МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История

    разработки особой физиологии, которую он назвал физиологией

    активности.

    Полученные Бернштейном результаты и его новаторский взгляд на

    поведение, его регуляцию, самоорганизацию, активность оказали

    глубокое и плодотворное влияние на исследования в области

    психологии, в частности на работы по восстановлению движений после

    травмы.

    59. Французская социологическая школа.

    В психологической науке вопрос о социальной природе

    человеческого сознания был специально поставлен французской

    социологической школой. Основателем школы был Э. Дюркгейм. Его идеи

    развил Л. Леви – Брюль. К этой школе примыкал некоторое время Ж.

    Пиаже. К ней принадлежали М. Гальбвакс, Ш. Блондель.

    Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды

    малокультурных народов, Дюркгейм пришел к выводу о том, что они

    представляют общественную силу, господствующую над сознанием

    каждого отдельного человека. Человек – существо двойственное:

    индивидуальное, биологическое и социальное. Во французской

    социологической школе индивидуальное отождествляется с

    биологическим, индивид рассматривается как организм; проблема

    общественного и индивидуального отождествляется с проблемой

    социального и биологического. Социальное существо в человеке

    формируется обществом. Ему соответствует социально определяемая

    часть психики.

    В двойственности заключается отличие человека от животных: у

    них нет общественного опыта. Дуализм – характерная черта концепции

    Дюркгейма.

    Общество рассматривается Дюркгеймом как особая реальность. Оно

    – духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов

    действий определенного рода и др., которые отражают различные

    стороны общественной жизни и называются коллективными

    представлениями. Закрепляются в языке. Коллективные представления

    обладают всеобщностью и необходимостью; являются продуктом

    длительного развития; создаются обществом, а не личностью;

    оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно

    окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Они не

    столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют. Все

    собственно человеческое в человеке от общества.

    Однако общество Дюркгейм понимает односторонне, отождествляя

    его структуру с системой коллективных представлений, т. е.

    общественным сознанием. Т. о., в целом развитие мышления не

    связывается здесь с развитием человеческой деятельности. Самый

    процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида

    трактуется как взаимодействие индивидуального и общественного

    сознаний.

    Л. Леви – Брюль выступил с тезисом о двух формах, типах

    человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного

    мышления. Согласно его теории, в процессе развития человеческого

    общества происходит не только накопление знаний о мире, но смена

    типов мышления. Современный тип – логический – пришел на смену

    первобытному мышлению, которое Леви – Брюль называет пралогическим.

    Мышление первобытного человека, направленное на магическое

    содержание, имеет особую логику. Оно подчиняется закону

    партиципации, т. е. сопричастия: считается, что все предметы,

    сходные между собой, имеют общую магическую силу (отсюда вера в

    тень, портреты, имя – считается, что действия, примененные к ним,

    распространяются и на их оригиналы). Магическая сила передается

    также путем соприкосновения (сопричастие по подобию и сопричастие

    по выражению).

    Мышление первобытного человека абсолютно причинно: оно не

    признает случайностей, не чувствительно к противоречиям и не

    требует доказательства фактами.

    Проявление трудовой деятельности, по Леви – Брюлю, не являются

    плодом размышления и рассуждения. Они – продукты чутья, интуиции,

    слепого навыка. Влияние общества на сознание человека

    осуществляется только через систему коллективных представлений,

    причем главным образом, религиозно – мистического характера

    (верования, магические обряды).

    По Леви – Брюлю, пралогическое мышление не образует стадию,

    предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру,

    функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в

    логическое: с развитием общества сектор логического мышления лишь

    увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление.

    Наша умственная деятельность одновременно рациональна и

    иррациональна, пралогические и мистические элементы в ней

    сосуществуют с логическими.

    М. Гальбовакс на материале памяти, Ш. Блондель применительно к

    аффективно – волевой сфере утверждали социальный характер всей

    психики человека.

    Значение французской социологической школы заключается в

    выдвижении нового – исторического - подхода к исследования

    человеческой психики. Проблема преобразования человеческой психики

    в ходе исторического развития общества получила последующее

    развитие и в других школах.

    44. А. Р. Лурия и его вклад в психологию.

