МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива

    Табл. 2

    |№ |Соперничество|Сотрудничество|Компромисс |Избегание|Приспособление|

    |испытуемого | | | | | |

    | |0 |5 |8 |8 |9 |

    | |1 |7 |8 |9 |5 |

    | |5 |1 |7 |11 |6 |

    | |4 |6 |6 |10 |4 |

    | |1 |7 |4 |10 |8 |

    | |2 |6 |9 |9 |4 |

    | |5 |7 |5 |8 |5 |

    | |5 |1 |9 |10 |5 |

    | |1 |6 |6 |10 |7 |

    | |2 |4 |8 |11 |5 |

    | |4 |6 |5 |12 |3 |

    | |3 |10 |4 |8 |5 |

    | |6 |7 |8 |6 |3 |

    | |4 |6 |4 |6 |10 |

    Полученные данные позволили предположить, что использование

    тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании,

    стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения.

    В связи с этим респондентам был предложен тест Д. Марлоу и Д.

    Крауна «Диагностики самооценки мотивации одобрения» (см. Приложение).

    Результаты этого теста показали, что у 9-ти человек высокие

    показатели (от 13 до 18 баллов), у одного (10 баллов ), у 3-х

    человек (9 баллов), у 1-го (8 баллов). (табл. 3) Это говорит о

    довольно высокой потребности в одобрении у большинства респондентов.

    Результаты диагностики по методике Марлоу и Крауна

    Табл. 3

    |№ испытуемого |Мотивация одобрения (баллы) |

    | |10 |

    | |14 |

    | |13 |

    | |14 |

    | |16 |

    | |18 |

    | |9 |

    | |14 |

    | |13 |

    | |15 |

    | |16 |

    | |9 |

    | |9 |

    | |8 |

    Полученные данные позволили выдвинуть экспериментальную гипотезу:

    между выбором индивидами стратегии избегания и их стремлением к одобрению

    есть / нет взаимосвязи.

    Для подтверждения одной из гипотез вычисляем коэффициент корреляции

    Спирмена по формуле:

    [pic], где d – квадрат разности между рангами,

    N – количество испытуемых,

    Та и Тb – поправки на одинаковые ранги.

    [pic]

    [pic], где а и b –объем каждой группы одинаковых рангов.

    Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии избегания и стремления к

    одобрению

    Табл. 4

    |№ п/п |Стратегия |Стремление|Ранги по |Ранги по |Разность |d2 |

    | |избегания, |к |стратегии |стремлению|рангов, d | |

    | |баллы |одобрению,|избегания |к | | |

    | | |баллы | |одобрению | | |

    | |8 |10 |4 |5 |1 |1 |

    | |9 |14 |6,5 |9 |2,5 |6,25 |

    | |11 |13 |12,5 |6,5 |-6 |36 |

    | |10 |14 |9,5 |9 |-0,5 |0,25 |

    | |10 |16 |9,5 |12,5 |3 |9 |

    | |9 |18 |6,5 |14 |7,5 |56,25 |

    | |8 |9 |4 |3 |-1 |1 |

    | |10 |14 |9,5 |9 |-0,5 |0,25 |

    | |10 |13 |9,5 |6,5 |-3 |9 |

    | |11 |15 |12,5 |11 |-1,5 |2,25 |

    | |12 |16 |14 |12,5 |-1,5 |2,25 |

    | |8 |9 |4 |3 |-1 |1 |

    | |6 |9 |1,5 |3 |1,5 |2,25 |

    | |6 |8 |1,5 |1 |-0,5 |0,25 |

    [pic]

    [pic]

    [pic]

    [pic]

    По таблице критических значений коэффициента корреляции рангов находим

    r критическое для N= 14, который равен 0,54, при p( 0,05 и 0,68, при p(

    0,01 где p – показатель вероятности ошибки.

    Таким образом, значение r полученное в исследовании попадает в зону

    значимости, при p ( 0,01 и получает подтверждение гипотеза о том, что

    между выбором индивидом стратегии избегания и стремлением к одобрению

    имеется корреляция.

    По итогам экспериментального исследования можно сказать, что высокая

    потребность в одобрении у членов данного коллектива ведет к

    формированию у них избегательной тактики поведения в конфликтной

    ситуации, что в свою очередь ведет к накоплению негативных эмоций,

    взаимных негативных оценок, неспособности отстоять свое мнение, что

    отражается на социально психологическом климате коллектива.

    Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что стратегия

    поведения индивидов влияет на социально-психологический климат

    первичного трудового коллектива.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данной работе был проведен теоретический анализ понятий первичного

    трудового коллектива, социально-психологического климата коллектива,

    конфликта.

    Первичный трудовой коллектив - это малая группа людей, объединенных

    общей целью в общении и совместной деятельности, находящихся в

    непосредственном контакте друг с другом.

    Социально-психологический климат - это психологический настрой в

    группе, который отражает характер взаимоотношений между людьми,

    преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и

    особенности труда и отдыха в данном коллективе.

    Конфликт - это осознанное столкновение людей, несовпадения их

    потребностей, целей, типов поведения, отношений, установок.

    Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной

    ситуации: сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса,

    приспособления.

    Было проведено экспериментальное исследование, включавшее наблюдение

    за поведением членов первичного трудового коллектива, диагностику стратегий

    поведения в конфликтной ситуации членов первичного трудового коллектива по

    методике К. Томаса, измерение мотивации к одобрению членов коллектива с

    помощью методики Д. Марлоу и Д. Крауна. Наблюдение обнаружило напряженность

    и преобладание негативных эмоций в отношениях в коллективе. Тестирование

    выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в

    коллективе является избегание и что большинству членов коллектива свойствен

    высокий уровень потребности в одобрении.

    В результате проведенного корреляционного анализа была обнаружена

    взаимосвязь между выбором стратегии избегания и мотивацией к социально

    одобряемому поведению. Высокая мотивация на социальное одобрение вызывает

    выбор в качестве ведущей стратегии поведения в конфликте избегание, не

    позволяющей конструктивно разрешать конфликты. Это, в итоге, ведет к

    накоплению и росту напряженности и негативных эмоций в отношениях,

    формированию неблагоприятного социально-психологического климата.

    Таким образом, гипотеза о наличии связи между стратегиями поведения

    индивидов в конфликте и социально-психологическим климатом коллектива нашла

    свое подтверждение.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 1980.

    2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.:

    ЮНИТИ, 1999.

    3.Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический

    климат коллектива и личность.-М.: Мысль, 1983. - 207 с.

    4. Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления

    критических ситуаций).-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

    5. Вичев В.В., Мораль и социальная психика.-М., 1978.

    6. Выханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент.- М., Гардарика, 1996.

    7. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных

    производственных конфликтов.Автореферат канд. дисс.- Л., 1978.

    8. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и

    совершенствование взаимоотношений в коллективе.// Социально-психологические

    проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В.- М., 1983.

    9. Гришина Н.В., Я и другие: Общение в трудовом коллективе. -Лениздат,

    1990.-171с.

    10. Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на

    промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда психологов.-

    Тбилиси, 1971.

    11. Донцов А.И., Психология коллектива.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984 .

    12. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в

    коллективе, их разрешение. - Л., 1976 .

    13. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность.-М.,

    1979 .

    14. Ковалев А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы

    руководства.- М.,Политиздат, 1975, 271с.

    15. Коллектив.Личность.Общение.: Словарь социально-психологических

    понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.- Л.: Лениздат, 1987.- 143

    с.

    16. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Психология малой группы:

    Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 152с.

    17. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967 г.

    18. Литвинов В.Н., Психологический климат и экономические показатели.

    Социальные проблемы труда и образования. / Материалы научной конференции,

    вып.2 – Рига, 1969.

    19. Макаренко А.С., Полное собрание сочинений: В 7 т.- М., 1956 г.

    20. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и

    методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- Л., Изд-во « Наука».

    21. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического

    анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной

    психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой.-М., Изд-во Мос. ун-

    та, 1977 .

    22. Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории

    психологического климата в советской психологии // Социально-

    психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой,

    - М., 1979.

    23. Платонов Ю.П., Психология коллективной деятельности: Теоретико-

    методологический аспект. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.-181 с.

    24. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-

    Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2001.

    25. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М;

    Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.

    26. Скотт Д.Г., Конфликты пути их преодоления / Внешторгиздат,-Киев,

    1991.-191 с.

    27. Смирнов Г.Л., Советский человек. Формирование социалистического

    типа личности. - М., 1973.

    28. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии /

    Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М.,: Изд-во Мос. ун-та, 1977.

    29. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства

    педагогическим коллективом. -М., 1982.

    30. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы

    хозяйственного руководства химическими предприятиями.- М., 1974.

    31. Шепель В.М. Управленческая психология. - М., 1986.

