МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История формирования научного социально-психологического знания

    иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только

    индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление

    идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления

    научной социальной психологии.

    Значительным событием для социальной психологии стало появление крупной

    работы двух социологов — американца У. Томаса и поляка Ф. Знанецкого

    «Польский крестьянин в Европе и Америке». Их произведение состояло из пяти

    томов, выходивших в свет с 1918 по 1920 г. в США. Это был итог

    исследования, длившегося более 10 лет и посвященного приспособлению к новым

    условиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Впервые в

    качестве эмпирической основы исследования широко использовались личные

    документы (письма, биографический и автобиографический материал). Было

    обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки ее

    членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как

    «научное исследование установок». С тех пор изучение установок прочно вошло

    в основную проблематику западной социальной психологии.

    Первым, кто обратился к измерению установок, был в 1925 г. американский

    социолог Э. Богардус, приобретший с тех пор научную известность во многом

    благодаря своей шкале «социальной дистанции». Под социальной дистанцией он

    имел в виду степень приемлемости, которую выражает личность по отношению к

    представителю другой социальной группы. Богардус использовал свою шкалу с

    целью измерения и сравнения установок американских граждан к различным

    этническим группам. Это исследование повлекло за собой целый ряд работ, в

    результате которых были созданы различные шкалы измерения установок.

    В 1928 г. Л. Терстоун предложил использовать при измерении установок тот

    же методический подход, что и в психофизике, разработав в итоге шкалу

    «равных интервалов». Он также определил ряд правил для конструирования шкал

    установок. Через год Л. Терстоун и Э. Чейв применили шкалу «равных

    интервалов» с целью измерения отношений к религии. Эта шкала включала в

    себя пункты, ранжированные от «высшей» до «низшей» благожелательности.

    Работы Богардуса и Терстоуна послужили важным толчком для создания

    многочисленных шкал установок.

    За этими шкалами последовали другие, среди которых следует отметить

    социометрический метод Я. Морено. Этот метод, обнародованный им в 1933 г.,

    предназначался для измерения динамики межличностных отношений в группе. В

    соответствии с концепцией Морено межличностные отношения, особенно

    предпочтения и неприятия, представляют собой главные характерные черты

    человеческой жизни. Социометрический метод позволяет получить картину

    предпочтений и неприятии среди членов группы. С помощью социометрии

    получено немало важных данных о строении группы и ее функционировании.

    Постепенно социометрия превратилась в отдельное направление в западной

    социальной психологии.

    Среди выдающихся исследователей, в значительной степени повлиявших на

    формирование лица современной социальной психологии, необходимо назвать К.

    Левина. Он привнес в социальную психологию концепции, экстраполированные из

    других наук. Из физики он заимствовал общее представление о «поле сил», а

    из математики — понятия топологии (отрасли знания, изучающей наиболее общие

    свойства геометрических фигур). Данные положения Левин использовал как

    основу анализа индивидуального и социального поведения.

    В соответствии с теоретическим подходом Левина человек и его окружающая

    среда являются компонентами единого динамического поля, обладающего такими

    свойствами, как дифференцированность, изменчивость и атмосфера. Различные

    части этого поля взаимозависимы. Отсюда следует, что значение одиночного

    факта можно понять, лишь исходя из той позиции, которую он занимает в поле.

    Как отмечал Левин, каждый психологический факт зависит от состояния

    личности и в то же самое время обусловлен окружающей средой, хотя их

    сравнительная важность различна в различных случаях.

    Ярким примером творчества Левина является эксперимент, проведенный

    совместно с Р. Липпиттом и Р. Уайтом в 1938 г. Цель его состояла в изучении

    некоторых аспектов функционирования группы при различных типах групповой

    «атмосферы». Экспериментаторы организовали для десятилетних мальчиков

    «клубы», члены которых на добровольной основе занимались изготовлением

    театральных масок, сборкой моделей самолетов и т. д. Дети встречались

    периодически в течение нескольких недель. Исходя из цели эксперимента,

    взрослые руководители групп создавали в них атмосферу того или иного типа:

    «автократическую», «демократическую» или полной свободы для принятия

    решений без участия руководителя. Было обнаружено, что каждый из данных

    стилей руководства оказывает различное влияние на групповую «атмосферу».

    Как отмечает в своем учебнике для студентов американский социальный

    психолог Э. Холландер, особая значимость этой работы Левина состояла в том,

    что она открыла возможности экспериментирования в лаборатории на

    «социальных системах»маленького масштаба и свидетельствовала о «достижении

    социальной психологией своего совершеннолетия». Важным результатом данной

    работы было также широкое развитие исследований в области «групповой

    динамики».

