МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование супружеских отношений

    организующее групповое действие. Такое определение представляется

    заслуживающим внимания (20,с.10). Опираясь на определение социальной

    группы, малой группой можно считать немногочисленную по составу социальную

    группу, члены которой взаимодействуют друг с другом лично. Другими словами,

    родовым признаком малой социальной группы является социальная группа, а

    видовым отличием - межличностные отношения, непосредственные контакты. К

    малым группам относят школьный класс, производственный, научный, спортивный

    коллективы, небольшие воинские подразделения и... семью.

    Как правило, для изучения структуры взаимоотношений в малых группах

    используются социометрические методики. В настоящее время такие методики в

    нашей стране получили довольно широкое распространение. В монографии

    Паниотти В.И. (20) дана классификация характеристик малой группы с точки

    зрения методов, применяемых для ее исследования, что позволяет более четко

    выделить класс характеристик, для изучения которых применяются

    социометрические методы. В IV главе монографии приводятся результаты,

    полученные при исследовании 742 малых групп. Основным результатом

    монографии является разработка взаимосвязанных методов, предназначенных для

    исследования структуры взаимоотношений в малых социальных группах. По

    мнению автора, методы, рассматриваемые в монографии, значительно расширяют

    возможности для изучения межличностных отношений.

    Одно из ведущих мест в широкой программе экономического, социального и

    духовного развития российского общества, в условиях формирования правового

    государства и стабилизации отношений всех уровней, занимают межличностные

    супружеские отношения. Задача эта важная и сложная, требующая пристального

    внимания общественности и науки, поскольку психология человека

    переделывается куда медленнее, чем материальная основа его жизни. Именно в

    семье закладывается фундамент нового человека, проходят начальные стадии

    социализации ребенка, формируются азы нравственных отношений, а

    межличностные отношения супругов являются своеобразной проекцией

    общественных отношений. Не случайно многие отечественные (А.Г.Харчев,

    С.И.Голод, В.И.Сикорова, А.П.Ощепкова, А.И.Антонов и др), а также

    зарубежные (Берждес, Киркпатрик, Имелинский, Обуховский и др.) (40, с.3) в

    своих работах все больше внимания уделяют возросшему значению межличностных

    отношений в семье и браке. Однако наиболее эффективным изучение

    межличностных отношений в браке, семье и в других сферах жизнедеятельности

    может быть только с учетом психологических особенностей пола.

    Половая дифференциация представляет одну из актуальных проблем в

    изучении социально-психологических процессов и явлений различных прикладных

    областей социальной психологии. Между тем социально-психологические

    различия между мужчинами и женщинами еще недостаточно представлены в

    отечественных исследованиях семьи и брака, а отсутствие у брачных партнеров

    знаний о социально-психологических особенностях полов, как отмечают

    некоторые исследователи (4), служит одной из причин неблагополучия

    супружеских отношений и распада семей.

    На современном этапе развития общества, благодаря индустриализации и

    развитию бытового обслуживания, наблюдается снижение роли семьи как

    хозяйственной ячейки и повышение роли межличностных отношений членов семьи,

    то есть возрастает значение социально-психологических факторов. Эту точку

    зрения разделяют Огберн, Берджесс и Локк, Уинч, Элмер, Гуд, В.Б.Голофаст,

    А.М.Кириллова, П.И.Федосеев, А.Г.Харчев. Несмотря на расхождения между

    отечественными и зарубежными исследователями и те, и другие отмечают

    возрастание роли социально-психологических факторов в институтах семьи и

    брака. Однако фундаментальные исследования этих факторов только начинаются

    и, если отдельные авторы (Харчев А.Г. Семья как объект философского и

    социологического исследования (Л.,1974), Брак и семья в СССР (М.,1979),

    Семья и общество (М.,1981) и др. ) утверждают, что социология семьи - одна

    из наиболее развитых областей социологической науки, то о социально-

    психологическом направлении этого сказать нельзя. Некоторые социально-

    психологические аспекты семьи и брака отражены в ряде работ отечественных

    философов, социологов, педагогов, медиков, юристов (Н.Андреенкова,

    Л.В.Благонадеждина, А.Блунфельд, Ю.Н.Волкова, С.Я.Воль-фсона,

    В.Б.Голофаста, Р.И.Капралова, И.С.Кона, И.С.Славина, А.Г.Харчева,

    В.В.Юстицкого и др.). Но в этих работах рассматриваются лишь отдельные

    элементы социально-психологических проблем семьи и брака. Между тем семья,

    как уже отмечалось, все больше становится институтом межличностных

    отношений. Тем более, что в теоретических разработках по социальной

    психологии, психология семьи выделена как одна из самостоятельных

    прикладных областей (Е.С.Кузьмин - 1967; Б.Д.Парыгин - 1967, 1973;

