МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История развития этикета: факты

    совершение сделки, заключение мира и многие другие важные вехи в жизни

    человека сопровождались взаимным вручением подарков. Эти дары могли иметь

    значительную материальную ценность, но могли быть и символическими,

    поскольку самым важным было то, что между людьми возникали узы дружбы или

    служения. Подарки считались важным средством поддержания общественных

    связей, а подчеркнутая щедрость и гостеприимство обеспечивали человеку

    положение в обществе. Пригласившего в гости необходимо было в свою очередь

    пригласить к себе на пир и отплатить не менее, а если возможно, то и более

    щедрым и обильным угощением.

    Этикет в феодальном обществе. Рыцарский кодекс

    Основной чертой феодального общества являлась его строгая

    иерархичность. Это общество, где социальные роли были четко распределены,

    где индивид уже при появлении на свет обладал комплексом определенных прав

    и обязанностей, в том числе и в сфере этикета. Более строгому

    регламентированию поведения в феодальном обществе были подчинены

    представители господствующего сословия.

    Возникшая в 11 веке общественная система рыцарства распространилась по

    всей Европе, оказывая огромное влияние на европейский этикет и создавая

    вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых церемоний и

    ритуалов, таких, как посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского

    hommage —вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире,

    служение сеньору и избранной даме сердца. Кодекс рыцарской чести

    предписывал соблюдение сложных этикетных процедур, отступление от которых

    даже в мелочах мог уронить достоинство рыцаря в глазах других

    представителей этого класса. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета,

    его слова и жесты — все имело определенное символическое значение. Даже в

    тех случаях, когда, казалось бы, требовалась личная инициатива, рыцарь

    должен был сообразовывать свое поведение не со здравым смыслом, а с

    требованиями этикета. Например, во время битвы при Креси французские

    рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не посмели

    первыми обратиться к королю, так как только он обладал таким правом по

    отношению к своим подданным. Когда же король, наконец, начал говорить с

    ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почетное право

    докладывать королю и не думая о том, что промедление могло губительно

    отразиться на ходе битвы.

    Требования к рыцарю

    Согласно принятым в средние века представлениям, неоднократно

    сформулированным в литературных памятниках 12-13 веков, основными

    добродетелями рыцаря являлись храбрость, честность, великодушие, щедрость,

    гостеприимство, учтивость, стремление к славе. Все эти качества идеальный

    рыцарь должен был постоянно демонстрировать, как бы исполняя отведенную ему

    роль. Например, щедрость, как одна из основных доблестей феодального

    сеньора, проявлялась в том, что он раздавал и растрачивал свои богатства,

    не считая ни доходов, ни расходов и поражая гостей и вассалов своей часто

    бессмысленной расточительностью (один рыцарь велел засеять вспаханное поле

    кусками серебра, другой использовал для приготовления пищи восковые свечи

    вместо дров). Гостеприимство выражалось в организации бесчисленных пиршеств

    с огромным количеством гостей, где подавались десятки изысканных блюд и

    раздавались дары.

    Посвящение в рыцари

    Жизненный путь рыцаря был четко определен с самого рождения. С детских

    лет мальчиков обучали владеть оружием, а в семилетнем возрасте будущего

    рыцаря посылали служить пажом в замок родственника или сеньора. Там он

    учился охотничьему мастерству, верховой езде, искусству боя, а также

    манерам поведения по отношению к высшему, равному ему лицу или даме. Рыцарь

    должен был уметь играть на музыкальных инструментах, часто — слагать стихи

    (хотя умение читать и писать далеко не было обязательным), играть в

    шахматы, танцевать. В возрасте 14 лет паж становился оруженосцем и

    сопровождал своего господина в походах и на турнирах, помогая ему на поле

    брани и прислуживая в замке. В 21 год наступала пора посвящения в рыцари.

