История
саморазвития.
Соловьев первым осознал новые приоритеты в философии и
психологии и разработал новый подход к исследованию человека, его
души и предназначения на Земле, подход, который стал господствующим
в конце 19 – начале 20 в. в России.
24. И. М. Сеченов и его вклад в психологию.
Во многом определил развитие отечественной психологии, подходя
к ней как к материалистической и естественной науке. Опубликовал
свою самую известную работу «Рефлексы головного мозга», посвященную
психологическим проблемам. В ней он доказывал, что психические
процессы являются рефлексами разной степени сложности. При этом
категория рефлекса была преобразована и создана его неклассическая
модель, важнейшим блоком которой выступило открытое Сеченовым
центральное торможение («задерживающее» влияние одного из центров
головного мозга на двигательную активность организма). Выдвинул
идею образа – сигнала, не только «запускающего» рефлекс, но и
регулирующего его течение. Кроме торможения (аналога волевой
регуляции) он ввел понятие о центрах хранения информации,
предуведомления и усиления сигнала, объясняющее сложное поведение.
В своих работах предвосхищал понятие об обратной связи как факторе
саморегуляции поведения и системной организации нервно –
психической деятельности.
Центральное торможение объясняло также способность человека во
имя высших нравственных принципов противостоять внешним влияниям, а
не механически не них реагировать. Выдвинул продуктивную гипотезу о
том, что благодаря задержке двигательного ответа действие, не
получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется в
центральной нервной системе в скрытой форме. Это предположение
использовалось Сеченовым также с целью объяснить социальный генезис
человеческого «Я».
Он отвечал на главные вопросы – что такое человек, как
объясняется формирование его нравственности с позиций естественной
науки, которая доказывала несомненную практическую пользу
психологии, делала ее реальным инструментом, помогающим воспитывать
и обучать человека.
В 70 – 90 – е годы 19 в. появились новые работы ученого, в том
числе посвященные этическим проблемам.
Разбирая теории о свободе и несвободе воли, он отмечал, что
между ними действительно существует теоретическая разница в
подходах и в понимании закономерностей, определяющих человеческое
поведение. Он поставил важный вопрос о влиянии самой идеи о
несвободе воли на человеческое сознание, доказывая, что если
человека воспитывали с детства честным и нравственным, то ничто не
может его развратить и сделать безнравственным и, наоборот,
воспитанному безнравственным человеку не нужны теоретические
обоснования для оправдания своего поведения. Сеченов подчеркивал,
что его учение не отрицает свободы человека, оно просто показывает,
что желания и интересы воспитываются и развиваются в зависимости от
той среды, в которой человек растет.
Развивая и обосновывая свою «теорию несвободы воли», Сеченов
доказывал и возможность построения на ее основе методов воспитания
нравственной личности. Он отмечал, что его задачей является
объяснить поступки человека с сильной волей, действующего во имя
высоких нравственных принципов и отдающего отчет в каждом своем
поступке.
Он существенно преобразовал представления о функциях органов
чувств и мышечной системы, выдвинув принцип «согласования движения
с чувствованием». Он признал за чувствованием функцию сигнала,
позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем самым
обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное ощущение, в свою
очередь, трактовалось как система сигналов, несущих информацию о
внешней реальности, ее пространственно – временных параметрах.
Главной же его идеей было предположение о том, что мышечная
система является и органом познания. Она производит операции
анализа и синтеза, которые служат основанием для всех уровней
умственной деятельности, от элементарных до самых сложных, включая
математическое и философское мышление. На основании этих положений
он отстаивал познаваемость мира, обосновывая это физиолого-
психологическими данными.
20. А. И. Герцен и его вклад в психологию.
Он поднимал сложные вопросы о природе психики и задачах
психологии. Психики – это особая функция мозга, отличная от функций
других органов. У физиологии и психологии задачи разные: задача
физиологии - изучение организма, психология же уходит совсем в
другой мир. Попытки преодолеть механистическую ограниченность в
понимании психики связаны с идеями Герцена о качественном
своеобразии человеческой психики в отличие от психики животных,
причина которого – в историческом развитии человека. Поэтому
психология, отправляясь от физиологии, должна также основываться на
философии и истории.