    С самого начала в центре его исследовательских интересов была

    проблема взаимосвязи личности и культуры. В психоаналитическом

    институте наиболее важными для Лурии оказались направления,

    связанные с исследованием психологии художественного творчества,

    психоаналитического анализа эмоций, в том числе эстетических

    эмоций.

    Совместно с Выготским он разработал новую теорию организации и

    развития психической деятельности, названную культурно –

    исторической, поскольку определяющим для формирования сознания и

    его функций были признаны факторы культуры, изменяющиеся в процессе

    развития общества.

    Всемирную славу принесли Лурии его работы по изучению влияния

    аффективных реакций человека на стрессовые ситуации.

    В совместном с Выготским труде «Этюды по истории поведения»

    Лурия рассмотрел различные планы психического развития,

    проанализировав ранние его стадии – овладение мышлением и языком, а

    также своеобразие памяти и числовых операций. Наряду с этим он

    детально рассмотрел своеобразие поведения ребенка в качественном

    отличии от психических функций взрослого человека.

    В дальнейшем он сосредотачивается на выяснении того, как

    изменялся строй психической жизни человека в результате овладения

    знаковыми средствами. Он считал, что сначала эти средства

    используются с целью общения (коммуникации) между людьми, а затем

    становятся регуляторами собственной психической активности

    индивида, неизмеримо расширяя возможности овладения им своей

    памятью, вниманием и другими процессами.

    Наряду с общей психологией он занимался детской, в частности

    соотношением между наследственностью и средой. Большую известность

    в этом плане приобрели его исследования близнецовой пары, в которых

    сравнивались психические функции близнецов, либо подвергавшихся,

    либо не подвергавшихся целенаправленному развитию этих функций.

    Опыты показали, что генетическая обусловленность существенно

    сказывается на элементарных процессах, тогда как высшие функции в

    большей степени зависят от условий воспитания.

    Новаторский характер носила обширная программа изучения

    зависимости психики людей от различий в социокультурных условиях их

    жизни.

    Опираясь на результаты многолетних исследований, Лурия основал

    отечественную школу нейропсихологии. Тщательному экспериментальному

    изучению подвергались различные формы регуляции произвольного

    поведения, ведущую роль в которой играет речь. Именно слово,

    которое обычно трактуется с точки зрения его познавательной

    (коммуникативной) функции, выступило как важнейший регулятор

    произвольных движений человека, перехода от импульсивных,

    непроизвольных действий к поведению произвольного типа. Овладение

    таким поведением в условиях конфликта, на фоне различных побуждений

    позволило выявить динамику отношений между интеллектуальными и

    аффективными аспектами жизнедеятельности.

    С этим сопряжены идеи Лурии о динамической локализации высших

    психических функций в коре больших полушарий головного мозга и

    подкорковых структурах. В итоговой работе «Основы нейропсихологии»

    он изложил эту теорию системной динамической локализации, согласно

    которой мозг состоит из трех основных функциональных блоков:

    - энергетического блока,

    - блока приема и переработки информации,

    - блока программирования и контроля произвольных психических

    актов.

    Т. о., под влиянием Л. С. Выготского изучал развитие речи и

    мышления у ребенка, структуру детской игры, особенности

    психического развития в разных культурах. Полученный опыт и научный

    материал подтолкнули его к изучению мозговых нарушений, их влияния

    на психику. Послевоенные исследования Лурии, касавшиеся тонких

    психических нарушений, вызванных локальными опухолями мозга,

    позволили получить уникальную комплексную картину развития мозговых

    функций.

    После Первой мировой войны Лурия совместно с Л.С.Выготским и

    А.Н.Леонтьевым разработал новую психологическую теорию, согласно

    которой поведение ребенка по мере развития все больше попадает под

    контроль внутренней речи. Позднее Лурия и Тойбер показали, что

    развитие и осуществление такого контроля связаны с деятельностью

    лобных долей.

    48. «Теория поэтапного формирования умственных действий» П. Я.

    Гальперина.

