История
то же время этим людям свойственны не только принятие других,
открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии
и независимости от окружающей их среды и культуры.
Так в теорию Маслоу входят понятия идентификация и отчуждение.
Он считал, что каждый человек рождается с определенным набором
качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его
Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей
жизни и деятельности. Именно осознанные стремления и мотивы, а не
бессознательные инстинкты составляют самую суть человеческой
личности, отличают человека от животных.
Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю
природу, научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой
природой, строить свое поведение исходя из нее. Цель личностного
развития – это стремление к росту, самоактуализации, в то время как
остановка личностного роста – это смерть для личности, Самости.
Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а
значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому.
Человек оказывается высшей ценностью и отвечает, в конечном итоге,
лишь за то, чтобы состояться.
5. Психологические воззрения Аристотеля.
Аристотель - древнегреческий философ и естествоиспытатель -
открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического
знания. Источником знания для него стал организм, где телесное и
духовное образуют нераздельную целостность.
Его трактат “О душе” стал первым, собственно психологическим,
трудом (в рамках донаучной психологии). Аристотель систематизировал
предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и
выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его
трактате.
Душу, он определил не просто как сущность, а как форму, способ
организации живого тела, т. е. как то, что позволяет телу
существовать как живому. В его представлениях душа - особый орган,
посредством которого тело чувствует, мыслит. Не душа мыслит, но
тело мыслит посредством души.
Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении
медико-биологических фактов. Но это обобщение привело к
преобразованию главных принципов психологии.
По Аристотелю уже сам термин “организм” следует рассматривать
в связи с родственным словом “организация”, подчиняющее себе свои
части для решения какой - либо задачи; устройство этого целого и
его работа (функция) неразделимы; душа организма - это его функция,
деятельность. “Если бы глаз был живым существом, его душой было
зрение”, - говорил Аристотель.
Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней
различные уровни способностей к деятельности. Понятие о
способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством,
навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний. Оно
разделяло возможности организма, заложенный в нем психологический
ресурс и его практическую реализацию. При этом намечалась иерархия
способностей - функций души:
1. вегетативная (имеется у животных, растений и человека);
2. чувственно - двигательная (имеется у животных и у
человека);
3. разумная (присущая только человеку).
Функции души - уровни ее развития, располагались в виде
“лестницы форм”, где из низшей и на ее основе возникает функция
более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется
способность ощущать, из которой развивается способность мыслить. В
отдельном человеке при его превращении из младенца в зрелое
существо повторяются те ступени, которые прошел за свою историю
весь органический мир. Впоследствии это было названо
биогенетическим законом.
Различие между чувственным восприятием и мышлением было одной
из первых психологических истин, открытых древними. Аристотель,
следуя принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от одной
ступени к другой. В своих поисках он открыл особую область
психических образов, которые возникают без прямого воздействия
предметов на органы чувств. Сейчас эти образы принято называть
представлениями памяти и воображения (в терминологии Аристотеля -
“фантазии”). Эти образы починены открытому, опять - таки,
Аристотелем механизму ассоциации - связи представлений.
Объясняя закономерности развития характера, Аристотель
утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или
иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках,
которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним,
ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную
зависимость от его деятельности.
Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый
смысл основному принципу научного объяснения - принципу причинности
(детерминизма). Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал,
что “природа ничего не делает напрасно”; “нужно видеть то, ради
чего совершается действие”. Он утверждал, что конечный результат
процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь
в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого
будущего (то, что должно произойти, определяется происходящим
сейчас).
Аристотель указал и на то, что душа может быть разного рода.
Так, Аристотель (кстати, создатель зоологии и автор “лестницы”
живых существ - первой, в сущности, биологической систематики)
говорил о существовании растительной души (ее свойства - питание и
ощущение), животной души (стремление, память и движение) и
человеческой души (мышление).
В целом, душа, как сущность живого тела, смертна вместе с
телом; однако, часть ее, которую мы могли бы на современном языке
назвать абстрактным или теоретическим мышлением (в отличие от
обыденного эмпирического мышления) Аристотель считает бессмертной.
Дело в том, что наше восприятие и наш практический ум имеют
дело с наглядными и, что важно, с отдельными вещами: с этим столом,
этой собакой и т. д. Но с чем, с какой реальностью имеет дело
абстрактное мышление? “Человек смертен”, - говорим мы, имея в виду
человека вообще. Но существует ли человек вообще? Если нет, то о
чем мы говорим? Если да - то возможно ли его увидеть?
По Аристотелю, общие понятия (а речь о них) существуют как
реальность (т. е. существует не только индивид, но и вид) и,
продвигаясь по уровням абстракций, ум мудреца, приближается к
божественному, вечному, абсолютному, становясь и сам его подобием,
и - обретает бессмертие.
Аристотель пришел к естественному для того времени выводу о
существовании врожденного знания, т. е. о бессмертии и
нематериальности разумной души.
Культура является внутренним достоянием души человека, наши
знания истинны уже по своему происхождению, как часть бессмертного
разума. Эти рассуждения привели к появлению весьма значимого в
концепции Аристотеля понятия нус (всеобщий разум). Нус служит
хранилищем разумной части души человека после его смерти. При
рождении ребенка часть этого разума, образуя новую разумную часть
души, вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и
животными частями. Так происходит передача опыта, т. к. разумная
часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю
культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного
ребенка. Эти знания не осознаются человеком, но актуализируются в
процессе обучения или рассуждения.
