Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков
диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО) и анкетирование, можно говорить,
что эпелептоидный и лабильный типы определяют девиантное поведение
подростков.
3. Коррекция отклоняющегося поведения у детей и подростков
На октябрь 1999 г. более 3 млн. россиян регулярно употребляют
наркотики. За последние два года было совершенно более 80 тыс. преступлений
связанных с наркотиками. С первого укола формируется психическая
зависимость от героина в 55% случаев у юношей и 82% у девушек. За последние
годы детская смертность из-за употребления наркотиков увеличилось в 42
раза. За последний год количество употребляющих увеличилось на 32%. При
таком росте через 50 лет в России населения будет меньше на 1/3. Некому
будет рожать детей, а по улицам будут ходить зомби. Владивосток занимает 3
место по употреблению наркотиков после Москвы и Санкт-Петербурга.
Наркопотребляющие помолодели:7 - 9 лет – токсикоманы, 9 - 13 лет -
химка, 13 - 16 лет - героин, около 80% подростков уже пробовали наркотик. В
1999 г. в Приморском крае было зарегистрировано 93 человека ВИЧ
инфицированных на январь, 2000 г. - уже 125 человек. Сейчас 220 человек в
Приморье заражены ВИЧ, 65% из них - употребляющие наркотики. Уже доказано,
что если поражается более 8% страны, то начинается необратимый процесс
этнической деградации. В некоторых странах он уже идет полным ходом. У нас
процент употребляющих гораздо больше. Если не принять срочных мер, то
вымирание будет вопросом ближайших ста лет.
Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей
ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать
коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий,
необходимых для формирования полноценной личности. Процесс коррекции
отклоняющегося поведения осложнен тем, что требует индивидуального подхода
и к каждому родителю, педагогу (учителю) работающему с ребенком. Необходимо
знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами
коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать
дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии,
физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии,
юриспруденции.
И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики.
Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в
развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-
ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и
образования.
Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и
психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и
пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть
оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении
реабилитационных и лечебно-коррекционных мероприятий усилия врачей,
психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую,
психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию,
направленную на развитие отдельных психических процессов.
Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на
выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной
деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной
мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в
осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении
«идеального и реального»; помощь в выборе профессии.
Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в
тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по
наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их
заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье;
предъявлению целесообразных требований к ребенку.
Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры,
направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в
подростковом возрасте.
Заключение
Нарушения поведения у подростков стали чрезвычайно актуальной
проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы
проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены
наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового
созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе
подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. У подростков
нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо
переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость
случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом
особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся
чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические
установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других.
Статистические данные, относительно табококурения, наркомании,
злоупотребления и просто употребления алкоголя в подростковом возрасте
пугают своими цифрами. Каждый второй подросток регулярно курит.
На октябрь 1999 г. более 3 млн. россиян регулярно употребляют
наркотики. За последние два года было совершенно более 80 тыс. преступлений
связанных с наркотиками. Владивосток занимает 3 место по употреблению
наркотиков после Москвы и Санкт-Петербурга.
Целью данной дипломной работы являлось исследование влияния
акцентуаций характера на формирование девиантного поведения подростков.
В процессе работы, в рамках решения поставленных задач были
проанализированы структуры и типы девиантного поведения, рассмотрены
подходы к пониманию нормы и девиантного поведения. Дано определение
акцентуированной личности. Рассмотрены психосоциальные особенности развития
в подростковом возрасте.
Было проведено эмпирическое исследование. При помощи методов
психодиагностики, анкетного опроса и метода экспертной оценки. Согласно
гипотезам 1 и 2 предлагалось подтвердить влияние акцентуации характера на
формирование девиантного поведения подростка, выявить высокую встречаемость
эпелептоидного и лабильного типов акцентуаций характера у подростков с
девиантным поведением.
В ходе проведенного исследования предложенные гипотезы нашли свое
подтверждение. Среди испытуемых с девиантным поведением выявлено большое
количество подростков с эпилептоидным типом акцентуации характера – 38,46%,
а также с лабильным и гипертимным типами акцентуаций с одинаковым
процентным соотношением – 12,82%.
