МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История развития этикета: факты

    ветвей родственников; только глава семьи имел право отделять некоторых из

    них. Дом был разделен на женскую и мужскую половины. Мужская запиралась на

    ключ главой семьи. Женская половина состояла из светелок, теремов и сада

    для прогулок. Степень старшинства определяла положение каждого обитателя

    дома, то же касалось и слуг, количество их определяло знатность

    домовладельца, который жаловал и наказывал по своему усмотрению.

    Хозяйственные функции в доме могли делиться между хозяином и женой. Часто

    брали на воспитание сирот, которые находились как и родные дети в полной

    власти главы семьи. Такой поступок считался богоугодным делом. Разводы были

    редки, производились по бракоразводным грамотам и приговорам священников;

    супружество прекращалось с монашеством (иногда насильственным); были и

    «полюбовные» разводы, когда муж «отпускал» жену, что осуждалось церковью.

    Освященный церковью брак можно было заключать только три раза.

    Заключение брака и свадьба в допетровской Руси

    Браки заключались по воле родителей. У простых людей свадебный обряд

    состоял из сватовства, сговора и венчания с пиром. Почин мог исходить от

    обеих сторон, помогали свахи (формально нельзя было видеть невесту до

    сватовства, а мужа до венчания) и сваты — родственники жениха. Сват имел

    право на смотрины, разговор с невестой, дабы выявить возможные изъяны; на

    сговор родители невесты приезжали к жениху, им били челом его родители, все

    подписывали «рядную запись» из двух частей — брачного договора и описи

    приданого; после чего отказ от брака был почти невозможен, даже при

    «подлоге» невесты, которую будущий муж видел только на венчании. Ранняя

    женитьба или замужество ограждали от соблазнов холостой жизни. Женщины

    выдавались замуж начиная с 11-12 лет, мужчины — с 12-15 лет; в крестьянских

    семьях, где в жене видели прежде всего работницу, невеста могла быть и

    старше жениха. Невесту «убирали» подруги, в знатной семье ее развлекали

    «плясицы»; пировать начинали за день до венчания, а потом продолжали еще

    три дня, в одном или в обоих домах. Венчали вечером (в церкви были только

    родственники жениха и сваха). Пировали со следующего утра. После трех

    перемен блюд молодых вели на постель в «сенник», затем выносили невестину

    рубаху на показ гостям, накидывали на молодоженов шубы, кормили кашей; на

    второй день дарили подарки, а они одаривали гостей. Молодых величали

    «князем» и «княгиней». На свадьбе присутствовали древние «чины» — тысяцкий,

    посаженый отец или посаженная мать (у сирот), ясельничий или конюший,

    дружки; сам ритуал должен был привлечь Божье благословение.

    Семейные праздники в допетровской Руси

    Из семейных событий крестины чаще бывали на восьмой день после

    рождения; ребенка торопились окрестить, чтобы в случае смерти Бог «забрал

    его к себе». В период двоеверия (т. е. повсеместного распространения

    пережитков язычества) кроме христианского имени широко бытовали и прозвища

    (Неждан, Волк, Дружина). День рождения не считался праздником, торжественно

    справлялись лишь именины; в «день ангела» будущим гостям рассылались

    именинные пироги тем больше, чем выше был чин гостя, вечером на пиру

    одаривали именинника. На новоселье священник освящал дом, в который вносили

    хлеб-соль (символ благополучия и спасения от «сглаза»), а суеверные люди —

    черную кошку или курицу, а также растворенную квашню; после был пир.

    Похороны в допетровской Руси

    Считалось, что христианин умер достойной смертью, если он находился в

    сознании, чтобы огласить завещание, благословить родню иконой, отпустить на

    волю холопов, сделать «вклады» в церкви и монастыри, некоторые принимали

    схиму; после смерти на окно ставили святую воду — «на омовение и питание

    души», люди с достатком нанимали плакальщиц. Хоронить старались быстро

    (летом — за сутки); опустив гроб, прикладывались к иконе, ели кутью; после

    похорон устраивались поминки, потом на девятый день и на сороковой; от

    похорон до 40-дневного поминовения читали Псалтырь, часто и на могиле, и в

    церкви, и дома. В народном сознании похороны воспринимались как

    бракосочетание со смертью, а свадьба — как похороны девичьей свободы.

    Поэтому в песнях, сопровождавших эти обряды, есть немало схожего.

