируя экономическое насилие по отношению к ст.сыну, сын в

    ответ демонстрирует психологическое насилие и эмоциональное, в отношения

    вмешивается дед, вмешивается мл. внук (брат), напряжение разряжается за

    счет включения в отношения бабушки.

    Поскольку семейная система характеризуется размытыми внутренними границами,

    в конфликт очень быстро включается вся семья,конфликт в подсистеме

    сиблингов переростает в семейный.

    Насилие в семейной системе уже закреплено и имеет свою историю в каждом

    поколении, решение проблемы насилия в данной семейной системе предполагает

    продолжительную психотерапевтическую работу.

    Анализ результатов

    Из пяти семей участвовавших в исследовании в каждой семье насилие имеет

    место.

    Каждый акт насилия происходящий в семейной системе не остается незамеченным

    и затрагивает каждого члена семьи, насилие циркулирует в семейной системе

    попеременно актуализируясь в отношениях тех или иных членов семьи .

    В каждом описанном случае можно проследить следующую закономерность: когда

    в отношениях между двумя членами семьи характер, степень насилия и

    вызванный этим уровень напряжения начинает превышать некоторую отметку, в

    отношения может включиться или быть включен третий член семьи, образуется

    треугольник. Включившийся участник триады может начать транслировать

    насилие по отношению либо к обоим членам семьи, либо встав на сторону

    одного из членов семьи транслировать насилие по отношению к другому, и уже

    в отношениях между ними повышается уровень напряжения, и в эти отношения

    может включится или быть включен какой-либо член семьи. Таким образом можно

    говорить, что каждые два участника образовавшегося треугольника образуют

    новые треугольники, включая в них других членов семьи, соответственно

    напряжение перемещается от старых участников процесса к новым и наоборот.

    Между членами семьи существует множество негласных союзов, явных и тайных,

    неосознаваемых коалиций с помощью которых члены семьи преследуя личные цели

    оказывают давление на тех членов семьи от которых может зависеть достижение

    этих целей.

    Циркулируя в семейной системе насилие трансформируется в различные формы.

    Каждый член семьи порождает и противостоит насилию доступными ему

    средствами и способами, формы которые принимает насилия разнообразны.

    Надо отметить, что ответ на насилие не всегда происходит сразу,

    непосредственно в ситуации когда один из членов семьи по отношению к

    другому транслирует насилие, ответ может быть отложен на некоторый срок.

    Важно заметить и то, что ответ редко оказывается преднамеренным и

    осознаваемым, можно полагать, что ответ происходит спонтанно и

    бессознательно.

    В завершение можно сказать, что циркуляция насилия в семейной системе есть

    причина и результат новых насильственных действий, а сама система семьи

    (относительно жесткая структура) является благоприятной для воспроизведения

    цикла насилия вновь.

    Основные выводы работы

    Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

    . насилие не есть случайные, ни с чем не связанные действия

    . проявляется насилие в семье чаще в качестве комбинации физического,

    сексуального и/или экономического и/или психологического насилия

    . можно сказать, что всякая «жертва» насилия переживает много насилия

    сразу, «насильник» оказывает множественное воздействие и опыт «жертвы»

    насилия в каждом из случаев оказывается многомерным, мультимодальным

    . каждый член семьи противостоит и порождает насилие доступными ему

    средствами и способами

    . насилие встроено в структуру семейной системы как способ взаимодействия

    членов семьи друг с другом

    . любой акт насилия начинает циркулировать во всей семейной системе,

    затрагивая каждого члена семьи

    . циркулируя в семейной системе, насилие трансформируется в различные формы

    . существующие в семейной системе формы насилия взаимосвязаны, поскольку

    трансформируются и образуют циклы

    . циркуляция насилия в семейной системе есть причина и результат порождения

    новых насильственных действий

    . само устройство семейной системы способствует укоренению насилия в

    семейной системе

    Можно предположить, что ярко выраженное насилие характерно :

    . для семейных систем с крайними вариантами характера границ семьи (слишком

    жесткие или слишком размытые границы)

    . для семейных систем с чрезмерной иерархизированностью, когда один член

    семьи стремящийся всем заведовать и является высоко контролирующим.

    Заключение

    Вероятность того, что один из членов семьи станет применять насилие в

    отношении другого зависит от множества факторов. Насилие в семье возникает

    по множеству причин и разными путями, проявляясь в самых разнообразных

    действиях.

    Данная работа имела своей целью понять и описать насилие в семье не как

    «ужас отдельного случая», опыт одного из членов семьи, а как процесс

    происходящий внутри семейной системы и оказывающий на неё влияние и

    затрагивающий всех членов семьи.

    Невозможно в полной мере понять причину насилия в семье и главное помочь

    пострадавшему человеку, рассматривая его вне многообразия отношений и

    связей, которые он имеет со своей семьёй и окружающей его действительностью

    вообще, работая с насилием лишь как с повторяющимися случайностями,

    забывая, что насилие системно, встроено и закреплено в семейной системе.

    Следовательно, поскольку насилие феномен системный, то к его диагностике и

    терапии должны разрабатываться и применятся системные подходы.

    Данная работа может быть использована в работе кризисных центров как

    вариант пути для диагностики семьи, обнаружения существующих точек риска в

    семейной системе и прогноза перспективы отношений в семейной системе,

    предупреждения возможных трудностей в «благополучных семьях».