    Г.П.Предвечный и Ю.А.Шеркович - 1975). Имеются и некоторые социально-

    психологические исследования, посвященные изучению ряда аспектов семейно-

    брачных отношений (Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический

    аспект (М.,1988); Голод С.И. Стабильность семьи: социальные и

    демографические аспекты (Л., 1984), и др). Однако это были лишь первые шаги

    отечественной социальной психологии семьи и брака и, естественно, многие

    проблемы еще не нашли должного освещения.

    1.2. Исследование социально-психологических различий между мужчинами и

    женщинами в становлении и развитии супружеских отношений.

    Прослеживая исторический путь развития институтов семьи и брака,

    опираясь на работу Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и

    государства» и анализируя работы А.Г.Харчева, Ю.И.Семенова, Л.Е.Иова,

    Кенига и Нойберта, можно отметить самостоятельность данных институтов как

    предметов исследования, а также степень их сходства и различия. Брак

    определяется как комплекс духовно-этических и эмоционально-сексуальных

    санкционированных обществом отношений между мужчиной и женщиной. Семья же

    определяется как малая группа, сформированная на основе брачных отношений и

    объединяющая супругов и их потомство.

    Весь комплекс супружеских отношений предлагается разделять на два

    основных периода: 1) до вступления в брак (период становления брачных

    отношений), 2) после вступления в брак (период развития брачных отношений).

    На основе обобщения работ Гуда, Киркпатрика, Уинча, Щепаньского,

    С.И.Голода, А.Г.Харчева и К.Л.Емельянова, в которых изучались некоторые

    аспекты добрачного периода, предлагается разделить период становления

    брачных отношений на два этапа: а) до знакомства с брачным партнером и б)

    после знакомства с брачным партнером. Основные ценностно-мотивационные

    составляющие этих этапов можно конкретизировать следующим образом. На

    первом этапе формируются общие представления о браке и семье, ценностные

    ориентации и установки, идет процесс поиска и выбора брачного партнера

    (потенциального) , согласно сложившимся эталонам и в соответствии с личной

    мотивацией. На втором этапе идет процесс проверки отношений между

    потенциальными супругами и подготовки к браку, а также формируются мотивы,

    побуждающие вступить в брак с данным партнером. Проводя анализ указанных

    составляющих периода становления брачных отношений и обобщая опыт уже

    имеющихся исследований, В.А. Куц были выдвинуты семь основных гипотез:

    Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами должны иметь

    место во всех рассматриваемых ценностно-мотивационных аспектах становления

    брачных отношений.

    Степень выраженности различий между мужчинами и женщинами должна находиться

    в определенной зависимости от брачно-социального статуса респондентов. При

    этом предполагалось, что у расторгающих брак различия будут более значимые,

    чем у остальных категорий опрашиваемых.

    Различия должны быть более выражены между мужчинами и женщинами, не

    знающими друг друга (в частности, у не состоящих в браке и никогда не

    состоявших в браке), чем между знающими друг друга брачными партнерами или

    будущими супругами (женихами и невестами).

    С увеличением возраста (от 18 до 30 лет) социально-психологические различия

    между полами будут увеличиваться.

    В процессе становления брачных отношений различия должны уменьшаться (т.е.

    в мотивации вступления в брак различия будут менее значимые, чем в

    ценностных ориентациях на брак).

    С увеличением разницы в возрасте между мужчинами и женщинами различия будут

    возрастать.

    Различия должны быть статистически значимые не относительно всех

    рассматриваемых факторов, а лишь отдельных, наиболее характерных для

    каждого из полов.

