МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История

    действие оказывается полезным для достижения цели, оно

    подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно

    научить играть в пинг-понг, если игра становится средством

    получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно

    подкрепляет желаемое поведение.

    Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них

    это поведение методом «дискриминационного научения», т.е.

    последовательным избирательным поощрением отдельных действий,

    ведущих к желаемому результату. Подкрепление может быть

    распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы

    времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное

    подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в

    азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение

    – заработная плата – удерживает человека на службе.

    Пропорциональное поощрение – настолько сильное подкрепление, что

    экспериментальные животные в опытах Скиннера буквально загоняли

    себя до смерти, стараясь заработать, например, побольше вкусной

    еды. Наказание, в отличие от поощрения, является отрицательным

    подкреплением. С его помощью нельзя научить новому типу поведения –

    оно лишь заставляет избегать уже известных действий, за которыми

    следует наказание.

    Скиннер стал инициатором программированного обучения,

    разработки обучающих машин и поведенческой терапии.

    49. Социобихевиоризм.

    Новым выступает представление о том, что человек может

    овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но,

    наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые

    сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение»,

    «научение без проб»).

    Т. о., поведение человека становится когнитивным, т. е.

    включает непременный познавательный компонент, в частности,

    символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе

    социализации.

    Одним из первых обратился к этим проблема Д. Г. Мид. Доказывал,

    что личность человека формируется в процессе его взаимодействия с

    другими людьми. Т. к. в общении с разными людьми субъект играет

    разные «роли», его личность представляет собой своего рода

    объединение различных ролей, которые он постоянно «на себя

    принимает», причем язык имеет важнейшее значение.

    Вначале у ребенка нет самосознания, но благодаря социальному

    взаимодействию, общению и языку оно у него развивается, он учится

    играть роли и получает опыт социального взаимодействия. Большое

    значение как в формировании, так и в осознании себя и своих ролей

    имеет сюжетная игра, в которой дети впервые учатся принимать на

    себя различные роли и соблюдать определенные правила игры.

    Теория Мида называется также теорией ожиданий, т. е., по его

    мнению, люди проигрывают свои роли с учетом ожиданий окружающих.

    Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта дети по –

    разному играют одни и те же роли.

    Мид различает игры сюжетные и игры с правилами. Понятие

    обобщенный другой было введено Мидом для того, чтобы объяснить,

    почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще их соблюдать

    в реальной жизни. С его точки зрения, в игре правило является как

    бы еще одним обобщенным партнером, который со стороны следит за

    деятельностью детей, не позволяя им отклоняться от нормы.

    Мид впервые обратился к проблемам социального научения и оказал

    значительное влияние на многих выдающихся психологов, особенно на

    Г. Салливана.

    Большой интерес представляют исследования асоциального

    (агрессивного) и просоциального поведения для Д. Долларда. Его

    целью было соединить теорию подкрепления и психоанализ. В своих

    первых работах он высказал идею о связи агрессии с фрустрацией,

    которая легла в основу его теории фрустраций. Согласно этой теории,

    сдерживание слабых проявлений агрессивности (которые явились

    результатом прошлых фрустраций) может привести к их сложению и

    создать очень мощную агрессивность. Он также предположил, что все

    фрустрации, которые переживаются в детском возрасте и которые,

    согласно фрустрационной теории, всегда ведут к агрессии, могут

    привести к агрессивности в зрелом возрасте.

    Научные интересы Н. Миллера были связаны с разработкой проблем

    мотивации, влечений и природы подкрепления. Разработанные им

    принципы обучения социально – адаптивному поведению легли в основу

    его концепции психотерапии, рассматриваемой как процесс

    приобретения более адаптивных социальных и личных навыков.

    Доллар и Миллер стремились создать психотерапия, основанную на

    принципах теории социального научения. В их работах впервые были

    разработаны основы концепции социального научения, включающей

    понятие навыка, заложившей фундамент для теории социального

    научения 60 – х годов.

    Одним из первых термин социальное научение использовал Д. Б.

    Роттер. Он ввел понятие ожидания, т. е. уверенности (или

    субъективной вероятности) в том, что определенное поведение в

    данной психологической ситуации будет подкреплено. Часть людей

    уверена, что они могут повлиять на получаемые подкрепления, и это

    люди с интернальным (внутренним) локусом контроля. Другая часть

    считает, что подкрепления – дело случая или судьбы, это люди с

    экстернальным локусом контроля.

    Работы Роттера показали, что люди с внутренним локусом контроля

    не только более успешны, но и более здоровы и душевно, и физически.