Он материалистически решает проблемы психологии познания,
развивает идеи о соотношении разума и чувства, критикует
индивидуалистический подход к мышлению в сенсуалистических
концепциях Локка и Кондильяка. Важное место в системе его
психологических взглядов занимали проблемы личности. Личность – не
пассивный продукт среды. Герцен защищал идею о «деянии» как
существенном факторе духовного развития человека.
Особенное внимание он уделяет проблеме свободы воли. Она имела
острое общественно – политическое звучание. Герцен отказывается от
идеалистического догмата о «свободной воле», ни от чего не
зависящей и ничем не определяемой. У человека есть «способность,
состоящая из разума, страсти и воспоминания, взвешивающая условия и
определяющая выбор действия». Это сознание. Его анализ ускользает
от физиологии и требует исторического подхода, его обеспечивает
социология, т. к. «для нее человек – это нравственное существо, т.
е. существо общественное и обладающее свободой располагать своими
действиями в границах своего сознания». Так Герцен, отвергая
индетерминизм в трактовке человеческих действий, указал на
социально – историческую обусловленность высших проявлений
личности, в том числе воли.
По молодости был романтиком, но после смерти ребенка и жены
считал, что мир – это хаос.
22. Психологические воззрения Н. Г. Чернышевского.
Чернышевский прагматик, считал, что философия и литература
должны нам сказать, как жить, что делать?
Развивал антропологический принцип в философии: культ человека
и культ научности. Считал, что важны критерии научности. Их по
Чернышевскому два:
1.обращение к принципу внешней причинности;
2.поиск общего в том, что внешне кажется различным.
Чернышевский выстраивает систему психологических понятий.
Уделяет внимание к теме «Деятельность»: психика, душа развивается в
продуктивной деятельности. Занимается проблемой потребности: многие
человеческие беды возникают из – за неудовлетворения потребностей;
проблемой наследственности и приобретенности (характера).
Психология Чернышевского строилась на основе принципов
философского материализма в его антропологической форме. Сущность
антропологического принципа составляет такой подход, в соответствии
с которым «на человека надобно смотреть как на существо, имеющее
только одну натуру». В то же время в человеке два рода явлений:
материальные (человек ест, ходит) и нравственные (он думает,
желает). Чернышевский выступает против дуализма в психологии.
Антропологизм Чернышевского близок Фейербаху, но в отличие от
созерцательного характера теории последнего у него вся философия
подчинена задачам революционной борьбы.
Он требовал причинного подхода в психологии. Научная психология
должна выйти за пределы сознания в целях познания его причин.
В понимании психики он выступил против функционального подхода,
закреплявшего психологический атомизм. Мышление, память,
воображение принадлежат личности и должны рассматриваться в связи с
деятельностью человека в соответствии с определенной потребностью.
Он развивает мысли о специфике человеческих потребностей, в
которых, в отличие от биологических потребностей животных,
интересность органического процесса отходит на задний план.
Подчеркивается мысль о производстве потребностей в жизни, в
активной деятельности.
Чернышевский различал характер и темперамент. Характер
определяется условиями жизни, воспитанием и поступками человека.
Темперамент обусловлен природными факторами, но даже и он подвержен
влиянию социальных условий.
Он разрабатывает также понятие «народного характера» как
совокупности умственных и нравственных качеств различных народов.
Он пришел к выводу, что национальные различия стираются в условиях
классовых и профессиональных разделений общества.
61. «Понимающая психология» (описательная).
В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного
мира человека заявил немецкий философ – идеалист Вильгельм Дильтей,
основатель «философии жизни». Основной его труд «Описательная
психология». Согласно ему, все науки о духе должны базироваться на
психологии.
Противопоставление понимания и объяснения – центральный
методологический принцип всей описательной психологии. Понять – это
значит оценить субъективные переживания, как осмысленные, включить
субъективные переживания в более осмысленные смысловые связи,
которые их определяют. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной
культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве.
По Дильтею описательная психология (или расчленяющая) – есть
подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и
полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и
анализирована во всей ее целостности.
Каждое состояние сознания одновременно включает в себя:
1.интеллектуальную часть (его содержание);
2.побуждение и чувство (нравится – не нравится);
3.волевой компонент, как намерение, которым направляется всякий
мыслительный процесс.