    Гостевой этикет в допетровской Руси

    Гостевой этикет на Руси учитывал возраст и происхождение. К равному

    гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу; к более высокому лицу

    шли через двор пешком; не было принято старшим ездить к младшим. Важного

    человека приглашал сам хозяин или его родня, менее важных — родня или

    слуги; знатного гостя встречали у крыльца или устраивали три встречи (слуги

    у ворот, родня во дворе и хозяин у крыльца), равного — в сенях, младшего —

    в комнате.

    Палка (или трость) оставалась в сенях, в комнату входили без шапки,

    несли ее с платком внутри перед собой в руке, троекратно крестились на

    образа, клали три поясных поклона до земли, затем кланялись хозяину

    (кивком, в пояс, касаясь земли рукой, на коленях, касаясь лбом пола),

    равные протягивали друг другу руки; друзья и родные раскрывали объятия,

    целовали гостя в голову, прижимали к груди. В гостях нельзя было кашлять и

    сморкаться; хозяин «корил» себя в специальных словесных формулах, гостю

    говорил особые комплименты, называя его «кормильцем» и «благодетелем»; у

    светских людей спрашивали про здоровье, у духовных особ — о спасении. При

    прощании троекратно крестились на образа, кланялись им, целовались с

    хозяином, один раз крестились, и хозяин провожал гостя до сеней или

    крыльца, по его знатности. Знаком высшего доверия к гостю был выход жены с

    чаркой; жена меняла наряды перед угощением каждого гостя, избранного мужем,

    потом они ее целовали. В случае приглашения гостя на обед жена обедала на

    своей половине.

    Положение женщины в допетровской Руси

    Относительная свобода славянской женщины в 10—13 веках постепенно

    сменилась ее ограничением во всех слоях общества, но особенно у самых

    родовитых и состоятельных. До замужества девушка находилась в полном

    подчинении у отца, после свадьбы — у мужа. Никогда и ни при каких

    обстоятельствах порядочная женщина не показывалась без сопровождающих, из

    дому выходила редко, обычно только в церковь. При разговоре с посторонними

    считалось приличным закрывать лицо рукавом.

    В домашнем кругу женщину с детства окружали многочисленные кормилицы-

    «мамки», нянюшки, сенные девушки, зачастую бедные родственницы и

    приживалки. Выйдя замуж и став хозяйкой, женщина должна была следить за

    повседневной жизнью всех многочисленных домочадцев, вставать раньше всех, а

    ложиться — позже. Круг общения женщины был крайне ограничен. За расходами

    следил обычно хозяин, уход за детьми передавался доверенным слугам, хозяйка

    заботилась об одежде и утвари, раздавала «уроки», то есть работу, которую

    все домочадцы должны были сделать за день. Достойным занятием считалось

    рукоделие, которому обучали с малых лет. Грамоте обучали весьма немногих.

    Женской в России отчасти была и профессия ювелира. Заботилась хозяйка и о

    душе своих подопечных — учила их молитвам, следила за нравственностью.

    Утрата девственности была позором для самой девушки и всего дома: в

    городах таких согрешивших постригали в монастырь, в селах их позорили,

    мазали дегтем ворота, но на не слишком выгодное замужество они все же могли

    рассчитывать.

    В семье хозяин, чтобы не подвергнуться всеобщему осуждению, должен был

    держать в страхе жену и всех домочадцев. Провинности наказывались плетью

    (плеть-«дурак» висела на поясе у мужа). Подробная роспись наказаний

    содержится в знаменитом «Домострое», чье составление приписывается

    сподвижнику Ивана Грозного священнику Сильвестру. В имущественном отношении

    русская женщина и в то время была защищена законом: за ней сохранялись

    права на приданое, вдова получала не менее седьмой части имущества мужа,

    если не было завещания в ее пользу, жена и дети осужденного преступника

    сохраняли права на его имущество.

    Еда в допетровской Руси

    Соблюдению постных дней придавалось огромное значение. Росписи блюд

    составлялись чуть ли не на год. У хорошего хозяина всегда имелись в большом

    количестве съестные припасы. На рынке покупали продукты только самые бедные

    люди. Хозяину полагалось настойчиво угощать гостя, который не имел права

    отказываться от угощения. Часто еда с пира посылалась тем приглашенным,

    которые почему-либо не пришли. Чем больше повар следовал традициям, тем

    выше ценилось его искусство.

