МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История психологии

    надеждой на загробное воздаяние, которые служили в этом случае основой для

    катарсиса.

    На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических

    заболеваний (например, истерии), которые использовались многими

    священнослужителями в средние века. Уверенность людей в том, что данный

    священник действительно может им помочь, приводила к тому, что наложение

    рук, прикосновение к одежде и т. п. становились мощным стрессовым фактором,

    излечивавшим больного. Технология внушения, помогающая при подобных

    заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.

    В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства,

    направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным

    эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным

    образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства

    (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением

    психологии того времени.

    Необходимо упомянуть еще об одном способе управления поведением людей,

    снижения их эмоциональной напряженности - это проведение карнавалов,

    развитие элементов того, что М. Бахтин назвал «карнавальной культурой». Эти

    праздники давали возможность выйти за пределы жестких норм, хоть на время

    изменить свой статус, забыть о жестких, регламентированных обязанностях и

    нормах поведения, открывали простор для катарсического очищения в

    карнавальной деятельности. Важно, что нарушение запретов на карнавале

    происходило в роли, под маской, т. е. в личине другого человека.

    Развитие психологии в новое время

    Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со

    стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений,

    ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии.

    Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших

    психологические концепции в Новое время.

    Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития

    античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что,

    оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии

    сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия.

    Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии,

    которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики

    человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время

    еще не давало возможности выстроить полноценную концепцию психического

    (особенно психики человека) на его основе.

    Однако тесная связь с философией не означала, что психология в это

    время не искала собственного предмета исследования, конкретного определения

    области своей деятельности. Эта область понималась, прежде всего, как

    исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого

    себя. Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной.

    В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, ученым

    виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предмет

    психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких

    вопросов, исследовавшихся психологией античности, - о познании, о движущих

    силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на

    первый план выходили именно проблемы познания.

    Это было связано с несколькими причинами. Первая, о которой говорилось

    выше, - стремление доказать возможности человека в постижении истины на

    основе знания, а не веры. В связи рассматривалось психологами античности

    как одна из составляющих душевной жизни. Таким образом, из исследования на

    некоторое время выпадали проблемы движущих сил и регуляции внешней

    деятельности. В то же время вопросы о содержании и пункциях сознания

    подвели ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в

    поведении человека. Так вновь перед психологией вставала необходимость

    проанализировать разницу между разумным и неразумным (аффективным)

    поведением, границы свободы человека.

    Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период

    дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология

    ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития

    образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций

    сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и

    регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования

    ведущих психологов того времени.

    При этом если в конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета

    психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных

    данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона, то, начиная с

    Р.Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в

    познании и поведении.

    Тот факт, что это время - время расцвета механики, появления физики И.

    Ньютона, не мог не наложить отпечаток и на психологию. Отличительная черта

    этого периода заключается в том, что подчас не наука определяла развитие

    производства, а, наоборот, успехи в производственной деятельности, особенно

    в области механики, обусловливали появление новых научных воззрений. Так, в

    XVII в. утвердился новый взгляд на Вселенную, природу в целом как

    гигантский механизм. Аналогичный подход развивался и в Учениях о

    человеческом теле, которое виделось своеобразной машиной-автоматом,

    функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики.

    Этот новый объяснительный принцип, получивший название механистический

    детерминизм, именно в этот период господствует в психологии. В исследовании

    процессов познания психологи, работавшие в новое время, исходили из разных

    положений. Одни считали, что основой всех наших знаний являются ощущения,

    другие отдавали приоритет мышлению. Как уже говорилось, эти направления

    называются соответственно сенсуализм и рационализм.

    При этом сенсуалисты рассматривают процесс познания как единый, выделяя

    в нем несколько ступеней - от ощущения к мышлению, т. е. это процесс

    постепенного восхождения от частного к общему, постепенного обобщения

    отдельных предметов в классу и понятия на основе логики.

    Психологи-рационалисты выделяли в процессе познания два этапа. Первый

    этап, состоящий из нескольких ступеней, заключался, как и в сенсуализме, в

    восхождении от частного к общему при переходе от восприятия к логическому

    мышлению. Важным отличием было то, что понятие, которое формировалось таким

    образом, рационалисты не считали окончательным и, главное, объективным,

    передающим существенные свойства окружающего мира. Для постижения общего

    недостаточно чувственного опыта, считали они, выделяя еще один этап

    познания - интуитивное мышление, которое черпает знания из разума,

    мгновенно актуализируя в нем понятия, осознавая всеобщие законы и свойства

    предметов.