    Объектами исследования были молодые люди (18-30 лет), жители города

    Николаева с разным брачно-социальным статусом (не состоящие в браке,

    вступающие в брак, расторгающие и расторгнувшие брак). Опуская задачи

    исследования и методы сбора информации отметим, что статистически значимые

    различия в ценностных ориентациях мужчин и женщин чаще фиксировались

    относительно следующих ценностей: взаимопонимание, любовь, взаимная забота,

    дети, гармония в половой жизни. Причем, мужчины выше оценивали любовь и

    гармонию в половой жизни, а женщины - взаимопонимание, взаимную заботу и

    детей. Данные о мотивах поиска и выбора брачного партнера свидетельствуют о

    том, что более значимые различия имели место у расторгающих брак (или уже

    расторгнувших), а наименее значимые - у состоящих в браке. Причем у

    последних, в счастливых браках различия менее выражены, чем в

    удовлетворительных. С увеличением возраста числа опрашиваемых выраженность

    различий в ответах мужчин и женщин снижается. Наибольшие сходства в мотивах

    поиска брачного партнера наблюдаются между 25-30-летними мужчинами и 21-24-

    летними женщинами, а наиболее значимые различия наблюдаются между ответами

    25-30-летних женщин, а также между 21-24-летних мужчин и 18-20-летних

    женщин. В рассматриваемых случаях мужчины чаще, чем женщины, отмечали

    стремление найти подобного себе человека и стремление к половой близости, а

    женщины выше, чем мужчины, оценивали желание быть любимой, желание

    испытывать заботу, желание понимания.

    Эмпирические данные ряда исследователей (А.Г.Харчева, С.И.Голода,

    И.Гель-мана и др.) характеризуют отношение мужчин и женщин к добрачным

    половым связям, мотивы вступления и удержания от этих связей. Эти данные

    свидетельствуют о том, что мужчины более лояльно относятся к добрачным

    связям (чаще их одобряют), у них чаще, чем у женщин, основными мотивами

    вступления в первую добрачную связь бывают половая потребность, увлечение,

    любопытство, жажда приключений. Представители женского пола чаще указывали

    на любовь, симпатии, требование партнера, увлечение. У женщин, таким

    образом, добрачная связь в первую очередь - выражение привязанности,

    признательности, своего расположения (т.е. средство выражения своего

    отношения) и только потом - удовлетворение потребности в физической

    близости. У мужчин же добрачные связи порою выступают как самоцель, с более

    ярко выраженной эротической окрашенностью. Об этом же свидетельствуют

    данные о причинах, удерживающих от добрачных связей. У мужчин это

    отсутствие случая, страх перед венерическими заболеваниями (сегодня - перед

    СПИДом), моральные соображения. У женщин - отсутствие любви, отсутствие

    потребности, моральные соображения.

    Эмпирические данные подтвердили гипотезы о наличии социально-

    психологических различий между мужчинами и женщинами во всех

    рассматриваемых ценностно-мотивационных аспектах становления брачных

    отношений; о том, что различия между ответами мужчин и женщин, расторгающих

    (или расторгнувших) брак должны быть более значимые, чем у остальных

    категорий респондентов; о том, что различия между мужчинами и женщинами, не

    знающими друг друга, более значимые, чем между знающими друг друга (женихи

    и невесты, мужья и жены); о том, что в ответах мужчин и женщин различия

    статистически значимы лишь относительно отдельных, наиболее характерных для

    каждого пола, факторов.

    Не подтвердились гипотезы о том, что при мотивации брака различия

    между полами должны быть менее значимые, чем в других изучаемых ценностно-

    мотивационных аспектах становления брачных отношений (т.е. по мере

    становления брачных отношений различия должны уменьшаться). Оказалось, что

    наиболее значимые различия имели место в мотивации поиска брачного

    партнера, а в ценностных ориентациях на брак и мотивах вступления в брак -

    почти одинаковы; о том, что с увеличением возраста респондентов (от 18 до

    30), различия будут возрастать. В действительности, как оказалось, с

    увеличением возраста различия в ответах мужчин и женщин несколько

    снижаются.