    Одежда в допетровской Руси

    Одежда у мужчин и женщин имела одинаковые линии, никогда не

    подгонялась по фигуре, состояла из нескольких слоев: исподнего — домашнего,

    среднего и верхнего. На рубаху у женщин надевался летник, затем опашень

    (или сарафан, душегрея, телогрея), мантия (приволока), или шуба, а у мужчин

    — кафтан, ферязь, опашень, шуба (ходить без пояса не полагалось). Названия

    мужской и женской одежды были схожи, но была и «летняя шуба» (без меха) у

    одних женщин. Женщины чаще, чем мужчины, ходили в сапогах (башмаках,

    чеботах) на высоких каблуках; девицы обязательно показывали волосы из-под

    венцов (или головных повязок), замужние женщины прятали их под волосник, на

    который надевали убрус (платок), кику или кокошник. Выходить на улицу без

    румян, сурьмы, белил женщине было неприлично. Одно время следовали

    восточной моде чернить зубы. Нарядная одежда (в том числе дорогая),

    хранящаяся помногу лет, была почти в каждой семье, а на различия в

    общественном положении указывал головной убор. Серьги, ожерелья, перстни,

    одновременно несколько образков и крестов на шее носили и женщины и

    мужчины. Одежда обшивалась часто жемчугом, полудрагоценными камнями и

    драгоценными нитями (золотыми и серебряными). Женщинам полагалось держать

    платок в руках, мужчины носили платок не в кармане, а в шапке.

    Поездки и путешествия в допетровской Руси

    В поездках и путешествиях предпочитали санный и водный пути, сани и

    струги, так как дороги были плохие. Летом старики ездили в колымагах и даже

    в санях; молодые ездили верхом (верхом щегольства были белые лошади).

    Знатный человек ехал, окруженный свитой, слуги били в литавры, чтобы

    отпугнуть прохожих на дороге. Женские повозки скрывали пассажирок, для

    которых имелись небольшие слюдяные оконца. В поездках укрывались множеством

    одежд, брали с собой сулею с вином, съестные припасы, пополняя их в дороге.

    Мебель в то время была редка и дорога, даже самые знатные и богатые возили

    ее за собой. За плату можно было нанять лошадей и ямщиков.

    Бани в допетровской Руси

    Бани (мыльни) у древних славян были в виде полуземлянок, топившихся по-

    черному. В средние века их топили 1—2 раза в неделю, летом в городских

    поселениях власти часто запрещали мыться таким образом из-за опасности

    возникновения пожаров. В этих случаях ходили в общественные платные, так

    называемые «царские» бани, где мужчины и женщины раздевались в общем

    предбаннике, а нередко и мылись вместе, причем обычай этот продержался до

    времен Екатерины II, когда наблюдавший эту картину многоопытный Дж.

    Казанова заметил, что это происходит не от развращенности, а от чистоты

    нравов. Баня была излюбленным народным средством от разных недугов, здесь

    нередко происходили роды. Баню не советовали посещать натощак; обязательно

    мылись и парились в субботу, чтобы предстать чистыми к воскресной заутрене.

    Пиры в допетровской Руси

    Пиры устраивались как одним лицом, так и несколькими хозяевами

    одновременно — такие пиры назывались «братчинами». Хозяин готовился загодя,

    украшал горницу (реже и сени) мехами, коврами, драгоценными сосудами;

    гостей усаживали по «чину». Сначала выпивали по чарке водки, закусывая

    хлебом, наломанным хозяином, затем шли перемены блюд. Еда была нарезана,

    драгоценные ножи лежали для красоты, «торели» (тарелки) предназначались для

    костей, только перед особенно важными гостями ставили отдельные тарелки,

    использовали деревянные ложки, гораздо реже двузубые вилки. Когда

    произносилась здравица, каждый из гостей выходил на середину комнаты и

    выпивал чарку. После некоторых здравиц пели «многая лета». Особую любовь и

    уважение вызывали те гости, которые ели и пили все, что предложит хозяин.

    На пиру четко отличали пьяную брань и драку от настоящего оскорбления, не

    вменяли это в вину. По церковным праздникам устраивались пиры с участием

    духовных лиц. Начинали их после обедни, важный гость сидел в «красном

    углу», во время пира часто пел священник или дьякон. Если женщины

    приглашались на пир, то они ели за отдельным столом в особой комнате.

    Братчины устраивались крестьянами и посадскими людьми в складчину на какой-

    либо праздник и по нему назывались — «братчина Покровщина» — на праздник

    Покрова Богородицы и т. д.

    Развлечения в допетровской Руси

    Суровый повседневный труд в России с ее тяжелым климатом, не оставлял

    много времени для развлечений. Излюбленным досугом высшего круга общества

    была охота: псовая и соколиная.