    В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, более

    распространенным был рационалистический подход, который разрабатывался

    такими известными учеными, как Р.Декарт, Г.В.Лейбниц. Во многом это было

    связано с необходимостью для психологии и философии преодолеть последствия

    схоластики. Однако уже к середине века бурное развитие наук, промышленности

    сделало очевидной необходимость учитывать в психологии и новые требования,

    а потому все большее распространение стал получать сенсуализм,

    представленный в то время в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса.

    Появление строго объективных методов исследования и изменение предмета

    психологии сказались и на понимании новым поколением психологов понятия

    «душа». Так как в объяснении фактов психической жизни она уже не играла

    прежней роли, то, согласно принципу Оккама, психология в то время и не

    испытывала нужды в использовании этого понятия в своих исследованиях.

    Однако в этом случае необходимо было найти другой подход для объяснения

    активности тела, выявить новый источник энергии для внутренней и внешней

    активности. Этому и помогли законы механики, открытые современной для того

    времени физикой, законы И. Ньютона. Именно они и были использованы Декартом

    для обоснования первой в истории психологии теории рефлекса, которая со

    временем получала все большее обоснование в открытиях в смежных с

    психологией областях науки и стала одним из постулатов современной

    психологии.

    Принцип активности, использованный Лейбницем для объяснения процессов

    познания, позволил по-новому представить себе соотношение между

    субъективностью и истинностью, адекватностью предмету в наших

    представлениях о внешнем мире. Его взгляды впервые показали порочность

    прежних идей о познании как независимом от эмоций и мотивов человека

    процессе, продемонстрировав единство всех сфер психического.

    Не менее важной для психологии (особенно для немецкой психологии) была

    и концепция Лейбница души-монады, в которой он доказывал, что в психике

    есть не только область сознания, но и область бессознательного. Хотя в то

    время это представление и не было полностью принято психологией, которая

    оставалась еще почти два века наукой о сознательных процессах, эти идеи

    Лейбница легли в основу последующих работ Гартли, Гербарта и, наконец,

    Фрейда, сделавшего бессознательное предметом своей глубинной психологии.

    Появление новых социальных групп и нарождение нового общества требовали

    пересмотра не только научных истин, но и нравственных ценностей уходящей

    эпохи, а, следовательно, и разработки новой этики. Анализ подхода к

    проблеме эмоций и свободы человека в теориях психологов Нового времени

    показывает, что в решении этих вопросов они во многом склонялись к позиции

    ученых античности, которые считали, что эмоции отражают внешнюю ситуацию (а

    часто и вызываются ею). Поэтому они также связывали свободу с возможностью

    преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельности.

    В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не

    механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея

    своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект

    экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом

    физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе психические)

    исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его

    анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи

    физиология переводила на язык опыта.

    Так, фантастическая по своей эмпирической фактуре рефлекторная схема

    Декарта оказалась правдоподобной благодаря обнаружению различий между

    чувствительными (сенсорными и двигательными (моторными) нервными путями,

    ведущими в спинной мозг. Открытие принадлежало врачам и натуралистам чеху

    И. Прахазке, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу, оно позволило

    объяснить механизм связи нервов через так называемую рефлекторную дугу,

    возбуждение одного плеча которой закономерно и неотвратимо приводит в

    действие другое плечо, порождая мышечную реакцию. Наряду с научным (для

    физиологии) и практическим (для медицины) это открытие имело важное

    методологическое значение. Оно опытным путем доказывало зависимость функций

    организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного

    субстрата, а не сознания (или души) как особой бестелесной сущности.

    Второе открытие, которое подрывало версию о существовании этой

    сущности, было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончании.

    Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать,

    результатом будет один и тот же специфический для каждого из них эффект,

    например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение

    вспышек света. На этом основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер

    (1801—1858) сформулировал «закон специфической энергии органов чувств»:

    никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань, не обладает.

    Выводы Мюллера укрепляли научное воззрение на психику, показывая

    причинную зависимость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных

    материальных факторов: внешнего раздражителя и свойства нервного субстрата.

    Наконец, еще одно открытие подтвердило зависимость психики от анатомии

    центральной нервной системы и легло в основу приобретшей огромную

    популярность френологии. Его автор - австрийский анатом Франц Галль (1758-

    1828) - предложил «карту головного мозга», согласно которой различные

    способности «размещены» в определенных участках, мозга. Это, по мнению

    Галля, влияет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, определять по

    «шишкам», насколько развиты у данного индивида ум, память и другие функции.

