МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История

    саморазвития.

    Соловьев первым осознал новые приоритеты в философии и

    психологии и разработал новый подход к исследованию человека, его

    души и предназначения на Земле, подход, который стал господствующим

    в конце 19 – начале 20 в. в России.

    24. И. М. Сеченов и его вклад в психологию.

    Во многом определил развитие отечественной психологии, подходя

    к ней как к материалистической и естественной науке. Опубликовал

    свою самую известную работу «Рефлексы головного мозга», посвященную

    психологическим проблемам. В ней он доказывал, что психические

    процессы являются рефлексами разной степени сложности. При этом

    категория рефлекса была преобразована и создана его неклассическая

    модель, важнейшим блоком которой выступило открытое Сеченовым

    центральное торможение («задерживающее» влияние одного из центров

    головного мозга на двигательную активность организма). Выдвинул

    идею образа – сигнала, не только «запускающего» рефлекс, но и

    регулирующего его течение. Кроме торможения (аналога волевой

    регуляции) он ввел понятие о центрах хранения информации,

    предуведомления и усиления сигнала, объясняющее сложное поведение.

    В своих работах предвосхищал понятие об обратной связи как факторе

    саморегуляции поведения и системной организации нервно –

    психической деятельности.

    Центральное торможение объясняло также способность человека во

    имя высших нравственных принципов противостоять внешним влияниям, а

    не механически не них реагировать. Выдвинул продуктивную гипотезу о

    том, что благодаря задержке двигательного ответа действие, не

    получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется в

    центральной нервной системе в скрытой форме. Это предположение

    использовалось Сеченовым также с целью объяснить социальный генезис

    человеческого «Я».

    Он отвечал на главные вопросы – что такое человек, как

    объясняется формирование его нравственности с позиций естественной

    науки, которая доказывала несомненную практическую пользу

    психологии, делала ее реальным инструментом, помогающим воспитывать

    и обучать человека.

    В 70 – 90 – е годы 19 в. появились новые работы ученого, в том

    числе посвященные этическим проблемам.

    Разбирая теории о свободе и несвободе воли, он отмечал, что

    между ними действительно существует теоретическая разница в

    подходах и в понимании закономерностей, определяющих человеческое

    поведение. Он поставил важный вопрос о влиянии самой идеи о

    несвободе воли на человеческое сознание, доказывая, что если

    человека воспитывали с детства честным и нравственным, то ничто не

    может его развратить и сделать безнравственным и, наоборот,

    воспитанному безнравственным человеку не нужны теоретические

    обоснования для оправдания своего поведения. Сеченов подчеркивал,

    что его учение не отрицает свободы человека, оно просто показывает,

    что желания и интересы воспитываются и развиваются в зависимости от

    той среды, в которой человек растет.

    Развивая и обосновывая свою «теорию несвободы воли», Сеченов

    доказывал и возможность построения на ее основе методов воспитания

    нравственной личности. Он отмечал, что его задачей является

    объяснить поступки человека с сильной волей, действующего во имя

    высоких нравственных принципов и отдающего отчет в каждом своем

    поступке.

    Он существенно преобразовал представления о функциях органов

    чувств и мышечной системы, выдвинув принцип «согласования движения

    с чувствованием». Он признал за чувствованием функцию сигнала,

    позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем самым

    обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное ощущение, в свою

    очередь, трактовалось как система сигналов, несущих информацию о

    внешней реальности, ее пространственно – временных параметрах.

    Главной же его идеей было предположение о том, что мышечная

    система является и органом познания. Она производит операции

    анализа и синтеза, которые служат основанием для всех уровней

    умственной деятельности, от элементарных до самых сложных, включая

    математическое и философское мышление. На основании этих положений

    он отстаивал познаваемость мира, обосновывая это физиолого-

    психологическими данными.

    20. А. И. Герцен и его вклад в психологию.

    Он поднимал сложные вопросы о природе психики и задачах

    психологии. Психики – это особая функция мозга, отличная от функций

    других органов. У физиологии и психологии задачи разные: задача

    физиологии - изучение организма, психология же уходит совсем в

    другой мир. Попытки преодолеть механистическую ограниченность в

    понимании психики связаны с идеями Герцена о качественном

    своеобразии человеческой психики в отличие от психики животных,

    причина которого – в историческом развитии человека. Поэтому

    психология, отправляясь от физиологии, должна также основываться на

    философии и истории.

