МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История

    восприятием перемещения одного объекта, как если бы один отрезок

    перемещался и возвращался в исходное положение.

    В нашем восприятии пространство структурируется, элементы

    объединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не

    сводящихся.

    Гештальтпсихологи полагали за этим врожденные механизмы и

    пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона -

    как структурированная целостность из менее дифференцированного

    пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам

    относится, например, закон близости элементов, симметричность,

    сходство, замкнутость и др.

    Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении,

    так называемых, двойственных изображений, где фигура и фон как бы

    самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное

    “переструктурирование” ситуации).

    Пример двойственного изображения: два круга, вписанные один в

    другой: мы можем видеть либо один “вариант”, либо другой, но

    никогда - оба одновременно.

    Понятия фигуры и фона, явление переструктурирования, т. е.

    внезапного усмотрения новых отношений между элементами,

    распространялись гештальтпсихологами и за пределы психологии

    восприятия. В частности, они оказались важными при обсуждении

    творческого мышления, внезапного “открытия” нового способа решения

    задачи, того, что называется “озарение” (“ага - решение”,

    “инсайт”), причем оно обнаруживается не только у человека, но и у

    высших животных.

    Методологический подход гештальтпсихологии базировался на

    нескольких основаниях - понятиях психического поля, изоморфизма и

    феноменологии.

    В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все

    известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение

    этого процесса в формировании мышления, воображения, других

    когнитивных функций. Впервые описанное ими образно - схематическое

    мышление позволило по - новому представить процесс формирования

    представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в

    развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления.

    Среди других достижений гештальт-психологов следует отметить:

    концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур

    психических и нервных процессов); представление о «научении через

    инсайт» (инсайт – внезапное понимание ситуации в целом); новую

    концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем

    абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими

    предметами); представление о «продуктивном мышлении» (т.е.

    творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного

    запоминания); выявление феномена т.н. «прегнантности» (хорошая

    форма сама по себе становится мотивирующим фактором).

    57. «Логотерапия» К. Франкла.

    Эта психологическая школа, основанная в 1940-х годах

    австрийским психологом В.Франклом, придавала особое значение

    «стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение

    человека. Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла

    само по себе оказывает психотерапевтический эффект, а утрата его

    ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством

    тоски и бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов –

    убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях,

    и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение

    к ним может быть изменено.

    Это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. В

    основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия: свобода

    воли, воля к смыслу и смысл жизни. Главное – видение смысла бытия,

    путем выхода за пределы себя, а не копаясь в себе.

    Смысл жизни – этот вопрос естественен для современного

    человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не

    видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной

    психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения

    бессмысленности, никчемности жизни.

    Главным препятствием оказывается центрация человека на самом

    себе, неумение выйти «за пределы себя» - к другому человеку или к

    смыслу. Смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте

    жизни, в том числе, самых трагических. Психотерапевт не может дать

    человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его

    увидеть. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием

    «самотрансценденция» и считает самоактуализацию лишь одним из

    моментов самотрансценденции.

    Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл

    использует два основных принципа (метода психотерапии):

    1. принцип дерефлексии – снятие излишнего самоконтроля,

    размышлений о собственных сложностях, того, что называют

    «самокопанием»;

    2. принцип парадоксальной интенции – предполагает, что терапевт

    вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При

    этом активно используются различные формы юмора. Франкл считает

    юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации

    формой свободы является героическое поведение.

    Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом,

    подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный

    опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских

    концентрационных лагерях. Именно там Виктор Франкл убедился в том,

    что даже в нечеловеческих условиях возможно не только оставаться

    человеком, но и возвышаться – иногда до святости, - если

    сохраняется смысл жизни.

    63. Теория Ж. Пиаже.

    Приверженец когнитивной психологии. Труды Пиаже, посвященные

    целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли

    отражение во многих трудах этой школы.

    Занимался изучением языка и мыслительных процессов у детей,

    обращая особое внимание на представления ребенка о пространстве,

    времени, числе и причинности, а также на развитие восприятия и

    нравственное развитие. Пиаже вел подробные дневники развития

    собственных детей и опубликовал несколько книг, основанных на

    материалах этих дневников, в том числе Происхождение детского

    интеллекта.

    Основная мысль Пиаже заключается в том, что понимание ребенком

    реальности – связное и непротиворечивое целое, позволяющее

    адаптироваться к окружению. По мере того как ребенок растет, он

    проходит несколько стадий, на каждой из которых достигается

    «равновесие»:

    1. Первый поворотный пункт, примерно в полтора года, является

    также концом «сенсомоторного периода». В этом возрасте ребенок

    способен решать различные невербальные задачи: ищет объекты,

    которые исчезли из поля зрения, т.е. понимает, что внешний мир

    существует постоянно, даже когда не воспринимается. Ребенок может

    найти дорогу, сделав обход, использует простейшие инструменты,

    чтобы достать желаемый предмет, может предвидеть последствия

    внешних воздействий (например, что мяч покатится под уклон, а если

    толкнуть качели, они, качнувшись, вернутся в прежнее положение).

    2. Следующий этап «дооперациональная стадия», характеризуется

    концептуальным пониманием мира и связана с освоением языка.

