Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии
Иерархия: система отношений в семье демакратическая.
Ролевая структура семьи: семья – “немаленькая, неновая машина”, супруг –
“водитель машины”, супруга – “скорость”, ребенгок – “музыка которая играет
в машине”, дедушка – “сидение”, брат супруги – “усилитель, чтобы музыка
лучше играла”.
Коалиции
Существует коалиция дочери с матерью против дедушки.
Семье присуща эмоциональная близость, члены семьи любят проводить время
друг с другом или с друзьями семьи.
Семейной системе присущ демократический стиль руководства. Переговоры в
семье ведутся открыто, обсуждаются и принимаются сообща важные семейные
решения, когда это необходимо члены семьи оказывают друг другу
эмоциональную поддержку, и отзываются о семейных отношеиях как об
устраивающих и удовлетворяющих их ожидания от семейной жизни.
Члены семьи признают, что в их семье имеет место эмоциональное и
психологическое насилие, по отношению к ребенку бывали случаи физического
насилия, но родители характеризуют свои действия как воспитательные меры.
М. О.
Д. В.
Дедушка по отношению к внучке демонстрирует психологическоек насилие,
внучка в ответ по отношению к дедушке демонстрирует эмоциональное насилие,
в отношения вмешивается мама девочки демонстрируя по отношению к дедушкек
эмоциональное насилие, дедушка в ответ демонстрирует эмоциональное насилие
как по отношению к невестке так и по отношению к внуку, внук в ответ
демонстрирует эмоциональное насилие, включается дочка, которая начинает по
отношению к дедушке демонстрировать эмоциональное насилие.
Супруги по отношению друг к другу демонстрируют психологическое и
эмоциональное насилие. Поскольку границы семьи ослаблены, супругам пресуще
переносить проблемы из других подсистем в свои отношения и осуществлять
отношения с другими лицами в контексте своих отношений, упрекая в этом
друг друга.
Таким образом в данной семейной системе можно выделить насилие и как один
из способов взаимодействия супругов друг с другом и как цикл насилия в
семейной системе, запускает который дедушка.
Семья 4.
Состав семьи: муж (25 лет, образование средне – специальное), жена (24
года, образование неоконченное высшее), дочь (3 года).
Стадия жизненного цикла семьи: стадия рождения и воспитания детей.
Сплоченность: уровень сплоченности умеренный, семья относится к
объединенному типу.
Гибкость: умеренная, тип системы структурированный.
Внешние и внутренние границы: внешние границы слабые, внутренние границы
несколько размыты.
Иерархия: в семье оба супруга претендуют на роль лидера, но на правах
мужчины, супруг занимает лидирующее положение
Ролевая структура семьи: супруг – “кормилец”, супруга – “хранительница
домашнего очага”, ребенок – “драгоценность”.
Коалиции
Коалиции в рамках семьи отсутствуют.
Члены семьи утверждают, что привязаны друг к другу, свободное время
предпочитают проводить с многочисленными друзьями в шумной компании. У
членов семьи много связей с внешний средой и мало между собой. По словам
супругов бывает время когда их дом похож на “проходной двор”,состояние
семейной смистемы лавирует от хаотического, когда руководство в семейной
системе неустойчивое, решения являются импульсивными и непродуманными, роли
неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому, до состояния
когда система может характеризоваться демократическим стилем руководства,
семейная система стабилизируется, границы семьи становятся более жесткими,
когда границы семьи вновь ослабевают, становятся более размытыми в семье
учащаются ссоры , разногласия, “выяснения отношений” из –за привносимой в
систему информации о каком – либо из супругов.
Др.
М. Ж.
Реб.
В семье был случай применения физического насилия со стороны супруга по
отношению к супруге. Супруг отказывается объяснять случившееся, говорит,что
не помнит (был очень пьян), и не поверил в случившееся, когда супруга
выясняя отношения утром следующего дня рассказала ему о случившемся. Этот
случай до сих пор является табуированной темой в семье.
Кроме этого в семье присутствует сексуальное насилие со стороны супруга по
отношению к супруге. В ответ супруга по отношению к супругу демонстрирует
психологическое насилие. В ответ супруг склонен демонстрировать
психологическое насилие посредством дочери, угрожая, что он её может
забрать, либо демонстрирует по отношению к супруге психологическое насилие
уйдя с головой в компьютер, необращая внимание на жену, угнорируя её
просьбы, в ответ жена начинает демонстрировать психологическое насилие
посредством ребенка, или эмоциональное насилие если семья оказывается в
кругу друзей, в этом случаи вершинами треугольника являются: группа
друзей, супруга, супруг.