    Он материалистически решает проблемы психологии познания,

    развивает идеи о соотношении разума и чувства, критикует

    индивидуалистический подход к мышлению в сенсуалистических

    концепциях Локка и Кондильяка. Важное место в системе его

    психологических взглядов занимали проблемы личности. Личность – не

    пассивный продукт среды. Герцен защищал идею о «деянии» как

    существенном факторе духовного развития человека.

    Особенное внимание он уделяет проблеме свободы воли. Она имела

    острое общественно – политическое звучание. Герцен отказывается от

    идеалистического догмата о «свободной воле», ни от чего не

    зависящей и ничем не определяемой. У человека есть «способность,

    состоящая из разума, страсти и воспоминания, взвешивающая условия и

    определяющая выбор действия». Это сознание. Его анализ ускользает

    от физиологии и требует исторического подхода, его обеспечивает

    социология, т. к. «для нее человек – это нравственное существо, т.

    е. существо общественное и обладающее свободой располагать своими

    действиями в границах своего сознания». Так Герцен, отвергая

    индетерминизм в трактовке человеческих действий, указал на

    социально – историческую обусловленность высших проявлений

    личности, в том числе воли.

    По молодости был романтиком, но после смерти ребенка и жены

    считал, что мир – это хаос.

    22. Психологические воззрения Н. Г. Чернышевского.

    Чернышевский прагматик, считал, что философия и литература

    должны нам сказать, как жить, что делать?

    Развивал антропологический принцип в философии: культ человека

    и культ научности. Считал, что важны критерии научности. Их по

    Чернышевскому два:

    1.обращение к принципу внешней причинности;

    2.поиск общего в том, что внешне кажется различным.

    Чернышевский выстраивает систему психологических понятий.

    Уделяет внимание к теме «Деятельность»: психика, душа развивается в

    продуктивной деятельности. Занимается проблемой потребности: многие

    человеческие беды возникают из – за неудовлетворения потребностей;

    проблемой наследственности и приобретенности (характера).

    Психология Чернышевского строилась на основе принципов

    философского материализма в его антропологической форме. Сущность

    антропологического принципа составляет такой подход, в соответствии

    с которым «на человека надобно смотреть как на существо, имеющее

    только одну натуру». В то же время в человеке два рода явлений:

    материальные (человек ест, ходит) и нравственные (он думает,

    желает). Чернышевский выступает против дуализма в психологии.

    Антропологизм Чернышевского близок Фейербаху, но в отличие от

    созерцательного характера теории последнего у него вся философия

    подчинена задачам революционной борьбы.

    Он требовал причинного подхода в психологии. Научная психология

    должна выйти за пределы сознания в целях познания его причин.

    В понимании психики он выступил против функционального подхода,

    закреплявшего психологический атомизм. Мышление, память,

    воображение принадлежат личности и должны рассматриваться в связи с

    деятельностью человека в соответствии с определенной потребностью.

    Он развивает мысли о специфике человеческих потребностей, в

    которых, в отличие от биологических потребностей животных,

    интересность органического процесса отходит на задний план.

    Подчеркивается мысль о производстве потребностей в жизни, в

    активной деятельности.

    Чернышевский различал характер и темперамент. Характер

    определяется условиями жизни, воспитанием и поступками человека.

    Темперамент обусловлен природными факторами, но даже и он подвержен

    влиянию социальных условий.

    Он разрабатывает также понятие «народного характера» как

    совокупности умственных и нравственных качеств различных народов.

    Он пришел к выводу, что национальные различия стираются в условиях

    классовых и профессиональных разделений общества.

    61. «Понимающая психология» (описательная).

    В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного

    мира человека заявил немецкий философ – идеалист Вильгельм Дильтей,

    основатель «философии жизни». Основной его труд «Описательная

    психология». Согласно ему, все науки о духе должны базироваться на

    психологии.

    Противопоставление понимания и объяснения – центральный

    методологический принцип всей описательной психологии. Понять – это

    значит оценить субъективные переживания, как осмысленные, включить

    субъективные переживания в более осмысленные смысловые связи,

    которые их определяют. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной

    культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве.

    По Дильтею описательная психология (или расчленяющая) – есть

    подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и

    полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и

    анализирована во всей ее целостности.

    Каждое состояние сознания одновременно включает в себя:

    1.интеллектуальную часть (его содержание);

    2.побуждение и чувство (нравится – не нравится);

    3.волевой компонент, как намерение, которым направляется всякий

    мыслительный процесс.

    Внутренняя сопряженность этих моментов составляет собственную

    структуру сознания.

