МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История

    уход из нее. Контакт Перлс считает формированием гештальта, уход -

    завершением.

    Проблема невротика в том, что он находится в ситуации

    незавершенных гештальтов, т. е., по Перлсу, - “незаконченных”,

    неотреагированных проблем, что заставляет его жить не “здесь и

    сейчас”, а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий

    (предполагается, что жизнь в настоящем - есть истинная жизнь).

    Перлс этого не доказывает, но - в его нелюбви к теоретизированию -

    это излишне, достаточно того, что так увиделось.

    Вообще, отказ от строгого обоснования - одна из примет

    современной психотерапии.

    Главное, по Перлсу, - это осознавание того, что и как

    происходит, но не поиск причин происходящего.

    Главное препятствие на пути личностного роста -

    незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также

    боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных

    поверхностных способов поведения - клише, т. е. стереотипных

    способов взаимодействия и игр (или ролей), в которых мы

    притворяемся такими, какими хотели бы быть. Открывающаяся за этим

    пустота обозначается Перлсом как тупик. Обычно человек избегает

    его, возвращаясь на поверхностные уровни поведения, но, если

    человек способен поддерживать сознавание в пустоте, то это приводит

    к “внутреннему взрыву”, переживаемому как страх смерти или смерть,

    а затем - к внешнему взрыву - вспышке эмоций (гнев, горе, радость

    жизни), что знаменует возрождение человека, отреагирование того,

    что ранее сдерживалось, отвлекая на себя часть энергии, и

    возможность жить в настоящем.

    Единицами анализа в гештальтпсихологии считались “гештальты”

    как целостные образования, выступающие в феноменальном плане как

    “фигуры” на некотором “фоне”.

    9. Психологические воззрения Р. Декарта.

    Рене Декарт впервые дал критерий отличия психических процессов

    от “жизненных”, физиологических, которые обеспечивают организму

    поддержание его существования и что Аристотель называл

    “растительной душой”. Это философ 17 века. Знаменитая его фраза

    “Мыслю, следовательно, существую”.

    Фактически с Декарта начинается отсчет психологии как “науки о

    сознании”. Сомнение в истинности оснований наук подвинули Декарта

    на поиск наиболее достоверных оснований познания различных

    предметов и, в частности, собственной души. Декарт первым предложил

    использовать скептицизм в качестве инструмента исследования. Его

    скептицизм – не учение, а метод.

    -Человеку, исследующему истину, необходимо хоть один раз в

    жизни усомниться во всех вещах - насколько они возможны.

    -Мы должны также считать все сомнительное ложным.

    По Декарту, наше сомнение и мышление - самое достоверное из

    всех вещей на свете. Критерий достоверности: ясное и отчетливое

    восприятие (в других местах - осознание, сознание) того, что

    происходит в человеке, его непосредственное восприятие своего

    мышления. Мышление Декарт понимает очень широко, поэтому имеется в

    виду фактически любая психическая деятельность, которая осознается.

    С Декарта идет величайшее заблуждение психологии... Этим

    заблуждением было утверждение, что иметь некий психический процесс

    и осознавать его можно одновременно, что нет неосознаваемых

    психических процессов.

    Осознание собственной психической деятельности - это та первая

    истина, которую мы вообще имеем в познании. Декарт дал критерий

    отличия психических процессов от непсихических, но обеспечивающих

    жизнедеятельность, как бы мы сейчас сказали, физиологических

    процессов. Он состоим в том, что психические процессы мы осознаем,

    тогда как физиологические - нет. Одновременно с этим он сузил

    психическую реальность до сознания, не признавая наличия

    бессознательных психических процессов, которые, являясь не

    физиологическими, а психическими, тем не менее, не осознаются.

    Вместе с тем он открыл путь для эмпирического изучения осознаваемых

    психических процессов, основные приемы которого будут

    сформулированы в последующем развитии психологии. Этот путь был

    путем непосредственного самонаблюдения своих переживаний.

    Душу, Декарт считал субстанциональным носителем психических

    процессов. Декарт ставит психофизическую проблему, т. е. проблему

    отношения души и тела. У Декарта это две абсолютные

    противоположности. У Декарта существует фактическое соединение двух

    субстанций в человеке. Животные лишены души вообще, ибо у них нет

    сознания. Он впервые объясняет физиологические процессы (питания,

    размножения, дыхания и т. д.) не вмешательством особых функций

    души, а чисто телесными (материальными) причинами. Т. о. Декарт

    считает тело машиной, работа которой подчиняется вполне

    материальным законам и не нуждается в привлечении души. Все

    движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов,

    представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие

    трубочки, идущие от мозга и содержащие, подобно ему, некий воздух,

    или очень нежный ветер, называемый животными духами. Благодаря

    животным духам, осуществляются все телесные процессы в организме.