    Общедоступным всенародным зрелищем и действом были церковные службы,

    привившие народу любовь к музыке; песня сопровождала русского человека

    везде и всегда. До царствования Алексея Михайловича не существовало театра,

    число и характер развлечений строго ограничивалось церковью, чей авторитет

    был непоколебим. Весело праздновались святки с непременными ряжеными,

    временем катаний, хороводов и гуляний была Масленица. Карнавалы, столь

    характерные для Западной Европы, не прижились в России из-за холода во

    время Масленицы и из-за большой строгости к таким забавам православной

    церкви. При дворе, например, Ивана Грозного, были развлечения с «машкарами»

    (масками), но нравственным примером для общества стал князь Репнин,

    отказавшийся надеть «личину» и убитый за это. Игрища скоморохов со времен

    крещения Руси преследовались, как и игры в карты, кости («зернь») и даже

    шахматы и шашки («тавлеи»). Языческие обычаи, нередко весьма откровенные,

    как «обегание огородов» обнаженными женщинами в сумерках, костры и игрища

    на Ивана Купала, несмотря на все попытки их вытравить, продержались до

    начала 20 века. Зимние забавы — катание на коньках, спуск с ледяных гор —

    развлекали все слои общества. Традиционны были кулачные бои: поединки и

    «стенка на стенку».

    Петровское время (1696-1725 годы)

    Брак в петровское время

    Реформы Петра I нарушили традиционную замкнутость боярских, дворянских

    и городских (посадских) семей. Регламентация всех сторон быта, проводимая

    Петром I, коснулась в первую очередь института брака. Резко возросло число

    неравных браков с представителями низших сословий, добившихся «чинов». С

    1720 года разрешались браки с иностранцами (при условии сохранения супругом

    православной веры). Было разрешено заключать браки с разведенными и даже с

    расстриженными монахами и священниками. Указом 28 февраля 1714 года Петр I

    запретил во избежание увиливания от государственной службы дворянским и

    «подъяческим» сыновьям жениться, не окончив школы. Указом от 1722 года «О

    дураках» браки запрещались слабоумным, если они не проходили годовое

    «исправление» на службе. Оставался запрет на четвертый по счету брак, плата

    государству при заключении каждого последующего из трех браков возрастала.

    Сам царь, знаменитый своим скандальным браком с Мартой Скавронской, будущей

    императрицей Екатериной Алексеевной, поддерживал добровольный брак, по его

    мнению, способствовавший «умножению» служилого дворянства. Пары могли

    познакомиться, как и раньше, в церкви, затем на ставших свободными для

    женщин прогулках, приемах, ассамблеях (даже воспитанницам монастырей давали

    часы для знакомства с будущими женихами). В 1720 году Петр I запретил

    составлять «сговорную запись» и закреплять ее в приказе крепостных дел,

    заменив «росписью приданого». Предписывалось видеться до венчания и

    обручиться за шесть недель до него. В 1722 году царь приказал Сенату и

    Синоду расторгнуть насильственные браки; при нем стали возвращаться «в мир»

    насильно постриженные жены. Но воля родителей в устройстве браков своих

    детей все равно надолго осталась решающей. Свадебный обряд изменился только

    в Москве и Санкт-Петербурге. На свадьбе, где веселились вместе мужчины и

    женщины, полагалось выставить щедрые угощения с вином и разнообразными

    блюдами. Свадьбы посещал сам Петр с Екатериной; царь запретил показывать

    гостям невестину сорочку, хотя в провинции этот обычай сохранялся еще

    долго. В 1722 году Петр I постановил разводить супругов при доказанном

    прелюбодеянии, побегах и самовольных отлучках, при втором браке при живом

    супруге, также наказывали солдаток за второй брак при муже. Реформы Петра I

    сделали немало для внешней европеизации семейного уклада дворян, но

    внутренняя жизнь подавляющего большинства семей всех сословий изменилась

    мало.

    Положение женщины в петровское время

    Через изменение отношения к женщине Петр I надеялся европеизировать

    русскую знать. Еще до введения обязательных ассамблей было отменено

    «тюремное» затворничество боярских и дворянских жен и дочерей, они

    присутствовали на различных придворных приемах и праздниках. Знать пыталась

    угодить царю, вводя новшества: заказывала новые женские платья, парики,

    зеркала, картины, вводила в обиход музыку и танцы. В состоятельных семьях

    смотрели на дочь как на средство «устроить» будущее всей семьи через ее

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.