    Посвященный, одетый в платье определенного цвета, проводил ночь, бодрствуя

    в часовне, затем посвящал Богу свой меч и принимал причастие. Далее

    следовало ритуальное омовение, потом оруженосец преклонял колено перед

    сеньором, который наносил ему символический удар в шею или по щеке, после

    чего рыцарю надевали шпоры и перепоясывали его мечом. Полностью

    вооруженный, он вновь вставал перед сеньором на колени и получал еще один

    символический удар мечом. После этого рыцарь садился на коня и

    демонстрировал присутствующим свою ловкость и умение владеть копьем,

    поражая мишень.

    Принятие вассальной зависимости

    Полноправный рыцарь должен был входить в сложную систему сеньориально-

    вассальных отношений, т. е., как правило, служил своему сеньору и

    покровительствовал тем, кто находился в вассальной зависимости от него. Для

    установления таких отношений необходимо было выполнить ритуальную процедуру

    оммажа, когда вассал, стоя на коленях, вкладывал свои руки в руки господина

    и приносил ему клятву в верности, после чего получал от сеньора меч в знак

    установления взаимных обязательств.

    Турниры

    Турниры, являвшиеся неотъемлемой частью образа жизни рыцаря,

    проводились в соответствии с установленным ритуалом. Соперники, одетые в

    цвета своего рода или своей дамы, с непременным гербом и девизом на щите,

    должны были выбить друг друга из седла, строго соблюдая правила. В первый

    день турнира проводились единоборства, когда каждый мог выбрать себе

    соперника и вызвать его на бой, затем происходило сражение двух отрядов.

    Победитель получал награду из рук устроителей турнира или избранной им

    дамы. Турнир мог устроить король либо любой достаточно богатый и знатный

    феодал, имеющий такую возможность. С течением времени эти состязания

    обставлялись все более пышно, включая в себя элементы театрализованного

    действия.

    Обеты

    Много внимания уделялось соблюдению обетов, какими бы странными или

    даже смешными они ни казались в другие времена. Рыцарь мог дать клятву не

    прикасаться к пище или какому-либо определенному ее виду, не стричь волос,

    есть и пить стоя, носить на себе цепи и даже не мыться до тех пор, пока не

    исполнит торжественно данного обещания, касавшегося, как правило, военных

    подвигов.

    Представления об учтивости

    Стремясь к первенству при дворе, на турнире или на поле брани, рыцари

    соревновались друг с другом в учтивости. Неслыханным позором для рыцаря

    было не предоставить старшему по рангу то место, которое ему подобало, но и

    среди равных было распространено постоянное и подчеркнутое стремление

    оказать почести. Уступить более почетное место, пойти навстречу, первым

    обнажив голову в знак уважения, считалось признаком хорошего воспитания, и

    потому при посещении храма или переходе через узкую улочку начинались

    бесконечные споры о том, кто кому уступит дорогу, а при попытке поцеловать

    руку даме та часто отдергивала ее, чтобы избежать якобы незаслуженной

    чести.

    Куртуазная любовь и культ дамы

    В средние века церковь и законодательство освящали неравноправие

    мужчин и женщин. Женщина была лишена многих социальных и экономических

    прав, ее подчиненное положение в семье было законодательно закреплено.

    Выходя замуж, она теряла все права на наследство от родителей, не получая

    ничего, кроме своего приданого; оставаясь вдовой, она зависела от своих

    сыновей.

    Тем не менее именно в этот период возникает так называемый «культ

    дамы», или форма отношений между рыцарем и его дамой, названная «куртуазной

    любовью», что нашло свое отражение в рыцарской поэзии 12–13 веков, в

    произведениях таких авторов, как Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер

    Фогельвейде, Кретьен де Труа и других. Согласно средневековым источникам

    отношения рыцаря и дамы приравнивались к отношениям сеньора и вассала и

    часто описывались с употреблением той же терминологии. Рыцарь должен был

    избрать себе объект поклонения и служить избранной даме как своему сеньору,

    даже если его чувство никогда не было вознаграждено. Прекрасная дама в

    представлении средневековых авторов должна была обладать любезностью,

    способностью вести светскую беседу, красотой, благородством манер, веселым

    нравом и кокетливостью.