    Деятельность души, по Декарту, связана с некой железой в

    головном мозгу. Т. о., человеческие страсти (эмоции) имеют две

    стороны: душевную и телесную. Победить страсти можно

    интеллектуально, т. е. знанием истины, осознанием последствий того

    бегства при появлении страшного предмета.

    Т. о. Декарт говорил о том, что существует два начала:

    материальное – тело и духовное – душа, т. К. душа и тело влияют

    друг на друга. Тело – механизм, т. К. действует по принципу

    механизма, Декарт ввел представление о рефлекторной дуге. Душа –

    обладает свойством мышления. У животных есть только чувства – это

    механизмы. Жизнь души – это жизнь идей. Откуда берутся идеи? (один

    из центральных вопросов).

    Существуют врожденные идеи (интуиция, что нельзя доказать),

    например, идея бога, идея числа, идея соотношения. Нравственные

    законы. Основывать наши знания следует на врожденных идеях.

    Связь между душой и телом очевидна – это страсти («страсти

    души»).

    Декарт методолог (учение о методе познания). Как правильно

    строить свои рассуждения? Одно из правил Декарта: в познании нужно

    идти от простого к сложному.

    10.”Когнитивная психология”.

    Когнитивная психология изучает поведение высших животных,

    включая вербальное поведение человека, и пытается реконструировать

    сложную организацию внутренних когнитивных состояний, вызывающих

    это поведение. К сфере когнитивной психологии относится множество

    исследований, занятых всем спектром познавательных способностей

    (например, памятью, вниманием, речью, рассуждением). Акцент при

    этом делается на внутренних вычислительных свойствах когнитивных

    состояний, например на том, что реально происходит, когда кто-либо

    «вспоминает» объект или событие. Когнитивные исследования имеют

    ярко выраженный эмпирический характер: предметом изучения является

    познание как естественно протекающий процесс, а теории

    подразделяются в зависимости от того, чье поведение изучается –

    человека или животных.

    Это направление появилось в американской науке в 60 - х годах

    как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших

    роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к

    способности научаться путем проб и ошибок. Можно говорить о

    деятельности двух психологов, в наибольшей степени способствовавшей

    возникновению нового направления, это - Д. Миллер и У. Найссер.

    В центре внимания находятся главным образом познавательные

    процессы. Когнитивная психология возникла на рубеже 50 - 60 годов

    20 века и представляет собой столь же неясное по очертаниям

    направление. У. Найссер трактует когнитивную психологию как

    направление, задачей которого является доказательством решающей

    роли знания в поведении субъекта. Когнитивные психологи исходят из

    следующей “философии человека”:

    -человек - это своего рода компьютер, занятый получением,

    переработкой, хранением и использованием информации, и одной из

    важнейших причин появления когнитивной психологии стало широкое

    распространение в этот период компьютерной техники.

    Вместе в ЭВМ появился также новый словарь и новый набор

    понятий, относящихся к когнитивной деятельности, такие как:

    информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма.

    Целью нового направления в психологии стало проследить, какие

    изменения претерпевает информация, поступившая на “вход”, т. е. на

    органы чувств человека, в различных “блоках” ее последующей

    переработки.

    Когнитивная психология - типично номотетическое направление,

    которое видит свою задачу в обобщении получаемого фактического

    материала и установлении законов. Тем не менее, уже с самого начала

    стала очевидна ограниченность такого подхода. Во - первых, это

    психология “лабораторного человека”. Во - вторых, человек выступал

    больше как Думатель, чем как Деятель, т. е. практически исключалась

    активность субъекта. В - третьих, опять возрождались постулаты

    элементаризма: возможность “собрать” целостный образ познания

    человека из разрозненных процессов и “блоков” переработки

    информации. В - четвертых, отдельные концепции и частные теории

    оказались плохо согласованными друг с другом и не имеющими единой

    объединяющей их основы.

    Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и

    конкретность полученных данных, однако точность достигается за счет

    упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.

    11. Психологические воззрения Д. Локка.

    Локк сторонник эмпирического изучения явлений или процессов

    сознания (прежде всего, познавательных процессов) без специальных

    дискуссий о природе души... Он колеблется и прямо не говорит,

    является ли она телесной или духовной. Но главное, что этот вопрос

    безразличен для него в плане эмпирического изучения явлений

    сознания.