Полученные данные в ходе исследования могут иметь практическую
значимость, использоваться в процессе преподавания соответствующих курсов.
Большое значение полученные выводы будут иметь для социальных служб,
педагогов, психологов, при работе с подростками.
Список литературы
1. Основы социальной работы: Учебник/Отв. Ред. П.Д.Павленок. – М.: ИНФРА-
М, 1998.
2. Социологический словарь 2-е изд. перераб. и доп.– Мн: Университетская,
1991.
3. Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: С69 Юрид.
лит., 1989.
4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва,
«МЕДпресс», 2000.
5. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. –
М.: Институт практической психологии, 1996.
6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993.
7. Беличева С. А. Специализированные подростковые клубы как институт
ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 1984. - Т. 5. - №
6. - С. 48 - 54.
8. Криминология. 2-е издание, переработанное и дополненное, Кудрявцев
В.Н., Эминов В.Е. – 2002.
9. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран. труды
по экономич. теории – М., 2003.
10. Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально-
политический журнал №2, 1995г.
11. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском
возрасте // Вопр. психологии. - 1971. - №4. - С 6-20.
12. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних
как комплекс охранно-защитных мер / С. А. Беличева, В. М. Фокин. - М.:
РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России", 1992. -77с.
13. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит.,
1989.
14. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной
деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.
15. Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с
целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии
познания людьми друг друга. - М., 1979.
16. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //
Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.
17. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
18. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-
психологического тренинга. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 168с.
19. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М.:
Знание, 1975. - 64 с.
20. Кондратьев М. Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного
восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф.
канд. дисс. - М., 1983. - 24 с.
21. Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:
Медицина, 1983. - 256 с.
22. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.:
Просвещение, 1986. - 127 с
23. Тарас А. Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся. - Минск:
Нар. асвета, 1986. - 72 с.
24. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1969.
25. Невский И. А. Трудный успех: Без "трудных" работать можно. - М.:
Просвещение, 1981. - 128 с.
26. Ананьев Б, Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр.
психол. труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980,- Т. 2, С. 10- 127.
27. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков:
Метод. Пособие / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.; под
ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
28. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для
вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
29. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие /
Под науч. Ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Издательство «Речь», 2003. – с.
144.
30. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.:
Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.
32. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 303 с.
33. http://www.sexopedia.ru/articles11.shtml
Уважаемый старшеклассник!
Институт психологии, педагогики и социальной работы ДВГУ приглашает Вас
ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим
исследование, проводимым с целью изучения девиантного поведения подростков.
Результаты исследования будут использованы в обобщенном виде.
Инструкция к заполнению анкеты.
Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным
обозначением свой вариант. Кроме того, вы можете предложить варианты
ответов, не предусмотренные нами.
Заранее благодарим Вас, за участие в исследовании!
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Состав семьи
. Полная
. Только мать
. Только отец
. Другое
_______________________________________________________________________
________________
2. Есть ли у вас родные братья и сестры
. Брат старший
. Брат младший
. Сестра старшая
. Сестра младшая
. Другое
_______________________________________________________________________
________________
3. Случалось ли так, что вы пропускали школу не по уважительной причине?
. Никогда
. Время от времени
. Часто
4. Часто ли вы посещаете вечеринки, где употребляют спиртные напитки?
. Не посещаю совсем
. Посещаю, но не употребляю
. Время от времени
. Часто
5. Ваше отношение к табакокурению?
. Не курю
. Пробовал
. Курю регулярно
6. Пробовали ли вы когда-нибудь наркотические препараты?
. Да, один раз
. Да, изредка
. Нет, никогда
. Другое
_______________________________________________________________________
________________
7. Со скольки лет, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения?
________________________________
8. Часто ли вы конфликтуете с родителями?
. Никогда, у меня полное взаимопонимание с родителями
. Случалось
. Регулярно, мои родители меня не понимают
9. Случаются ли у вас ссоры с друзьями?
