МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История

    то же время этим людям свойственны не только принятие других,

    открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии

    и независимости от окружающей их среды и культуры.

    Так в теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуждение.

    Он считал, что каждый человек рождается с определенным набором

    качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его

    Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей

    жизни и деятельности. Именно осознанные стремления и мотивы, а не

    бессознательные инстинкты составляют самую суть человеческой

    личности, отличают человека от животных.

    Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю

    природу, научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой

    природой, строить свое поведение исходя из нее. Цель личностного

    развития – это стремление к росту, самоактуализации, в то время как

    остановка личностного роста – это смерть для личности, Самости.

    Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а

    значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому.

    Человек оказывается высшей ценностью и отвечает, в конечном итоге,

    лишь за то, чтобы состояться.

    5. Психологические воззрения Аристотеля.

    Аристотель - древнегреческий философ и естествоиспытатель -

    открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического

    знания. Источником знания для него стал организм, где телесное и

    духовное образуют нераздельную целостность.

    Его трактат “О душе” стал первым, собственно психологическим,

    трудом (в рамках донаучной психологии). Аристотель систематизировал

    предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и

    выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его

    трактате.

    Душу, он определил не просто как сущность, а как форму, способ

    организации живого тела, т. е. как то, что позволяет телу

    существовать как живому. В его представлениях душа - особый орган,

    посредством которого тело чувствует, мыслит. Не душа мыслит, но

    тело мыслит посредством души.

    Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении

    медико-биологических фактов. Но это обобщение привело к

    преобразованию главных принципов психологии.

    По Аристотелю уже сам термин “организм” следует рассматривать

    в связи с родственным словом “организация”, подчиняющее себе свои

    части для решения какой - либо задачи; устройство этого целого и

    его работа (функция) неразделимы; душа организма - это его функция,

    деятельность. “Если бы глаз был живым существом, его душой было

    зрение”, - говорил Аристотель.

    Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней

    различные уровни способностей к деятельности. Понятие о

    способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством,

    навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний. Оно

    разделяло возможности организма, заложенный в нем психологический

    ресурс и его практическую реализацию. При этом намечалась иерархия

    способностей - функций души:

    1. вегетативная (имеется у животных, растений и человека);

    2. чувственно - двигательная (имеется у животных и у

    человека);

    3. разумная (присущая только человеку).

    Функции души - уровни ее развития, располагались в виде

    “лестницы форм”, где из низшей и на ее основе возникает функция

    более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется

    способность ощущать, из которой развивается способность мыслить. В

    отдельном человеке при его превращении из младенца в зрелое

    существо повторяются те ступени, которые прошел за свою историю

    весь органический мир. Впоследствии это было названо

    биогенетическим законом.

    Различие между чувственным восприятием и мышлением было одной

    из первых психологических истин, открытых древними. Аристотель,

    следуя принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от одной

    ступени к другой. В своих поисках он открыл особую область

    психических образов, которые возникают без прямого воздействия

    предметов на органы чувств. Сейчас эти образы принято называть

    представлениями памяти и воображения (в терминологии Аристотеля -

    “фантазии”). Эти образы починены открытому, опять - таки,

    Аристотелем механизму ассоциации - связи представлений.

    Объясняя закономерности развития характера, Аристотель

    утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или

    иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках,

    которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним,

    ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную

    зависимость от его деятельности.

    Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый

    смысл основному принципу научного объяснения - принципу причинности

    (детерминизма). Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал,

    что “природа ничего не делает напрасно”; “нужно видеть то, ради

    чего совершается действие”. Он утверждал, что конечный результат

    процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь

    в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого

    будущего (то, что должно произойти, определяется происходящим

    сейчас).

    Аристотель указал и на то, что душа может быть разного рода.

    Так, Аристотель (кстати, создатель зоологии и автор “лестницы”

    живых существ - первой, в сущности, биологической систематики)

    говорил о существовании растительной души (ее свойства - питание и

    ощущение), животной души (стремление, память и движение) и

    человеческой души (мышление).