    Куртуазная любовь никогда не была связана с браком и

    противопоставлялась ему, но тем не менее, невзирая на «незаконность»

    отношений, который могли представлять собой и платоническое «служение», и

    адюльтер, и даже «любовь на расстоянии» (когда рыцарь совершал подвиги во

    имя дамы, которую никогда не видел), поведение рыцаря и дамы определялось

    целой системой строго установленных норм. Рыцарь всячески демонстрировал

    свое чувство: хорошим тоном считалось в отсутствии дамы или при ее

    очевидной неблагосклонности обнаруживать свои страдания. От него ожидалось,

    что он не сможет ни есть, ни спать, прекратит всякие развлечения, громко

    оплакивая свою участь.

    Принято было носить цвета своей возлюбленной (символика цвета играла

    важную роль в средневековом этикете и в особенности в отношениях между

    влюбленными) и предметы ее туалета, подаренные в знак любви. Иногда по

    окончании турнира дамы оставались полуодетыми, так как дарили рыцарям свои

    украшения и детали одежды вплоть до рукавов и рубашек. Эти подарки имели

    большое значение и всегда сопровождали рыцаря. Если он побеждал в турнире,

    будучи одетым в цвета своей дамы, он посылал ей коня и оружие побежденных

    противников. Дама могла оставаться равнодушной к ухаживаниям, не проявляя

    жалости и сострадания, но могла и принять их, также нося герб своего

    поклонника и демонстрируя его дары.

    И дама, и в особенности рыцарь часто давали обеты и клятвы,

    сопряженные с особенной трудностью выполнения (известен случай, когда дама

    вручила своему возлюбленному свою рубашку вместо кольчуги для участия в

    турнире, а затем, после его победы, с гордостью надела окровавленную

    рубашку поверх своего платья). Даже для чрезвычайно знатных феодалов не

    считалось зазорным слагать стихи и песни в честь дамы и даже лично

    исполнять их (иногда восхваление дамы поручалось странствующим менестрелям,

    воспевавшим красоту и благородство какой-либо особы везде, где им

    приходилось скитаться).

    Несмотря на всю искусственность кодекса куртуазной любви, концепция

    служения даме стала стандартом поведения на протяжении столетий. Она

    повысила положение женщины в обществе и требовала от мужчины хотя бы

    внешнего соответствия нормам щедрости, учтивости, верности и скромности.

    Появившиеся в тот период понятия о «благородном» поведении создали

    поведенческие образцы, сохранившиеся до настоящего времени. Таким образом,

    рыцарский кодекс оказал чрезвычайно важное влияние на развитие этикета в

    последующие столетия и внес несомненный вклад в формирование современных

    манер, поскольку даже этикет двадцатого столетия предусматривает для женщин

    определенные привилегии и преимущества.

    Придворный этикет

    С 15 века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета

    оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала

    определенное влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем с

    развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция.

    В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который

    становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная

    должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и

    строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Члены семьи

    монарха и придворные должны были в определенный час вставать, точно

    указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать

    предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д. Было точно

    определено, как проходили церемонии аудиенции, торжественных выходов,

    прогулок, обедов, балов.

    Например, при бургундском дворе герцог два–три раза в неделю давал

    публичные аудиенции, где каждый мог вручить ему прошение. Все придворные

    должны были присутствовать, размещаясь согласно рангу по обе стороны трона,

    а подле него находились коленопреклоненные чиновники, читавшие и

    рассматривавшие прошения.

    Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском

    дворе. Чем выше ранг, тем более сложным был ритуал. Например, королева

    Франции в течение года не покидала покоев, где ей сообщили о смерти

    супруга, а для принцесс этот срок ограничивался шестью неделями. Покои были

    занавешены и убраны черным, и принцесса, одетая в траур, должна была

    провести эти шесть недель в постели. Покои для пребывания знатной дамы

    после родов убирались зеленым шелком, причем все предметы в этих комнатах

    служили определенным церемониальным целям.