    3. Примерно к семилетнему возрасту ребенок достигает стадии

    «конкретных операций», например понимает, что число предметов

    не зависит от того, разложить ли их в длинный ряд или

    компактной кучкой; раньше он мог решить, что в длинном ряду

    предметов больше.

    4. Последняя стадия приходится на ранний подростковый возраст и

    носит название стадии «формальных операций». На этой стадии

    становится доступным чисто символическое представление о предметах

    и их отношениях, появляется способность мысленного манипулирования

    символами.

    Пиаже выдвинул гипотезу, что наука также может рассматриваться

    с генетической точки зрения, как эволюционный процесс, и что

    научный взгляд на природу реальности является следствием

    установления равновесия, а не постепенным открытием все большего

    числа «истин».

    25. Психоанализ.

    ПСИХОАНАЛИЗ, психологическая система, предложенная Зигмундом

    Фрейдом (1856–1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов,

    психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия,

    сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более

    глубокому пониманию психологических составляющих религии,

    искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и

    педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний

    на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание

    природы психосоматических болезней.

    Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения

    конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу

    противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается

    влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил,

    которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как

    бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и

    самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и

    социальными институтами.

    Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого

    опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо.

    В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится

    к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение

    известно как «принцип удовольствия», характеризующий

    фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме

    поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее

    функционировать таким образом, чтобы получить желаемое

    удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит

    название влечения.

    У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет

    делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и

    устранять все, что препятствует достижению цели. Фрустрация,

    разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда

    человеческая среда пытается за несколько коротких лет цивилизовать

    и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять

    запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он

    родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что

    одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению

    взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно. Хотя большая

    часть подобных ранних конфликтов «забывается» (в действительности –

    вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов

    остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать

    значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные

    психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт

    удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании

    личности.

    Главная тема современных психоаналитических исследований – это

    значение привязанности младенца к матери. Проблемы, возникающие на

    этой стадии, прежде всего из-за холодности или безразличия матери,

    могут сыграть решающую роль в возникновении тяжелых личностных

    расстройств. Взаимодействие матери и ребенка, по-видимому, является

    критическим для развития личности и самооценки.

    Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах.

    1.Первый из них – принцип детерминизма. Психоанализ

    предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является

    случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли,

    чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события

    в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским

    опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в

    основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно

    выявить связь между текущим психическим опытом и событиями

    прошлого.

    2.Второй принцип носит название топографического подхода.

    Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности

    для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные

    психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о

    постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их

    осознать.

    3.Согласно динамическому принципу, психика побуждается к

    действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются

    частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от

    инстинктивного поведения животных. В психоанализе влечение

    рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на

    стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие

    напряжения.

    4.Четвертый принцип был назван генетическим подходом.

    Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические

    симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим

    событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более

    ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим

    подходами, генетический подход – не теория, а эмпирическое

    открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических

    ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни

    открывались индивиду, он не может уйти от своего детства.

    Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния

    наследственных биологических факторов, упор в ней делается на

    «критические события», особенно на последствия того, что

    происходило в раннем детстве. Что бы ни испытывал ребенок –

    болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое

    обращение, совращение, покинутость, – в дальнейшем это каким-то

    образом скажется на его природных способностях и личностной

    структуре.

    На начальной стадии развития индивид находится в состоянии т.н.

    «первичного нарциссизма». Вскоре, однако, другие люди начинают

    восприниматься как источники пищи, ласки и защиты. В самой

    сердцевине человеческой личности остается значительный компонент

    детской сосредоточенности на самом себе, но потребность в других –

    желание любить, доставлять удовольствие, становиться похожим на

    тех, кого любишь и кем восхищаешься, – содействует переходу от

    детского нарциссизма к зрелости взрослого. При благоприятных

    условиях к шести–семи годам ребенок постепенно преодолевает

    большинство враждебных и эротических импульсов эдиповой фазы и

    начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. Наступает

    относительно спокойная фаза процесса развития, т.н. латентный

    период. Теперь ребенок социализируется, и в этот же период обычно

    начинается формальное обучение. Данная стадия длится вплоть до

    полового созревания в подростковом возрасте – периода быстрых

    физиологических и психологических изменений. Трансформации,

    происходящие в этом возрасте, во многом определяют, как взрослый

    воспринимает самого себя. Снова пробуждаются детские конфликты, и

    делается вторая попытка их преодолеть. Если она оказывается

    успешной, у индивида формируется взрослая идентификация,

    соответствующая его половой роли, моральной ответственности и тому

    делу или той профессии, которые он выбрал; в противном случае он

    будет предрасположен к развитию психических расстройств. В

    зависимости от конституциональных факторов и индивидуального опыта

    психопатология может принимать форму задержек развития,

    патологических черт характера, психоневрозов, извращений или более

    серьезных нарушений вплоть до тяжелых психических заболеваний.

    32. В. М. Бехтерев и его вклад в психологию.

    БЕХТЕРЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857–1927), русский невролог,

    психиатр, морфолог и физиолог нервной системы. Выстраивал свою

    концепцию объективной психологии. В его научных интересах,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.