    В соответствии с пониманием Гальперина, психика во всем

    диапазоне ее форм – познавательных процессов, от восприятия до

    мышления включительно, потребностей, чувств, воли, по своей

    жизненной функции – есть ориентировочная деятельность субъекта в

    проблемных ситуациях на основе образа. Предметом психологии

    является ориентировочная деятельность субъекта. Им было разработано

    учение об эволюции психики. Психика возникает в ситуации подвижной

    жизни для ориентировки в предметном поле на основе образа и

    осуществляется с помощью действий в плане этого образа.

    Гальперин выделил и описал основные эволюционные уровни

    действия, которые «намечают… основную линию развития материи».

    - Уровень физического действия – неорганические формы материи;

    -уровень физиологического действия – организмы, действия

    которых регулируются физиологическими механизмами;

    -уровень действия субъекта – животные, действия которых

    регулируются в плане образа;

    -уровень действия личности – действия человека, регулируются не

    только индивидуальным, но и социальным опытом.

    Адекватным методом исследования психики как ориентировочной

    деятельности становится формирующий эксперимент. Он является

    развитием экспериментально – генетического метода Выготского.

    Основным методом исследования психики как ориентировочный

    деятельности становится изучение ее формирования.

    Для того чтобы процесс формирования ориентировочной

    деятельности стал процессом ее познания, он должен быть

    управляемым.

    Т. о., технология планомерного формирования действия открывает

    путь к решению «проблемы собственно психологического механизма»

    психических явлений и проблемы строго причинного психологического

    их объяснения и как следствие – к их формированию.

    Изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Считал,

    что из трех компонентов действия - ориентировки, исполнения и

    контроля – наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно

    заданная ориентировочная основа позволяет с первого раза выполнить

    действие безошибочно. Он пришел к выводу, что при ориентировке и

    контроле наибольшее значение имеет поэтапность действия и

    возможность внешнего контроля за ходом его выполнения. Однако, если

    у Скиннера процесс решения задачи, так же как и контроль за ее

    выполнением, остается всегда внешним, у Гальперина происходит

    постепенная интериоризация действия и превращение его во

    внутреннее, умственное. Поэтому теория Гальперина получила название

    теории поэтапного формирования умственных действий.

    В то же время он, исследуя разные способы задания

    ориентировочной основы, пришел к выводу о значении проблемного

    обучения; он также изучал условия, способствующие автоматизации и

    интериоризации умственного действия.

    На основе теории планомерного формирования решаются задачи

    школьного обучения, а также обучения в системе высшего,

    профессионального, специального образования, в системе спортивной,

    военной подготовки и др. Метод формирующего эксперимента

    применительно к задачам обучения и воспитания углубленно

    разрабатывается также Давыдовым и др. психологами.

    47. Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера.

    Основной труд Скиннера – Поведение организмов, где он излагает

    принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять,

    рассмотрев типичный эксперимент Скиннера. Крыса, вес которой

    доведен до 80–90% от нормального, помещается в устройство,

    названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка,

    предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые

    экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет

    отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна

    несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это

    нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса

    нажимает на рычаг – лапой, носом, хвостом, не имеет значения –

    оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и

    то же следствие – появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за

    определенное число нажиманий или за нажимание с определенным

    интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.

    Операторная реакция – действие произвольное и целенаправленное.

    Однако Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной

    связи (т.е. воздействия на поведение его последствий), а не в

    терминах целей, намерений или других внутренних состояний –

    психических или физиологических. По его мнению, использование в

    психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение

    сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим

    законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми

    воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством

    предсказания и контроля поведения человека и животных. Скиннер

    подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний

    заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не

    имеют значения для функционального анализа». В этом анализе

    вероятность операторной реакции выступает как функция внешних

    воздействий – как прошлых, так и настоящих.

    Скиннер полностью разделял разработанные Уотсоном и Торндайком

    взгляды на социогенетическую природу психического развития, т. е.

    исходил из того, что развитие есть научение, которое

    обусловливается внешними стимулами. Так при оперантном обучении

    подкрепляется не стимул, а поведение, операции, которые совершает

    субъект в данный момент и которые приводят к нужному результату.

    Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных

    машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают

    ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное

    поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

    Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться

    не только для контроля поведения других людей, но и для контроля

    собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия

    для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

    Оперантное научение имеет в своей основе активные действия

    («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.