    32. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля

    межличностного взаимодействия // Психологический журнал, т. 18, № 6, 1997.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному

    поведению

    Опросник

    1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя

    ответственность за решение спорного вопроса.

    Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание

    на то, с чем мы оба не согласны.

    2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

    Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих

    собственных.

    3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши

    отношения.

    4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

    Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов

    другого человека.

    5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у

    другого.

    Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

    6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

    Б. Я стараюсь добиться своего.

    7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со

    временем решить его окончательно.

    Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

    8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все

    затронутые интересы и вопросы.

    9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих

    разногласий.

    Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

    10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

    Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

    11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все

    затронутые интересы и вопросы.

    Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши

    отношения.

    12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

    Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если

    он также вдет мне навстречу.

    13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

    Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

    14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

    Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

    15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши

    отношения.

    Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

    16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

    Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

    17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

    Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

    18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность

    настоять на своем.

    Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если

    он также идет мне навстречу.

    19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все

    затронутые интересы и спорные вопросы.

    Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со

    временем решить его окончательно.

    20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

    Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

    21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

    Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

    22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей

    позицией и точкой зрения другого человека.

    Б. Я отстаиваю свои желания.

    23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из

    нас.

    Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя

    ответственность за решение спорного вопроса.

    24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти

    навстречу его желаниям.

    Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

    25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

    Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

    26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

    Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из

    нас.

    27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

    Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять

    на своем.

    28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

    29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

    Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих

    разногласий.

    30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

    Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы

    совместно с другим зинтересованным человеком могли добиться успеха.

    Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает

    представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих

    форм поведения в конфликтных ситуациях.

    КЛЮЧ:

    |№ |Соперничество|Сотрудничество|Компромисс |Избегание |Приспособление |

    | | | | |А |Б |

    | | |Б |А | | |

    | |А | | | |Б |

    | | | |A | |Б |

    | | |А | |Б | |

    | |Б | | |А | |

    | | | |Б |А | |

    | |А |Б | | | |

    | |Б | | |А | |

    | |А | |Б | | |

    | | |А | | |Б |

    | | | |Б |А | |

    | |Б | |А | | |

    | |Б |А | | | |

    | | | | |Б |А |

    | | | | |Б |А |

    | |А | | |Б | |

    | | | |Б | |А |

    | | |А | |Б | |

    | | |А |Б | | |

    | | |Б | | |А |

    | |Б | |А | | |

    | | |А | |Б | |

    | | | |Б | |А |

    | |А | | | |Б |

    | | |Б |А | | |

    | | | | |А |Б |

    | |А |Б | | | |

    | | | |А |Б | |

    | | |Б | | |А |

    Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с

    другими тестами, так и отдельно. Затраты времени - не более 15-20 мин.

    Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости)

    Д. Марлоу и Д. Крауна

    Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко

    включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению.

    Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д.

    Крауном.

    Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже

    суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям

    Вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет»».

    1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

    2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

    3. Я всегда внимательно слежу затем, как я одет.

    4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

    5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

    6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в

    своих силах.

    7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

    8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

    9. Был случай, когда я придумал вескую причину, что-бы оправдаться.

    10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.

    11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

    12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я ста-раюсь отплатить

    ему тем же.

    13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

    14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать

    услугу.

    15. У меня никогда не возникает досады, когда выска-зывают мнение,

    противоположное моему.

    16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно про-думываю, что взять с

    собой.

    17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

    18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

    19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по

    заслугам.

    20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

    Ключ для обработки результатов опроса: ответы «Да» - на вопросы 1, 2.

    3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20. «Нет» - на вопросы б, 7, 9, 10, 12, 13, 17,

    18, 19.

    Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают

    суммированием всех «работающих» вопросов. Чем выше итоговый показатель, тем

    выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека

    представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным

    нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии

    традицион-ных норм, так и об излишней требовательности к себе.

    -----------------------

    РАЗРЕШЕНИЕ

    КОНФЛИКТА СИЛОЙ

    (выигрыш - проигрыш)

    1

    РАЗРЕШЕНИЕ

    КОНФЛИКТА ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО

    (выигрыш - выигрыш)

    2

    УХОД ОТ КОНФЛИКТА

    (проигрыш - проигрыш)

    3

    ВОЙТИ В ПОЛОЖЕНИЕ С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

    (невыигрыш - выигрыш)

    4

    РАЗРЕШЕНИЕ

    КОНФЛИКТА ЧЕРЕЗ

    КОМПРОМИСС

    (непроигрыш – невыигрыш)

    5

    Высокий

    Интерес к себе

    Низкий

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.