    Было показано также, что локус контроля закладывается в детстве и в

    значительной мере определяется стилем воспитания. Разработал тест

    «Шкала интернальности – экстернальности».

    Наиболее значительные труды в области социального научения

    принадлежат А. Бандуре. На основании многочисленных исследований он

    пришел к выводу, что людям далеко не всегда требуется для научения

    прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте. Научение

    через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут

    привести к слишком неприятным или даже фатальным последствиям.

    Так появилось важное для теории Бандуры понятие косвенного

    подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других людей.

    Значительную роль в социальном научение играют когнитивные

    процессы. Он уделял особое внимание исследованию подражания.

    Обнаружил, что в качестве модели для подражания выбирают людей

    своего пола и примерно того же возраста, которые с успехом решают

    проблемы, аналогичные тем, что встают перед самим субъектом.

    Особую роль в формировании образцов поведения играют средства

    массовой информации, распространяющие символические модели в

    широком социальном пространстве.

    Легко вызывается и подражание агрессивному поведению, особенно

    у детей. Исследования Бандуры причин агрессивности в семье

    продемонстрировали роли вознаграждения и подражания в формировании

    определенных моделей поведения у детей. При этом его первый

    аспирант Уолтерс пришел к выводу о том, что разовые подкрепления

    более эффективны (во всяком случае, при развитии агрессии), чем

    постоянное.

    В своих работах Бандура впервые исследовал механизмы

    самоподкрепления, связанные с оценкой собственной эффективности,

    умения решать сложные проблемы. Было показано, что человеческое

    поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и

    чувством своей адекватности (или неадекватности) им. Т. о., он

    приходит к выводу, что наиболее значимым механизмом персонального

    действия является ощущаемая человеком эффективность попыток

    контроля над разнообразными аспектами человеческого бытия.

    Большое значение имеют работы Ф. Петермана, А. Бандуры и др.

    ученых, посвященные коррекции отклоняющегося поведения. Были

    разработаны планы занятий, направленных на снижение агрессии у

    детей 8 – 12 лет, которые состояли из шести уроков по 45 мин.

    Каждый, проводимых индивидуально или группой.

    Бандура также является автором психотерапевтического метода,

    получившего название «систематической десенсибилизации».

    34. И. П. Павлов и его влияние на психологию.

    Создал учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых

    существ. Исходил из принципа эволюционно – биологического

    объяснения функций организма как целостной системы, главным

    регулятором деятельности которой является нервная система (принцип

    «нервизма»).

    На огромном экспериментальном материале доказал, что основным

    актом поведения является условный рефлекс, реализуемый высшими

    нервными центрами – корой больших полушарий головного мозга и

    ближайшей подкоркой. Им были всесторонне изучены закономерности

    динамики нервных процессов (торможение, иррадиация, концентрация и

    др.), которая обусловливает внешние проявления поведения. Наряду с

    условными рефлексами были выделены другие категории рефлексов

    (ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, рефлекс свободы),

    объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности.

    Органы чувств Павлов трактовал как анализаторы, видя в них

    целостные «приборы». Взаимодействие организма со средой он мыслил

    как регулируемое внешними агентами, выполняющими роль сигналов. Они

    позволяют организму различать свойства внешних объектов и

    эффективно действовать в изменчивых и непредсказуемых условиях

    среды, предвосхищая течение будущих событий. Сигналы носят

    системный характер, причем они образуют две системы: сенсорную

    (ощущения, представления) и вербальную (слова, устные и письменные

    знаки человеческой речи). Благодаря вторым сигналам в результате

    анализа и синтеза чувственных образов возникают обобщенные

    умственные образы (или понятия).

    Имея биологическое происхождение, условный рефлекс образуется

    на основе врожденного, безусловного, причем организм постоянно

    учится различать, дифференцировать сигналы. Если сигнал ведет к

    успеху, т. е. подкрепляется, между ним и ответным действием

    организма образуется связь, которая при повторении становится все

    более прочной. Тем не менее, она является временной и, если в

    дальнейшем не подкрепляется, то благодаря нервному процессу

    торможения гаснет. Павлов и его школа всесторонне изучили динамику

    образования и изменения условных рефлексов, открыв механизмы многих

    нервно – психических проявлений, в том числе неврозов.

    Павлов изучал и другие рефлексы, в частности ориентировочный,

    или, как он его называл, рефлекс «Что такое?». Он заключается в

    том, что организм как будто непрерывно задает этот вопрос

    окружающему миру, стремясь оценить ситуацию, в которой он оказался,

    и понять, что представляет для него наибольшую ценность. Он также

    разработал учение о различных типах высшей нервной деятельности

    (темпераментах), о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе

    реакций и др.