    Френология, при всей ее фантастичности, побудила к экспериментальному

    изучению размещения (локализации) - психических функций в головном мозге.

    В своей лабораторной экспериментальной работе физиологи - люди

    естественнонаучного склада ума - вторгались в область, которая издавна

    считалась заповедной для философов как «специалистов по душе». В итоге

    психические процессы перемещались в тот же ряд, что и видимая под

    микроскопом и, препарируемая скальпелем нервная ткань, их порождающая.

    Оставалось, правда, неясным, каким образом совершается чудо порождения

    психических продуктов, которые человек не может увидеть, собрать в пробирку

    и т. д. Тем не менее, выяснялось, что эти продукты даны в пространстве.

    Подрывался постулат, считавшийся со времен Декарта самоочевидным: душевные

    явления отличаются от всех остальных своей непространственностью.

    К новым открытиям пришел другой - исследователь органов чувств,

    физиолог Эрнст Вебер (1795 - 1878). Он задался вопросом: насколько следует

    изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное различие в

    ощущении. Таким образом, акцент сместился: предшественников Вебера занимала

    зависимость ощущении от нервного субстрата, его самого - зависимость между

    континуумом ощущений и континуумом вызывающих их физических стимулов.

    Обнаружилось, что между первоначальным раздражителем и последующими

    существует вполне определенное (разное для различных органов чувств)

    отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало уже

    другим. Для слуховой чувствительности, например, это отношение составляет

    1/160, для ощущений веса - 1/30 и т. д.

    Опыты и математические выкладки стали истоком течения, влившегося в

    современную науку под именем психофизики. Ее основоположником выступил

    немецкий ученый Густав Фехнер (1801 - 1887). Развитие психофизики

    начиналось с представлений о, казалось бы, локальных психических феноменах,

    которые имели огромный методологический и методический резонанс во всем

    корпусе психологического знания. В, него внедрялись эксперимент, число,

    мера. Таблица логарифмов оказалась приложимой к явлениям душевной жизни, к

    поведению субъекта, когда ему приходится определять едва заметные различия

    между внешними (объективными) явлениями.

    Прорыв от психофизиологии к психофизике был знаменателен и в том

    отношении, что разделил принципы причинности и закономерности. Ведь

    психофизиология была сильна выяснением причинной зависимости субъективного

    факта (ощущения) от строения органа (нервных волокон), как этого требовало

    «анатомическое начало». Психофизика же доказала, что в психологии и при

    отсутствии знаний о телесном субстрате, строго эмпирически, могут быть

    открыты законы, которым подвластны ее явления.

    Старая психофизиология с ее анатомическим началом расшатывалась самими

    физиологами еще с одной стороны. Голландский физиолог Франц Дондерс

    (1818 - 1889) занялся экспериментами по изучению скорости протекания

    психических процессов. Несколько раньше Г. Гельмгольц открыл скорость

    прохождения импульса по нерву; это открытие относилось к процессу в

    организме. Дондерс же обратился к измерению скорости реакции субъекта на

    воспринимаемые им объекты. Испытуемый выполнял задания, требовавшие от него

    возможно более быстрой реакции на один из нескольких раздражителей, выбора

    различных ответов на разные раздражители и т. д. Эти опыты разрушали веру в

    мгновенно действующую душу, доказывали, что психический процесс, подобно

    физиологическому, можно измерить. При этом считалось само собой

    разумеющимся, что психические процессы совершаются именно в нервной

    системе.

    Позже Сеченов, ссылаясь на изучение времени реакции как процесса,

    требующего целостности головного мозга, подчеркивал: «Психическая

    деятельность как всякое земное явление происходит во времени и

    пространстве».

    Центральной фигурой в создании основ психологии как науки, имеющей

    собственный предмет, был Герман Людвиг Гельмгольц (1821—1894). Его

    разносторонний гений преобразовал многие науки о природе, в том числе науку

    о природе психического. Гельмгольц открыл закон сохранения энергии. «Мы все

    дети Солнца,— говорил он,— ибо живой организм, с позиций физики, это

    система, в которой нет ничего кроме преобразований различных видов

    энергии». Тем самым из науки изгонялось представление об особых витальных

    силах, отличающих поведение в органических и неорганических телах.

    Занимаясь изучением органов чувств, Гельмгольц принял за объяснительный

    принцип не энергическое (молекулярное), а анатомическое начало. Именно на

    последнее он опирался в своей концепции цветного зрения. Гельмгольц исходил

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.