    Рассматривая социально-психологические различия между мужчинами и

    женщинами как одну из важных составляющих половой дифференциации, в

    исследованиях приводится ряд доказательств, свидетельствующих о

    биосоциальной детерминированности рассматриваемых различий и неизбежности

    их проявления во всех сферах жизнедеятельности. Особое значение эти

    различия приобретают на современном этапе развития институтов семьи и

    брака, когда наблюдается возрастание роли субъективного фактора и повышение

    требований брачных партнеров к межличностным отношениям. Пристального

    внимания заслуживает тот факт, что наиболее значимые различия имеют место у

    лиц расторгающих (или расторгнувших) свои браки. Это отчасти может служить

    иллюстрацией как недостаточно верного выбора брачного партнера, так и

    незнания и недооценки социально-психологических особенностей мужчин и

    женщин. Избежать многие негативные моменты в супружеских отношениях можно,

    проводя профилактические мероприятия, обогащающие будущих брачных партнеров

    сведениями как об анатомо-физиологических, так и психологических

    особенностях пола, а также об оптимальных вариантах поведения в браке и

    семье. С этой целью предлагается расширить и углубить исследования проблем

    семьи и брака (с учетом половой дифференциации), организовать широкую

    популяризацию получаемых данных, организовать подготовку кадров, которые

    будут заниматься популяризацией, расширить сеть специальных служб,

    помогающих осуществить выбор брачного партнера и оптимизировать отношения в

    семье.

    Статья Ю.Е.Алешиной (1) представляет собой обзор исследований,

    опубликованных в 1977-1987 гг. в зарубежной научной печати и посвященных

    циклу развития семьи. Периодичность изменений, происходящих в семье в

    зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в

    исследования семьи понятия цикла развития семьи. Этот термин был

    использован впервые в 1948г. Э.Дювалль и Р.Хилом на национальной

    общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о

    динамике семейного взаимодействия. В качестве основного признака

    разграничения стадий, предложенного Дювалль, использовался факт наличия или

    отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку считалось, что основная

    функция семьи - это деторождение и воспитание потомства. На основании этой

    характеристики были выделены следующие стадии семейного цикла: I -

    формирующаяся семья, супруги женаты менее 5 лет, детей нет; II -

    детородящая семья, возраст старшего ребенка до 2 лет 11 месяцев; III -

    семья с детьми дошкольниками (от 3 до 5 лет 11 месяцев); IV - семья с

    детьми школьниками (от 6 лет до 12 лет 11 месяцев); V - семья с детьми

    подростками (от 13 лет до 20 лет 11 месяцев); VI - семья, «отправляющая»

    детей в жизнь (от 1-го до последнего ребенка, покинувшего семью); VII -

    супруги зрелого возраста (в семье не осталось ни одного ребенка, до

    окончания трудовой деятельности, до пенсии); VIII - стареющая семья, от

    момента ухода супругов на покой до смерти одного из них.

    Громоздкость этой периодизации, невнимание к таким характеристикам,

    как стаж брака, возраст супругов послужили основанием для создания ее новых

    вариантов. В последующие годы появилось большое число различных

    периодизаций семейного цикла - психологических, социологических,

    демографических и др. В нашей стране наибольшую известность получила

    периодизация Э.К.Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий цикла: I -

    зарождение семьи, с момента заключения брака до рождения первого ребенка;

    II - рождение и воспитание детей, эта стадия оканчивается с началом

    трудовой деятельности хотя бы одного ребенка; III - окончание выполнения

    семьей воспитательной функции, это период с начала трудовой деятельности

    первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не останется

    ни одного из детей; IV - дети живут с родителями и хотя бы один из них не

    имеет собственной семьи; V- супруги живут одни или с детьми, имеющими

    собственные семьи. Подобная градация хотя и допустима для целей

    исследования, проведенного Э.К.Васильевой (сравнение сельских городских

    семей), но мало приемлема для психологического изучения как семьи в целом,

    так и межличностных супружеских отношений, так как получается, что разные

    семьи проживают различное число стадий супружеских отношений. В последующие

    годы этот подход был подвергнут критике, например, в работах Г.Спаниера,

    Р.Сайера и Р.Лацелера (1,с.61) , и показано, что стадии в значительной мере

    перекрываются друг другом, т.е. на разные стадии цикла попадают супруги

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.