    Локк эмпирик и в другом отношении. Путем длительных

    рассуждений, основанных на вполне реальных эмпирических

    наблюдениях, накопленных к тому времени в различных дисциплинах,

    Локк приходит к выводу о том, что все содержание нашего сознания -

    идеи, как он говорил, - есть результат нашего опыта, т. е. они

    существуют в сознании не с рождения, а приобретены прижизненно.

    Локк доказал, что нет врожденных нравственных принципов. Т. о.

    все идеи (идея - это элемент всякого знания, в том числе и

    ощущение) нашего сознания происходят из опыта, и Локк различает два

    вида опыта:

    -объект

    ты ощущения - один источник идей - это богатый источник

    большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через

    них входящих в разум;

    -второй источник идей - так называемая рефлексия, потому что

    он (источник идей) доставляет только такие идеи, которые

    приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной

    деятельности внутри себя.

    Т. о., Локк считает, что ум может одновременно заниматься

    приобретенными идеями и рефлектировать (т. е. наблюдать) эту свою

    деятельность. Тем самым, он обосновывает метод изучения собственной

    психической деятельности - метод “внутреннего восприятия”,

    “самонаблюдения”, который долгое время считался в психологии

    единственным методом познания собственной душевной деятельности.

    “Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его

    собственном уме”. Т. о. существует только один путь проникновения в

    сознание - путь внутреннего восприятия собственных психических

    процессов.

    Локк стоит у истоков одной педагогической концепции - эта

    концепция эмпирического обобщения. Однако по Локку общее значит

    одинаковое, тогда как у Спинозы и в концепции Давыдова -

    существенное. А проявиться сущность может и вовсе неодинаково.

    Т. о. сложные идеи образуются благодаря активной деятельности

    разума.

    Картина сознания, нарисованная Локком, выглядит следующим

    образом:

    простые идеи - это своего рода “атомы”, т. е. элементы

    сознания, далее не делимые. Возникают они в сознании пассивно, как

    только соответствующий предмет появится перед глазами. Ум

    определенным образом может обрабатывать эти идеи: сравнивать их

    друг с другом, выделять общее и так далее. В процессе развития

    человека фактически не происходит никакого развития операций ума:

    они наличествуют - и все.

    12. “Теория личностных конструктов” Д. Келли.

    Говоря о развитии когнитивного направления, необходимо

    упомянуть о теории личностных конструктов Г. Келли (1905 - 1967).

    Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным

    положениям когнитивной психологии. Точка зрения Келли, который

    рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять,

    интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом

    стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и

    переработки людьми информации о своем мире.

    В основе его теории лежит понятие конструктивного

    альтернативизма, исходя из которого, Келли доказывал, что каждое

    событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по разному,

    т. к. каждый человек обладает уникальной системой конструктов

    (схем). Конструкты имеют определенные свойства (диапазон

    применимости, проницаемость и т. д.), на основании сочетаний

    которых Келли выделил разные типы личностных конструктов. Говоря о

    том, что “А - это то, что человек объясняет как А”, он утверждал,

    что не существует такой вещи, относительно которой не может быть

    нескольких мнений. Разница во мнениях объясняется разными схемами

    (конструктами), которыми оперирует человек. Т. о., ведущими в

    деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

    Утверждая, что каждый человек - исследователь, Келли имел в

    виду то, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи

    индивидуальной системы категориальных шкал - личностных

    конструктов. На основании этого образа строятся гипотезы о будущих

    событиях. В том случае, если гипотеза не подтверждается, человек в

    большей или меньшей степени перестраивает свою систему конструктов

    с тем, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов. Иными

    словами, в отличие от психоаналитиков, утверждающий, что люди

    ориентированы на прошлое, или от Роджерса, говорившего о настоящие,

    Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет

    будущее.

    Утверждая, что личность тождественна тем личностным

    конструктам, которые использует данный человек, Келли полагал, что

    таким образом устраняется необходимость в дополнительном объяснении

    причин его поступков, т. к. ведущим мотивом является именно

    стремление к прогнозированию будущего.

    Основной постулат теории Келли гласит, что психическая

    деятельность определяется тем, как человек прогнозирует

    (конструирует) будущие события, т. е. его мысли и поступки

    направлены на прогноз ситуации. При этом Келли подчеркивал, что

    необходим целостный подход к человеку, а не анализ отдельных

    действий или переживаний. Из этого постулата им было сделано 11

    выводов, которые объясняют, каким образом функционирует система

    конструктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию

    вокруг человека.

    Конструкты человека организованы в определенную иерархическую

    систему, которая не является жесткой, т. е. изменяются не только

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.