    Право первенства

    Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий

    характер. Вопрос преимущества кого-либо зачастую становится вопросом жизни

    и смерти, так как непростительным оскорблением считалось занятие, хотя бы и

    нечаянное, чужого места или вход в комнату раньше персоны более высокого

    ранга. Имело значение, кто на чем сидит, кто оказывает ту или иную услугу

    королю. Придворный или посол иностранного государства, удостоенный лучшего

    места, считался занимавшим более высокий ранг, что приводило даже к

    международным конфликтам, так как посол, чью карету на королевской прогулке

    обогнала карета другого, мог счесть это унижением своей страны и ее двора.

    Поэтому все поведенческие нормы были тщательно формализованы. При

    бургундском дворе было точно предписано, каким именно придворным дамам

    можно было ходить рука об руку и должна ли (и каким именно образом) одна

    другую поощрять к подобной близости. Известны случаи, когда строгое

    соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При

    испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в

    стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей,

    чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое

    придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили

    немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

    Этикет при французском дворе 17 века

    Эта система достигла своего апогея в 17 веке при дворе Людовика XIV,

    где стараниями «короля-солнца» была ритуализирована каждая мелочь.

    Церемонии того времени возносили короля до уровня недоступного божества.

    Утром, при пробуждении короля, на него надевали халат главный хранитель

    опочивальни и несколько придворных, причем было расписано не только то, кто

    какую именно оказывал услугу, но и их движения. Затем двери опочивальни

    открывались, и короля могли лицезреть придворные высших рангов,

    склонившиеся в глубоком поклоне. Король произносил молитву и выходил в

    другую комнату, где одевался, при этом ему вновь прислуживали представители

    высшей знати, в то время как основные придворные, имеющие на это право,

    лицезрели этот процесс, стоя в отдалении в почтительном молчании. Затем

    король удалялся в часовню во главе процессии, а на его пути рядами стояли

    сановники, не удостоенные аудиенции, повторяя свои прошения в надежде, что

    проходя мимо, Людовик XIV услышит их и даже, может быть, произнесет: «Я

    подумаю об этом». Во время королевской трапезы все придворные должны были

    стоять, соблюдая полнейшую тишину. Король восседал в кресле. Королева и

    принцы, если они присутствовали, имели право сидеть на стульях, а другие

    члены королевской семьи — на табуретах. Король мог оказать величайшую честь

    знатной даме, позволив ей сесть на табурет; у мужчин такой привилегии не

    было, но все они стремились к ней ради своих жен.

    Понятно, что в таких условиях принципиальное значение придавалось

    вопросам первенства, и никто уже не уступал, как в средние века, своих

    привилегий и прав другому. Тот, кто удостаивался особой чести (например,

    нести свечу в королевской опочивальне), мог получить дополнительные

    социальные и, что не менее важно, материальные преимущества перед другими.

    Чины, милости, деньги, поместья — все добывалось именно при дворе, в

    толпе придворных, подчиненной этой строжайшей иерархии. Придворные были

    вынуждены ежедневно проводить стоя долгие часы ожидания, терпеть скуку

    королевской трапезы и унизительные обязанности прислуги для того, чтобы

    быть замеченными королем. Годы, проведенные подобным образом, оказывали

    пагубное влияние на их характер и интеллект, но приносили ощутимые

    материальные выгоды.

    Требования к придворным

    Очевидно, что придворные обязательства требовали от дворянина

    определенных качеств. Сохранились руководства по поведению того времени, из

    которых одним из самых известных является сочинение графа Кастильоне

    «Придворный». Согласно ему придворный должен быть любезен и внимателен,

    избегать сплетен, злоязычия и лжи. Его манеры должны были выглядить

    естественными без неловкости, он обязан был хорошо говорить на нескольких

    языках, уметь играть в карты, не обращать внимания на денежные потери,

    петь, рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, практиковать

    модные в то время виды спорта, но отнюдь не игры простонародья. На войне

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.