. Никогда
. Случалось
. Регулярно
10. Допускаете ли вы конфликты с учителями?
. Не допускаю, я у всех «на хорошем счету»
. Случается, но редко
. Постоянно, они сами меня вынуждают
11. Относите ли вы себя к тем людям, которые считают, что должны
попробовать в этой жизни всё?
____________________________________________________________________________
_________________________
____________________________________________________________________________
_________________________
____________________________________________________________________________
_________________________
____________________________________________________________________________
_________________________
В заключении сообщите данные о себе.
Фамилия, имя, отчество
____________________________________________________________________________
___
____________________________________________________________________________
________________________
Возраст (полных лет)
____________________________________________________________________________
_____
Номер школы, класс
_______________________________________________________________
Приложение 2
Регистрационный лист
к методике «Акцентуации характера»
|Названия списка суждений |Номера выбираемых суждений |
| |Наиболее |Наименее |
| |характерные |характерные |
|Самочувствие | | |
|Настроение | | |
|Сон и сновидения | | |
|Пробуждение ото сна | | |
|Аппетит и отношение к еде | | |
|Отношение к спиртным напиткам | | |
|Отношение к одежде | | |
|Отношение к родителям | | |
|Отношение к друзьям | | |
|Отношение к окружающим | | |
|Отношение к незнакомым людям | | |
|Отношение к одиночеству | | |
|Отношение к будущему | | |
|Отношение к новому | | |
|Отношение к неудачам | | |
|Отношение к приключениям и риску | | |
|Отношение к критике и возражениям | | |
|Отношение к лидерству | | |
|Отношение к опеке и наставлениям | | |
|Отношение к правилам и законам | | |
|Оценка себя в детстве | | |
|Отношение к школе | | |
|Оценка себя в данный момент | | |
|Отношение к деньгам | | |
Приложение 3
Диаграмма распределения выборочной совокупности по данным ПДО А.Е.Личко
[pic]
-----------------------
[1] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс»,
2000.
[2] Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит.,
1989.
[3] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс»,
2000.
[4] Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. –
М.: Институт практической психологии, 1996.
[5] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - Москва, «МЕДпресс»,
2000.
[6] Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.,1993.
[7] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:
Медицина, 1983. - 256 с.
[8] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с
целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии
познания людьми друг друга. - М., 1979.
[9] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //
Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.
[10] Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.:
Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.
[11] Невский И. А. Трудный успех: Без "трудных" работать можно. - М.:
Просвещение, 1981. - 128 с.
[12] Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избран. труды
по экономич. теории – М., 2003.
[13] Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. - М.: Юрид. лит.,
1989.
[14] Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
[15] Иванов В.Н. «Девиантное поведение: причины и масштабы» Социально-
политический журнал №2, 1995г.
[16] Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
[17] Кондратьев М. Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного
восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. канд.
дисс. - М., 1983. - 24 с.
[18] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с
целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии
познания людьми друг друга. - М., 1979.
[19] Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной
деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.
[20] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //
Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.
[21] Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.:
Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.
[22] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с
целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии
познания людьми друг друга. - М., 1979.
[23] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //
Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.
[24] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:
Медицина, 1983. - 256 с.
[25] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:
Медицина, 1983. - 256 с.
[26] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:
Медицина, 1983. - 256 с.
[27] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:
Медицина, 1983. - 256 с.
[28] Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.:
Медицина, 1983. - 256 с.
[29] Агеева Т. Л. Опыт работы интегративного детского сада "Наш Дом" //
Лечебно-педагогическая помощь детям с трудностями развития: Материалы
семинара, Москва, Центр лечебной педагогики, 23-27 мая 1994 г. - М.: [Центр
лечебной педагогики], 1996. - С. 7-10.
[30] Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //
Вопр. психологии. - 1972. - № 2. - С. 114 - 123.
[31] Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-
психологического тренинга. - М,: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 168с.
[32] Филонов Л. Б. Тактика установления оптимальных отношений с индивидом с
целью его изучения // Теоретические и прикладные проблемы психологии
познания людьми друг друга. - М., 1979.
[33] Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной
деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|