Создал первую в психологии развернутую теорию познания. Ввел
понятия общего чувствилища и ассоциаций, как механизмах психической
жизни, механизмах познания, которые, по его мнению, представляют
собой важный механизм переработки знаний. Первым этапом познания,
по Аристотелю, становится ощущение.
Исследуя проблему регуляции поведения, Аристотель пришел к
выводу о том, что возможна двойная регуляция - как эмоциями, так и
разумом. Он впервые выделил несколько видов эмоций, разделив
чувства и аффекты по степени их влияния на поведение.
Исследуя проблему борьбы с аффектом (что необходимо для
обретения свободы и разумности поведения), Аристотель пришел к
очень важному для психологии выводу о роли катарсиса (очищения).
Т. о., Теория Аристотеля охватывала широкий круг проблем,
наиболее актуальных не только для психологии того времени.
6. Теория К. Роджерса.
По Роджерсу, в каждом человеке от рождения заложено стремление
полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для
развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы,
установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его
забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности,
навязанные другими.
Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность
развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом
отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий
поведения, которыми страдают многие люди.
Задача психолога - помочь человеку открыть свои позитивные
тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.
Разработал основы индирективной терапии - “терапии,
центрированной на клиенте”, создал недирективную психологию.
В своей теории личности Роджерс разработал систему понятий,
позволяющую людям создавать и изменять свои представления о себе,
своих близких. На основе этой теории разрабатывалась терапия,
помогающая человеку изменить себя и свои отношения с окружающими.
Идея ценности и уникальности человеческой личности является
центральной для Роджерса. Он считал, что тот опыт, который
приобретает человек в течение жизни и который он называет
“феноменальным полем”, уникален и индивидуален. Этот мир,
создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной
действительностью, т. к. не все предметы в окружении человека
осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной
действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Нарушение
конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает
реальности, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать
или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности,
тревожности и в конечном итоге - к невротизации личности.
Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности,
отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал
одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей
терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с
самоактуализацией, т. к. их нарушение ведет к неврозу и отклонениям
в развитие личности.
Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не
ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в
самоактуализацию ребенка, полагал Роджерс, - безусловное позитивное
отношение к ребенку, “безусловное принятие”. Ребенок должен знать,
что он любим, независимо от того, что он делает; тогда потребности
в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с
потребностью в самоактуализации. Лишь при этом условии индивид
будет психологически цельным, “полностью функционирующим”.
Как практик, Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих
неконгруэнтность; они нашли отражение, прежде всего, в
индивидуальной и групповой психотерапии.
Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как
“недирективную”, что означало отказ от рекомендаций предписывающего
плана и веру в способность клиента самому решать свои проблемы,
если создается соответствующая атмосфера - атмосфера безусловного
принятия.
В дальнейшем, Роджерс обозначил свою терапию как “терапию,
центрированную на клиенте”. Роджерс утверждал, что «клиент» (он
использовал это слово вместо слова «пациент») знает лучше, чем кто-
либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом
может сам найти ее решение. Консультант не направляет, не дает
советов, не интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения,
не выдвигает предложений. Основная применяемая им техника –
«отражение чувств»: каждый раз, когда клиент говорит, реакция
консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его
мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент
лучше понимает собственные проблемы. , т. е., важными оказываются
и чувства клиента, и чувства терапевта. Роджерс пришел к выводу,
обсуждаемому в работе Центрированная на клиенте терапия, что
установки консультанта имеют большее значение, чем его техника.
Условия, необходимые для «психотерапевтического изменения
личности», создаются, если консультант способен продемонстрировать
три существенных качества: «конгруэнтность», т.е. подлинность,
реальность, свободу от фасада; «эмпатию», т.е. понимание мира, как
его видит клиент, и возможность донести это понимание до клиента; и
«безусловное позитивное отношение», т.е. признание личности клиента
и уважение к нему, независимо от его проблем или степени
антисоциальности.
Кроме того, К. Роджерс развивал личностно - центрированную
терапию, принципы которой (главное внимание - личности как таковой,
не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы
психотерапии, в традиционном понимании этого слова, и легли в
основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи,
межнациональных отношений и др.
Человек, как и другие живые организмы, полагает К. Роджерс,
имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Он полагает,
что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны
общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать
плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не
соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность,
незрелость и т. п. - результат страха и психологической защиты.
8.”Гештальттерапия”.
Основатель одного из наиболее влиятельных направлений
современной психотерапии - гештальттерапии - является немецко-
американский психолог Фриц (Фредерик) Перлс.
Гештальттерапия изучает реальность по принципу здесь - и -
сейчас - и - вокруг нас, что подразумевает лечение организма как
единого целого. При этом учитывается единство организма и
окружающей среды, и это касается не только пациента в его
взаимоотношениях с окружающим физическим миром, но и с миром
социальным, включая терапевта, поскольку общение с последним - это
просто разновидность общения одного человека с другим. Задача
терапевта состоит в том, чтобы направить личность к ее гештальту
(целостному образованию), к восстановлению ее целостности
(поскольку целое определяет части), ведущих к более
структурированным и значимым взаимоотношениям с собой и миром.
Перл сформулировал некоторые положения, дабы не допустить
превращения гештальттерапии в простое использование приемов
(которых в рамках этого направления было создано чрезвычайно
много).
-Принцип целостности распространяется им и на проблему
соотношения между психической и физической действительностью.
Ф. Перлс считал, что любой аспект поведения - есть проявление
целого, т. е. бытия человека. Кроме того, идея целостности - и это
уже от гештальтпсихологии - означает понимание индивида, как части
более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве,
однако, обозначается “контактная граница” между индивидом и средой:
у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|