В данной семейной системе велик риск того, что по отношению к ребенку в
дальнейшем будет применятся колосальное психологическое давление,
эмоциональное и возможно экономическое насилие, поскольку можно
предположить, что родители продолжая бороться за власть в семье, будут
различными способами и средствами стремитьсЯ привлечь ребенка на свою
сторону, ребенок окажется в сложной ситуации, поскольку по отношению к нему
будет оказываться колосальное давление как с целью привлечения его на свою
сторону, так и с цеолью. еГо дальнейшего удерживания его именно на этой
стороне. Родители в связи с такой опасностью нуждаются в консультации
психолога.
Семья 5.
Состав семьи: отец (42 года, образование средне-техническое), бабушка
(мать матери), дедушка (отец матери), старший сын (19 лет, учащийся),
младший сын (14 лет).
Сплоченность: Уровень сплоченности можно обозначить как низкий умеренный,
семью можно отнести к разделенному типу.
Гибкость: низкий уровень гибкости, семейная систьема относится к
структурированному типу.
Внешние и внутренние границы: семья имеет жесткие внешние границы с
окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и
индивидуальностями.
Иерархия: В семье доминирует авторитарная система отношений, во главе стоит
дедушка, стремящийся контролировать поведение всех членов семьи. Когда
место дедушки удается занять бабушке, система отношений становиться
демократической.
Ролевая структура семьи: дед - “змий”, бабушка – “лиса”, мл.брат –
“козленок”, отец – “шакал”, ст.сын – “кулик, охотящийся стаей”.
Коалиции
Против дедушки существует скрытая коалиция объединяющая всех членов семьи.
О.
Д.
Б.
Ст.б.
Мл.б.
В семье имеет место физическое насилие со стороны старшего брата по
отношению к младшему брату, который в ответ демонстрирует эмоциональное и
психологическое насилие; в отношения вмешивается бабушка, демонстрируя по
отношению к мл.внуку эмоциональное насилие, а по отношению к ст.внуку
экономическое и психологическое насилие, ст. внук в ответ по отношению к
бабушке демонстрирует психологическое насилие, в отношения вмешивается
отец, демонстрируя экономическое насилие по отношению к ст.сыну, сын в
ответ демонстрирует психологическое насилие и эмоциональное, в отношения
вмешивается дед, вмешивается мл. внук (брат), напряжение разряжается за
счет включения в отношения бабушки.
Поскольку семейная система характеризуется размытыми внутренними границами,
в конфликт очень быстро включается вся семья,конфликт в подсистеме
сиблингов переростает в семейный.
Насилие в семейной системе уже закреплено и имеет свою историю в каждом
поколении, решение проблемы насилия в данной семейной системе предполагает
продолжительную психотерапевтическую работу.
Анализ результатов
Из пяти семей участвовавших в исследовании в каждой семье насилие имеет
место.
Каждый акт насилия происходящий в семейной системе не остается незамеченным
и затрагивает каждого члена семьи, насилие циркулирует в семейной системе
попеременно актуализируясь в отношениях тех или иных членов семьи .
В каждом описанном случае можно проследить следующую закономерность: когда
в отношениях между двумя членами семьи характер, степень насилия и
вызванный этим уровень напряжения начинает превышать некоторую отметку, в
отношения может включиться или быть включен третий член семьи, образуется
треугольник. Включившийся участник триады может начать транслировать
насилие по отношению либо к обоим членам семьи, либо встав на сторону
одного из членов семьи транслировать насилие по отношению к другому, и уже
в отношениях между ними повышается уровень напряжения, и в эти отношения
может включится или быть включен какой-либо член семьи. Таким образом можно
говорить, что каждые два участника образовавшегося треугольника образуют
новые треугольники, включая в них других членов семьи, соответственно
напряжение перемещается от старых участников процесса к новым и наоборот.
Между членами семьи существует множество негласных союзов, явных и тайных,
неосознаваемых коалиций с помощью которых члены семьи преследуя личные цели
оказывают давление на тех членов семьи от которых может зависеть достижение
этих целей.