    В целом, душа, как сущность живого тела, смертна вместе с

    телом; однако, часть ее, которую мы могли бы на современном языке

    назвать абстрактным или теоретическим мышлением (в отличие от

    обыденного эмпирического мышления) Аристотель считает бессмертной.

    Дело в том, что наше восприятие и наш практический ум имеют

    дело с наглядными и, что важно, с отдельными вещами: с этим столом,

    этой собакой и т. д. Но с чем, с какой реальностью имеет дело

    абстрактное мышление? “Человек смертен”, - говорим мы, имея в виду

    человека вообще. Но существует ли человек вообще? Если нет, то о

    чем мы говорим? Если да - то возможно ли его увидеть?

    По Аристотелю, общие понятия (а речь о них) существуют как

    реальность (т. е. существует не только индивид, но и вид) и,

    продвигаясь по уровням абстракций, ум мудреца, приближается к

    божественному, вечному, абсолютному, становясь и сам его подобием,

    и - обретает бессмертие.

    Аристотель пришел к естественному для того времени выводу о

    существовании врожденного знания, т. е. о бессмертии и

    нематериальности разумной души.

    Культура является внутренним достоянием души человека, наши

    знания истинны уже по своему происхождению, как часть бессмертного

    разума. Эти рассуждения привели к появлению весьма значимого в

    концепции Аристотеля понятия нус (всеобщий разум). Нус служит

    хранилищем разумной части души человека после его смерти. При

    рождении ребенка часть этого разума, образуя новую разумную часть

    души, вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и

    животными частями. Так происходит передача опыта, т. к. разумная

    часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю

    культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного

    ребенка. Эти знания не осознаются человеком, но актуализируются в

    процессе обучения или рассуждения.

    Создал первую в психологии развернутую теорию познания. Ввел

    понятия общего чувствилища и ассоциаций, как механизмах психической

    жизни, механизмах познания, которые, по его мнению, представляют

    собой важный механизм переработки знаний. Первым этапом познания,

    по Аристотелю, становится ощущение.

    Исследуя проблему регуляции поведения, Аристотель пришел к

    выводу о том, что возможна двойная регуляция - как эмоциями, так и

    разумом. Он впервые выделил несколько видов эмоций, разделив

    чувства и аффекты по степени их влияния на поведение.

    Исследуя проблему борьбы с аффектом (что необходимо для

    обретения свободы и разумности поведения), Аристотель пришел к

    очень важному для психологии выводу о роли катарсиса (очищения).

    Т. о., Теория Аристотеля охватывала широкий круг проблем,

    наиболее актуальных не только для психологии того времени.

    6. Теория К. Роджерса.

    По Роджерсу, в каждом человеке от рождения заложено стремление

    полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для

    развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы,

    установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его

    забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности,

    навязанные другими.

    Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность

    развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом

    отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий

    поведения, которыми страдают многие люди.

    Задача психолога - помочь человеку открыть свои позитивные

    тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

    Разработал основы индирективной терапии - “терапии,

    центрированной на клиенте”, создал недирективную психологию.

    В своей теории личности Роджерс разработал систему понятий,

    позволяющую людям создавать и изменять свои представления о себе,

    своих близких. На основе этой теории разрабатывалась терапия,

    помогающая человеку изменить себя и свои отношения с окружающими.

    Идея ценности и уникальности человеческой личности является

    центральной для Роджерса. Он считал, что тот опыт, который

    приобретает человек в течение жизни и который он называет

    “феноменальным полем”, уникален и индивидуален. Этот мир,

    создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной

    действительностью, т. к. не все предметы в окружении человека

    осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной

    действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Нарушение

    конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает

    реальности, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать

    или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности,

    тревожности и в конечном итоге - к невротизации личности.

    Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности,

    отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал

    одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей

    терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с

    самоактуализацией, т. к. их нарушение ведет к неврозу и отклонениям

    в развитие личности.

    Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не

    ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в

    самоактуализацию ребенка, полагал Роджерс, - безусловное позитивное

    отношение к ребенку, “безусловное принятие”. Ребенок должен знать,

    что он любим, независимо от того, что он делает; тогда потребности

    в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с

    потребностью в самоактуализации. Лишь при этом условии индивид

    будет психологически цельным, “полностью функционирующим”.

    Как практик, Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих

    неконгруэнтность; они нашли отражение, прежде всего, в

    индивидуальной и групповой психотерапии.

    Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как

    “недирективную”, что означало отказ от рекомендаций предписывающего

    плана и веру в способность клиента самому решать свои проблемы,

    если создается соответствующая атмосфера - атмосфера безусловного

    принятия.

    В дальнейшем, Роджерс обозначил свою терапию как “терапию,

    центрированную на клиенте”. Роджерс утверждал, что «клиент» (он

    использовал это слово вместо слова «пациент») знает лучше, чем кто-

    либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом

    может сам найти ее решение. Консультант не направляет, не дает

    советов, не интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения,

    не выдвигает предложений. Основная применяемая им техника –

    «отражение чувств»: каждый раз, когда клиент говорит, реакция

    консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его

    мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент

    лучше понимает собственные проблемы. , т. е., важными оказываются

    и чувства клиента, и чувства терапевта. Роджерс пришел к выводу,

    обсуждаемому в работе Центрированная на клиенте терапия, что

    установки консультанта имеют большее значение, чем его техника.

    Условия, необходимые для «психотерапевтического изменения

    личности», создаются, если консультант способен продемонстрировать

    три существенных качества: «конгруэнтность», т.е. подлинность,

    реальность, свободу от фасада; «эмпатию», т.е. понимание мира, как

    его видит клиент, и возможность донести это понимание до клиента; и

    «безусловное позитивное отношение», т.е. признание личности клиента

    и уважение к нему, независимо от его проблем или степени

    антисоциальности.

    Кроме того, К. Роджерс развивал личностно - центрированную

    терапию, принципы которой (главное внимание - личности как таковой,

    не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы

    психотерапии, в традиционном понимании этого слова, и легли в

    основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи,

    межнациональных отношений и др.

    Человек, как и другие живые организмы, полагает К. Роджерс,

    имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Он полагает,

    что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны

    общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать

    плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не

    соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность,

    незрелость и т. п. - результат страха и психологической защиты.

    8.”Гештальттерапия”.

    Основатель одного из наиболее влиятельных направлений

    современной психотерапии - гештальттерапии - является немецко-

    американский психолог Фриц (Фредерик) Перлс.

    Гештальттерапия изучает реальность по принципу здесь - и -

    сейчас - и - вокруг нас, что подразумевает лечение организма как

    единого целого. При этом учитывается единство организма и

    окружающей среды, и это касается не только пациента в его

    взаимоотношениях с окружающим физическим миром, но и с миром

    социальным, включая терапевта, поскольку общение с последним - это

    просто разновидность общения одного человека с другим. Задача

    терапевта состоит в том, чтобы направить личность к ее гештальту

    (целостному образованию), к восстановлению ее целостности

    (поскольку целое определяет части), ведущих к более

    структурированным и значимым взаимоотношениям с собой и миром.

    Перл сформулировал некоторые положения, дабы не допустить

    превращения гештальттерапии в простое использование приемов

    (которых в рамках этого направления было создано чрезвычайно

    много).

    -Принцип целостности распространяется им и на проблему

    соотношения между психической и физической действительностью.

    Ф. Перлс считал, что любой аспект поведения - есть проявление

    целого, т. е. бытия человека. Кроме того, идея целостности - и это

    уже от гештальтпсихологии - означает понимание индивида, как части

    более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве,

    однако, обозначается “контактная граница” между индивидом и средой:

    у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.