    К концу 1930-х гг. социальная психология достигла своего наибольшего

    развития в США. Подъему социальной психологии способствовало появление трех

    специальных журналов, посвященных этой отрасли знания. В 1936 г. Левин

    основал Общество психологического исследования социальных проблем, которое

    успешно работает по настоящий день, объединяя сейчас более трех тысяч

    социальных психологов США и ряда стран (в том числе и России). В те же годы

    начинает проявляться все более отчетливая тенденция привлечения социальных

    психологов к решению прикладных задач, главным образом в сфере деятельности

    индустриальных организаций.

    В последние годы в США отмечается дальнейшее расширение сферы социально-

    психологических работ (и теоретических и прикладных), возникновение новых

    научных центров, увеличение выпуска дипломированных социальных психологов.

    Выход в свет в 1968 г. пятитомного «Руководства по социальной

    психологии» считается важной вехой в ее развитии. Этот фундаментальный труд

    до сих пор выполняет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-

    психологического знания.

    В течение двух последних десятилетий можно наблюдать активизацию

    социально-психологической науки в ряде стран Западной Европы. Здесь все

    большее число исследователей начинают отходить от научных стандартов,

    заданных американской социальной психологией, демонстрируя свою

    теоретическую и методологическую самостоятельность. Начинается поиск

    альтернатив развития социальной психологии на иных, нежели в США,

    основаниях. Стараясь преодолеть свойственный американской социальной

    психологии «ползучий эмпиризм», делающий акценты на лабораторном

    эксперименте, европейские ученые провозглашают необходимость осуществления

    исследовательской работы, исходя из более широкого «социального контекста»,

    который включал бы в себя актуальные проблемы современного общества.

    II. Российская история социальной психологии.

    В России социальная психология развивалась под сильным влиянием

    марксизма. Пожалуй, лишь социолог Н. К. Михайловский, которого можно

    считать основоположником отечественной социально-психологической мысли, был

    далек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского состоит прежде всего

    в том, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой

    психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и

    публицистике. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился

    осмыслить психологические особенности народных масс в связи с революционно-

    освободительным движением в России.

    Широкое распространение получила его концепция «героев и толпы».

    Рассматривая толпу как «самостоятельное общественное явление», Михайловский

    считал, что герой является порождением толпы, которая «выдавливает»

    (выдвигает) его в определенные моменты истории. Одним из главных

    психологических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мнению

    Михайловского, выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей.

    При этом для массового поведения более характерно неосознанное подражание,

    чем осознанное, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью

    силе личности героя. Несмотря на марксистскую критику взглядов

    Михайловского, они оказали существенное влияние на дальнейшее развитие

    отечественной социально-психологической мысли.

    Значительный вклад в разработку ряда проблем социальной психологии внес

    Г. В. Плеханов. С позиций исторического материализма он дал определение

    понятия «общественная психология», рассматривая ее как конкретно-

    историческое и классовое явление. Плеханов показал место и роль

    общественной психологии в социальной культуре общества. Раскрывая

    закономерности формирования общественной психологии, он исходил из

    материалистического принципа социальной обусловленности общественного

    сознания.

    Вскоре после установления в России советской власти в октябре 1917 г.

    марксизм становится единственной методологической основой психологической

    науки. В своих поисках в области социальной психологии отечественные ученые

    старались в той или иной степени следовать идеологическим и

    методологическим требованиям советской системы. В 1920-е гг. выходит ряд

    публикаций по вопросам социальной психологии, авторами которых были

    представители различных наук: психологи К. Н. Корнилов, В. А. Артемов, Б.

    В. Беляев, П. П. Блонский, психолог и философ Г. И. Челпанов, зоопсихолог

    В. А. Вагнер, невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев, юрист М. А. Рейснер,

    филолог Л. Н. Войтоловский. Этот период характеризуется острыми дискуссиями

    о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических

    основах. Предпринимаются отдельные попытки построения системы социально-

    психологических взглядов (В. М. Бехтерев, М. А. Рейснер, Л. Н.

    Войтоловский).

    Следует особенно отметить труды В. М. Бехтерева. Он выступал с

    предложением создать особую науку –. Определенную отрасль ее он предложил

    использовать для решения социально-психологических проблем. Эту отрасль

    Бехтерев назвал”коллективной рефлексологией” и считал, что ее предмет – это

    поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия

    возникновения социальных объединений, взаимоотношения их членов.

    Такое понимание представлялось преодолением субъективистской социальной

    психологии, поскольку все проблемы коллективов толковались как соотношение

    внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями иx членов.