Циркулируя в семейной системе насилие трансформируется в различные формы.
Каждый член семьи порождает и противостоит насилию доступными ему
средствами и способами, формы которые принимает насилия разнообразны.
Надо отметить, что ответ на насилие не всегда происходит сразу,
непосредственно в ситуации когда один из членов семьи по отношению к
другому транслирует насилие, ответ может быть отложен на некоторый срок.
Важно заметить и то, что ответ редко оказывается преднамеренным и
осознаваемым, можно полагать, что ответ происходит спонтанно и
бессознательно.
В завершение можно сказать, что циркуляция насилия в семейной системе есть
причина и результат новых насильственных действий, а сама система семьи
(относительно жесткая структура) является благоприятной для воспроизведения
цикла насилия вновь.
Основные выводы работы
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
. насилие не есть случайные, ни с чем не связанные действия
. проявляется насилие в семье чаще в качестве комбинации физического,
сексуального и/или экономического и/или психологического насилия
. можно сказать, что всякая «жертва» насилия переживает много насилия
сразу, «насильник» оказывает множественное воздействие и опыт «жертвы»
насилия в каждом из случаев оказывается многомерным, мультимодальным
. каждый член семьи противостоит и порождает насилие доступными ему
средствами и способами
. насилие встроено в структуру семейной системы как способ взаимодействия
членов семьи друг с другом
. любой акт насилия начинает циркулировать во всей семейной системе,
затрагивая каждого члена семьи
. циркулируя в семейной системе, насилие трансформируется в различные формы
. существующие в семейной системе формы насилия взаимосвязаны, поскольку
трансформируются и образуют циклы
. циркуляция насилия в семейной системе есть причина и результат порождения
новых насильственных действий
. само устройство семейной системы способствует укоренению насилия в
семейной системе
Можно предположить, что ярко выраженное насилие характерно :
. для семейных систем с крайними вариантами характера границ семьи (слишком
жесткие или слишком размытые границы)
. для семейных систем с чрезмерной иерархизированностью, когда один член
семьи стремящийся всем заведовать и является высоко контролирующим.
Заключение
Вероятность того, что один из членов семьи станет применять насилие в
отношении другого зависит от множества факторов. Насилие в семье возникает
по множеству причин и разными путями, проявляясь в самых разнообразных
действиях.
Данная работа имела своей целью понять и описать насилие в семье не как
«ужас отдельного случая», опыт одного из членов семьи, а как процесс
происходящий внутри семейной системы и оказывающий на неё влияние и
затрагивающий всех членов семьи.
Невозможно в полной мере понять причину насилия в семье и главное помочь
пострадавшему человеку, рассматривая его вне многообразия отношений и
связей, которые он имеет со своей семьёй и окружающей его действительностью
вообще, работая с насилием лишь как с повторяющимися случайностями,
забывая, что насилие системно, встроено и закреплено в семейной системе.
Следовательно, поскольку насилие феномен системный, то к его диагностике и
терапии должны разрабатываться и применятся системные подходы.
Данная работа может быть использована в работе кризисных центров как
вариант пути для диагностики семьи, обнаружения существующих точек риска в
семейной системе и прогноза перспективы отношений в семейной системе,
предупреждения возможных трудностей в «благополучных семьях».
Список использованной литературы:
1. Берковец Л. Агрессия : причины, последствия и контроль.-Спб.:прайм-
Еврознак, 2001.( Секреты психологии)
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия-Спб.:Питер, 1997 (серия «Мастера
психологии»)
3. Дэвид Фримен «Техники семейной психотерапии» – Спб.:Питер, 2001 (серия
«Практикум по психотерапии»)
4. Психология человеческой агрессивности /Сост. К.В.Сельченок.-Мн.:
Харвест, М.:АСТ, 2001 (Библиотека практического психолога)
5. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред.
Н.К.Асановой.-М.: Владос, 1997.
6. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса.-
Спб.: Питер, 2001.-(серия «Практикум по психологии»)
7. Черепанова Е.М. Психологический стресс, помоги себе и ребенку.-М.:
Академия, 1997.
8. Черников А.Н. «Интегративный подход в диагностике»- М.:1997.
9. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия-
спб.: Питер, 2000. ( серия «Хрестоматия по психологии»).