Внутренняя сопряженность этих моментов составляет собственную
структуру сознания.
Побуждения и чувства занимают центральную часть в структуре
душевной жизни. Именно они направляют духовную активность на
некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия при
удовлетворении побуждений. Т. о., находящееся вне нашей душевной
жизни, с чем соединяется чувство удовлетворения, переживается как
ценность.
Отсюда следует, что жизненная ценность через соотношение с
субъектом – это то, чем мы пользуемся для достижения чувства
удовольствия и удовлетворения. Постижение ценностей и созидание
новых ценностей составляют сущность душевной жизни и психического
развития. Постижение основывается на анализе непосредственных
переживаний «Я». Оно открывает содержание не только сознательного,
но и бессознательного.
Развитием душевной жизни происходит в условиях развития тела и
зависит от связи с окружающим миром – физической и духовной средой.
Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие
складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое
стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый
возраст характеризуется направленностью на свои ценности.
В детстве игра является необходимым проявлением жизни.
В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы которых
не испытаны.
В зрелости происходит осознание действительных ценностей.
В старости человеку открываются особо значительные ценности.
Произведения, созданные в старости, отличаются особой
возвышенностью.
Высказывает мысль о том, что всякий период жизни обладает
самостоятельной ценностью. Психология Дильтея может быть
охарактеризована как вершинная психология. Он исходит из того, что
психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее
влечениях, а в самых высших ее объективированных проявлениях.
Одним из центральных в его теории стало понятие переживания.
Она выступало в виде внутренней связи, неотделимой от ее воплощения
в духовном, надындивидуальном продукте. Важным связующим звеном как
между культурой и человеком, так и между отдельными науками
(философией, историей, психологией) стала герменевтика, или учение
об истолковании, которая в теории Дильтея являлась средством
воссоздания неповторимых культурных миров прошлого.
Идеи Дильтея о связи отдельной личности с духовными
ценностями, накопленными человечеством, была развита его учеником
Э. Шпрангером. Он считал, что ведущим методом исследования духовной
жизни является понимание, т. е. непосредственное постижение смысла
психических явлений. Центральным в своей концепции он сделал не
переживание, но духовную активность «Я», в которой реализуются
смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в
системе ценностей конкретного человека. Т. о., субъективные
переживания человека рассматривались в их соотношении с
надындивидуальными сферами объективного духа.
Он доказывал, что основной задачей психологии является изучение
основных типов направленности человека, которые он и назвал «формой
жизни». В основе этой направленности лежит преобладающая ориентация
на те или иные ценности.
Он выделяет шесть типов объективных ценностей:
1.теоретические (область науки, проблема истинности);
2.экономические (материальные блага, полезность);
3.эстетические (стремление к оформлению, выражению своих
впечатлений, к самовыражению);
4.социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой
жизни, чувство себя в другом);
5.политические (власть как ценность);
6.религиозные (смысл жизни).
В каждой индивидуальности представлены все шесть типов
ценностей, но в особом направлении и с разной силой. Руководящие,
определяющие жизнь, - образуют психическую структуру личности.
На основании преобладания той или иной ценности различаются
шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых
Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени
определяют форму, в которой протекает жизнь индивида:
1.теоретический человек (все его стремления направлены к
познанию);
2.эстетический (стремится постигнуть единичный случай,
исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными
особенностями);
3.экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности,
всей жизни);
4.социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для
других);
5.политический (стремление к власти и чести, господству и
влиянию);
6.религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу
жизни и мира).
Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный
случай нужно уметь привести к одному из этих типов. Исходя из
этого, он делал педагогические выводы. Всеобщее образование не
должно быть одинаковым для всех. Педагог должен интуитивно угадать
еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую
структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному
для него пути жизни.
26. Развитие экспериментальной психологии в России.
В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи –
психиатры. В 80 – х гг. 19 в. ими были организованы
экспериментальные психологические лаборатории при психологических
клиниках (в Казани, а затем в Петербурге – В. М. Бехтерев; Москве –
Корсаков, Токарский; В Харькове – Ковалевский; Киеве – Сикорский и
др.). В этих лабораториях велись исследования по широкому кругу
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|