    Коллектив есть нечто целое, в котором возникают новые качества и

    свойства, возможные лишь при взаимодействии людей. Вопреки замыслу. эти

    особые качества и свойства развивались по тем же законам, что и качества

    индивидов. Соединение же социального и биологического в самом индивиде

    трактовалось достаточно механистически: хотя личность и объявлялась

    продуктом общества, в основу ее развития были положены биологические

    особенности и, прежде всего, социальные инстинкты; при анализе социальных

    связей личности для их объяснения привлекались законы неорганического мира

    (тяготения, сохранения энергии и пр.). В то же время сама идея

    биологической редукции подвергалась критике. Тем не менее заслуга Бехтерева

    для последующего развития социальной психологии была огромна. Бехтерев

    говорил о необходимости самостоятельного существования социальной

    психологии.

    Занимаясь изучением взаимодействия и взаимовлияния членов коллектива,

    Бехтерев первым в отечественной психологии обратился к эксперименту. Задача

    экспериментов, проведенных Бехтеревым совместно с М. В. Ланге, состояла в

    том, чтобы сравнить характеристики психических процессов (восприятия,

    памяти, мышления и других) в условиях групповой работы и деятельности

    изолированных друг от друга индивидов. Сопоставление полученных данных

    показало существенное влияние группы на особенности психической

    деятельности ее членов. Были выявлены также половые, возрастные,

    образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в

    условиях групповой работы.

    Большое внимание уделялось в 1920-е гг. проблемам детских, ученических

    коллективов, которые рассматривались в социально-психологическом аспекте

    (Е. А. Аркин, Б. В. Беляев, А. С. Залужный.С. С. Моложавый). В ряде

    публикаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления

    организациями (Н. А. Витке, А. К. Гастев, П. М. Керженцев). Начинаются

    поиски в области методов социальной психологии.

    Однако период конца 1920-х — начала 1930-х гг. характеризуется

    свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических работ.

    Отечественным исследователям не удалось обосновать необходимость развития

    «марксистской социальной психологии». Логика ее противников была такова:

    поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть общественный

    продукт и человеческая психика социальна, то и психология является наукой

    социальной. Отсюда следует, что нет никакой необходимости в выделении какой-

    то особой социальной психологии. Такая точка зрения господствовала в СССР

    почти 30 лет — до конца 1950-х гг.

    Период начала 1930-х — конца 1950-х гг. - время перерыва в развитии

    отечественной социальной психологии.

    В конце 50-х — начале б0-х гг. развернулся новый этап в развитии

    отечественной социальной психологии. В начале 60-х гг. заметным явлением в

    психологической сфере стала дискуссия о предмете социальной психологии и

    вообще о ее судьбе в советском обществе.

    Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликованной в

    журнале «Вестник ЛГУ», после чего была продолжена на II Всесоюзном съезде

    психологов в 1963 г. Основная полемика касалась не только кардинального

    вопроса «быть или не быть» социальной психологии, но и более конкретных — о

    предмете социальной психологии и ее «границах» с психологией и социологией.

    Несмотря на обилие точек зрения, все они могут быть сгруппированы в

    несколько основных подходов.

    Существовало несколько подходов. Первый, получивший преимущественное

    распространение среди социологов, утверждал социальную психологию как науку

    о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные

    исследователи больший акцент делали на изучение психологии классов, других

    больших социальных обшностей, и в этой связи - на отдельные элементы

    общественной психологии больших социальных групп (традиции, нравы, обычаи).

    В других случаях больше внимания уделялось формированию общественного

    мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр.

    Второй подход, представленный преимущественно психологами, видел главным

    предметом исследования асоциальной психологии личность. Оттенки проявлялись

    здесь в толковании контекста исследования личности: — ее особенностей,

    положения в коллективе, в системе межличностных отношений и общения.

    Третий, «синтезирующий» подход к проблеме. Социальная психология была

    рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и

    положение личности в группе. В этом случае проблематика социальной

    психологии представлялась достаточно широкой: практически весь круг

    вопросов, исследуемых в различных школах социальной психологии, включался в

    ее предмет. Такое понимание более всего отвечало реально складывающейся

    практике исследований и практическим потребностям общества, поэтому

    оказалось наиболее укоренившимся.

    Важным событием для данной отрасли знания явилось создание в 1962 г.

    первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском

    государственном университете под руководством Е. С. Кузьмина.

