Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива
Табл. 2
|№ |Соперничество|Сотрудничество|Компромисс |Избегание|Приспособление|
|испытуемого | | | | | |
| |0 |5 |8 |8 |9 |
| |1 |7 |8 |9 |5 |
| |5 |1 |7 |11 |6 |
| |4 |6 |6 |10 |4 |
| |1 |7 |4 |10 |8 |
| |2 |6 |9 |9 |4 |
| |5 |7 |5 |8 |5 |
| |5 |1 |9 |10 |5 |
| |1 |6 |6 |10 |7 |
| |2 |4 |8 |11 |5 |
| |4 |6 |5 |12 |3 |
| |3 |10 |4 |8 |5 |
| |6 |7 |8 |6 |3 |
| |4 |6 |4 |6 |10 |
Полученные данные позволили предположить, что использование
тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании,
стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения.
В связи с этим респондентам был предложен тест Д. Марлоу и Д.
Крауна «Диагностики самооценки мотивации одобрения» (см. Приложение).
Результаты этого теста показали, что у 9-ти человек высокие
показатели (от 13 до 18 баллов), у одного (10 баллов ), у 3-х
человек (9 баллов), у 1-го (8 баллов). (табл. 3) Это говорит о
довольно высокой потребности в одобрении у большинства респондентов.
Результаты диагностики по методике Марлоу и Крауна
Табл. 3
|№ испытуемого |Мотивация одобрения (баллы) |
| |10 |
| |14 |
| |13 |
| |14 |
| |16 |
| |18 |
| |9 |
| |14 |
| |13 |
| |15 |
| |16 |
| |9 |
| |9 |
| |8 |
Полученные данные позволили выдвинуть экспериментальную гипотезу:
между выбором индивидами стратегии избегания и их стремлением к одобрению
есть / нет взаимосвязи.
Для подтверждения одной из гипотез вычисляем коэффициент корреляции
Спирмена по формуле:
[pic], где d – квадрат разности между рангами,
N – количество испытуемых,
Та и Тb – поправки на одинаковые ранги.
[pic]
[pic], где а и b –объем каждой группы одинаковых рангов.
Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии избегания и стремления к
одобрению
Табл. 4
|№ п/п |Стратегия |Стремление|Ранги по |Ранги по |Разность |d2 |
| |избегания, |к |стратегии |стремлению|рангов, d | |
| |баллы |одобрению,|избегания |к | | |
| | |баллы | |одобрению | | |
| |8 |10 |4 |5 |1 |1 |
| |9 |14 |6,5 |9 |2,5 |6,25 |
| |11 |13 |12,5 |6,5 |-6 |36 |
| |10 |14 |9,5 |9 |-0,5 |0,25 |
| |10 |16 |9,5 |12,5 |3 |9 |
| |9 |18 |6,5 |14 |7,5 |56,25 |
| |8 |9 |4 |3 |-1 |1 |
| |10 |14 |9,5 |9 |-0,5 |0,25 |
| |10 |13 |9,5 |6,5 |-3 |9 |
| |11 |15 |12,5 |11 |-1,5 |2,25 |
| |12 |16 |14 |12,5 |-1,5 |2,25 |
| |8 |9 |4 |3 |-1 |1 |
| |6 |9 |1,5 |3 |1,5 |2,25 |
| |6 |8 |1,5 |1 |-0,5 |0,25 |
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
По таблице критических значений коэффициента корреляции рангов находим
r критическое для N= 14, который равен 0,54, при p( 0,05 и 0,68, при p(
0,01 где p – показатель вероятности ошибки.
Таким образом, значение r полученное в исследовании попадает в зону
значимости, при p ( 0,01 и получает подтверждение гипотеза о том, что
между выбором индивидом стратегии избегания и стремлением к одобрению
имеется корреляция.
По итогам экспериментального исследования можно сказать, что высокая
потребность в одобрении у членов данного коллектива ведет к
формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной
ситуации, что в свою очередь ведет к накоплению негативных эмоций,
взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что
отражается на социально психологическом климате коллектива.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что стратегия
поведения индивидов влияет на социально-психологический климат
первичного трудового коллектива.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был проведен теоретический анализ понятий первичного
трудового коллектива, социально-психологического климата коллектива,
конфликта.
Первичный трудовой коллектив - это малая группа людей, объединенных
общей целью в общении и совместной деятельности, находящихся в
непосредственном контакте друг с другом.
Социально-психологический климат - это психологический настрой в
группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми,
преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и
особенности труда и отдыха в данном коллективе.
Конфликт - это осознанное столкновение людей, несовпадения их
потребностей, целей, типов поведения, отношений, установок.
Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной
ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса,
приспособления.
Было проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение
за поведением членов первичного трудового коллектива, диагностику стратегий
поведения в конфликтной ситуации членов первичного трудового коллектива по
методике К. Томаса, измерение мотивации к одобрению членов коллектива с
помощью методики Д. Марлоу и Д. Крауна. Наблюдение обнаружило напряженность
и преобладание негативных эмоций в отношениях в коллективе. Тестирование
выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в
коллективе является избегание и что большинству членов коллектива свойствен
высокий уровень потребности в одобрении.