    Отношение Павлова к психологии изменялось в различные периоды

    творчества. Какое – то время он считал, областью психологии

    является внутренний мир сознания субъекта. В итоговых же работах он

    исходил из того, что условный рефлекс следует считать не только

    физиологическим, но и психологическим явлением. Физиологическое

    понятие о временной связи он отождествлял с психологическим

    понятием об ассоциации. В психологическом же сообществе учение

    Павлова было повсеместно оценено как основа всех наук о поведении.

    Павлов создал крупнейшую международную научную школу. Ему

    единственному учеными было присвоено звание «старейшины физиологов

    мира».

    28. В. С. Соловьев и его влияние на психологическую мысль в

    России.

    Одной из центральных фигур в российской науке 19 в. по праву

    можно считать В. С. Соловьева. В философии Соловьева

    рационалистические элементы сознательно соединялись с мистическими.

    Считал неправильной идею разделения христианства на католичество и

    православие и был одним из основателей экуменизма. Уделял большое

    внимание проблеме взаимосвязи науки и веры. Придавал большое

    значение религиозной этике.

    Свою философию он называл мистицизмом, т. е. таким воззрением,

    которое признает недостаточность эмпиризма и рационализма и, не

    отвергая их относительной истинности, требует дополнения их другими

    источниками знаний, имеющимися в «цельном разуме». Этот иной

    источник есть вера.

    Человек наделен самосознанием, он является высшим звеном

    эволюции природы и поэтому может осознать направление и цель

    развития. Имея высшую цель, человек стремится к совершенству,

    которое он видит в восстановлении и воссоединении Добра, Истины и

    Красоты. Он считал, что мертвая материя, пройдя через человеческую

    среду, одухотворяется, становится живой. При этом прогресс

    человеческого духа совершается главным образом по одному пути – по

    пути личного нравственного совершенствования, ради которого

    свободная воля должна делать постоянные усилия. Эти усилия

    становятся реальной силой, если к ним присоединяется воздействие

    свыше, т. е. то, что в религиозной жизни именуется благодатью. Т.

    о., в духовной сущности человека, отдельный человек всегда

    несовершенен, а потому истинный смысл своего бытия он познает,

    только познавая законы всемирного процесса развития.

    Главным считал нравственное развитие и самосовершенствование.

    Также он неоднократно апеллировал к значимости и авторитету науки,

    говорил о том, что наука доказывает органичное единство природы и

    рассматривает ее как единство развивающееся. Однако, с его точки

    зрения, понять сущность этого единства до конца наука не может, т.

    к. она не в состоянии охватить природу как органическое целое и

    представить весь видимый мир не как «собрание деланных вещей, а как

    продолжающееся развитие единого живого существа». Постичь суть

    такой целостности, по его убеждения, могут только философия и

    поэзия, на которых он и сосредоточил внимание.

    Идея о связи философии и поэзии лежит и в основе подхода к

    проблеме творчества в теории Соловьева. Он считал, что Абсолютное,

    Божественное начало несет в себе всеединство и, как потенцию,

    множественность. Эта множественность воплощается как акт творчества

    – первоначально Божественного, а затем и творчества человека,

    который стремится к совершенству в собственной жизни и своих

    творениях. Возникшее в результате божественного творчества единство

    Соловьев называл Софией.

    Развивая концепцию вечной Женственности – Софии, он стремился

    не только обосновать связь философии с поэзией, но и доказать

    единство Истины, Добры и Красоты, единство нравственного и

    эстетического творчества. Через Христа, объединяющего божественное

    и человеческое начала, происходит не только этическое, но и

    эстетическое развитие и человек приобщается к идеалу нравственности

    и красоты. Т. о., «носящий в себе единство Христос как целый

    божественный организм – универсальный и индивидуальный вместе –

    есть и Логос и София».

    Описывая процесс, как мирового, так и индивидуального

    творчества, он обращает особое внимание на его внутренний драматизм

    и противоречивость. И именно творчество, созидание является

    оптимальным выходом из этого конфликта. Т. о., идеи о катарсисе,

    связанном с творческим процессом, так же как и мысли о внутренних

    конфликтах, борьбе мотивов, происходящих в душе и отражающихся в ее

    творениях, основаны на идеях Соловьева. Только через борьбу со злым

    началом (хаосом), которое свободно от каких – либо стесняющих его

    причин, человек может достичь совершенства. Так, художественное

    творчество, искусство соединяется с идеей нравственного развития

    человека, помогая его продвижению по этому пути. Он подчеркивал

    самоценность человеческой личности и его неограниченные возможности

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.