    Побуждения и чувства занимают центральную часть в структуре

    душевной жизни. Именно они направляют духовную активность на

    некоторые предметы среды, которым придают чувство удовольствия при

    удовлетворении побуждений. Т. о., находящееся вне нашей душевной

    жизни, с чем соединяется чувство удовлетворения, переживается как

    ценность.

    Отсюда следует, что жизненная ценность через соотношение с

    субъектом – это то, чем мы пользуемся для достижения чувства

    удовольствия и удовлетворения. Постижение ценностей и созидание

    новых ценностей составляют сущность душевной жизни и психического

    развития. Постижение основывается на анализе непосредственных

    переживаний «Я». Оно открывает содержание не только сознательного,

    но и бессознательного.

    Развитием душевной жизни происходит в условиях развития тела и

    зависит от связи с окружающим миром – физической и духовной средой.

    Движущей силой развития являются чувства и побуждения. Развитие

    складывается из отдельных жизненных состояний, из которых каждое

    стремится добыть и задержать свою жизненную ценность. Каждый

    возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

    В детстве игра является необходимым проявлением жизни.

    В юношеском возрасте складываются идеалы жизни, границы которых

    не испытаны.

    В зрелости происходит осознание действительных ценностей.

    В старости человеку открываются особо значительные ценности.

    Произведения, созданные в старости, отличаются особой

    возвышенностью.

    Высказывает мысль о том, что всякий период жизни обладает

    самостоятельной ценностью. Психология Дильтея может быть

    охарактеризована как вершинная психология. Он исходит из того, что

    психологические глубины личности раскрываются не в самых низших ее

    влечениях, а в самых высших ее объективированных проявлениях.

    Одним из центральных в его теории стало понятие переживания.

    Она выступало в виде внутренней связи, неотделимой от ее воплощения

    в духовном, надындивидуальном продукте. Важным связующим звеном как

    между культурой и человеком, так и между отдельными науками

    (философией, историей, психологией) стала герменевтика, или учение

    об истолковании, которая в теории Дильтея являлась средством

    воссоздания неповторимых культурных миров прошлого.

    Идеи Дильтея о связи отдельной личности с духовными

    ценностями, накопленными человечеством, была развита его учеником

    Э. Шпрангером. Он считал, что ведущим методом исследования духовной

    жизни является понимание, т. е. непосредственное постижение смысла

    психических явлений. Центральным в своей концепции он сделал не

    переживание, но духовную активность «Я», в которой реализуются

    смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в

    системе ценностей конкретного человека. Т. о., субъективные

    переживания человека рассматривались в их соотношении с

    надындивидуальными сферами объективного духа.

    Он доказывал, что основной задачей психологии является изучение

    основных типов направленности человека, которые он и назвал «формой

    жизни». В основе этой направленности лежит преобладающая ориентация

    на те или иные ценности.

    Он выделяет шесть типов объективных ценностей:

    1.теоретические (область науки, проблема истинности);

    2.экономические (материальные блага, полезность);

    3.эстетические (стремление к оформлению, выражению своих

    впечатлений, к самовыражению);

    4.социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой

    жизни, чувство себя в другом);

    5.политические (власть как ценность);

    6.религиозные (смысл жизни).

    В каждой индивидуальности представлены все шесть типов

    ценностей, но в особом направлении и с разной силой. Руководящие,

    определяющие жизнь, - образуют психическую структуру личности.

    На основании преобладания той или иной ценности различаются

    шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых

    Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени

    определяют форму, в которой протекает жизнь индивида:

    1.теоретический человек (все его стремления направлены к

    познанию);

    2.эстетический (стремится постигнуть единичный случай,

    исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными

    особенностями);

    3.экономический (эффект полезности как смысл всей деятельности,

    всей жизни);

    4.социальный (смысл жизни в общении, в любви, в жизни для

    других);

    5.политический (стремление к власти и чести, господству и

    влиянию);

    6.религиозный (относит всякое единичное явление к общему смыслу

    жизни и мира).

    Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный

    случай нужно уметь привести к одному из этих типов. Исходя из

    этого, он делал педагогические выводы. Всеобщее образование не

    должно быть одинаковым для всех. Педагог должен интуитивно угадать

    еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую

    структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному

    для него пути жизни.

    26. Развитие экспериментальной психологии в России.

    В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи –

    психиатры. В 80 – х гг. 19 в. ими были организованы

    экспериментальные психологические лаборатории при психологических

    клиниках (в Казани, а затем в Петербурге – В. М. Бехтерев; Москве –

    Корсаков, Токарский; В Харькове – Ковалевский; Киеве – Сикорский и

    др.). В этих лабораториях велись исследования по широкому кругу

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.