    На II съезде Общества психологов СССР впервые была выделена специальная

    секция, посвященная вопросам социальной психологии. Первые отечественные

    монографии по социальной психологии на данном этапе ее развития также вышли

    в свет в Ленинграде. Это книги Б. Д. Парыгина «Социальная психология как

    наука» (Л., 1965) и Е. С. Кузьмина «Основы социальной психологии» (Л.,

    1967). В них рассматривается широкий круг проблем истории, методологии и

    теории социальной психологии. В работе Е. С. Кузьмина приводились данные

    первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученные

    сотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для отечественной

    науки пласт проблем социальной психологии личности был поднят в монографии

    А. А. Бодалева «Восприятие человека человеком» .

    В то же время создаются многочисленные социально-психологические

    лаборатории и центры. В 1972 г. создается сектор социальной психологии в

    системе Академии Наук СССР.

    70-80-е гг. – это период весьма бурного развития социальной психологии в

    СССР. Ее институционализация была уже завершена, и основная форма

    дальнейшего развития – экстенсивное и интенсивное развертывание социальной

    психологии.Велся исследовательский поиск в области методологии, теории и

    методов социальной психологии.

    Большую роль сыграло расширение сферы международных контактов советских

    социальных психологов. Они участвовали в международных конгрессах и

    конференциях, в совместных исследованиях.

    В этот период выходят значительные труды, посвященные различным отраслям

    социально-психологического знания. Это работы в области истории социальной

    психологии (Е. А. Будилова, М. Г. Ярошевский), методологии и теории (Т. М.

    Андреева, В. Н. Куликов, И. Т. Левыкин, Б. Д. Парыгин, Е. В. Шорохова, П.

    Н. Шихирев. А. К. Уледов), психологии групп и коллективов (И. П- Волков, А.

    И. Донцов, А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский), межгруппового взаимодействия

    (В. С. Агеев), лидерства и руководства (А. Г. Ковалев, Р. Л. Кричевский, Л.

    И. Уманский), межличностных отношений (Я. Л. Коломинский, Н. Н. Обозов),

    социальной психологии личности (М. И. Бобнева, А. А. Бодалев, В. В. Бойко,

    И. С. Кон, К. К. Платонов, В. А. Ядов), социально-психологической

    диагностики личности (Э. С. Чугунова), психологии общения (А. А. Брудный,

    Р. Б. Гительмахер, А. А. Леонтьев, В. Н. Панферов), социально-

    психологическоготренинга(Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская), промышленной и

    организационной психологии (А. И. Китов, Е. С. Кузьмин, В. В. Новиков, А.

    Л. Свенцицкий, А. В. Филиппов, Р. X. Шакуров, В. М. Ше-пель), массовой

    коммуникации (Ю. А. Шерковин), социальной психологии искусства (В. Е.

    Семенов).

    Настоящий период деятельности социальных психологов России

    характеризуется, с одной стороны, организационными и материальными

    трудностями, с другой стороны, расширением творческих возможностей

    исследователей за счет ликвидации партийного надзора над наукой. Есть

    основания ожидать активизации отечественной социально-психологической мысли

    в недалеком будущем.

    Итак, статус социально-психологического образования в целом сейчас

    достаточно прочен. Накопленный советской социальной психологией опыт, ее

    теоретические и экспериментальные разработки, несмотря на то, что

    создавались в марксистской парадигме, не выводили отечественную социальную

    психологию из русла развития мировой науки.

    Заключение.

    Облик современного гуманитарного знания теперь уже не мыслим без

    социальной психологии. Будучи тесно связана с идеологией и политикой,

    социальная психология фактически была лишена гражданства в социалистическом

    обществе. Социально-психологические проблемы решались в рамках других,

    разрешенных наук – философии, педагогики, общей психологии. В то же время

    она активно развивалась на Западе, о чем свидетельствует большое число

    теоретических и эмпирических исследований, посвященных самым разным

    сторонам жизни общества, социальных групп и личности.

    Начиная с 60-х гг. советская, а затем и российская социальная психология

    переживает свое бурное развитие – как в том, что касается фундаментальных

    исследований, так и широко развивая прикладные исследования во всех

    областях общественной жизни. Мера представленности в ней основных проблем

    вполне сопоставима с объемом их исследования в странах Европы и США.

    Социальная психология – это наука, изучающая, как люди думают друг о

    друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

    К социальной психологии обращаются сегодня психологи-практики,

    социальные педагоги, социологи. Курс социальной психологии является одним

    из базовых при подготовке широкого круга специалистов – его слушают будущие

    экономисты, менеджеры и другие.

    Список литературы.

    1. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.

    2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Зарубежная социальная психология ХХ

    столетия. М.: Аспект Пресс, 2001.

    3. Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект Персс,

    2000.

    4. Девид Майерс. Социальная психология. Санкт-Петербург: Питер., 2000.

    5. Свенцицкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных

    психологов. Изд-во ПИТЕР, 2000.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.