10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии.
Психология человека: Введение в психологию субьективности. Учебное
пособие для вузов.-М.: Школа-Пресс, 1995. – 384с.
11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике –
СПб.: Питер Ком, 1999. – 598 с.: (Серия «Мастера психологии»)
12. Циркин С.Ю. (общая редакция) Справочник по психологии и психиатрии
детского и подросткового возраста – СПб.: Издательство «Питер», 1999. –
752 с.
13. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест,
1998. –800 с.
14. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА-
М,1997. – 256 с.
15. Ушаков ГГ.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.,1984
16. Пайнс Э., маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб:
Издательство «Питер»,2000. – 528 с.: ил. –(Серия 2Практикум по
психологии»)
17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоритической психологии. ИНФРА-
М,1998. – 528 с.
18. Мир человека. Хрестоматия./Под редакцией А.Ф.Малышевского. М,:-
Интерпракс,1993. –304 с.
19. Краткий философский словарь./Под редакцией А.П.Алексеева. – М.:
«Проспект»,20000. – 400 с.
20. Мир человека. Хрестоматия./Под редакцией А.Ф.Малышевского. М,:-
Интерпракс,1993. –304 с.
21. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно –
практической конференции. М., РИПКРО, 1997.
22. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско
– родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада).//
Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ,
1997.
23. Ильина С.В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на
формирование личностных расстройств (тезисы доклада).// Международная
конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.
24. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: «Медицина», 1989.
25. Орлов А.В. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты,
основные направления оказания психологической помощи/Психолог в детском
саду №3-4.
Приложение 1.
Интервью о семейной системе
В ходе интервью собиралась информация:
1. О составе семьи (н-р: Кто живет вместе в вашей квартире? В каких они
родственных отношениях? Где живут остальные члены семьи? и т.п.)
2. Демографическая информация о семье (имена, пол, возраст, стаж брака, род
занятий и образование членов семьи и т.д.)
3. О недавних событиях и переходах в жизненном цикле семьи (рождения,
браки, разводы, проблемы с работой, и т.д.)
4. О значимых для семьи людях (друзьях, коллегах по работе, и т.д.)
5. О семейных ролях (Кто из членов семьи любит проявлять о других заботу? А
кто любит когла о нем заботятся? Кто самый авторитетный? И т.д.
6. О семейных взаимоотношениях (Какие члены семьи наиболее близки друг
другу? Есть ли в семье какие либо её члены, которые прервали
взаимоотношения друг с другом? Все семьи имеют некоторые трудности .
Какие типы несогласия есть в вашей семье? и т.д. переходя постепенно к
циркулярным вопросам позволяющим обнаружить различия во взаимоотношениях
с разными членами семьи и раскрыть семейные секреты и скрытые коалиции,
например: можно спросить у мужа: Как вы думаете насколько близки ваща
мать и ваш старший брат? – и затем поинтересоваться о впечатлениях на эту
тему его жены. и т.п.)
7. О трудных для семьи темах (Употребляет ли кто- либо из членов семьи
наркотики? Злоупотребляет алкоголем? Вспомните случаи насилия в
отношениях между кем – либо в вашей семье и т.д.)
Приложение 2.
Вопросы для оценивания семейной сплоченности:
1. Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя члены семьи?
(Супруги? Родители с детьми?)
2. Насколько активно участвуют они в жизни друг друга?
3. Проводят ли члены семьи время вместе когда это возможно, или
предпочитают заниматься своими делами?
4. Имеют ли члены семьи общих друзей или у каждого они свои?
5. Что любят члены семьи делать вместе, есть ли у них общие интересы?
6. Как семья проводит праздники и дни рождения?
7. Что обычно происходит в семье вечером и в выходные?
8. Как соотносится интенсивность взаимоотношений родителей и детей с
возрастом ребенка?
Вопросы для оценивания семейной гибкости:
1. Поделено ли руководство между родителями?
2. Строгая ли в семье дисциплина?
3. Как происходит обсуждение разногласий в семье?
4. Выполняют ли супруги и другие члены семьи определенные задачи, или роли
в семье строго не определены?
5. Насколько часто меняются в семье правила?
6. Как часто в семье происходят изменения?
7. Кажется ли семья дезорганизованной? Ригидной?
8. Насколько родители осуществляют в семье руководящие функции?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|