    Список использованной литературы:

    1. Берковец Л. Агрессия : причины, последствия и контроль.-Спб.:прайм-

    Еврознак, 2001.( Секреты психологии)

    2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия-Спб.:Питер, 1997 (серия «Мастера

    психологии»)

    3. Дэвид Фримен «Техники семейной психотерапии» – Спб.:Питер, 2001 (серия

    «Практикум по психотерапии»)

    4. Психология человеческой агрессивности /Сост. К.В.Сельченок.-Мн.:

    Харвест, М.:АСТ, 2001 (Библиотека практического психолога)

    5. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред.

    Н.К.Асановой.-М.: Владос, 1997.

    6. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса.-

    Спб.: Питер, 2001.-(серия «Практикум по психологии»)

    7. Черепанова Е.М. Психологический стресс, помоги себе и ребенку.-М.:

    Академия, 1997.

    8. Черников А.Н. «Интегративный подход в диагностике»- М.:1997.

    9. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия-

    спб.: Питер, 2000. ( серия «Хрестоматия по психологии»).

    10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии.

    Психология человека: Введение в психологию субьективности. Учебное

    пособие для вузов.-М.: Школа-Пресс, 1995. – 384с.

    11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике –

    СПб.: Питер Ком, 1999. – 598 с.: (Серия «Мастера психологии»)

    12. Циркин С.Ю. (общая редакция) Справочник по психологии и психиатрии

    детского и подросткового возраста – СПб.: Издательство «Питер», 1999. –

    752 с.

    13. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест,

    1998. –800 с.

    14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА-

    М,1997. – 256 с.

    15. Ушаков ГГ.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.,1984

    16. Пайнс Э., маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб:

    Издательство «Питер»,2000. – 528 с.: ил. –(Серия 2Практикум по

    психологии»)

    17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоритической психологии. ИНФРА-

    М,1998. – 528 с.

    18. Мир человека. Хрестоматия./Под редакцией А.Ф.Малышевского. М,:-

    Интерпракс,1993. –304 с.

    19. Краткий философский словарь./Под редакцией А.П.Алексеева. – М.:

    «Проспект»,20000. – 400 с.

    20. Мир человека. Хрестоматия./Под редакцией А.Ф.Малышевского. М,:-

    Интерпракс,1993. –304 с.

    21. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно –

    практической конференции. М., РИПКРО, 1997.

    22. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско

    – родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада).//

    Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ,

    1997.

    23. Ильина С.В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на

    формирование личностных расстройств (тезисы доклада).// Международная

    конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.

    24. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: «Медицина», 1989.

    25. Орлов А.В. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты,

    основные направления оказания психологической помощи/Психолог в детском

    саду №3-4.

    Приложение 1.

    Интервью о семейной системе

    В ходе интервью собиралась информация:

    1. О составе семьи (н-р: Кто живет вместе в вашей квартире? В каких они

    родственных отношениях? Где живут остальные члены семьи? и т.п.)

    2. Демографическая информация о семье (имена, пол, возраст, стаж брака, род

    занятий и образование членов семьи и т.д.)

    3. О недавних событиях и переходах в жизненном цикле семьи (рождения,

    браки, разводы, проблемы с работой, и т.д.)

    4. О значимых для семьи людях (друзьях, коллегах по работе, и т.д.)

    5. О семейных ролях (Кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А

    кто любит когла о нем заботятся? Кто самый авторитетный? И т.д.

    6. О семейных взаимоотношениях (Какие члены семьи наиболее близки друг

    другу? Есть ли в семье какие либо её члены, которые прервали

    взаимоотношения друг с другом? Все семьи имеют некоторые трудности .

    Какие типы несогласия есть в вашей семье? и т.д. переходя постепенно к

    циркулярным вопросам позволяющим обнаружить различия во взаимоотношениях

    с разными членами семьи и раскрыть семейные секреты и скрытые коалиции,

    например: можно спросить у мужа: Как вы думаете насколько близки ваща

    мать и ваш старший брат? – и затем поинтересоваться о впечатлениях на эту

    тему его жены. и т.п.)

    7. О трудных для семьи темах (Употребляет ли кто- либо из членов семьи

    наркотики? Злоупотребляет алкоголем? Вспомните случаи насилия в

    отношениях между кем – либо в вашей семье и т.д.)

    Приложение 2.

    Вопросы для оценивания семейной сплоченности:

    1. Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя члены семьи?

    (Супруги? Родители с детьми?)

    2. Насколько активно участвуют они в жизни друг друга?

    3. Проводят ли члены семьи время вместе когда это возможно, или

    предпочитают заниматься своими делами?

    4. Имеют ли члены семьи общих друзей или у каждого они свои?

    5. Что любят члены семьи делать вместе, есть ли у них общие интересы?

    6. Как семья проводит праздники и дни рождения?

    7. Что обычно происходит в семье вечером и в выходные?

    8. Как соотносится интенсивность взаимоотношений родителей и детей с

    возрастом ребенка?

    Вопросы для оценивания семейной гибкости:

    1. Поделено ли руководство между родителями?

    2. Строгая ли в семье дисциплина?

    3. Как происходит обсуждение разногласий в семье?

    4. Выполняют ли супруги и другие члены семьи определенные задачи, или роли

    в семье строго не определены?

    5. Насколько часто меняются в семье правила?

    6. Как часто в семье происходят изменения?

    7. Кажется ли семья дезорганизованной? Ригидной?

    8. Насколько родители осуществляют в семье руководящие функции?

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.