В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена
взаимосвязь между выбором стратегии избегания и мотивацией к социально
одобряемому поведению. Высокая мотивация на социальное одобрение вызывает
выбор в качестве ведущей стратегии поведения в конфликте избегание, не
позволяющей конструктивно разрешать конфликты. Это, в итоге, ведет к
накоплению и росту напряженности и негативных эмоций в отношениях,
формированию неблагоприятного социально-психологического климата.
Таким образом, гипотеза о наличии связи между стратегиями поведения
индивидов в конфликте и социально-психологическим климатом коллектива нашла
свое подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 1980.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.:
ЮНИТИ, 1999.
3.Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический
климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 1983. - 207 с.
4. Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления
критических ситуаций).-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
5. Вичев В.В., Мораль и социальная психика.-М., 1978.
6. Выханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент.- М., Гардарика, 1996.
7. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных
производственных конфликтов.Автореферат канд. дисс.- Л., 1978.
8. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и
совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические
проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983.
9. Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. -Лениздат,
1990.-171с.
10. Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на
промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда психологов.-
Тбилиси, 1971.
11. Донцов А.И., Психология коллектива.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 .
12. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в
коллективе, их разрешение. - Л., 1976 .
13. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность.-М.,
1979 .
14. Ковалев А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы
руководства.- М.,Политиздат, 1975, 271с.
15. Коллектив.Личность.Общение.: Словарь социально-психологических
понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.- Л.: Лениздат, 1987.- 143
с.
16. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы:
Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 152с.
17. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967 г.
18. Литвинов В.Н., Психологический климат и экономические показатели.
Социальные проблемы труда и образования. / Материалы научной конференции,
вып.2 – Рига, 1969.
19. Макаренко А.С., Полное собрание сочинений: В 7 т.- М., 1956 г.
20. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и
методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- Л., Изд-во « Наука».
21. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического
анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной
психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой.-М., Изд-во Мос. ун-
та, 1977 .
22. Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории
психологического климата в советской психологии // Социально-
психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой,
- М., 1979.
23. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-
методологический аспект. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-181 с.
24. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-
Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2001.
25. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М;
Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
26. Скотт Д.Г., Конфликты пути их преодоления / Внешторгиздат,-Киев,
1991.-191 с.
27. Смирнов Г.Л., Советский человек. Формирование социалистического
типа личности. - М., 1973.
28. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии /
Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М.,: Изд-во Мос. ун-та, 1977.
29. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства
педагогическим коллективом. -М., 1982.
30. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы
хозяйственного руководства химическими предприятиями.- М., 1974.
31. Шепель В.М. Управленческая психология. - М., 1986.
32. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля
межличностного взаимодействия // Психологический журнал, т. 18, № 6, 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному
поведению
Опросник
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание
на то, с чем мы оба не согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих
собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши
отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов
другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у
другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со
временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши
отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если
он также вдет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши
отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность
настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если
он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со
временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей
позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из
нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти
навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из
нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять
на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы
совместно с другим зинтересованным человеком могли добиться успеха.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает
представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих
форм поведения в конфликтных ситуациях.
КЛЮЧ:
|№ |Соперничество|Сотрудничество|Компромисс |Избегание |Приспособление |
| | | | |А |Б |
| | |Б |А | | |
| |А | | | |Б |
| | | |A | |Б |
| | |А | |Б | |
| |Б | | |А | |
| | | |Б |А | |
| |А |Б | | | |
| |Б | | |А | |
| |А | |Б | | |
| | |А | | |Б |
| | | |Б |А | |
| |Б | |А | | |
| |Б |А | | | |
| | | | |Б |А |
| | | | |Б |А |
| |А | | |Б | |
| | | |Б | |А |
| | |А | |Б | |
| | |А |Б | | |
| | |Б | | |А |
| |Б | |А | | |
| | |А | |Б | |
| | | |Б | |А |
| |А | | | |Б |
| | |Б |А | | |
| | | | |А |Б |
| |А |Б | | | |
| | | |А |Б | |
| | |Б | | |А |
Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с
другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20 мин.
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости)
Д. Марлоу и Д. Крауна
Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко
включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению.
Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д.
Крауном.
Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже
суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям
Вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет»».
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу затем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в
своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал вескую причину, что-бы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я ста-раюсь отплатить
ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать
услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда выска-зывают мнение,
противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно про-думываю, что взять с
собой.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по
заслугам.
20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Ключ для обработки результатов опроса: ответы «Да» - на вопросы 1, 2.
3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20. «Нет» - на вопросы б, 7, 9, 10, 12, 13, 17,
18, 19.
Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают
суммированием всех «работающих» вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем
выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека
представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным
нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии
традицион-ных норм, так и об излишней требовательности к себе.
-----------------------
РАЗРЕШЕНИЕ
КОНФЛИКТА СИЛОЙ
(выигрыш - проигрыш)
1
РАЗРЕШЕНИЕ
КОНФЛИКТА ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО
(выигрыш - выигрыш)
2
УХОД ОТ КОНФЛИКТА
(проигрыш - проигрыш)
3
ВОЙТИ В ПОЛОЖЕНИЕ С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
(невыигрыш - выигрыш)
4
РАЗРЕШЕНИЕ
КОНФЛИКТА ЧЕРЕЗ
КОМПРОМИСС
(непроигрыш – невыигрыш)
5
Высокий
Интерес к себе
Низкий
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|